Файл: Отчет о прохождении учебной производственной практики (нужное подчеркнуть) Профессиональный модуль пм. 04. Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации.odt
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 352
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Методические особенности организации взаимодействия ДОУ и семьи
-
Разработка, организация и проведение конспекта групповой консультации для родителей, тематика, которой определена выявленными проблемами семьи
Планирование групповых консультаций для родителей
Цель: помощь в понимании собственного ребенка, в поиске и выборе адекватных путей, средств и методов воспитания; ознакомление с общими закономерностями развития детей; повышение социально-психологической компетенции родителей, обучение их навыкам общения, разрешение конфликтных ситуаций, улучшение стиля родительского поведения.
Задачи: можно классифицировать, исходя из особенностей каждого из периодов развития ребенка и круга тех проблем, которые он должен решать на каждом этапе самостоятельно.
• изменение психологической установки педагогов и родителей на роль семьи в формировании личности ребенка
• диагностика семьи, условий семейного воспитания и потребностей родителей
• широкое использование педагогических возможностей самих родителей (права и обязанности, интересы и возможности родителей)
• организация психолого-педагогической помощи семье
• использование активных форм общения с родителями, развивающие педагогические умения, навыки семейного общения, психолого-педагогическую зоркость
Время проведения: 2 раза в месяц
Продолжительность:1-1,5 часа в вечернее время
Результативность: в результате анкетирование, специфическими эффектами является повышение их сенситивности к ребенку
, выработка более адекватного представления о детских возможностях и потребностях, ликвидация психолого-педагогической неграмотности, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком.
Актуальность работы с родителями в том, что родители очень часто спонтанно относятся к процессу воспитания. Бывает, что причины трудностей в общении кроются в позиции самих родителей. Некоторые из них допускают ошибки в воспитании, но не хотят их видеть, исправлять, а иногда просто не замечать их, свалить на влияние социума. Большое влияние на развитие ребенка имеет и стиль общения с родителями, факт принятия его в семье как личности способной на саморазвитие.
Конспект групповой консультации на тему: «Конфликты в семье и их влияние на развитие личности ребёнка».
Описание проблемы: По результатам проводимой диагностики для родителей было выявлено, что в 3 семьях прослеживается высокая степень конфликтности, наблюдается открытое выражение гнева, агрессии и конфликтное взаимоотношение между членами семьи.
Конфликты в семье могут создавать психотравмирующую обстановку для детей, родителей, в результате чего они приобретают ряд отрицательных свойств личности.
В конфликтной семье закрепляется отрицательный опыт общения, теряется вера в возможность существования дружеских и нежных взаимоотношений между людьми, накапливаются отрицательные эмоции, появляются психотравмы.
Во всех случаях конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенкаи может послужить причиной различных асоциальных проявлений.
Поэтому в работе с такими семьями, воспитатель должен показать причины, приводящие к обострению отношений, консолидировать взаимоотношения супругов, прежде всего на основе интересов ребенка, познакомить с основными способами снятия конфликтов в семье, а также по их предупреждению. Именно на это и направлена данная консультация, целью которой является формирование представлений у родителей о негативном влиянии конфликтов в семье на развитие личности ребенка.
Целевая группа: 3 конфликтных семьи.
Вид консультации:
групповая.
Тип консультации: психологический.
Место и время проведения консультации: актовый зал, время выбирается совместно с родителями.
Материалы для проведения консультации: памятки и рекомендации для родителей.
План проведения консультации
Перечень вопросов:
1.Вступительная часть.
2. Что же такое конфликт, семейный конфликт?
3. Типы конфликтных семей.
4. Причины семейных конфликтов.
5. Типы конфликтов в зависимости от их разрешения.
6. Ребенок участник семейного конфликта. Влияние семейного конфликта на развитие личности ребёнка.
7. Способы снятия конфликта в семье.
8. Заключительная часть.
«Все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастная семья несчастна по-своему». Л. Н. Толстой
1.Вступительная часть
Семья – древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство. Ее уникальность состоит в том, что в ее рамках несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, т. е. на протяжении большей части человеческой жизни. В такой системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и кризисы.
2. Что же такое конфликт, семейный конфликт?
Конфликт(от лат. сonflictus — столкновение) столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.
Естественно, конфликтной семья становиться не сразу, а спустя некоторое время после образования брачного союза. Следует разграничивать такие понятия, как «семейные конфликты» и «конфликтные семьи», так как конфликт в семье еще не означает, что семья конфликтная.
Конфликтной семья считается, когда супруги даже по мелочным причинам затевают ссоры с взаимными оскорблениями и бранью. Конфликтные семьи могут быть как шумные, скандальные, так и тихими, где супружеские отношения отличаются полным отчуждением, стремлением избегать всякого взаимодействия.
