Файл: Комитет совета федерации по обороне и безопасности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 203

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

За два последних десятилетия усилились различия между субъектами Рос2
сийской Федерации и по размеру финансирования социальных расходов из феде2
рального бюджета и бюджетов других уровней, что ведет к увеличению террито2
риальных диспропорций в обеспечении населения социальными пособиями, ус2
лугами в сфере образования, здравоохранения, культуры и искусства. В
результате увеличились различия в обеспеченности регионов объектами социаль2
ной инфраструктуры. Субъекты Федерации на порядок различаются по насы2
щенности дорогами, связью, энерго2 и топливоснабжением, водообеспечением и другими базовыми условиями территориального развития.
Нельзя не отметить и резкую дифференциациию по уровню экономического развития и уровню развития рыночных отношений таких регионов, как города
Москва, Санкт2Петербург, Нижний Новгород и других регионов. Только в Моск2
ве сосредоточено до 80% финансового капитала страны, преобладающая часть иностранных инвестиций (до 50% прямых и свыше 80% портфельных)
1
По объемам ВРП на душу населения — важнейшему индикатору уровня эко2
номического развития — размах вариации ряда из 79 регионов в 1998 году соста2
вил 18,7 раза (в Тюменской области и республике Ингушетия), коэффициент ва2
риации 56,2%. Максимальное различие в 2002 году составило 31,9 раза; уровень выше среднероссийского имели только 20 регионов, ниже — 68 регионов (соотно2
шение 1:3,4). Уже это обстоятельство создает политические трудности в согласо2
вании интересов регионов в рамках федеративных отношений, поскольку диффе2
ренциация экономического развития регионов, находящая свое выражение в ве2
личине регионального ВВП на душу населения, является основной причиной межрегиональной дифференциации уровня и качества жизни их населения. Как следует из таблицы, эта дифференциация находится в прямой зависимости от уровня общеэкономического развития страны.
Различия между регионами по размеру среднедушевого дохода достигли
14—20 раз, а по стоимости жизни — до 5 раз. В ряде субъектов Российской Феде2
рации среднедушевые доходы не обеспечивают прожиточного минимума (рес2
публики Калмыкия, Дагестан, Тыва, Псковская, Курганская и другие области).
Наблюдается разрыв дохода между наиболее богатыми и наиболее бедными до 10
раз. В депрессивных регионах высок уровень безработицы. Как правило, здесь на
1 рабочее место приходится 10—20 и более претендентов. Различия в оплате труда в основном связаны с отраслевой спецификой экономики регионов. В силу этих обстоятельств в сырьевых регионах с экспортной ориентацией продукции (газо2 и нефтедобывающие районы Тюменской области, Кемеровская, Мурманская об2
ласти, Камчатский край, республики Татарстан и Коми) уровень средней заработ2
ной платы сравнительно высок.
Высок уровень зарплаты в городах федерального значения Москве и
Санкт2Петербурге, где сосредоточены финансовые и посреднические организа2
ции. Согласно результатам исследований в них наиболее значительна доля бога2
того населения России.
23 1
См: Рязанов В. Экономическое развитие России. СПб., 1997. С. 671; Угрозы безопасности России на со2
временном этапе// Теоретико2методологические проблемы разработки концепции безопасности. М., 1993.


В регионах с сельскохозяйственной специализацией, развитыми машино2
строением и легкой промышленностью, как правило, очень низкий уровень дохо2
дов и напряженная социальная ситуация.
Постоянно увеличиваются территориальные различия в оплате труда. Так,
средняя заработная плата в г. Москве в два раза превышает ее размер, например, в
Забайкальском крае, а по республикам Северного Кавказа, ряду других субъектов
Федерации этот разрыв еще значительнее.
Такое положение имеет логическим следствием стабилизацию социальной напряженности на высоком уровне в отдельных регионах России и в стране в це2
лом. Социальная напряженность проявляется в росте недовольства, недоверия к властям, конфликтности в обществе, тревожности, ухудшении демографической ситуации, резком возрастании миграционных потоков.
В этом смысле, особенно в последние годы, пристального внимания требуют отдаленные регионы России — Сибирь и Дальний Восток (и соответствующие федеральные округа), где экономические проблемы усугубляются и рядом других факторов.
Полномочный представитель Президента России в Сибирском федеральном округе А.В. Квашнин так характеризует эту ситуацию, в частности, в плане влия2
ния демографических тенденций: "…демографический кризис в России проявля2
ется не только в убыли населения, но и в его неравномерном распределении по территории. Сохраняется тенденция оттока населения, особенно с Дальнего Вос2
тока и Восточной Сибири — важнейших регионов, где сосредоточены главные природные богатства страны и которые имеют большое геополитическое значе2
ние. Можно сказать, что базовая цель региональной политики — сокращение раз2
личий социально2экономического состояния субъектов Российской Федера2
ции — не достигнута. Соотношение максимального и минимального значений ин2
вестиций в основной капитал на душу населения в субъектах Российской
Федерации составляло в 2004 году 184 раза, а в 2006 году — 235 раз. А показатели уровня безработицы в субъектах Российской Федерации различались в 2004 году в 48 раз, в 2006 году — в 78 раз. Сохранение этой тенденции влечет за собой факти2
ческую дифференциацию социальных и экономических прав граждан в зависимо2
сти от места жительства и, как следствие, может привести к массовой миграции населения из депрессивных регионов"
1
В этих условиях субъектами Федерации предпринимаются самостоятельные усилия по локализации угроз в экономической сфере. Так, на основе Концепции национальной безопасности Российской Федерации была принята Стратегия экономической безопасности Республики Калмыкия (утв. Указом Президента
Республики Калмыкия от 27 августа 2002 года № 168). Экономическая безопас2
ность республики согласно данной Стратегии — это "совокупность условий и факторов, обеспечивающих встроенность экономики республики в общероссий2
ское экономическое пространство, ее стабильность и устойчивость, способность к конкурентоспособному расширенному воспроизводству и модернизации".
Региональные программы (подпрограммы) по экономической безопасности приняты также в Республике Мордовия, Ставропольском крае, Воронежской,
Ярославской областях, Москве и некоторых других субъектах Российской Феде2 24 1
Квашнин А.В. Сибирь: проблемы и перспективы развития // Аналитический вестник Совета Федера2
ции Федерального Собрания Российской Федерации. 2008. № 11. С. 5—20.

