Файл: Отчет о прохождении учебной производственной практики (нужное подчеркнуть) Профессиональный модуль пм. 04. Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 344

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


За реализацию годового плана отвечает весь коллектив, поэтому в плане отражаны роли каждого педагога в его реализации. План рассмотрен, согласован на заседании педагогического совета и утвержден руководителем.

  • Подбор библиотеки семейного чтения (методическая литература и статьи из периодических изданий по вопросам семейного воспитания)

(Приложение 2).

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


3. Основные характеристики семьи. Методы изучения особенностей семейного воспитания


Семья является первичной малой социальной группой, объединением людей, связанных кровным родством или брачными узами, ответственностью, единым хозяйством и бытом, взаимопомощью и взаимопониманием, духовной общностью.

Каждый ее член играет четко определенную роль – мама, папа, бабушка, дедушка, сын или дочь, внук или внучка. Ячейка общества является проводником норм и правил, которые приняты в обществе. Она способствует формированию полноценной личности человека, воспитывает духовные и культурные ценности, образцы поведения. Она дает подрастающему поколению первые представления о нравственности и гуманизме, жизненных целях.

Первоначальной основой всех союзов является брак, который заключается двумя молодыми людьми по взаимной любви и симпатии. Традиционным видом отношений в нашей стране считается союз между мужчиной и женщиной. Другие формы, такие как многоженство, многомужество или однополые в России запрещены.

Ячейки бывают самыми разными. В одних царят гармония, открытость, эмоциональная близость и доверительные отношения, в других – тотальный контроль, уважение и подчинения старшему.

Семья, как вид малой социальной группы, может быть нескольких типов:

По количеству детей

Бездетные – их мало, но они все таки есть.

Однодетные – чаще всего это жители крупных городов, которые имеют всего одно малыша.

Малодетные – в которых по двое детей. Это самый распространенный вариант.

Многодетные – от трех и более чад.

По составу

Полные – в которых есть мама, папа и дети.

Неполные – отсутствует один из родителей по различным причинам.

По проживанию одного или нескольких поколения на одной жилой площади: Нуклеарные – состоящие из родителей и детей, не достигших еще совершеннолетия т.е. двух поколений, которые живут отдельно от бабушек и дедушек. К этому стремится каждая молодая пара. Жить отдельно, только своей семьей, всегда лучше – меньше времени требуется на «притирки» друг к другу, сводятся к минимуму ситуации, когда муж или жена находятся «между двух огней», вынужденные принимать чью-то одну сторону и делать выбор в пользу родителей или супруга. Однако, не всегда получается сразу после свадьбы жить отдельно, особенно в крупных городах. Многие молодожены первые годы своей супружеской жизни вынуждены «гостить» у родителей, в ожидании решения собственного квартирного вопроса.



Расширенные или сложные – те, в которых проживают сразу несколько поколений, три или четыре. Это распространенный вариант для патриархальной семьи. Такие социальные группы встречаются как в сельской местности, так и в городах. Ситуация, когда в одной трехкомнатной квартире проживают бабушка и дедушка, родители и их выросшие дети, которые также успели обзавестись собственными женами, мужьями и детьми – уже не редкость. Как правило, в таких союзах старшее поколение принимает активное участие в воспитании внуков и правнуков – дает советы и рекомендации, водит на дополнительные развивающие занятия во Дворцы культуры, Дома творчества или образовательные центры.

По характеру распределения семейных обязанностей

Традиционная патриархальная. Главную роль в ней играет мужчина. Он – основной добытчик, полностью финансово обеспечивает потребности жены, детей, возможно и родителей. Он же принимает все основные решение, улаживает спорные ситуации, решает возникающие проблемы, т.е. берет на себя полную ответственность за членов своей фамилии. Женщина, как правило, не работает. Ее основная обязанность – быть женой своему мужу, невесткой родителям и матерью. Она следит за воспитанием и образованием детей, а также порядком в доме. Ее мнение при принятии важных решений обычно не учитывается.

Эгалитарная или партнерская. Полная противоположность патриархальной. Здесь супруги играют равные роли, договариваются, идут на компромисс, совместно решают проблемы, заботятся о детях. Домашние обязанности в таких ячейках, как правило, тоже разделены. Муж помогает супруге мыть посуду, полы, пылесосить, принимает активное участие в повседневной заботе о детях – может также их искупать, если они еще слишком малы, переодеть, позаниматься с ними или почитать сказку на ночь. Такие семьи обычно более эмоционально сплоченные. Для супругов и детей нежные прикосновения, ласковые слова, объятия и поцелуи на ночь и перед уходом – норма. Дети, на примере своих родителей, более открыто выражают свои чувства как тактильно, так и словесно.

