Файл: Отчет о прохождении учебной производственной практики (нужное подчеркнуть) Профессиональный модуль пм. 04. Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации.odt
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 349
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение 3
СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА
ФИО ребенка, возраст Кощеев Андрей Сергеевич, 5 лет
Дата заполнения 31.01.2023
Характер нарушения | В чем конкретно проявлялось данное нарушение поведения | ||
Агрессивность | Физическая | Ломает игрушки, рвет книжки, толкает сверстника, проходя ударяет взрослых, кусается, плюется. | толкает сверстников, плюется |
Скрытая | Щиплет других, говорит обидные слова, когда не слышит взрослый | | |
Вербальная | Ругается, говорит обидные слова, говорит нецензурные слова | | |
В виде угрозы | Замахивается, но не ударяет, пугает других | | |
В мимике | Сжимает губы, краснеет, бледнеет, сжимает кулаки | Сжимает кулаки | |
Как реакция ограничения | Сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий, препятствие стимулирует агрессивное действие | | |
Направленная на себя | Кусает себя, щиплет себя, просит себя стукнуть еще раз | | |
Вспыльчивость | В физических действиях | Неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие, плюнуть | Неожиданно для всех бросает игрушки, плюется |
В речи | Может неожиданно грубо ответить, сказать нецензурное слово | Может грубо ответить | |
Негативизм | В физических действиях | Делает все наоборот, с трудом включается в коллективную игру | с трудом включается в коллективную игру |
И отказы | Отказывается даже от интересной деятельности | | |
Вебальный | Говорит часто слова «не хочу или не буду», нет | Говорит часто слова «не хочу или не буду» | |
Демонстративность | В движениях | Отворачивается спиной, утрирует движения на занятиях | |
Как ориентация на собственное состояние и поведение | Стремится обратить внимание на себя в ущерб организации занятий, делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих | Стремится обратить внимание на себя в ущерб организации занятий | |
Обидчивость (эмоциональная неустойчивость) | Как реакция на припятствие | Обижается при проигрыше в игре | |
В мимике | Недовольное выражение лица, плачет | Недовольное выражение лица, плачет | |
В реакции на оценку других | Болезненно реагирует на замечания, болезненно реагирует на повышенный тон голоса. | Болезненно реагирует на замечания и на повышенный тон голоса, плачет | |
Конфликтность | Активная или реактивная | Сам провоцирует конфликт, отвечает конфликтно на конфликтные действия других | Сам провоцирует конфликт |
Вследствие эгоцентризма | Не учитывает желаний и интересов сверстников | Не учитывает желаний и интересов сверстников | |
Как недостаточность опыта | Совместной деятельности, взаимоотношений | | |
Вследствии трудности переключения | Не уступает игрушек | Не уступает игрушек | |
Эмоциональная отгороженность | Как центробежные тенденции | Когда все дети вместе, стремится уединиться | |
И эмоциональная поглащенность деятельностью | Входит в помещение и сразу идет к игрушкам: занят своим делом и не замечает окружающих | | |
И особенности речевого поведения | Не использует речь как средство общения, когда говорит, то речь не обращена к собеседнику | | |
Как псевдоглухота | Не выполняет просьбу хотя слышит и понимает содержание требований, не реагирует на переход с обычной речи на шепотную | | |
Особенности зрительного контакта | Избегает смотреть в лицо собеседнику. | | |
Дурашливость | Реакция на замечание | Реагирует смехом на замечание взрослого, похвала или порицание не вызывают значительного изменения в поведении | |
В физических действиях и мимике | Дурачится, передразнивает в движениях | | |
Нерешительность | В социальных отношениях с другими | Избегает ситуации устного опроса на занятии, не отвечает, хотя знает ответ, отказывается от ведущих ролей в играх. | |
Проявляется в речи | Использует слова: «не знаю», «может быть», «трудно сказать», ребенок не отвечает на вопрос, хотя знает ответ | | |
В физических действиях | Боится прыгнуть с возвышения | | |
Реакция на новизну | В ситуации новизны ребенок проявляет тормозные реакции, в новой ситуации менее вариативное поведение, чем привычной | | |
Страхи | Конкретные | Страх пылесоса, собаки, темноты, порывов ветра | |
Реакция на новизну | Боится входить в новое помещение | | |
Социальные | Страх новых людей в новой ситуации, страх публичного выступления, страх остаться одному | | |
Тревога | В мимике | Блуждающий, отстраненный взгляд | |
В речи | В речи | | |
В движениях | В движениях | | |
