Файл: Реализация комплексного подхода к коррекции и развитии познавательной сферы у детей с задержкой психического развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 319

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт
(наименование института полностью)
Кафедра «Дошкольная педагогика, прикладная психология»
(наименование)
37.04.01 Психология
(код и наименование направления подготовки)
Психология здоровья
(направленность (профиль))
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ)
на тему Реализация комплексного подхода к коррекции и развитии познавательной сферы у детей с задержкой психического развития
Обучающийся
Е.Е. Галимова
(Инициалы Фамилия)
(личная подпись)
Научный руководитель к.псх.н. С.С. Белоусова
(ученая степень (при наличии), ученое звание (при наличии), Инициалы Фамилия)
Тольятти 2022

2
Оглавление
Введение ………………………………………………………………
3
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы реализации комплексного подхода к коррекции и развитию познавательной сферы у детей с задержкой психического развития……………….
8 1.1 Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития………………………………………………………
8 1.2 Характеристика познавательной сферы детей с задержкой психического развития среднего дошкольного возраста………………………………………………………
18 1.3 Специфика психологической коррекции познавательного развития у детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного дошкольного образовательного учреждения…………….
28
Глава 2 Разработка и реализация комплексного подхода к коррекции и развитию познавательной сферы у детей с задержкой психического развития………………………………………………
34 2.1 Организация и методы исследования…………………..
34 2.2 Результаты констатирующего этапа эксперимента…….
36 2.3 Реализация комплексного подхода к коррекции и развитию познавательной сферы у детей с задержкой психического развития……………………………………….
45 2.4 Результаты контрольного этапа эксперимента………..
54
Заключение …………………………………………………………..
69
Список используемой литературы ………………………………….
70

3
Введение
Актуальность исследования. Развитие личности каждого ребенка является главной задачей как современных образовательных учреждений, задачей семейного воспитания, так и ведущей задачей государства, закрепленной в Российской Федерации в приоритетном направлении национальной программы «Образование». Особое значение имеет раннее и своевременное выявление детей с трудностями в обучении, воспитании и развитии, а также создание для них всесторонних условий для посильного и своевременного развития и коррекции их нарушений вследствие дизонтогенеза. Для этого важно активизировать комплексное взаимодействие на всех уровнях: научном, медицинском, социальном, педагогическом и психологическом. Самую большую по численности группу с особенностями в развитии составляют дети с типом задержанного психического развития, центральной проблемой психики которых является не тотальные, а парциальные нарушения созревания мозга и замедленный темп развития психических процессов. Актуальной направленностью специальной психологии, педагогики и инклюзивного образования остаётся разработка специальных программ психолого-педагогического сопровождения, основной целью которых является выявление и коррекция дисфункций и развитие основы интеллекта – психических процессов и их свойств до нормативного уровня у детей с задержанным развитием. Именно для этих детей важность приобретает принцип Л.С. Выготского о том, что обучение ведет за собой развитие, а также принцип своевременного и дифференцированного обучения, повышенного внимания к сензитивным периодам развития детской психики и важность целенаправленного и индивидуально выстроенного развития психических и высших психических функций.
Противоречие между важностью коррекционных подходов и недостаточнотью методически грамотной разработки комплексных программ


4 и мероприятий коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития с опорой на зону их актуального и ближайшего развития, с участием всех субъектов образовательного пространства, определяет важность и необходимость магистерского исследования по теме.
Цель исследования: разработать и реализовать комплексный подход к коррекции и развитию познавательной сферы у детей с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс развития познавательной сферы у детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: комплексный подход к коррекции и развитию познавательной сферы у детей с задержкой психического развития.
Гипотеза
исследования:
мы предполагаем, что развитие познавательной сферы у детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет эффективной при соблюдении следующих условий: 1) психологическое просвещение родителей как фактор, расширяющий их педагогическую и психологическую компетентность; 2) психологическое просвещение специалистов, участвующих в сопровождении данной категории; 3) индивидуальная и подгрупповая работа с детьми, направленная на развитие познавательной сферы с учётом индивидуальных особенностей проявления задержки психического развития;
4) взаимодействие всех специалистов дошкольной образовательной организации, осуществляющих сопровождение детей с задержкой психического развития.
Для достижения поставленной цели исследования предусматривается решение следующих задач:
– провести анализ психологической литературы по проблеме психологических особенностей детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития, а также раскрыть характер их познавательной сферы;
– выбрать и обосновать диагностический инструментарий для

