Файл: Сборник игр эстафет как средства развития физических качеств у младших школьников 4 класса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 130
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обоснование структуры и содержания сборника игр – эстафет как средства развития физических качеств у младших школьников
Сборник — издание, содержащее ряд произведений одного или нескольких авторов, а также различные официальные, научные и информационные материалы на определенную тему. (Большой энциклопедический словарь)
Данный сборник будет реализовываться в МКОУ Яровская СОШ на обучающихся 4 класса.
Данное методическое пособие представляет собой сборник, состоящий из игр - эстафет для разного уровня учащихся. В сборник входят эстафеты для совершенствования различных двигательных качеств и умений.
Игра – это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Число игр, на земле за время существование человечества, бесчисленное множество. Назначение этих игр самое различное. С целью упорядочения бесчисленного множества игр они могут, представлены как самостоятельные классы, границы между которыми не являются жесткими. Такими самостоятельными играми являются: азартные, военно-исторические, логические игры, деловые, дидактические, компьютерные, ситуационно - ролевые, сюжетно - ролевые, подвижные игры, спортивно-интеллектуальные, спортивные. Предметом данных рекомендаций являются игры подвижные.
Подвижные игры - эстафеты – это игры, основное содержание которых составляют разнообразные виды бега, прыжков, метаний и других движений.
На Руси подвижные игры на протяжении многих веков использовалась в народной педагогике, как средство физического совершенствования детей.
В годы правления Петра 1 подвижные игры активно используются как средство физического воспитания. Исторические документы свидетельствуют, что Пётр 1 широко внедрял в физическую подготовку молодёжи русскую лапту и городки. [36]
Выдающийся русский полководец Суворов А.В. придавал большое значение физическим упражнениям, отмечая полезность, в том числе
и подвижных игр. Герцен А.И., Белинский В.Г., Ушинский К.Д.,
Лесгафт П.Ф.и др. пропагандировали и применяли подвижные игры
в физическом воспитании молодёжи.
Анализ истории развития системы физического воспитания подрастающего поколения свидетельствует о том, что подвижные игры широко использовались в подготовке молодёжи к труду
и успешному выполнению воинских обязанностей.
Благодаря большой популярности число подвижных игр многообразно.
Игры – эстафеты является активным средством идеологического воздействия, определяет значимую роль и место игры в воспитательном процессе. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки.
Одной из отличительных особенностей подобного времяпровождения, помимо хорошего настроения, является обучение ребенка игре в команде, а также развитие у него способности достойно принимать победу и поражение.
В данный сборник включены подвижные игры - эстафеты, которые можно использовать на спортивных занятиях и во время прогулок, на уроках физической культуры, а так же при составлении различных сценариев спортивных праздников в виде конкурсов и эстафет.
Дети младшего школьного возраста отличаются особой подвижностью и постоянной потребностью к движению. Однако при выборе игр нужно помнить, что организм младших школьников не готов к перенесению длительных напряжений. Их силы быстро истощаются и довольно быстро восполняются. Поэтому игры не должны быть слишком длительными; обязательно нужно делать паузы для отдыха. [24]
Учащимся 1-2 классов ещё недоступны игры - эстафеты со сложными движениями и взаимоотношениями. Их больше привлекают игры имитационные, сюжетного характера, с пробежками, убеганиями от водящего, с прыжками, ловлей и бросанием мячей и разнообразных предметов. Действия в коллективе для них сложны, и поэтому с большим удовольствием они играют в некомандные игры.
У детей 9-10 лет (3-4 классы) заметно прибавляется сила, улучшаются координационные возможности, быстрота, ловкость и выносливость, приспособляемость организма к физическим нагрузкам, более совершенным становится управление своим телом. Детям этого возраста уже доступны игры, довольно сложные по содержанию.
Увеличение силы и подвижности нервных процессов влечёт за собой повышение устойчивости внимания и интересов детей. Развитие оперативного мышления позволяет решать более трудные тактические задачи. Это особенно важно, поскольку детей начинают интересовать игры с соревнованием между целыми игровыми коллективами.
Между играми мальчиков и девочек 9-10 лет нет существенной разницы. Но всё же мальчики более склонны к играм с элементами единоборства, взаимовыручки, борьбы за мяч. Девочки предпочитают спокойные игры с ритмичными движениями и точными действиями (с предметами, с мячом).
