Файл: Центр занятости населения правовые основы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 515

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


–право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, безработные граждане.

Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев. Участие граждан в данном виде работ допускается только с их согласия.

При этом учитываются индивидуальные особенности граждан (состояние здоровья, возраст и т.д.),

–с лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор, который может быть расторгнут гражданами досрочно при устройстве на постоянную или временную работу;

–оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится в соответствии с законодательством РФ, на граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство РФ о труде и социальном страховании; в частности, в период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получения пособия по безработице (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в п. 3 ст. 4 Закона о занятости);

–финансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых проводятся эти работы;

–в период участия в общественных работах, временного трудоустройства безработным гражданам, несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет может оказываться материальная поддержка49.

Положение об организации общественных работ утверждено постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 № 875 «Положение об организации общественных работ»50.

Контроль за организацией общественных работ осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с участием органов службы занятости.

Активной формой социальной защиты безработных также является разработка государственных программ содействия занятости, в рамках которых осуществляются такие мероприятия, как расширение в регионах сети частных бюро содействия занятости, создание новых рабочих мест, субсидирование занятости, льготное налогообложение и кредитование, льготы по обеспечению материальными ресурсами, поддержка среднего и малого предпринимательства и надомного труда.

Создание условий для само занятости населения становится в условиях современной России все более актуальным.


Разработанная программа само занятости работает с 2009 года и продолжает показывать свою эффективность. В 2020 году самозанятость распространилась на все регионы России. С 1 июля можно получить возможность оформить спецрежим в возрасте 16 лет. Для категории самозанятых в возрасте с 16 до 18 лет можно получить налоговый вычет дополнительно в сумме 12 130 руб, который можно будет получить в 2021 году.

Имеется ввиду стартовый капитал в сумме 22 130 руб, где 12 130 это материальная помощь по возрасту, а 10 000 руб. — налоговый вычет по самозанятости. Компенсация будет рассчитана на уменьшение суммы налога в 2021 году. Еще в апреле плательщики НПД получили возможность участвовать в государственных закупках.

Все ИП, кто использует спецрежим для оптимизации уплаты налогов, могут получить налоговые проверки с начала 2021 года.

По данным статистики, около 60 % бывших безработных, открывших свое дело (малый бизнес), проживают в сельской местности, их бизнес носит сельскохозяйственную направленность. Остальные 40 % являются жителями городов и поселков городского типа. Каждый десятый предприниматель проживает в моногороде.

Особое место в борьбе с безработицей в РФ отводится разработке среднесрочных целевых программ: федеральных, региональных, отраслевых и нацеленных на наиболее уязвимых категорий граждан (инвалидов; женщин, имеющих детей дошкольного возраста, детей-инвалидов; молодежь).

К мерам содействия занятости наиболее уязвимых категорий безработных можно отнести субсидирование занятости, которое направлено на создание специальных рабочих мест, введение особого режима работы и условий труда для лиц с ограниченной трудоспособностью.

Существенной гарантией трудоустройства отдельных социальных групп населения является квотирование рабочих мест в организациях, т.е. определение органами местного самоуправления в процентном отношении к среднесписочной численности предприятия минимального количества рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной поддержке и испытывающих трудности в поиске работы51.

По мере формирования в стране рыночных отношений стало возрастать значение профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости.

В настоящее время понятие «профессиональная ориентация» связано с деятельностью профконсультантов-психологов, помогающих клиентам выбрать подходящую профессию

, пользующуюся спросом на рынке труда. Профориентация включает в себя информирование о профессиях и конъюнктуре рынка труда, профотбор, профессиональную диагностику, социальную адаптацию, прогнозирование профессиональной карьеры, обучение людей методам повышения собственной конкурентоспособности на рынке труда и на конкретном рабочем месте.

Профориентация помогает человеку объективно оценить свои профессиональные возможности, выстроить личную профессиональную карьеру на основе выявленных психоэмоциональных и интеллектуальных качеств, достоинств и недостатков.