5 исследования данной проблемы;
– выявить уровень развития познавательной сферы у детей среднего возраста с задержкой психического развития;
– разработать и реализовать комплексный подход к коррекции и развитию познавательной сферы у детей с задержкой психического развития;
– провести контрольную диагностику и определить эффективность разработанной комплексной программы.
Для реализации поставленных задач разработана программа исследования, в рамках которой использовались следующие методы:
теоретические методы (анализ и обобщение литературных источников по проблеме исследования); психодиагностические методы: 1) методика
Е.А. Стребелевой «Психолого-педагогическая диагностика познавательного развития детей дошкольного возраста» (5-6 лет); 2) «Запоминай-ка» – методики диагностики памяти; 3) «Новогодние гирлянды», «Чего не хватает?», «Что лишнее?» – методики диагностики мышления; 4) «Подарок»,
«Лабиринт», «Рукавичка» - методики диагностики внимания; методы математико-статистической обработки данных (критерий Манна-Уитни для связных выборок).
Экспериментальной базой исследования является государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области многопрофильный лицей № 16 города Жигулевска городского округа
Жигулевск Самарской области структурное подразделение «детский сад
«Вишенка». Всего в исследовании приняли участие 20 детей среднего дошкольного возраста (10 человек в экспериментальной и 10 человек в контрольной группах) и 10 родителей (родители детей экспериментальной группы).
Теоретико-методологической основой исследования стали работы отечественных и зарубежных психологов и педагогов, занимающихся изучением проблемы задержки психического развития у детей, работающих в


6 области коррекционной педагогики и психологии – Л.С. Выготский,
В.В. Лебединский,
М.С. Повзнер,
В.И. Лубовский,
Л.В. Кузнецова,
Т.В. Егорова, Н.Г. Поддубная, Н.Л. Белопольская, Е.А. Стребелева.
Научная достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечены использованием современной методологии научного познания; последовательной реализацией исходных теоретических положений и терминологического аппарата исследования, основанного на фундаментальных отечественных и зарубежных исследованиях в области философии, педагогики и психологии; использованием методов исследования, адекватных его задачам; репрезентативность выборки; применением методов математической статистики; всесторонней проверкой достоверности полученных результатов при их обсуждении на конференциях различного уровня.
Новизна исследования заключается в том, что разработана, апробирована и внедрена комплексная коррекционно-развивающая программа развития познавательной сферы у детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития, направленная на работу со всеми участниками образовательных отношений.
Личное участие автора исследования заключалось в разработке экспериментального плана, выборе методик для проведения эмпирической части, диагностической и психолого-развивающей работе с испытуемыми.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что были всесторонне выявлены особенности, причины, факторы и психолого- педагогические условия активизации психического развития детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Практическая
значимость
исследования
заключаются в возможности использования как диагностический, так и коррекционно- развивающий, а также просвещенческий блоки в практической деятельности психологов дошкольных образовательных организаций, реализующих

7 коррекционно-развивающие курсы в детьми с задержкой психического развития.
Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного исследования были представлены автором на аттестации на кафедре
«Дошкольная педагогика, прикладная психология».
Положения, выносимые на защиту
– условиями успешного обучения являются комплексность программ для всех субъектов образования, опора на психологическую диагностику и мониторинг актуального психического развития детей, передовой опыт коллег и специалистов, работающих с детьми с задержанным развитием;
разработан комплекс мероприятий в виде программ психопросвещения для родителей и педагогов и коррекционно – развивающей программы для детей экспериментальной группы. После апробации программы были зафиксированы значимые различия в показателях памяти, мышления и внимания детей экспериментальной группы;
– развитие познавательной сферы у детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития эффективно при соблюдении следующих условий: психологическое просвещение родителей, психологическое просвещение педагогов, участвующих в сопровождении детей данной категории, проведение программы коррекционно-развивающей работы с детьми, направленной на развитие познавательной сферы с учётом индивидуальных особенностей проявления задержки психического развития, взаимодействие всех специалистов дошкольной образовательной организации.
Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы. Текст иллюстрирован таблицами и рисунками.


8
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы реализации
комплексного подхода к коррекции и развитию познавательной
сферы у детей с задержкой психического развития
1.1 Психологические особенности детей среднего дошкольного
возраста с задержкой психического развития
Последние тридцать лет отечественные и зарубежные исследователи активно занимаются изучением вопроса задержки психического развития.
Задержка психического развития (далее – ЗПР) – это: «…особенный тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребёнка» [1, 13, 44].
К изучению проблемы задержки психического развития как в исследованиях отечественных, так и в исследованиях зарубежных авторов существуют разные подходы.
В исследованиях Г. Локк, В. Симон, В. Маресто выделяются различные категории детей с данными отклонениями. Авторы отмечают, что:
«…классификация детей происходит по различным причинам – от недостатков развития нервной системы и поражения анализаторов до запущенности в педагогическом плане» [2, 13,15].
В работах А. Уизли, К. Лесли, Д. Патерсон отмечается, что: «…дети с задержкой психического развития характеризуются, как категория детей с устойчивыми сложностями в обучении, причинами которых является неблагоприятная атмосфера, в которой воспитывался ребенок» [4, 12,16].
По мнению Ф. Робинсон, Н. Келли: «…отставание в темпе обучения детей данной категории вызвано нарушениями в их поведении» [3, 72, 73].
Такие авторы как Т. Бартон, К. Маккерн, Д. Полли, Ж. Фонзе считали, что:
«…возникновение задержки психического развития, и, как следствие, отставание в обучении связано с незначительными повреждениями головного мозга на ранних стадиях развития» [5, 11, 21].

