Файл: Отчет по практической подготовке по учебной практике.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 150
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На основе результатов анализа констатирующего эксперимента был разработан формирующий эксперимент, который проводился с учащимися 1 «А» класса. Целью формирующего этапа экспериментального исследования было с помощью специально подобранных методов поднять уровень самостоятельности у младших школьников. Нами был представлен план занятий по развитию самостоятельности у детей младшего школьного возраста.
На контрольном этапе исследования установлено, что уровень развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста находится на высоком уровне (56,5%). После проведения занятий у младших школьников значимо повысился уровень сформированности представлений о самостоятельности, самостоятельность как качество личности, отражающее стремление выполнять деятельность самостоятельно, уровень развития самостоятельности в поведении.
На основе опытно-экспериментального исследования можно сделать вывод, что разработанный и апробированный комплекс занятий позволил выявить положительную динамику развития самостоятельности у младших школьников. Проведя все занятия по формированию самостоятельности у младших школьников, мы пришли к выводу о том, что уровень сформированности данного качества стал намного выше, обучающиеся могли не только дать определение понятию «самостоятельность», но и раскрыть его суть, рассказать о том, насколько в жизни важно уметь самостоятельно организовывать свою досуговую деятельность, самостоятельно принимать решения, которые не требуют помощи взрослого, самостоятельно анализировать свои поступки, ставить перед собой цель для дальнейшей деятельности.
Подтвердилась гипотеза о том, что организация внеурочной работы по развитию самостоятельности будет результативной, если педагог будет использовать на занятиях комплекс следующих методов:
-
наглядные (показ педагога, пример, помощь); -
словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование рассказов, пословиц и поговорок); -
практические (самостоятельный выбор игры, подготовка к их проведению).
Таким образом, в ходе прохождения практики по получению первичных профессиональных знаний и навыков нами были выполнены следующие виды работ:
-
проведение установочного собрания. -
проведение инструктажа по охране труда. -
разработка дизайна исследования. -
реализация и проведение программы исследования. -
анализ полученных данных. -
подготовка отчета по практике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Абрамов, Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие / Г. С. Абрамова. – М. : Академ. Проект, 2003. – 704 с. -
Акулова, Е. Формируем у детей самостоятельность и ответственность / Е. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2009. – №9 – с. 52-58. -
Баранцева, О. И. Внеурочная деятельность – инструмент развития творческой личности / О. И. Баранцева // Журнал «Начальная школа», 2013. – № 6. -
Бодрова, И. В. Развитие самостоятельности у младших школьников / И. В. Бодрова // Начальная школа, 2008. – № 8. -
Данилов, М. А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения / М. А. Данилов. – М. : Просвещение, 1978. – 290 с. -
Жарова, Л. В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся / Л. В. Жарова. – М. : Посвет 1982. – 73 с. -
Жарова, Л. В. Учить самостоятельности / Л. В. Жарова. – Книга для учителя, М. : Просвещение, 1993. – 205 с. -
Карта проявлений самостоятельности (А. М. Щетинина) // Диагностика социального развития ребенка / А. М. Щетинина. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – С. 27-28. -
Качина, Л. Б. Использование опросников в работе практического психолога образования / Л. Б. Качина // Психология и школа. – 2006. – № 4. – с. 21-28. -
Кулагина, И. Ю. Возрастная психология / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М. , 2002. -
Пакулина, С. А. Психолого-педагогические особенности обучения формам самостоятельной работы младших школьников / С. А. Пакулина // Начальная школа, 2009. – №3. -
Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальные исследования / П. И. Пидкасистый. – М. : Педагогика, 1980. – 240 с. -
Платохина, Н. А. Организация самостоятельной деятельности детей в процессе ознакомления с историей и культурой родного края / Н. А. Платохина // Детский сад от А до Я. – 2008. – №1 – с. 108-115. -
Поддубская, Г. С. Воспитываем самостоятельность / Г. С. Поддубская // Пачатковая школа. – 2013. – №8. – С. 63 – 66 -
Провоторова, В. П. «Нравственное развитие младших школьников во внеурочной деятельности» / В. П. Провоторова // Журнал «Начальная школа». – 2011. – №1. -
Ремизова, Н. В. «Познавательная самостоятельность и ее развитие у учащихся начальных классов» / Н. В. Ремизова // Журнал «Начальная школа», 2011, № 11 -
Степанов, П. В. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителей общеобразоват. организаций. / П. В. Степанов, Д. В. Григорьев. – М. : Просвещение, 2014. – 127 с -
Удова, О. В. Самостоятельная деятельность детей – условие развития самостоятельности в дошкольном возрасте / О. В. Удова. – Иркутск: Восточно-Сибирская гос. акад. образования, 2014. – 131 с. -
Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 5-е изд. , стереотип. / Г. А. Урунтаева. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с. -
Цукерман, Г. А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников? // Вопросы психологии. – 1998. – №5. – с. 68 -
Щуркова, Н. Е. Воспитание детей в школе / Н. Е. Щуркова – М. : Новая школа, 2008. – 206 с. -
Щуркова, Н. Е. За гранью урока / Н. Е. Щуркова – М. : Центр гуманитарной литературы, 2014. – 192 с. -
Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. – М. : Педагогика, 1989. – 367 с. -
Юсупова, Г. Воспитание самостоятельности у детей / Г. Юсупова // Дошкольное воспитание. – 2002. – №8 – с. 28-29. -
Яшнова, О. А. Успешность младшего школьника / О. А. Яшнова. – М. : Академический проект, 2003. – 233 c.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Опрос учащихся «Представление о самостоятельности и трудолюбии»
Вопросы:
1. Что такое самостоятельность?
