Файл: Учебное пособие по конституционному праву России представляет собой обобщение юридических понятий, категорий, закономерностей и взаимосвязей различных институтов отрасли конституционного права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

19 тельной. Религиозные объединения отделены от государства и равны пе- ред законом. А это значит: граждане имеют право верить в Бога, а также быть атеистами; запрещается введение общеобязательной единой религии; все конфессии равноправны; принадлежность к религии, определенной конфессии не может служить основанием для дискриминации граждан; религиозные организации не вмешиваются в деятельность госорганов; го- сорганы – в деятельность религиозных организаций; образование (кроме профессионального духовного и частного) свободно от религии (см. ст. 4
Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о ре- лигиозных объединениях»). Религиозным объединением в РФ признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповеда- ние, совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемо- ний, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Россия – республика (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ). Это такая форма правления, при которой верховная власть в данном государстве осуществ- ляется выборными органами. Правление государством является коллек- тивным, а не единоличным, как в монархии; высшие должностные лица и законодательные органы избираются народом, причем выборы не носят формальный характер, а являются свободными; государственные органы, высшие должностные лица избираются на определенный срок, а не вы- полняют свои функции пожизненно; осуществление государственной вла- сти основано на принципе разделения властей; высшие должностные лица несут ответственность за злоупотребления и ошибки, допущенные ими в своей государственной деятельности (политическую, административ- ную, уголовную); невозможны «дарение» власти, поручение ее осуществ- ления сверху (кроме чрезвычайных обстоятельств, военного положения, доведения дел на какой-то территории до развала или финансового банк- ротства), тем более по мандату другого государства либо международной организации; признаются неконституционными захват власти или присво- ение властных полномочий (см. ч. 4 ст. 3 Конституции РФ).
Россия – суверенное государство (ст. 4 Конституции РФ). Государ- ственный суверенитет – верховенство и независимость государственной власти внутри своей страны и по отношению к другим государствам. Гос- ударственный суверенитет является производным от народного суверени- тета и выражается в том, что на территории государства нет другой, кон- курирующей политической власти, издающей параллельные правовые ак- ты и регулирующей права и свободы граждан, т.е. исключается двоевла- стие: существует единый орган или система органов, составляющих в со-


20 вокупности высшую государственную власть. Суверенна именно Россия в целом, а ее субъекты не могут рассматриваться как суверенные образо- вания: субъекты в составе Российской Федерации правом свободного вы- хода из состава этой Федерации не пользуются. Вот почему даже теорети- чески они не могут рассматриваться в качестве суверенных. Материаль- ную основу государственного суверенитета составляет государственная территория, юридическим выражением которой является понятие терри- ториального верховенства. Однако верховенство власти не означает ее не- ограниченность вообще: в конституционном государстве власть всегда ограничена правом.
Россия – социальное государство (ст. 7 Конституции РФ). Это госу- дарство, политика которого направлена на создание условий, обеспечива- ющих достойную жизнь и свободное развитие человека: охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный раз- мер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, ма- теринства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивает- ся система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ).
Экономической основой конституционного строя РФ является находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство (хотя прямо об этом в главе 1 Конституции РФ не сказано), в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляются в основном посредством рыночных отношений. Их участниками выступают частные субъекты хозяйствования, конкурирующие между собой. Российская Фе- дерация поддерживает эту конкуренцию, а также принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответ- ствующий контроль. Такой вывод можно сделать из ст. 8 Конституции
РФ: в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
В статье 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется за- коном. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, поль- зоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по ре- шению суда. Принудительное отчуждение имущества для государствен- ных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.