9
Зарубежные исследователи Л. Летинен, А. Штраус представили монографию, в которой впервые были выделены наиболее характерные особенности детей с минимальными поражениями мозга. В частности, к таким поражениям были отнесены: «…высокий уровень обучаемости детей, то есть, относительная сохранность познавательных возможностей; по сравнению со сверстниками с нормой в развитии отмечалось стойкое отставание в учебной деятельности; нарушения в поведении, такие как непредсказуемость реакций, смена настроения, зачастую неконтролируемая, неадекватность» [6, 8, 19].
Зарубежные исследователи отмечали, что: «…основной причиной появления задержки психического развития является несильное поражение центральной нервной системы. Эту категорию детей дифференцировали от дошкольников с умственной отсталостью по достаточно высоким данным по результатам интеллектуальных тестов (чаще всего эти данные колебались в пределах нормы или приближались к ней)» [7, 17, 19].
По мнению А. Херта: «…впервые причиной возникновения задержки психического развития были названы нарушения поведения и эмоционально- волевой сферы. Необходимо пристальное внимание к коррекции именно личностного развития ребенка» [18, 20, 26]. А. Херт указывал на то, что:
«…необходимо создавать ситуации переживания успеха ребенком, во время любого учебного занятия необходимо предлагать ребенку разнообразный и привлекательный материал, учить ребенка просить и принимать помощь взрослого. Ведущую роль в коррекционном процессе необходимо отводить постоянному и целенаправленному воспитательному процессу» [22, 26, 56].
Исследования Х. Спионека и других исследователей, поддерживающих его точку зрения, обращали внимание, что: «…основной причиной трудностей в обучении детей с задержкой психического развития является недостаточная сформированность ведущих логических операций – анализа и синтеза. Также к причинам причислялись нарушения слуха и ограниченность движений» [23, 26, 68].


10
Зарубежные авторы, исследовавшие детей с задержкой психического развития, обращали внимание на то, что: «…у многих детей с данным отклонением, имеющееся повреждение мозга выявить неврологически практически невозможно. Чаще всего, в таких случаях неврологическое нарушение проявляется в возрасте 6-7 лет, но может не обнаружиться вовсе»
[15, 28, 30].
Отечественные исследователи также изучали причины возникновения задержки психического развития. Ведущим является исследование
М.С. Певзнер. Автор выделила пять основных вариантов психического недоразвития. По ее мнению: «…тяжесть отклонения может зависеть от целого ряда патогенных факторов – социальных условий, времени и интенсивности воздействия, а также от характера негативного фактора.
Признаками задержки психического развития у детей, являются такие признаки как:
– снижение работоспособности. Данный признак возникает из-за проявления церебрастении, психомоторной расторможенности, возбудимости;
– низкий уровень активности и снижение скорости переработки и освоения знаний;
– снижение уровня познавательной активности» [32, 41, 52].
В 1938 году академик, профессор Н.И. Озерецкий проводил исследования путем вычленения фокус-группы детей с «замедленным темпом развития». Результаты исследования показали, что основную часть отстающих дошкольников составляют дети с задержкой психического развития, таких детей от 30% до 80%.
По мнению Н.И. Озерецкого, который пишет, что: «…задержка психического развития наиболее удачно устраняется при раннем диагностировании и создании особенных условий обучения и развития ребенка. Связано это с тем, что непосредственно само понятие «задержка» несет в себе «временной» характер составляющей отставания (несовпадение

11 физического возраста и психологического уровня развития) в совокупности с временным характером и вероятностью преодоления этого самого отставания» [9, 33, 42].
Внимание, эмоционально-волевая сфера, память, мышление – эти параметры при задержке психического развития отличаются от нормального уровня. Характерными особенностями данного отличия являются отставания от темпов, которые характерны в данном конкретном возрасте.
В исследованиях таких авторов как В.В. Лебединский, Т.А. Власова,
М.С. Певзнер, З.И. Калмыкова изучаются первопричины проявления задержки психического развития. По мнению авторов, которые пишут о том, что: «…первопричинами возникновения задержки психического развития могут быть слабо выраженные органические повреждения мозга, а также неблагополучные социальные условия и факторы, усиливающие задержку развития. Основными причинами возникновения данного синдрома являются:
– церебрально-органические повреждения головного мозга различного рода и времени появления;
– хронического плана расстройства и заболевания внутренних систем и органов;
– влияние условий окружающей среды неблагоприятного характера;
– незрелость головного мозга, вызванная наследственным фактором»
[9, 12, 46].
Далее, авторы указывают на тот факт, что: «…происхождение отставания может быть врожденным, появившимся в период внутриутробного развития, при родовом, а также, проявившемся в младенческом периоде жизни. К некритичным изменениям скорости развития приводят следующие факторы: интоксикации, инфекции, обменнотрофические расстройства, травмы и т.п. В отдельных случаях задержка развития обусловлена генетическими причинами недостаточности центральной нервной системы» [9, 21, 50].