Итак, реализуя конституционное право граждан на защиту от безработицы, государство использует как пассивные, так и активные формы социально-правовой защиты безработных.

При этом учитываются индивидуальные особенности безработных граждан (пол, возраст, состояние здоровья, уровень квалификации и т.д.), а также состояние современного рынка труда.

2.2 Правовое регулирование деятельности государственных и муниципальных органов в сфере занятости населения


Сложность регулирования вопросов занятости состоит в том, что основное правовое регулирование относится к сфере федерального и регионального законодательства и реализуется через территориальные структуры федеральной службы занятости.

Практически большинство трудоспособного населения, проживающего на территории муниципального образования, работает на предприятиях и организациях немуниципальной собственности. Возможности? влияния органов местного самоуправления на рынок? труда? весьма? ограничены. Функции трудоустройства? незанятого населения и выплаты пособий безработным являются прерогативой государства.

Органы местного самоуправления тоже имеют определенные возможности и рычаги влияния на процессы занятости на своих территориях.52

Проблема? занятости населения является одной из важнейших для муниципального образования. Данная проблема? имеет еще два аспекта:

  • уровень и регулярность выплаты заработной платы, который определяет уровень материального благосостояния населения и объемы налоговых поступлений в местные бюджеты;

  • условия труда, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние здоровья и продолжительность жизни человека.53

Проблема?занятости в условиях рыночной экономики решается на рынках труда? местного уровня.

Федеральные органы разрабатывают и реализуют основные направления государственной политики в области занятости населения на территории страны, координируют деятельность органов власти и управления всех уровней по вопросам занятости населения, определение минимальных и обязательных нормативов для всех нормативов социальной защиты граждан от безработицы.

Субъекты РФ на основе государственной политики разрабатывают и реализуют региональную политику в сфере занятости, учитывающую местные условия.54

Местное сообщество может в значительной степени? облегчить функционирование рынка труда, оказывая помощь в подборе работников на рабочие места, разрабатывая политику, направленную на снижение безработицы, и?иформационно отслеживая изменения занятости и т. д.

Одной из задач, решаемых только на уровне местного сообщества
, является достижение соответствия «работники - рабочие места». Интерес местного сообщества? к своему рынку труда? связан с необходимостью облегчить обмен между теми, кто предлагает рабочие места, и теми, кто предлагает ра?бочую силу.

Каждая сторона? стремится достичь своей цели. Люди? ищут возможность при?менить свою квалификацию и самореализовать себя, фирмы ищут работников, которые соответствуют их требованиям. Проблема? установления соответствия рабочей силы предоставляемым рабочим местам - одна? из важнейших для местного сообщества, поскольку создание рабочей силы и создание рабочих мест - это почти? независимые процессы.

Независимо от причины тяжесть безработицы ложится на рабочих, а именно на определенные группы рабочих в зависимости от их географического местоположения, возраста, пола? и профессиональных умений.

При изучении местной безработицы важно, учитывать, что она отличается от национальной следующими специфическими особенностями:

  • секторы экономики в местном сообществе могут иметь структуру издержек и технологии, отличные от средних национальных;

  • благодаря динамичности экономики в местных сообществах постоянно возникают ситуации, когда изменяется спрос, а предложение пытается под него подстроиться. Расходы на информацию о спросе и замедление передвижения рабочей силы затрудняют перестройку рабочей силы в соответствии с этими изменениями.

  • Кроме того, следует учитывать неодинаковую способность к перестройке рынка труда? в различных географических районах. Рыночные силы не всегда? могут уменьшить несоответствие между спросом и предложением рабочей силы в определенной местности? даже в течение длительного времени? из-за сегментации рынка труда, слабой мобильности рабочей силы относительно возможных вариантов ее использования, а также вследствие действия сил неэкономического характера, обусловливающих привязанность людей к тем или иным районам.

  • Нельзя не учитывать также причины чисто политического характера, вынуждающие людей покидать родные места.55

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)56 не возлагает на органы местного самоуправления каких-либо функций и полномочий в сфере занятости.

Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 18.12.2020) "О занятости населения в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)