ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 514
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
57 указывает, что органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании:
Многие органы местного самоуправления разрабатывают и реализуют программы занятости населения, программы поддержки малого бизнеса, молодежного предпринимательства и т.д., взаимодействуют с биржами труда? и частными посредническими фирмами.
Органы местного самоуправления в решении вопросов занятости могут решать следующие задачи:
На спектр оказываемых услуг по содействию занятости населению оказывают финансовые возможности? муниципального образования.
Приоритетными направлениями политики занятости населения на уровне муниципального образования должны стать:
Политика занятости реализуется по следующим направлениям:
На практике существует несколько хорошо зарекомендовавших себя форм содействия занятости населения. Например, ярмарка вакансий, на которой посетители могут ознакомиться с банком вакансий, проконсультироваться по вопросам трудового законодательства и выбрать при необходимости учебное учреждение для профессиональной переподготовки.
Весьма? действенным механизмом реального содействия занятости населения на уровне муниципального образования является организация общественных работ, т.е. оплачиваемые общедоступные виды трудовой деятельности, нетребующие предварительной профессиональной подготовки работников и организуемые для обеспечения временной занятости граждан, ищущих работу.
Новой активной формой содействия занятости населения муниципальных образований являются клубы ищущих работу. В клубе гражданам оказывается помощь по поиску работы, при?обретении навыков в этом деле, снижении психологической нагрузки, приобретении минимума правовых знаний и т.д.61
Для содействия предпринимательской инициативе безработных может быть организован муниципальный бизнес-инкубатор - коллективный офис для начинающих предпринимателей.
Важна помощь в трудоустройстве лицам, особо нуждающимся в социальной защите, т.е. молодежь, инвалиды, лица, уволенные из рядов российской армии и члены их семей и т.д. Механизмом содействия занятости этим группам населения, являются закон о квотировании рабочих мест.62
Таким образом, в целях повышения качества и уровня жизни населения основные усилия органов должны быть сконцентрированы на создание условий для эффективной занятости населения, обеспечение баланса спроса? и предложения на рынке труда, в том числе, на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы.
Выводы по второй главе
Таким образом, центр занятости населения обеспечивает реализацию гарантированного государством права граждан на защиту от безработицы, оказание государственных услуг населению и работодателям в сфере содействия занятости, трудовой миграции.
Служба? занятости активно взаимодействует с работодателями района, проводятся мини-ярмарки.
Безработным гражданам, направляемым на профессиональное обучение, оказывалась помощь в определении наиболее подходящих вариантов подготовки, предоставлялась информация о профессиях, востребованных на рынке труда? и учебных заведениях, ведущих подготовку специалистов.
Со стороны государственного учреждения «Центр занятости населения» ведется контроль за эффективностью и результативностью и?спользования субсидий, предоста?вленных на открытии собственного дела: составлен график отчетности? предпринимателей и график проверки деятельности? субсидированных предпринимателей.
Таким образом, центр занятости содействует трудоустройству граждан, используя программы активной политики занятости, новые технологии, передовой опыт других регионов. В результате деятельности? центра? занятости тысячи? безработных получили работу, освоили новые профессии, открыли собственное дело.
Стали привычными ярмарки рабочих и учебных мест, программы трудоустройства? несовершеннолетних граждан, и?нформационные акции, «Дни службы занятости» и др.
Общепризнано, что значение рынка труда заключается в выполняемых им социальной и экономической функциях. Благодаря социальной функции обеспечивается достойный уровень жизни населения, поскольку работникам предоставляется заработная плата и прочие гарантии. Значение экономической функции заключается в обеспечении отраслей экономики и социальной сферы необходимым количеством профессиональных кадров63.