рации. Безусловно, каждый из регионов выделяет присущие только ему аспекты экономической безопасности в зависимости от состояния местной экономики.
На современном этапе одной из основных проблем обеспечения региональной безопасности является противодействие незаконному обороту наркотических
средств и психотропных веществ на территории субъектов Российской Федера2
ции. Наркомания представляет собой масштабную общенациональную угрозу соци2
ально2экономической и демографической безопасности Российского государства.
Ежегодно увеличивается доля преступлений, связанных с незаконным оборо2
том наркотиков, а также сопутствующих им преступлений, совершаемых нарко2
манами как в состоянии наркотического опьянения, так и в целях получения средств на приобретение наркотиков.
В 2008 году начали работу антинаркотические комиссии, созданные во всех субъектах Российской Федерации (далее — Комиссии) в целях координации дея2
тельности территориальных органов федеральных органов исполнительной вла2
сти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по противодействию не2
законному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсо2
ров. В итоге первого года их работы уровень координации субъектов антинарко2
тической деятельности заметно возрос. Всего в прошедшем году проведено 326 за2
седаний Комиссий, на которых рассмотрено 816 наиболее актуальных вопросов.
Учитывая, что в 2009 году в 41 субъекте Российской Федерации заканчивает2
ся срок реализации региональных целевых антинаркотических программ, Комис2
сиями организована работа по подготовке новых. В 7 субъектах Российской Фе2
дерации уже приняты антинаркотические программы на 2009 и последующие го2
ды (республики Адыгея, Тыва, Алтайский край, Волгоградская, Кировская,
Новосибирская и Пензенская области).
В большинстве субъектов Российской Федерации на заседаниях Комиссий заслушивались руководители органов исполнительной власти субъекта Россий2
ской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образова2
ний по вопросу эффективности профилактики наркомании.
Антинаркотическими Комиссиями проводится постоянная работа по совер2
шенствованию регионального законодательства, регулирующего правоотноше2
ния в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекур2
соров.
По инициативе Комиссий Удмуртской Республики, г. Санкт2Петербурга, рес2
публик Мордовия, Татарстан, Саратовской, Омской областей разрабатываются и проходят согласования проекты законов в сфере профилактики наркомании.
В регионах продолжается работа по формированию законодательства, опреде2
ляющего территории, в пределах которых осуществляется контроль за хранением,
перевозкой или пересылкой наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. В настоящее время в уполномоченных органах проходит согласова2
ние разработанный по инициативе антинаркотической Комиссии Пермского края соответствующий проект указа губернатора края.
Отметим, что проблемы совершенствования регионального законодательства затрагиваются при рассмотрении на заседаниях антинаркотических Комиссий та2
ких вопросов, как развитие региональной системы мониторинга наркоситуации,
выявление и учет потребителей наркотиков, противодействие наркомании на
25

