Файл: Сборник игр эстафет как средства развития физических качеств у младших школьников 4 класса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

Выпускная квалификационная работа

Сборник игр – эстафет как средства развития физических качеств у младших школьников 4 класса

44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

Исполнитель:

Кузнецова М.И

студентка 4 КП группы

Руководитель:

Прожерина Н.И

преподаватель
К амышлов, 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………...3

Теоретико-методологическое обоснование средств развития физических качеств у младших школьников…………………………………7

Обоснование структуры и содержания сборника игр – эстафет как средства развития физических качеств у младших школьников…………..18

Анализ ресурсов и условий реализации сборника игр – эстафет как

средства развития физических качеств у младших школьников ………….25 Педагогические условия реализации сборника игр – эстафет как средства развития физических качеств у младших школьников………………………30

Оценка результативности реализации сборника игр – эстафет как средства развития физических качеств у младших школьников………….37

Сборник игр – эстафет как средство развития физических качеств у младших школьников………………………………………………………….44

Список использованной литературы……………………………….66

Приложение……………………………………………………………..70


Пояснительная записка

Физическая культура, решая свои специфические задачи, одновременно в той или иной степени оказывает активное воздействие на все стороны воспитания личности, и, прежде всего на нравственное воспитание, укрепление здоровья, развитие своих способностей, потребность в занятиях физическими упражнениями - это нравственный долг человека.


Занятия физическими упражнениями и особенно спортом требуют знаний, побуждая к изучению их влияния на организм человека, умения грамотно пользоваться средствами и методами применительно к своим индивидуальным возможностям и условиям. Всё это способствует умственному развитию, интеллектуальному совершенствованию. Кроме того, хорошо известно и достаточно исследовано благотворное влияние физических упражнений на умственные способности человека.

Каждая часть физической культуры своими специфическими формами и методами осуществляет идейно-политическое воспитание занимающихся в соответствии с их возрастом, образованием и другими социальными и демографическими характеристиками.

В Федеральном законе «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ отмечено, что организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объёме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ. [35]

Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Уменьшается и количество открытых мест для игр. Родители и педагоги все более и более обеспокоены тем, как, где и когда можно предоставить детям возможность активно и творчески поиграть. А чтобы поддержать интерес детей к таким играм, они должны их узнать, и задача педагога помочь им вэтом - это и стало актуальностью проекта. Исходя из данной актуальности можно выдвинуть следующие противоречия

Игры-эстафеты имеют большое оздоровительное значение, а так же способствуют повышению двигательной активности при условии их системного выполнения. 

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физическая культура, как любой другой предмет, включённый в Базисный учебный план, также ориентирована на достижение этой цели. В свою, очередь специфической целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.[32]



Проанализировав статьи, интернет источники, книги можно выявить следующие противоречия:

Между требованиями современного общества к уровню развития физических качеств выпускника начальной школы и низким уровнем двигательной активности школьников;

Между достаточной теоретической изученностью особенностей развития физических качеств детей в младшем школьном возрасте и трудностями в отборе действенных педагогических средств формирования физических качеств в младшем школьном возрасте;

Между потенциалом подвижных игр для развития физических качеств учащихся и недостаточным разнообразием использования подвижных игр на уроках физической культуры для развития физических качеств младших школьников.

Объект исследования: процесс развития физических качеств у детей младшего школьного возраста.

Цель исследования: создать и обосновать сборник игр-эстафет, способствующих развитию физических качеств у детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

  1. раскрыть теоретико-методологическое основы развития физических качеств младших школьников;

  2. обосновать структуру и содержание сборника игр - эстафет, направленных на развитие физических качеств младших школьников;

  3. проанализировать ресурсы и условия реализации сборника игр - эстафет, направленных на развитие физических качеств младших школьников;

  4. описать оценку результативности реализации сборника игр - эстафет, направленных на развитие физических качеств младших школьников;

  5. пробировать сборник игр - эстафет на практике, проанализировать результативность экспериментальной работы по развитию физических качеств младших школьников.

Методы исследования:

- изучение научно методической литературы;

- анализ;

- обобщение;

- интервьюирование.

Гипотеза: используя игровые формы и различные средства и методы развития физических качеств у детей младшего школьного возраста, этот процесс будет происходить более успешно.