Следует отметить тот факт, что современный рынок труда имеет сложную структуру, включающую следующие элементы:
–субъектов трудовых отношений (работодателей и соискателей);
–рыночную конъюнктуру (совокупность спроса и предложения, условий труда и средней заработной платы, уровня квалификации и образования);
–нормативные правовые документы, регулирующие трудовые отношения;
–государственные органы, которые уполномочены решать вопросы занятости населения;
–альтернативное трудоустройство (работа временного характера, неполная занятость);
–социальные гарантии в отношении безработных и нетрудоспособных граждан;
–система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
В основе рынка труда лежат стоимостные принципы согласования интересов работодателей и трудоспособного населения, которое нуждается в работе и желает работать по найму.
Таким образом, спрос на рынке труда характеризует необходимое количество работников соответствующей специальности и квалификации в конкретный момент времени.
По мере роста средней заработной платы намечается тенденция снижения спроса. Предложение на рынке труда выражается в количестве готового приступить к работе трудоспособного населения. С ростом средней заработной платы предложение также будет неуклонно возрастать.
По сравнению с другими видами рынков рынок труда имеет следующие особенности. Во-первых, его саморегулирование основано на свободных взаимоотношениях работодателей и трудоспособного населения, имеет место приоритет частной собственности. Во-вторых, человек самостоятелен в выборе места и разновидности работы. В-третьих, человек имеет право осуществлять самостоятельно или на основе партнерских отношений предпринимательскую деятельность.
На рынок труда оказывает влияние множество внешних и внутренних факторов. Внешние факторы имеют макроэкономический характер - экономическая ситуация в стране, политика государства на рынке труда, миграция и т.п. К внутренним факторам относят демографическую ситуацию, уровень развития малого и среднего бизнеса, взаимосвязь рынка труда и рынка образовательных услуг, уровень развития институтов рынка труда и т.д.
Выстраивание взаимоотношений работодателей и работников в разных странах происходит на основе схожих принципов. Однако имеют место и специфические особенности. Остановимся на проблеме функционирования институтов, выполняющих посреднические функции на рынке труда.
Общепризнан факт значимости деятельности организаций, которые уравновешивают спрос и предложение на рынке труда. Рынок труда имеет противоречивый характер, поскольку его участники имеют противоположные интересы.
Достичь целей социальной справедливости и экономической эффективности позволяет баланс интересов участников трудовых отношений. Поиск такого баланса рассматривают в качестве основных целей деятельности как государственные органы власти, так и негосударственные организации.
Государственные органы власти - основа инфраструктуры рынка труда. К данной группе посредников в Российской Федерации относят Федеральную службу по труду и занятости, территориальные органы Федеральной службы по труду и занятости, территориальные департаменты по труду и занятости населения в субъектах РФ64.
Положение о Федеральной службе по труду и занятости было утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 324. Согласно Положению, данный орган исполнительной власти осуществляет функции по контролю и надзору в сфере труда и занятости, альтернативной гражданской службы, специальной оценки условий труда, социальной защиты населения, содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции, урегулирования трудовых споров, предоставления социальных гарантий для социально незащищенных категорий граждан.
Анализ функций государства позволил обосновать ключевые направления регулирования рынка труда:
–разработка и реализация программ, направленных на увеличение числа рабочих мест;
–разработка и реализация программ, направленных на подготовку и переподготовку рабочей силы;
–разработка и реализация программ содействия найму рабочей силы;
-
проведения оплачиваемых общественных работ, временного трудоустройства? несовершеннолетних от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, и?спытывающих трудности? в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые; -
ярмарку вакансий и учебных рабочих мест.
Многие органы местного самоуправления разрабатывают и реализуют программы занятости населения, программы поддержки малого бизнеса, молодежного предпринимательства и т.д., взаимодействуют с биржами труда? и частными посредническими фирмами.