объектах промышленности и транспорта. В 2009 году указанные вопросы стали предметом рассмотрения Комиссий Пермского края, Республики Марий Эл, Са2
ратовской, Ростовской областей.
В целях совершенствования законодательства, регулирующего правоотноше2
ния в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекур2
соров, на заседании Комиссии Волгоградской области 3 апреля 2009 года принято решение предложить Волгоградской областной Думе обратиться в Государствен2
ную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с законодательной инициативой о принятии закона, регламентирующего деятельность негосударст2
венных организаций, занимающихся реабилитацией лиц, страдающих наркозави2
симостью, и обязательное полное медицинское обследование лиц призывного возраста, в том числе на предмет выявления потребителей наркотических средств и психоактивных веществ.
С целью создания единой методологии профилактической работы ФСКН
России во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами испол2
нительной власти разработана Концепция государственной политики профилак2
тики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом нарко2
тических средств и психотропных веществ в Российской Федерации, которая ре2
шением
Государственного антинаркотического комитета рекомендована антинаркотическим Комиссиям в субъектах Российской Федерации как руково2
дство в деятельности. В 40 субъектах Российской Федерации подразделениями межведомственного взаимодействия органов наркоконтроля инициированы раз2
работка и принятие региональных законов о профилактике наркомании и токси2
комании.
Антинаркотические Комиссии субъектов Российской Федерации уделяют большое внимание вопросам профилактики наркомании в молодежной среде. Ре2
гулярное рассмотрение на заседаниях вопросов о первоочередных мерах по совер2
шенствованию антинаркотической профилактической деятельности позволяет комплексно подходить к реализации мер, направленных на предупреждение неза2
конного потребления наркотиков.
Важным механизмом в системе организации профилактической работы орга2
нов наркоконтроля является Общественный совет при ФСКН России, на заседа2
ниях которого рассматриваются вопросы состояния и оценки профилактической деятельности, меры по повышению информационного обеспечения борьбы с не2
законным оборотом и потреблением наркотических средств и психотропных ве2
ществ.
В Воронежской, Тамбовской, Калининградской, Кировской, Нижегородской,
Саратовской, Новосибирской областях, Алтайском крае созданы Общественные советы при управлениях ФСКН России и организована их работа.
Острой проблемой региональной безопасности стала миграция; при этом субъек2
ты Федерации обращают внимание на то, что распад СССР, политические и социаль2
но2экономические изменения, происшедшие за последнее десятилетие на постсовет2
ском пространстве, резко усилили ее межгосударственную составляющую.
Масштабы, формы и направления миграционных процессов характеризуются следующими данными: в Россию в 2009 году въехало: 3,6 миллиона — граждане
Украины, порядка 2 миллионов — граждане Узбекистана, 1 миллион — граждане
Таджикистана, более 800 тысяч — граждане Молдовы, по 500 с лишним тысяч —
26

граждане Азербайджана и Киргизии, 400 тысяч — Армении. Что касается стран дальнего зарубежья, то более 400 тысяч — граждане Германии и Китая и порядка
175 тысяч — Соединенных Штатов Америки. За последние два года количество законно работающих иностранцев увеличилось в пять раз. Выдано 4,3 миллиона разрешений на работу, в том числе 719 тысяч — прибывшим из визовых стран
1
Все это зачастую создает дополнительные проблемы и трудности в социаль2
но2экономической и политической сферах регионов
Нерегулируемая миграция является значительным фактором роста напря2
женности в обществе. Особое беспокойство вызывает незаконная миграция.
Въезд на территории приграничных субъектов Российской Федерации лиц, не со2
блюдающих российское законодательство, создает угрозу государственной безо2
пасности. В острую проблему это превратилось для субъектов Федерации, входя2
щих в Южный федеральный округ, в частности для Краснодарского края. В целях усиления государственного контроля над миграцией, обеспечения социаль2
но2экономической стабильности, гражданского мира и межнационального согла2
сия, защиты прав и законных интересов граждан, проживающих на территории края, была образована краевая комиссия миграционного контроля.
Отметим, что Совет Федерации обсуждал на заседании вопрос, связанный с миграционной ситуацией в Краснодарском крае. В постановлении Совета Феде2
рации от 10 июля 2002 года № 3372СФ обращено внимание на то, что миграцион2
ные процессы в крае создают угрозу национальной безопасности России. На тер2
ритории Краснодарского края находится большое количество иностранных граж2
дан и лиц без гражданства, многие из которых пребывают в Российской
Федерации незаконно.
Безвизовый режим и упрощенный порядок пересечения государственной гра2
ницы Российской Федерации на отдельных ее участках усиливают поток неза2
конных мигрантов из государств — участников Содружества Независимых Госу2
дарств. В системе государственных органов исполнительной власти Российской
Федерации отсутствует уполномоченный орган, отвечающий за формирование,
проведение и совершенствование государственной миграционной политики.
Вместе с тем неоправданно затягивается процесс репатриации в Грузию ту2
рок2месхетинцев, временно проживающих на территории Российской Федера2
ции.
В связи с этим в Краснодарском крае наметился заметный этносоциальный перекос с возможными политическими последствиями, характеризующийся на2
растающей численной диспропорцией коренного населения края и мигрантов,
что создает условия для межнациональной напряженности среди жителей края
2
Исходя из этого, предлагалось ускорить принятие федерального закона о го2
сударственном регулировании миграции в Российской Федерации и внести в Го2
сударственную Думу проект федерального закона о приграничных территориях.
Однако данное постановление еще не выполнено, хотя подобные проблемы стоят и перед другими субъектами Федерации: Ставропольским, Хабаровским и При2
морским краями, Амурской, Ростовской областями и другими.
27 1
См.: Выступление директора ФМС России К.О. Ромодановского на тему "О балансе внутренней и внешней трудовой миграции и путях его обеспечения" // "Правительственный час" на 2472м заседании Сове2
та Федерации (13 мая 2009 года).
2
Проблемы обеспечения безопасности России в пограничном пространстве// Аналитический вестник
Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2009. № 12 (379).