Переходного типа – они вроде и не патриархальные, но еще и не партнерские. Это относится к тем союзам, в которых жена и муж решили быть более демократичными, поровну делить обязанности по дому, но на деле выходит, что женщина по-прежнему тянет всю ношу на себе, а действия мужа ограничиваются лишь чем-то одним – например, пропылесосил квартиру или помыл раз в неделю посуду. Или, наоборот, союз решает стать более патриархальным – муж работает, жена занимается домом. Но несмотря на это, супруг продолжает активно помогать супруге во всем, что касается быта и детей.


По культурному уровню.

Культурный уровень семьи связан с образованием родителей. Также имеет значение их материальное состояние, сколько внимания уделяется воспитанию детей, комфортная ли атмосфера создана в семье, есть ли у родителей вредные привычки и т. д.

На этом основании семьи делятся на группы: высокий культурный уровень, а следовательно, благополучная психологическая атмосфера. Затем следует хороший, удовлетворительный и неудовлетворительный уровень культуры в семье.

Функции семьи.

У института семьи есть функции. Так как с течением времени меняется и само представление об этом институте, то его функции также трансформируются. Выделим основные:

репродуктивная: создать потомство, т. е. родить детей;

экономическая: семья создаёт свой бюджет, самостоятельно решает, на что потратить средства, поддерживает своих членов материально;

воспитательная: обязанностей родителей воспитывать своих детей, следить за их состоянием прописана в Семейном кодексе Российской Федерации;

эмоциональная: человек — существо социальное. Ему нужно общение, нужны эмоции. В семье он познаёт любовь и уважение, получает духовную и эмоциональную поддержку;

статусная: наличие семьи не только придаёт определённый статус человеку, но также необходимо для достижения его целей.

Несмотря на то, что Конституция Российской Федерации не обязывает президента быть женатым человеком, в обществе существует мнение, что из женатого человека получается лучший управленец. Он заботится не только о себе, но и о других членах семьи, не подвергает их ненужным финансовым рискам. Он более стрессоустойчив, так как получает поддержку от семьи;

социальная: ребёнок учится общаться с другими людьми именно в семье. Семья же также несёт ответственность за обучение его социальным и моральным нормам, которые приняты в обществе;

развлекательная или досуговая: в семье, как правило, общие интересы. Её члены вместе проводят свободное время;

защитная: происходит защита члена семьи от других людей, которые покушаются на его здоровье или психологическое состояние.

Дисфункциональная семья.

Когда семья перестаёт выполнять эти функции, речь идёт о дисфункциональной
семье. Психологическая атмосфера в таких семьях складывается не самая благоприятная. Человек не получает защиту и поддержку.

  • Наблюдение за ребенком из старшей группы (Приложение 3.)


Несколько дней я наблюдала за ребенком (Андрей.) из старшей группы. Андрею на момент наблюдения исполнилось 6 лет 5 месяцев. По словам педагогов, это самый "проблемный" ребенок из группы. Для него характерно следующее поведение: отбирает игрушки у других детей, толкает детей, плюет, во время занятий кричит, может встать во время занятий, перебивает взрослых, дерется с детьми, бросает стулья, игрушки, в ответ на сделанное ему замечание - плачет долго и сильно.

Выводы: Обследование проводилось в процессе наблюдения ребенка в продуктивной, свободной и игровой деятельности.

В ходе проведенного обследования можно сделать следующие выводы, что это самый "проблемный" ребенок из группы. Для него характерно следующее поведение: отбирает игрушки у других детей, толкает детей, плюет, во время занятий кричит, может встать во время занятий, перебивает взрослых, дерется с детьми, бросает игрушки, в ответ на сделанное ему замечание - плачет долго и сильно.

Расстройства поведения и эмоций образуют у ребенка синдром-структуру:

Оппозиционно-вызывающее поведение проявляется в ситуационно-личностных реакциях негативизма и демонстративности, конфликтности, вспыльчивости, агрессивности.

Ребенку необходима помощь в преодолении состояний упрямства, оппозиционного, вызывающего, агрессивного поведения, эмоциональной неустойчивости, обидчивости.

Помощь взрослого необходима для переключения ребенка на иное состояние, стимуляции положительных эмоций и чувства юмора, телесного контакта, осознания особенного или нарушенного поведения ребенком.

Особенности реагирования. Реакции неадекватны. Раздражители провоцируют у ребенка расстройства поведения эмоций. Ребенок переносит состояние на предметное окружение, на взрослых, сверстников (толкается, бросает игрушки, плачет).

Ребенок обвиняет в своих неудачах других; считает себя хорошим, а всех плохими; в состоянии раздражения может испортить имущество. Не выполняет нормы поведения в взаимоотношениях с детьми и взрослыми.