Органы местного самоуправления в решении вопросов занятости могут решать следующие задачи:
-
разработка и реализация системы экономических и других механизмов, регулирующих вопросы занятости, местного рынка труда?; -
координация и контроль за деятельностью в этой области управляющих структур муниципалитета, предприятий, общественных и других организаций; -
оказание информационной поддержки людям, ищущим работу; -
формирование муниципального банка вакансий, сезонных и временных рабочих мест; -
формирование заказа на общественные работы на территории муниципального образования; -
создание центра? социально-психологической адаптации; -
организация муниципального бизнеса-инкубатора для начинающих предпринимателей; -
образование муниципального учебно-методического центра? профессиональной подготовки взрослого населения по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда; -
создание муниципальной службы профориентации выпускников школ и учебных заведений начального и среднего профессионального образования; -
создание муниципального попечительского совета? для содействия в трудоустройстве выпускников школ и профессиональных учебных заведений; -
организация и проведение мониторинговых исследований рынка труда? с целью прогнозирования отраслевой и профессионально-квалификационной структуры спроса? на рабочую силу.58
На спектр оказываемых услуг по содействию занятости населению оказывают финансовые возможности? муниципального образования.
Приоритетными направлениями политики занятости населения на уровне муниципального образования должны стать:
-
содействие занятости выпускников школ и профессиональных учебных заведений; -
оказание адресной материальной и психологической поддержки лицам, особо нуждающимся в социальной защите; -
развитие новых форм взаимодействия с работодателями; -
повышение конкурентоспособности рабочей силы.59
Политика занятости реализуется по следующим направлениям:
-
временная занятость несовершеннолетних граждан; -
организация оплачиваемых общественных работ; -
поддержка самозанятости и предпринимательства; -
профессиональное обучение; -
временное трудоустройство граждан; -
временное трудоустройство выпускников начальных и средних специальных учебных заведений в возрасте от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые; -
профессиональное обучение безработных граждан; -
организация профориентации; -
психологическая поддержка; -
социальная адаптация безработных граждан, организация «Клуба? ищущих работу»; -
стажировка и содействие трудоустройства? инвалидов.60
На практике существует несколько хорошо зарекомендовавших себя форм содействия занятости населения. Например, ярмарка вакансий, на которой посетители могут ознакомиться с банком вакансий, проконсультироваться по вопросам трудового законодательства и выбрать при необходимости учебное учреждение для профессиональной переподготовки.
Весьма? действенным механизмом реального содействия занятости населения на уровне муниципального образования является организация общественных работ, т.е. оплачиваемые общедоступные виды трудовой деятельности, нетребующие предварительной профессиональной подготовки работников и организуемые для обеспечения временной занятости граждан, ищущих работу.
Новой активной формой содействия занятости населения муниципальных образований являются клубы ищущих работу. В клубе гражданам оказывается помощь по поиску работы, при?обретении навыков в этом деле, снижении психологической нагрузки, приобретении минимума правовых знаний и т.д.61
Для содействия предпринимательской инициативе безработных может быть организован муниципальный бизнес-инкубатор - коллективный офис для начинающих предпринимателей.
Важна помощь в трудоустройстве лицам, особо нуждающимся в социальной защите, т.е. молодежь, инвалиды, лица, уволенные из рядов российской армии и члены их семей и т.д. Механизмом содействия занятости этим группам населения, являются закон о квотировании рабочих мест.62
Таким образом, в целях повышения качества и уровня жизни населения основные усилия органов должны быть сконцентрированы на создание условий для эффективной занятости населения, обеспечение баланса спроса? и предложения на рынке труда, в том числе, на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы.
Выводы по второй главе
Таким образом, центр занятости населения обеспечивает реализацию гарантированного государством права граждан на защиту от безработицы, оказание государственных услуг населению и работодателям в сфере содействия занятости, трудовой миграции.
Служба? занятости активно взаимодействует с работодателями района, проводятся мини-ярмарки.
Безработным гражданам, направляемым на профессиональное обучение, оказывалась помощь в определении наиболее подходящих вариантов подготовки, предоставлялась информация о профессиях, востребованных на рынке труда? и учебных заведениях, ведущих подготовку специалистов.
Со стороны государственного учреждения «Центр занятости населения» ведется контроль за эффективностью и результативностью и?спользования субсидий, предоста?вленных на открытии собственного дела: составлен график отчетности? предпринимателей и график проверки деятельности? субсидированных предпринимателей.
