Файл: Отчет о прохождении учебной производственной практики (нужное подчеркнуть) Профессиональный модуль пм. 04. Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 349

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Приложение 3

СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА

ФИО ребенка, возраст Кощеев Андрей Сергеевич, 5 лет

Дата заполнения 31.01.2023

Характер нарушения

В чем конкретно проявлялось данное нарушение поведения

Агрессивность

Физическая

Ломает игрушки, рвет книжки, толкает сверстника, проходя ударяет взрослых, кусается, плюется.

толкает сверстников, плюется

Скрытая

Щиплет других, говорит обидные слова, когда не слышит взрослый




Вербальная

Ругается, говорит обидные слова, говорит нецензурные слова




В виде угрозы

Замахивается, но не ударяет, пугает других




В мимике

Сжимает губы, краснеет, бледнеет, сжимает кулаки

Сжимает кулаки

Как реакция ограничения

Сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий, препятствие стимулирует агрессивное действие




Направленная на себя

Кусает себя, щиплет себя, просит себя стукнуть еще раз




Вспыльчивость


В физических действиях

Неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие, плюнуть

Неожиданно для всех бросает игрушки, плюется

В речи

Может неожиданно грубо ответить, сказать нецензурное слово

Может грубо ответить

Негативизм


В физических действиях

Делает все наоборот, с трудом включается в коллективную игру

с трудом включается в коллективную игру

И отказы

Отказывается даже от интересной деятельности




Вебальный

Говорит часто слова «не хочу или не буду», нет

Говорит часто слова «не хочу или не буду»

Демонстративность


В движениях

Отворачивается спиной, утрирует движения на занятиях




Как ориентация на собственное состояние и поведение

Стремится обратить внимание на себя в ущерб организации занятий, делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих

Стремится обратить внимание на себя в ущерб организации занятий

Обидчивость (эмоциональная неустойчивость)


Как реакция на припятствие

Обижается при проигрыше в игре




В мимике

Недовольное выражение лица, плачет

Недовольное выражение лица, плачет

В реакции на оценку других

Болезненно реагирует на замечания, болезненно реагирует на повышенный тон голоса.

Болезненно реагирует на замечания и на повышенный тон голоса, плачет

Конфликтность


Активная или реактивная

Сам провоцирует конфликт, отвечает конфликтно на конфликтные действия других

Сам провоцирует конфликт

Вследствие эгоцентризма

Не учитывает желаний и интересов сверстников

Не учитывает желаний и интересов сверстников

Как недостаточность опыта

Совместной деятельности, взаимоотношений




Вследствии трудности переключения

Не уступает игрушек

Не уступает игрушек

Эмоциональная отгороженность

Как центробежные тенденции

Когда все дети вместе, стремится уединиться




И эмоциональная поглащенность деятельностью

Входит в помещение и сразу идет к игрушкам: занят своим делом и не замечает окружающих




И особенности речевого поведения

Не использует речь как средство общения, когда говорит, то речь не обращена к собеседнику




Как псевдоглухота

Не выполняет просьбу хотя слышит и понимает содержание требований, не реагирует на переход с обычной речи на шепотную




Особенности зрительного контакта

Избегает смотреть в лицо собеседнику.




Дурашливость

Реакция на замечание

Реагирует смехом на замечание взрослого, похвала или порицание не вызывают значительного изменения в поведении




В физических действиях и мимике

Дурачится, передразнивает в движениях




Нерешительность

В социальных отношениях с другими

Избегает ситуации устного опроса на занятии, не отвечает, хотя знает ответ, отказывается от ведущих ролей в играх.




Проявляется в речи

Использует слова: «не знаю», «может быть», «трудно сказать», ребенок не отвечает на вопрос, хотя знает ответ




В физических действиях

Боится прыгнуть с возвышения




Реакция на новизну

В ситуации новизны ребенок проявляет тормозные реакции, в новой ситуации менее вариативное поведение, чем привычной




Страхи


Конкретные

Страх пылесоса, собаки, темноты, порывов ветра




Реакция на новизну

Боится входить в новое помещение




Социальные

Страх новых людей в новой ситуации, страх публичного выступления, страх остаться одному




Тревога

В мимике

Блуждающий, отстраненный взгляд




В речи

В речи




В движениях

В движениях




Во взаимоотношениях с другими

Спит вместе с родителями, стремится быть поближе ко взрослому




Скованность

В движениях

Двигательно скован




В речи

Запинается в речи




Реакция на новизну

Реакция на новизну




Заторможенность

В познавательной деятельности

Не знает, чем заняться




В зрительном восприятии

Бездеятельно смотрит по сторонам




В речи

Говорит слишком тихо




Время реакции

Темп действий замедлен, при выполнении действий по сигналу запаздывает




Эгоцентричность

Как отношение к себе

Считает, что все игрушки, все конфеты для него

Считает, что все игрушки для него

Во взаимоотношениях

Считает, что все игрушки, все конфеты для него

Считает, что все игрушки для него

В речи

Часто использует местоимение «Я»