2. Какого человека называют самостоятельным?
3. Считаешь ли ты себя самостоятельным? Почему?
4. В чем проявляется твоя самостоятельность?
5. Считаешь ли ты себя трудолюбивым и почему? [22]
Обработка результатов:
За правильный ответ начисляется 2 балла
За средний ответ – 1 балла
За неправильный ответ начисляется 0 баллов
Критерии оценки:
Критерии оценки:
– высокий уровень сформированности представлений: 8-10 баллов. Школьники знают, что такое самостоятельность, считают себя самостоятельными, ответ аргументирован;
– средний уровень: 4-7 баллов. Школьники знают, что такое самостоятельность, считают себя самостоятельными, но ответ не аргументирован;
– низкий уровень: 1-3 балла. Школьники знают, что такое самостоятельность, но не считают себя самостоятельными;
– очень низкий – 0 баллов. Школьники не знают, что такое самостоятельность, не могут описать признаки самостоятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
«Диагностика параметров самостоятельной деятельности учащихся» (Л. В. Жарова)
Шкала оценки педагогом самостоятельной деятельности школьников
Параметры | Показатели | В баллах |
Успеваемость (1) | Отличная | 3 |
Хорошая | 2 | |
Средняя | 1 | |
Низкая | 0 | |
Мотивация (2) | Устойчивый комплекс мотивов | 3 |
Один устойчивый мотив | 2 | |
Ситуативные мотивы | 1 | |
Положительная мотивация не проявляется | 0 | |
Активность (3) | Творческая активность | 3 |
Интерпретирующая активность | 2 | |
Воспроизводящая активность | 1 | |
Пассивность | 0 | |
Организованность (4) | Планирование этапов и способов деятельности. Организация рабочего места и средств. Планирование времени | 3 |
Организация рабочего времени и средств. Планирование времени | 2 | |
Требуется напоминание взрослого | 1 | |
Свойство не проявляется | 0 | |
Ответственность (5) | Работа всегда выполняется без внешнего контроля | 3 |
Работа чаще всего выполняется без внешнего контроля | 2 | |
Работа выполняется только в условиях внешнего контроля | 1 | |
Работа не выполняется успешно и в условиях внешнего контроля | 0 | |
Самостоятельность (6) | Используется комплекс умений. Перенос умений | 3 |
Умения используются в стандартных ситуациях без внешней помощи | 2 | |
Умения используются при частичной помощи | 1 | |
Свойство не проявляется | 0 |
На основе наблюдений за процессом самостоятельной деятельности в исследуемой группе, педагог оценивает каждый параметр в соответствии с принятой шкалой. Данные по каждому ученику фиксируются в специальной таблице.
Лист оценки преподавателем самостоятельной деятельности школьников
Школьники ФИО | Параметры | |||||
Успеваемость (1) | Мотивация (2) | Активность (3) | Организованность (4) | Ответственность (5) | Самостоятельность (6) | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Интерпретация параметров самостоятельной деятельности
Успеваемость
I. Успеваемость:
1. Отличная.
2. Хорошая.
3. Средняя.
4. Низкая.
II. Мотивация:
1. Школьника побуждает к самостоятельности деятельности несколько мотивов.
2. Один устойчивый мотив.
3. Мотивы оцениваются как ситуативные.
4. Школьника ничто не побуждает к самостоятельности деятельности.
III. Активность:
1. Проявляет инициативу, активен (а), если требуется исследование, нестандартное решение задачи.
2. Предпочитает доступные задания, но требующие размышления, объяснения своими словами.
3. Активно выполняет только несложные задания.
4. При выполнении самостоятельной работы всегда пассивен.
IV. Организованность:
1. Выполняя самостоятельную работу, умеет организовывать рабочее место, средства обучения, умеет планировать время, этапы и способы деятельности.
2. Умеет организовывать рабочее место и средства обучения, планировать время.