Таким образом, центр занятости содействует трудоустройству граждан, используя программы активной политики занятости, новые технологии, передовой опыт других регионов. В результате деятельности? центра? занятости тысячи? безработных получили работу, освоили новые профессии, открыли собственное дело.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗРАБОТНЫХ
3.1. Проблемы деятельности органов занятости населения при реализации программ социального обеспечения безработных
Общепризнано, что значение рынка труда заключается в выполняемых им социальной и экономической функциях. Благодаря социальной функции обеспечивается достойный уровень жизни населения, поскольку работникам предоставляется заработная плата и прочие гарантии. Значение экономической функции заключается в обеспечении отраслей экономики и социальной сферы необходимым количеством профессиональных кадров63.
Следует отметить тот факт, что современный рынок труда имеет сложную структуру, включающую следующие элементы:
–субъектов трудовых отношений (работодателей и соискателей);
–рыночную конъюнктуру (совокупность спроса и предложения, условий труда и средней заработной платы, уровня квалификации и образования);
–нормативные правовые документы, регулирующие трудовые отношения;
–государственные органы, которые уполномочены решать вопросы занятости населения;
–альтернативное трудоустройство (работа временного характера, неполная занятость);
–социальные гарантии в отношении безработных и нетрудоспособных граждан;
–система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
В основе рынка труда лежат стоимостные принципы согласования интересов работодателей и трудоспособного населения, которое нуждается в работе и желает работать по найму.
Таким образом, спрос на рынке труда характеризует необходимое количество работников соответствующей специальности и квалификации в конкретный момент времени.
По мере роста средней заработной платы намечается тенденция снижения спроса. Предложение на рынке труда выражается в количестве готового приступить к работе трудоспособного населения. С ростом средней заработной платы предложение также будет неуклонно возрастать.
По сравнению с другими видами рынков рынок труда имеет следующие особенности. Во-первых, его саморегулирование основано на свободных взаимоотношениях работодателей и трудоспособного населения, имеет место приоритет частной собственности. Во-вторых, человек самостоятелен в выборе места и разновидности работы. В-третьих, человек имеет право осуществлять самостоятельно или на основе партнерских отношений предпринимательскую деятельность.
На рынок труда оказывает влияние множество внешних и внутренних факторов. Внешние факторы имеют макроэкономический характер - экономическая ситуация в стране, политика государства на рынке труда, миграция и т.п. К внутренним факторам относят демографическую ситуацию, уровень развития малого и среднего бизнеса, взаимосвязь рынка труда и рынка образовательных услуг, уровень развития институтов рынка труда и т.д.
Выстраивание взаимоотношений работодателей и работников в разных странах происходит на основе схожих принципов. Однако имеют место и специфические особенности. Остановимся на проблеме функционирования институтов, выполняющих посреднические функции на рынке труда.
Общепризнан факт значимости деятельности организаций, которые уравновешивают спрос и предложение на рынке труда. Рынок труда имеет противоречивый характер, поскольку его участники имеют противоположные интересы.
Достичь целей социальной справедливости и экономической эффективности позволяет баланс интересов участников трудовых отношений. Поиск такого баланса рассматривают в качестве основных целей деятельности как государственные органы власти, так и негосударственные организации.
Государственные органы власти - основа инфраструктуры рынка труда. К данной группе посредников в Российской Федерации относят Федеральную службу по труду и занятости, территориальные органы Федеральной службы по труду и занятости, территориальные департаменты по труду и занятости населения в субъектах РФ64.
Положение о Федеральной службе по труду и занятости было утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 324. Согласно Положению, данный орган исполнительной власти осуществляет функции по контролю и надзору в сфере труда и занятости, альтернативной гражданской службы, специальной оценки условий труда, социальной защиты населения, содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции, урегулирования трудовых споров, предоставления социальных гарантий для социально незащищенных категорий граждан.
Анализ функций государства позволил обосновать ключевые направления регулирования рынка труда:
–разработка и реализация программ, направленных на увеличение числа рабочих мест;
–разработка и реализация программ, направленных на подготовку и переподготовку рабочей силы;
–разработка и реализация программ содействия найму рабочей силы;