Особой любовью детей этого возраста пользуются игры с мячом, с бегом, прыжками через препятствия и метанием различных, мелких предметов, а так же военизированные игры на местности.
Длительность игр и интенсивность нагрузки в играх с детьми 9-10 лет несколько увеличиваются. Более строгим становится судейство, чаще используются полюбившиеся игры. В играх ярче выражен элемент соревнования.
Данные подвижные игры могут быть использованы учителями, воспитателями группы продленного дня, педагогами – организаторами как на уроках физического воспитания, так и во время перемен, для проведения спортивных мероприятий.
Игровые эстафеты любят дети всех возрастов за эмоциональность, соревновательный характер, возможность проявить свои способности: быстроту, ловкость, находчивость, умение преодолевать препятствия. Важно и то, что эстафеты содействуют воспитанию коллективизма и дружбы среди ребят.
Для проведения игровых эстафет не требуется особых условий. Поскольку задания в эстафете участники выполняют по очереди, целесообразно составлять команды не более чем из 6-8 человек, чтобы дети меньше сидели, а больше двигались.
При организации игровых эстафет важно соблюдать следующие правила:
-
Количество игроков в командах (в том числе мальчиков и девочек) должно быть равное. -
Впереди в колоннах стоят ребята меньшего роста, сзади - большего. -
Забеги в командах выполняются строго по очереди, которую никто не пропускает. -
Раньше времени выбегать за линию старта (принимать эстафету) не разрешается. -
Заканчивает эстафету в команде всегда тот игрок, который ее начинал. -
Независимо от окончания игры одной командой, она продолжается до тех пор, пока задания не выполнят все игроки.
Результат подводится по количеству завоеванных очков. За каждую ошибку в ходе игры начисляется одно штрафное очко.
При подведении итогов игры определяется порядок окончания командами эстафеты (сумма мест) и учитываются штрафные очки. Штрафные очки команд прибавляются к сумме мест. Побеждает команда, набравшая наименьшее количество очков. Поэтому целью сборника является систематизация игр – эстафет, направленных на развитие физических качеств младших школьников в 4 классе.
При составлении сборника были использованы следующие принципы П.Ф Лесгафт.
Главными принципами физического образования были предложены следующие:
1. Принцип всесторонности, многоканальности физического образования.
2. Принцип взаимосвязи, взаимообогащения физического, умственного и нравственного воспитания как условие гармонического развития человека.
3. Принцип научности физического образования, предполагающий:
а) взаимообусловленность формы и функций;
б) признание возрастных, половых, конституциональных особенностей;
в) исключение прирожденной обреченности (предопределения) физического облика человека;
г) преодоление диктата наследственности.
Для того, чтобы создать структуру данного сборника мы решили обратиться с классификации физических упражнений П.Ф Лесгафта. Лесгафт обращал большое внимание на содержание физического образования - использование упражнений и игр как метода познания.
Ученый классифицировал физические упражнения по четырем основным группам:
1. Простые упражнения в движениях головой, туловищем, конечностями и сложные упражнения с разновидностями движений и метаний.
2. Упражнения с увеличивающимися напряжениями при двигательных действиях с палками и гирями, при метании деревянных и железных шаров, прыжках, лазании, борьбе и удержании равновесия.
3. Упражнения с изучением пространственных и временных отношений при беге в заданном темпе, прыжках на определенное расстояние и метании в цель.
4. Систематические упражнения в процессе простых и сложных игр, плавания, бега на коньках и на лыжах, в походах, на экскурсиях и в единоборствах.
Также нами была рассмотрена и проанализирована структура методической разработки Л. А. Мальковой. На основе анализа была выделена следующая структура сборника игр - эстафет:
1. Титульный лист.
2. Аннотация.
3. Содержание сборника.
4. Пояснительная записка.
5. Игры - эстафеты по разделам.
6. Список электронных ресурсов [Error: Reference source not found].
Титульный лист является первой страницей методической разработки, на которой приводится выходные сведения, перечень которых должен быть следующим:
– наименование образовательного учреждения;
– инициалы и фамилия автора