Во взаимоотношениях с другими | Спит вместе с родителями, стремится быть поближе ко взрослому | | |
Скованность | В движениях | Двигательно скован | |
В речи | Запинается в речи | | |
Реакция на новизну | Реакция на новизну | | |
Заторможенность | В познавательной деятельности | Не знает, чем заняться | |
В зрительном восприятии | Бездеятельно смотрит по сторонам | | |
В речи | Говорит слишком тихо | | |
Время реакции | Темп действий замедлен, при выполнении действий по сигналу запаздывает | | |
Эгоцентричность | Как отношение к себе | Считает, что все игрушки, все конфеты для него | Считает, что все игрушки для него |
Во взаимоотношениях | Считает, что все игрушки, все конфеты для него | Считает, что все игрушки для него | |
В речи | Часто использует местоимение «Я» | Часто использует местоимение «Я» | |
Избегание умственных усилий | В условиях свободной деятельности | Не смотрит мультики | |
На организованных занятиях | Быстро устает от доступного возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу) | | |
Дефицит внимания | Сосредоточенность | Смотрит по сторонам на занятии | |
В речи | Приходится словесно повторять задание по несколько раз, требуется сочетание слова с показом способа действия | | |
Двигательная расторможенность | Особенности планирования действий | Поспешно планирует собственные действия | |
Избыточный темп и количество действий | Темп действий убыстрен, количество действий избыточно (много лишних движений), действует раньше сигнала | | |
Длительность сдерживания гиперактивности | Встает на первой половине занятия, когда другие дети еще сидят | | |
Длительность овладения состоянием | Быстро возбуждается и медленно успокаивается | | |
Речевая расторможенность | Громкость речи | Говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса | |
Темп речи | емп речи убыстрен, речь взахлеб | | |
В социальных отношениях | Переговаривается на занятии, несмотря на замечания взрослого | |
Выводы: Обследование проводилось в процессе наблюдения ребенка в продуктивной, свободной и игровой деятельности.
В ходе проведенного обследования можно сделать следующие выводы, что это самый "проблемный" ребенок из группы. Для него характерно следующее поведение: отбирает игрушки у других детей, толкает детей, плюет, во время занятий кричит, может встать во время занятий, перебивает взрослых, дерется с детьми, бросает игрушки, в ответ на сделанное ему замечание - плачет долго и сильно.
Расстройства поведения и эмоций образуют у ребенка синдром-структуру:
Оппозиционно-вызывающее поведение проявляется в ситуационно-личностных реакциях негативизма и демонстративности, конфликтности, вспыльчивости, агрессивности.
Ребенку необходима помощь в преодолении состояний упрямства, оппозиционного, вызывающего, агрессивного поведения, эмоциональной неустойчивости, обидчивости.
Помощь взрослого необходима для переключения ребенка на иное состояние, стимуляции положительных эмоций и чувства юмора, телесного контакта, осознания особенного или нарушенного поведения ребенком.
Особенности реагирования. Реакции неадекватны. Раздражители провоцируют у ребенка расстройства поведения эмоций. Ребенок переносит состояние на предметное окружение, на взрослых, сверстников (толкается, бросает игрушки, плачет).
Ребенок обвиняет в своих неудачах других; считает себя хорошим, а всех плохими; в состоянии раздражения может испортить имущество. Не выполняет нормы поведения в взаимоотношениях с детьми и взрослыми.
Для окружающих социально опасны и нежелательны следующие состояния ребенка: агрессивность, протест, обидчивость, конфликтность, эгоизм.
Ребенок мешает организации занятий с другими детьми, его нельзя оставлять одного, выводит из себя взрослых, других детей, бросается предметами. Теряет уважение сверстников.
Указанные расстройства дезорганизуют деятельность ребенка: учебную, общения, свободную, предметно-практическую.
Экстренное вмешательство, которое можно применить к данному ребенку может быть следующим:
-Игнорирование (только когда это не нанесет вред другим детям (ни в коем случае, когда дерется и т.д.)
-Встать рядом, или просто взять за руку, не говоря при этом ничего.
-Использовать имя в те моменты, когда ребенок отвлекает всю группу.
-Договорится об особом "секретном " сигнале, увидев который ребенок должен понять, что в его поведении что-то не так.
-Применять неожиданные действия (можно изменить голос, заговорить очень тихо)
-Отвлечь, дав какое-либо задание
-Менять местами детей (в группе есть дети, которые наиболее часто страдают от негативного поведения Андрея, и те, которых обижать он откровенно боится).