Часто использует местоимение «Я»

Избегание умственных усилий

В условиях свободной деятельности

Не смотрит мультики




На организованных занятиях

Быстро устает от доступного возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу)




Дефицит внимания

Сосредоточенность

Смотрит по сторонам на занятии




В речи

Приходится словесно повторять задание по несколько раз, требуется сочетание слова с показом способа действия




Двигательная расторможенность

Особенности планирования действий

Поспешно планирует собственные действия




Избыточный темп и количество действий

Темп действий убыстрен, количество действий избыточно (много лишних движений), действует раньше сигнала




Длительность сдерживания гиперактивности

Встает на первой половине занятия, когда другие дети еще сидят




Длительность овладения состоянием

Быстро возбуждается и медленно успокаивается




Речевая расторможенность

Громкость речи

Говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса




Темп речи

емп речи убыстрен, речь взахлеб




В социальных отношениях

Переговаривается на занятии, несмотря на замечания взрослого





Выводы: Обследование проводилось в процессе наблюдения ребенка в продуктивной, свободной и игровой деятельности.

В ходе проведенного обследования можно сделать следующие выводы, что это самый "проблемный" ребенок из группы. Для него характерно следующее поведение: отбирает игрушки у других детей, толкает детей, плюет, во время занятий кричит, может встать во время занятий, перебивает взрослых, дерется с детьми, бросает игрушки, в ответ на сделанное ему замечание - плачет долго и сильно.

Расстройства поведения и эмоций образуют у ребенка синдром-структуру:

Оппозиционно-вызывающее поведение проявляется в ситуационно-личностных реакциях негативизма и демонстративности, конфликтности, вспыльчивости, агрессивности.

Ребенку необходима помощь в преодолении состояний упрямства, оппозиционного, вызывающего, агрессивного поведения, эмоциональной неустойчивости, обидчивости.

Помощь взрослого необходима для переключения ребенка на иное состояние, стимуляции положительных эмоций и чувства юмора, телесного контакта, осознания особенного или нарушенного поведения ребенком.

Особенности реагирования. Реакции неадекватны. Раздражители провоцируют у ребенка расстройства поведения эмоций. Ребенок переносит состояние на предметное окружение, на взрослых, сверстников (толкается, бросает игрушки, плачет).

Ребенок обвиняет в своих неудачах других; считает себя хорошим, а всех плохими; в состоянии раздражения может испортить имущество. Не выполняет нормы поведения в взаимоотношениях с детьми и взрослыми.

Для окружающих социально опасны и нежелательны следующие состояния ребенка: агрессивность, протест, обидчивость, конфликтность, эгоизм.

Ребенок мешает организации занятий с другими детьми, его нельзя оставлять одного, выводит из себя взрослых, других детей, бросается предметами. Теряет уважение сверстников.

      Указанные расстройства дезорганизуют деятельность ребенка: учебную, общения, свободную, предметно-практическую.

Экстренное вмешательство, которое можно применить к данному ребенку может быть следующим:

    -Игнорирование (только когда это не нанесет вред другим детям (ни в коем случае, когда дерется и т.д.)

    -Встать рядом, или просто взять за руку, не говоря при этом ничего.

    -Использовать имя в те моменты, когда ребенок отвлекает всю группу.

    -Договорится об особом "секретном " сигнале, увидев который ребенок должен понять, что в его поведении что-то не так.

    -Применять неожиданные действия (можно изменить голос, заговорить очень тихо)

    -Отвлечь, дав какое-либо задание

    -Менять местами детей (в группе есть дети, которые наиболее часто страдают от негативного поведения Андрея, и те, которых обижать он откровенно боится).


Партнерство с родителями

-обязательно ознакомить родителей с ВПД (внутренним планом действий)

-создать ребенку единый режим дня (заметили, что после выходных, в понедельник-вторник, у Андрея наиболее часто возникают ситуации "с плохим поведение", к концу недели, войдя в привычный ритм жизни, такие ситуации происходят реже; поэтому режим такому ребенку необходим)

-описать родителям способы поддержки ребенка

-создать уголок дисциплины

-проводить родительские собрания, привлекать на такие встречи других специалистов

-создать родительский клуб, где можно проводить тренинги с родителями на какую-то конкретную тему (можно по запросу родителей, администрации садика)

Рекомендации родителям:

Для снижения выраженности и изменения синдром-структуры расстройств поведения и эмоций у ребенка можно рекомендовать следующее:

-Стремитесь заключить с ребенком своеобразный воспитывающее-коррекционный договор: «Я тебе (ребенку) интересное, новое, волнующее эмоционально-значимое событие, игру, а ты поведение, которое соблюдает некоторые социальные требования, правила-ограничения»;