21
Тема 5. Понятие, содержание и принципы конституционного
статуса личности в Российской Федерации
Под правовым статусом человека и гражданина понимается сово- купность прав, свобод и обязанностей личности, устанавливающих ее правовое положение в обществе и государстве, которой она наделена как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права.
Конституционный статус человека и гражданина – это основные права, свободы и обязанности личности, закрепленные в Конституции РФ и других источниках конституционного права. Конституционный статус включает в себя относительно небольшую, но самую важную часть всех прав и свобод. В структуре конституционного статуса человека и гражда- нина выделяют три основных элемента: конституционные права, кон-
ституционные свободы и конституционные обязанности. Однако све- дение конституционного статуса только к правам и обязанностям ограни- чивает представление о субъекте права, не дает понимания его места в правовой и социальной системе общества. Следует учитывать гарантии,
правовые состояния, ответственность при характеристике статуса лич- ности.
Элементы
конституционного
статуса личности
Конституционное право – это такая юридиче- ски признанная мера возможного поведения лица, которая может быть реализована только при усло- вии исполнения соответствующей (корреспонди- рующей) юридической обязанности (юридического действия) государством в лице государственных органов, должностных лиц, а также других субъек- тов права (право на охрану здоровья и медицин- скую помощь, право на образование, право на об- ращение в государственные органы и др.).
Конституционная свобода – это такое правомочие (мера возможного поведения), которое лицо может реализовывать самостоятельно. Юриди- ческая обязанность государства в лице государственных органов, долж- ностных лиц, а также других субъектов права состоит в воздержании от действий, препятствующих лицу в осуществлении конституционных сво- бод (свобода и личная неприкосновенность, достоинство личности, свобо- да передвижения, слова, мысли, совести и вероисповедания и т.п.).
Конституционные обязанности – это закрепленные в Конституции определенные вид и мера необходимого (должного) поведения (обязан-

22 ность платить налоги, сохранять окружающую среду, защищать Отече- ство). Отличие конституционных прав и свобод от обязанностей носит принципиальный характер: за неисполнение конституционных обязанно- стей к лицу могут быть применены меры юридической ответственности, нежелание же использовать принадлежащие индивиду права и свободы не преследуется по закону.
Правовые состояния – особый вид правоотношений, для которых ха- рактерна длительность и относительная стабильность (например, граж- данство, брак). Гражданство является наиболее важным для конституци- онного права правовым состоянием. Гражданство – устойчивая правовая связь человека и государства, выраженная во взаимных правах и обязан- ностях. Наличие или отсутствие гражданства делит лиц, находящихся на территории конкретного государства, на граждан, иностранцев и лиц без гражданства (апатридов) и разграничивает их правовой статус.
Юридическая ответственность предполагает возможность примене- ния к лицу мер государственного принуждения в том случае, если оно со- вершает противоправное деяние, предусмотренное законодательством РФ в качестве основания юридической ответственности. Юридическая ответ- ственность может возникать только в случае нарушения субъектом право- вых норм и осуществляется в строгом соответствии с ними. Она всегда связана с государственным принуждением и преследует цель защиты пра- вопорядка, поскольку именно юридическая ответственность является тем средством, которое предотвращает либо пресекает противоправное пове- дение и стимулирует общественно полезное поведение субъекта права.
Гарантии конституционного статуса человека и гражданина – это те условия и средства, с помощью которых обеспечиваются реализация и защита основных прав и свобод граждан.
Конституционные принципы прав человека и гражданина в РФ
Конституционные принципы прав человека и гражданина – это закрепленные в Конституции наиболее общие, основополагающие поло- жения Конституции РФ, на которых построена система прав человека, обеспечивающие единство самого понятия «права человека и гражданина» и способствующие единому восприятию прав человека и гражданина че- рез призму гуманизма, уважения человеческого достоинства, свободы, равноправия, солидарности и справедливости, на которые опирается зако- нодатель в процессе регламентации правового статуса человека и гражда- нина, правоприменитель при разрешении конкретных правовых ситуаций,