Партнерство с родителями
-обязательно ознакомить родителей с ВПД (внутренним планом действий)
-создать ребенку единый режим дня (заметили, что после выходных, в понедельник-вторник, у Андрея наиболее часто возникают ситуации "с плохим поведение", к концу недели, войдя в привычный ритм жизни, такие ситуации происходят реже; поэтому режим такому ребенку необходим)
-описать родителям способы поддержки ребенка
-создать уголок дисциплины
-проводить родительские собрания, привлекать на такие встречи других специалистов
-создать родительский клуб, где можно проводить тренинги с родителями на какую-то конкретную тему (можно по запросу родителей, администрации садика)
Рекомендации родителям:
Для снижения выраженности и изменения синдром-структуры расстройств поведения и эмоций у ребенка можно рекомендовать следующее:
-Стремитесь заключить с ребенком своеобразный воспитывающее-коррекционный договор: «Я тебе (ребенку) интересное, новое, волнующее эмоционально-значимое событие, игру, а ты поведение, которое соблюдает некоторые социальные требования, правила-ограничения»;
-Варьируйте, усложняйте, упрощайте сложность игровых действий и собственного поведения взависимости от непредсказуемо меняющегося поведения ребенка;
-Гибко используйте наиболее общие методы изменения нарушенного и особенного поведения ребенка: стимулируйте гуманные чувства, ориентируйте ребенка на состояние сверстника или взрослого; стремитесь обсуждать и объяснять ребенку особенности, причины и последствия нарушенного поведения; переключайте ребенка на иное состояние; провоцируйте и помогайте отреагированию ребенком нежелательных состояний; игнорируйте провокационное и манипулятивное поведение ребенка; положительно подкрепляйте совладающее поведение ребенка; используйте стратегии на мотивацию соревнования-соперничества, телесного контакта, стимуляции чувства прекрасного у ребенка и другие.
-Чаще создавайте воображаемые ситуации, в которых ребенок может совладать с нарушенным или особенным поведением в сотрудничестве и под контролем взрослого без боязни ошибиться, сделать что-то не так;
-Стимулируйте привычку к произвольно-волевому усилию на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного у ребенка в специально организованной предметно-практической, продуктивной деятельности, игровых ситуациях;
-Стимулируйте чувство ответственности за последствия особенного или нарушенного поведения у ребенка в процессе принятия ограничений, правил взаимоотношений и выполнения действий в игровой, предметно-практической и продуктивной деятельности;
-Обогащайте репертуар предметно-практических действий, продуктивной деятельности ребенка с целью увеличения вариативности средств овладения ребенком собственным поведением, а также для преодоления пресыщения и истощения от прежней деятельности, переключения ребенка на иное состояние;
-Игнорируйте расстройства поведения и эмоций, если они не носят характер выраженного оппозиционно-вызывающего, не дезорганизует поведение других детей или являются отражением общей эмоциональной и интеллектуальной незрелости ребенка;
-Стимулируйте телесный контакт ребенка со взрослым с целью коррекции эмоциональной отгороженности, тревожности, отреагирования явной или скрытой агрессии, враждебности, стимуляции положительных эмоций у депрессивных детей;
-Провоцируйте расстройства поведения и эмоций у ребенка для отреагирования, преодоления состояния «здесь и теперь» в специально организованных игровых ситуациях;
-Используйте стратегию на положительное подкрепление, хвалите демонстративного или дурашливого ребенка за реальные, а не предполагаемые результаты в игре или иной деятельности;
-Используйте стратегию на отрицательное подкрепление, если поведение ребенка опасно для окружающих и здоровья ребенка;
-Стремитесь использовать занимательную игровую форму, чувство юмора, иронии и сарказма: 1) Для отреагирования состояния, когда поведение и взаимодействие с ребенком провоцирует у вас состояние агрессии; 2) Для косвенной оценки оппозиционно-вызывающего и иного особенного и нарушенного поведению ребенка.
Приложение 4
Результаты диагностической работы с детьми и родителями по проблемам семейного воспитания.
№ | Название методики, описание. | Выявленная проблема | Семьи воспитанников | Рекомендации по работе с семьей |
1 | Опросник «Сознательное родительство» | Выялены ошибки в родительских установкок и ожиданий, позиций воспитания, ответственности и стиля семейного воспитания. | Средний уровень осознанности родительства у тестируемых. | Провести беседы, родительские встречи на тему родительства и помочь разобраться в данной теме. |
2 | Анализ семейных взаимоотношений (АСВ) (Э.Г.Эйдемиллер) | Позволяет диагностировать тип семейного воспитания и характер его нарушений в исследовании проблемных семей, где есть дети с акцентуациями характера и отклонениями в поведении. | Причины неправильного воспитания весьма различны. Это неопределенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Чаще – низкая педагогическая культура родителей. А так же нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей. Довольно часто родители склонны решать личностные проблемы за счет ребенка. | Провести беседы, родительские встречи на тему семейных взаимоотношений. |
3 | Методики Сакович Н.А. «Сказка "Птенец" | Отношение к самому себе | В основном у детей преобладает заниженная самооценка. | Ребенок должен быть уверен в том что его любят независимо от успехов и неудач, и не сравнивают с другими. |
4 | Рисуночный тест «Кактус» | Отношение к критике | Большинство детей относятся к критике отрицательно. | Объяснить ребенку, что каждый человек ошибается и правильная критика в его адрес, только может помочь ему в совершенствовании себя и того что он деляет. |
5 | методика «Изучение отношения к трудовым поручениям» (Г.А. Урунтаевой и Ю.А.Афонькиной) | Отношение к деятельности | У детей повышенный уровень сформированности трудовых умений. | Чаще поощрять ребенка за исполненные поручения. Никогда не делать за ребенка то, что он может сделать сам. |
Приложение 5
Акт посещения семьи.