Семейные конфликты являются одной из самых распространенных форм конфликтов. По оценкам специалистов, в 80-85 % семей происходят конфликты, а в остальных 15-20 % возникают ссоры по различным поводам. Семейные конфликты обычно связаны со стремлением людей удовлетворить те или иные потребности или создать условия для их удовлетворения без учета интересов партнера.
3. Типы конфликтных семей.
Конфликтная семья- между супругами имеются постоянные сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания приходят в столкновение, порождая сильные, продолжительные отрицательные эмоции. Однако брачный союз может длительно сохраняться благодаря другим факторам, которые скрепляют брак. А также благодаря взаимным уступкам и компромиссам. Как правило, в таких семьях речь о разводе не ведется, супруги находят внутренние резервы для разрешения конфликтов.
Кризисная семья — в таких супружеских союзах противостояние интересов и потребностей супругов носит ярко выраженный характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семьи. Супруги занимают непримиримые, даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссы. К кризисным семьям можно отнести семьи, которые приняли решение о разводе или находятся на его грани.
Проблемная семья— для нее характерно возникновение особо трудных жизненных ситуаций, способных нанести ощутимый удар по стабильности брака. Например, продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие жилья, осуждение на длительный срок за преступление и ряд других проблем. С устранением проблемы уровень конфликтности в такой семье снижается.
Невротическая семья - в ней главную роль играют не наследственные нарушения в психике супругов, а накопление воздействующих психологических трудностей, с которыми встречается семья на своем жизненном пути. У супругов отмечается повышенная тревожность, расстройство сна, повышенная эмоциональность по любому поводу, повышенная агрессивность и т.д. Если супруги не обращаются своевременно к психологу, то могут наступить более серьезные психические расстройства, требующие уже оказания помощи со стороны психотерапевта.
Наряду с конфликтами «супруг - супруга» наиболее распространенными являются конфликты «родители - дети». Даже в благополучных семьях более чем в 30% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения обоими родителями.
4. Причины семейных конфликтов
Причинами частых конфликтов в семье являются:
Поспешность при создании семьи. Самые частые ссоры возникают у пар, которые поженились необдуманно, из-за первой любви, беременности, страха потерять любимого из-за переезда и т. д. Когда страсти утихают, оказывается, что молодожены вовсе не знали друг друга и у них не так-то много общего. Вот и начинаются ссоры без причины и «на ровном месте».
Финансовые проблемы. Если в семье ежедневно не хватает денег, нет нормального жилья или возможности приобрести что-то нужное, это вводит в состояние депрессии каждого из ее членов. Постоянное недовольство уровнем жизни рано или поздно выливается во взаимные обвинения и ссоры.
Отношения с родителями– еще один фактор, разрушивший немало семей. Мама и папа это самые родные люди для каждого из нас. Но если они слишком настойчиво вмешиваются в дела женатых детей, в большинстве случаев это приводит к конфликтам между супругами.
Также негативно влияют на семьи частые переезды, командировки и слишком напряженный график работы, которые мешают проводить время вместе.
Разные взгляды на семейную жизнь, несоответствие темпераментов.
Неудовлетворенные потребности и пустые ожидания.
Пьянство одного из супругов.
Неверность, эгоизм, ревность.
Неуважительное отношение друг к другу, к родственникам.
Нежелание участвовать в воспитании детей.
Бытовая неустроенность, нежелание помогать по дому.
Различия в духовных интересах и др.
Это далеко не все причины, вызывающие конфликты в семье.
5. Типы конфликтов в зависимости от их разрешения
Существует множество различных типологий семейных конфликтов. К числу наиболее распространенных можно отнести разделение всех конфликтов на конструктивные и деструктивные.
Конструктивная, или позитивная сторона ссоры заключается в том, что в ней можно найти разрешение конфликта. Когда люди обмениваются взаимными претензиями, они обозначают проблемы, которые впоследствии нужно будет решать. Этот тип представляет собой определенное терпение в отношениях друг с другом, выдержку и отказ от оскорблений, унижения; поиск причин возникновения конфликта; взаимная готовность к ведению диалога, попытки изменить сложившиеся отношения. Итог: налаживаются доброжелательные отношения между супругами, общение становится более конструктивным. Если воспринимать конфликт как необходимую меру для решения семейных проблем, то можно достичь впечатляющих результатов, с последующим скорейшим примирением.
Если же подходить к семейному конфликту с деструктивной точки зрения, то результат может быть самый плачевный. Это в корне неправильный подход: так как он лишь усугубляет положение. Это происходит, когда участники спора используют конфликт, чтобы навязать друг другу свою точку зрения, игнорируя мнения оппонента. В погоне за самоутверждением и желанием как можно больнее уколоть близкого человека, дать ему как можно яснее почувствовать, что он не прав, в ход идут любые методы, от криков, оскорблений и угроз до детей. Этот тип представляет собой оскорбления, унижение: стремление «насолить», «проучить», «свалить вину на другого».