23 личность, непосредственно реализующая свои права и свободы, и которые обеспечены особыми государственными мерами охраны защиты.
Принципы
Свобода личности (широком смысле) – естествен- ное состояние человека, которое характеризуется возмож- ностью действовать по своему усмотрению: осуществлять самостоятельный выбор поступков и действий, положения в системе межличностных, групповых, общественно- государственных отношений и т.д. Не может быть абсо- лютной свободы – свободы от семьи, коллектива, обще- ства, государства, есть свобода в семье, коллективе, об- ществе, государстве. Иначе говоря, свобода существует в рамках той общности, в которой находится человек, по- этому свобода (в узком смысле) означает субъективную возможность человека и гражданина совершать или не со- вершать конкретные действия, основанные на его консти- туционных правах и свободах.
Отличие правового статуса человека и гражданина: права человека
являются исходными, они присущи всем людям от рождения незави- симо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепля- ются за лицом только в силу его принадлежности к государству (граждан- ство). Таким образом, каждый гражданин того или иного государства об- ладает всем комплексом прав, относящихся как к общепризнанным пра- вам человека, так и ко всем правам гражданина, признаваемым в данном государстве, а не гражданин – лишь первой частью этого комплекса. Эта
«дискриминация» допускается международным сообществом и объясня- ется правомерным желанием каждого государства предоставить весь ком- плекс прав только лицам, устойчиво связанным с судьбой страны и в пол- ной мере несущим конституционные обязанности. В связи с этим консти- туции стран мира, следуя установившейся в международно-правовых ак- тах терминологии, говоря о правах человека, употребляют слова «каждый имеет право…», «никто не может быть лишен…» и т.п. Когда же речь идет о правах, предоставляемых только лицам, имеющим гражданство данного государства, то употребляется четкая формулировка «граждане имеют право».
Равноправие означает, что все люди обладают юридическим равен- ством, т.е. равноправием. Все они имеют равные юридические права, сво- боды и несут равные обязанности. Конституция РФ провозглашает, что все равны перед законом и судом (ч. 1 ст. 19). Особенно важны такие ас- пекты равноправия, как юридическое равенство: а) человека с человеком


24
(ч. 2 ст. 19); б) женщины и мужчины (ч. 3 ст. 19); в) граждан независимо от национальной принадлежности (ч. 2 ст. 19); г) людей независимо от государственной принадлежности (гражданства) (ч. 3 ст. 62).
Принадлежность человеку основных прав и свобод от рождения
и их неотчуждаемость (ч. 2 ст. 17). Конституционная формулировка о принадлежности человеку основных прав и свобод от рождения должна пониматься таким образом, что все люди равны и при рождении обретают тот объем прав и свобод, который существует в законодательстве соответ- ствующей страны. За человеком признаются не только права, указанные в Конституции, но и все другие, не нарушающие прав иных лиц. Права и свободы действуют непосредственно и не нуждаются в дополнительном утверждении. Неотчуждаемость прав и свобод означает, что запрещается издание законов и других нормативных актов, отменяющих и умаляющих права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55).
Сочетание индивидуальных интересов личности и интересов дру-
гих лиц, общества и государства (ч. 3 ст. 17): осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Кроме того, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55). Как видим, общественный интерес следует учитывать и в объеме, и при осуществлении основных прав и свобод личности, сочетание интересов личности и общественных интересов должно строиться на внутреннем осознании человеком необхо- димости, а также на желании чем-то жертвовать во имя других лиц, обще- ства, государства. Иначе говоря, реализация данного принципа не может строиться лишь на внешнем давлении на личность, хотя и это нельзя ис- ключать.
Соответствие конституционным основам статуса личности его ре-
гулирования в текущем законодательстве и практической реализации
(ст. 18). «Права и свободы человека и гражданина являются непосред- ственно действующими. Они определяют смысл, содержание и примене- ние законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Провозгла- шенные в конституции демократические принципы должны воплотиться в текущем законодательстве. Поэтому нельзя откладывать на долгие годы принятие закона, развивающего, конкретизирующего данное правило, ес- ли без него оно реально не будет применяться (несмотря даже на принцип прямого действия конституции). Очень важно также соблюдать уровень