-Варьируйте, усложняйте, упрощайте сложность игровых действий и собственного поведения взависимости от непредсказуемо меняющегося поведения ребенка;

-Гибко используйте наиболее общие методы изменения нарушенного и особенного поведения ребенка: стимулируйте гуманные чувства, ориентируйте ребенка на состояние сверстника или взрослого; стремитесь обсуждать и объяснять ребенку особенности, причины и последствия нарушенного поведения; переключайте ребенка на иное состояние; провоцируйте и помогайте отреагированию ребенком нежелательных состояний; игнорируйте провокационное и манипулятивное поведение ребенка; положительно подкрепляйте совладающее поведение ребенка; используйте стратегии на мотивацию соревнования-соперничества, телесного контакта, стимуляции чувства прекрасного у ребенка и другие.

-Чаще создавайте воображаемые ситуации, в которых ребенок может совладать с нарушенным или особенным поведением в сотрудничестве и под контролем взрослого без боязни ошибиться, сделать что-то не так;

-Стимулируйте привычку к произвольно-волевому усилию на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного у ребенка в специально организованной предметно-практической, продуктивной деятельности, игровых ситуациях;


-Стимулируйте чувство ответственности за последствия особенного или нарушенного поведения у ребенка в процессе принятия ограничений, правил взаимоотношений и выполнения действий в игровой, предметно-практической и продуктивной деятельности;

-Обогащайте репертуар предметно-практических действий, продуктивной деятельности ребенка с целью увеличения вариативности средств овладения ребенком собственным поведением, а также для преодоления пресыщения и истощения от прежней деятельности, переключения ребенка на иное состояние;

-Игнорируйте расстройства поведения и эмоций, если они не носят характер выраженного оппозиционно-вызывающего, не дезорганизует поведение других детей или являются отражением общей эмоциональной и интеллектуальной незрелости ребенка;

-Стимулируйте телесный контакт ребенка со взрослым с целью коррекции эмоциональной отгороженности, тревожности, отреагирования явной или скрытой агрессии, враждебности, стимуляции положительных эмоций у депрессивных детей;

-Провоцируйте расстройства поведения и эмоций у ребенка для отреагирования, преодоления состояния «здесь и теперь» в специально организованных игровых ситуациях;

-Используйте стратегию на положительное подкрепление, хвалите демонстративного или дурашливого ребенка за реальные, а не предполагаемые результаты в игре или иной деятельности;

-Используйте стратегию на отрицательное подкрепление, если поведение ребенка опасно для окружающих и здоровья ребенка;

-Стремитесь использовать занимательную игровую форму, чувство юмора, иронии и сарказма: 1) Для отреагирования состояния, когда поведение и взаимодействие с ребенком провоцирует у вас состояние агрессии; 2) Для косвенной оценки оппозиционно-вызывающего и иного особенного и нарушенного поведению ребенка.

Приложение 4

Результаты диагностической работы с детьми и родителями по проблемам семейного воспитания.



Название методики, описание.

Выявленная проблема

Семьи воспитанников

Рекомендации по работе с семьей

1

Опросник «Сознательное родительство»

Выялены ошибки в родительских установкок и ожиданий, позиций воспитания, ответственности и стиля семейного воспитания.

Средний уровень осознанности родительства у тестируемых.

Провести беседы, родительские встречи на тему родительства и помочь разобраться в данной теме.

2

Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)

(Э.Г.Эйдемиллер)

Позволяет диагностировать тип семейного воспитания и характер его нарушений в исследовании проблемных семей, где есть дети с акцентуациями характера и отклонениями в поведении.

Причины неправильного воспитания весьма различны. Это неопределенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Чаще – низкая педагогическая культура родителей. А так же нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей.

Довольно часто родители склонны решать личностные проблемы за счет ребенка.

Провести беседы, родительские встречи на тему семейных взаимоотношений.

3

Методики Сакович Н.А. «Сказка "Птенец"

Отношение к самому себе

В основном у детей преобладает заниженная самооценка.

Ребенок должен быть уверен в том что его любят независимо от успехов и неудач, и не сравнивают с другими.

4

Рисуночный тест «Кактус»

Отношение к критике

Большинство детей относятся к критике отрицательно.

Объяснить ребенку, что каждый человек ошибается и правильная критика в его адрес, только может помочь ему в совершенствовании себя и того что он деляет.

5

методика «Изучение отношения к трудовым поручениям» (Г.А. Урунтаевой и Ю.А.Афонькиной)

Отношение к деятельности

У детей повышенный уровень сформированности трудовых умений.

Чаще поощрять ребенка за исполненные поручения. Никогда не делать за ребенка то, что он может сделать сам.


Приложение 5

Акт посещения семьи.