Новизна: новизна проекта заключается в систематизации игр-эстафет, влияющих на развитие физических качеств и патриотического воспитания у детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость заключается в создании сборника игр - эстафет, направленных на развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста. Реализация сборника игр-эстафет будет осуществляться накануне празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, поэтому отобранные формы проведения будут способствовать патриотическому воспитанию школьников.


Теоретико-методологическое обоснование средств развития физических качеств у младших школьников

Обучение двигательным действиям занимает центральное место в физическом образовании, являясь специфической стороной физического воспитания. В результате обучения формируются двигательные умения и навыки.

Обучение в физическом воспитании есть организованный процесс передачи и усвоения систем специальных знаний и двигательных действий, направленных на физическое и психическое совершенствование человека (Жданова С.И Движение. - М.: Просвещение, 2003.). [31]

Результатом обучения в физическом воспитании является физическое образование. Обучение действию опирается на знания. Знания - это определенная система фактов, понятий и закономерностей, лежащих в основе правильно организованного физического воспитания.

В основе лежат единые психофизиологические закономерности формирования навыка.

Двигательный навык - это способность выполнить действие, акцентируя внимание на условиях и результате действия, а не на отдельных движениях.

Решение образовательных задач имеет свои особенности. Так в процессе овладения учебным материалом решается активная двигательная деятельность, то есть учебная деятельность требует проявления физических сил.

В этой связи необходимо знать закономерности учебной деятельности ученика, а также общие закономерности работоспособности.

Возрастает ответственность перед учителем физического воспитания, который оказывает влияние (воздействие) на биологическую среду человека, на его физическое развитие и подготовленность.

Решение образовательной задачи имеет большое значение в работе со школьниками, особенно с требованиями к двигательной активности. Необходимо знать, что работоспособность зависит от следующих факторов: наследственных, приобретенных в жизни, и способности регуляции деятельности в конкретных условиях.

Двигательным действием является формирование систем двигательных навыков. Связь с развитием комплекса двигательных качеств. С одной стороны следует учесть, что в процессе формирования двигательного навыка развиваются двигательные качества. С другой, специфичные двигательные качества для определённого двигательного навыка развиваются быстрее при одновременном развитии других качеств.


В процессе обучения двигательным действиям обеспечивается решение нескольких задач:

Создается «начальная школа движений», то есть необходимо научить управлять относительно простыми движениями в основных звеньях двигательного аппарата. Создаётся исходная база для более сложных форм двигательных действий. [41]

Обучение действиям, которые будут использоваться как подводящие упражнения или как средство избирательного воздействия отдельных двигательных качеств, способностей.

Сформировать и довести до необходимой степени совершенства основные двигательные изменения и навыки в повседневной жизни, в трудовой, спортивной и в другой деятельности.

В процессе обучения изменяется характер управления движениями тех или иных частей тела. В зависимости от характера и особенностей изучаемых двигательных действий, приобретается ряд особенностей. Особенности обучения двигательным действиям существенно зависят от специфики проявляемых в них двигательных качеств и необходимого уровня их проявления. Процесс обучения двигательным действиям зависит от уровня двигательных качеств.

Формирование двигательных навыков происходит на основе возникновения и закрепления целой системы сложных условных рефлексов. При передвижении возникают сложные системы взаимосвязанных нервных процессов, которые запечатлеваются в нервных клетках больших полушарий на основе механизма запоминания. Благодаря двигательной памяти и приобретаемому опыту человек выполняет движения все лучше и лучше. Постепенно создается сложная уравновешенная система и образуется динамический стереотип.

В начале обучения на основе знаний возникают умения - это способность неавтоматизированно управлять движениями. При многократных повторениях движений умение постепенно переходят в навыки. Характерные черты двигательного навыка - осознанность, прочность, автоматизм и подвижность. (Акопян В.У. Психология и спорт. - СПб: Питер, 2003.).

Постепенно автоматизируются элементы хода, умение заменяется навыком, управление всем движением (ходом в целом) становится автоматизированным. Автоматизация движений - это главная характерная особенность навыка. [22]

С образованием двигательного навыка сознание освобождается от контроля за каждым отдельным элементом, но он не исчезает, а меняет свою роль. Сознание начинает играть пусковую и тормозную роль или способствовать переключению с одного способа передвижения на другой.

Выполнение отдельных движений входящих в двигательные действия без сосредоточения на них внимания ученика достигается за счет наступившей автоматизации процесса выполненного упражнения.