Файл: Реализация комплексного подхода к коррекции и развитии познавательной сферы у детей с задержкой психического развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 322

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

50 предметов и явлений картинке»
Развитие представлений о времени
Формирование понимания временных связей, явлений и их причин.
«Времена года»,
«Разложи по порядку»,
«Что сначала, что - потом».
20 минут
Продолжение таблицы 7
Название темы
Содержание деятельности
Методы и приёмы ра- боты
Время проведения
Развитие представлений о временной последовательнос ти событий и речевых умений
Формирование понимания временных связей, явлений и их причин, умения рассказать и объяснить
«Утро, день, вечер, ночь»,
«Разложи картинки по порядку и объясни»,
«Что сначала, что потом
– составь рассказ»
20 минут
Развитие умений счета и вычислительных операций
Научить операциям прямого и обратного счета и операциям сложения и вычитания в пределах 5
«Что изменилось?»,
«Оставь только фрукты
(овощи и др.)»,
«Собери все грибы и сосчитай»
20 минут
Развитие умений счета и вычислительных операций
Научить операциям прямого и обратного счета и операциям сложения и вычитания в пределах 5
«Сорви
3
(другое количество) яблока с дерева»,
«Сосчитай снежинки»,
«Сколько пирожков в корзине осталось?»
20 минут
Развитие умений составлять рассказ по картинкам, определять динамику сюжета
Формировать умения соотносить картинки с временной последовательностью событий, развивать логическую речевую последовательность, словарный запас и грамматический строй речи
«Разложи правильно и составь рассказ»,
«Расскажи друзьям о празднике»
20 минут
Заключительное
Обобщение результатов работы каждого ребенка, формирование установки для развития и закрепления достигнутых умений
«Я научился…»,
«раньше я не мог, а теперь могу», «Я - умный»
20 минут
Были разработаны индивидуально-направленные и практико- ориентированные семинары для родителей экспериментальной группы.
Тематический план семинаров приведён в Таблице 8.

51
Семинары для родителей детей с ЗПР предполагали посещение их всеми заинтересованными членами семейной системы согласно принципу привлечения ближайшего социального окружения в реализации коррекционно-развивающей программы. Поэтому часто в таких семинарах принимали участие более двух членов семьи ребёнка с ЗПР, в психопросвещение включались папа, мама, бабушка и дедушка.
Таблица 8 – Тематическое планирование серии родительских семинаров для родителей экспериментальной группы
Название темы
Содержание деятельности
Методы и приёмы работы
Время проведен ия
Понятие дизонтогенез и задержанное психическое развитие
Презентация и групповое обсуждение отличий нормативного и задержанного развития у детей.
Актуальность обучения и воспитания детей всеми участниками образовательного процесса
Презентация
Беседа о результатах диагностики познавательной сферы о группе в целом
Анализ конкретных ситуаций
50 минут
Психические процессы и их роль в формировании интеллектуальной сферы ребёнка с
ЗПР
Представление о психических процессах и их значении для познавательного развития детей ЗПР
Презентация
Беседа
Анализ конкретных ситуаций
50 минут
Значение восприятия
Развитие целостного восприятия
Понимание роли восприятия и его ключевых свойств.
Игровые приемы развития восприятия в домашних условиях
Презентация
Беседа
Игры-упражнения
50 минут
Память и подходы к ее формированию
Понимание роли памяти и её ключевых свойств.
Игровые приемы развития памяти в домашних условиях
Презентация
Беседа
Игры-упражнения
50 минут
Мышление и речь Понимание роли мышления и речи и их ключевых свойств.
Игровые приемы развития мышления и речи домашних условиях
Презентация
Беседа
Игры-упражнения
50 минут


52
Мышление и речь Понимание роли мышления и речи и их ключевых свойств.
Игровые приемы развития мышления
Презентация
Беседа
Игры-упражнения
50 минут
Продолжение таблицы 8
Название темы
Содержание деятельности
Методы и приёмы работы
Время проведен ия
Внимание
Понимание роли внимания и его ключевых свойств.
Игровые приемы развития внимания в домашних условиях
Презентация
Беседа
Игры-упражнения
50 минут
Итоговое
Результаты совместной работы в рамках программы
Презентация
Беседа орезультатах контрольной диагностики познавательной сферы детей в группе в целом
50 минут
Для педагогов дошкольного образовательного учреждения, работающих с детьми с ЗПР, были проведены семинары-практикумы.
Тематический план семинаров-практикумов для педагогов, работающих с детьми ЗПР представлен в Таблице 9.
В качестве общих рекомендаций, способствующих воспитанию гармоничной личности детей с задержкой психического развития, педагогам были сформулированы следующие правила:
– создавать условия для формирования элементов произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности;
– поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка ЗПР;
– побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности во всех видах деятельности;
– совершенствовать коммуникативные навыки дошкольников, развивать совместную деятельность детей с целью развития навыков сотрудничества.

53
Таблица 9 – Тематическое планирование семинаров-практикумов для педагогов
Название темы
Содержание деятельности
Методы и приёмы работы
Время проведения
Понятие дизонтогенез и задержанное психическое развитие
Презентация и групповое обсуждение отличий нормативного и задержанного развития у детей. Актуальность обучения и воспитания детей всеми участниками образовательного процесса
Презентация
Беседа
Анализ конкретных ситуаций
1,5 ч
Психические процессы и их роль в формировании интеллектуальной сферы ребенка
Представление о психических процессах и их значении для познавательного развития детей
Презентация
Беседа
Анализ конкретных ситуаций
1,5 ч
Индивидуальный подход в обучении детей
ЗПР. Личностное развитие детей
ЗПР
Понятие личности и её свойств. Подходы к воспитанию гармоничной личности детей ЗПР
Презентация
Беседа
Игры-упражнения
1,5 ч
Методы и приемы развития психических познавательных процессов средствами педагогики
Понимание роли восприятия, памяти, мышления и их ключевых свойств.
Приемы развития
Презентация
Беседа
Игры-упражнения
1,5 ч
Итоговое
Результаты совместной работы в рамках программы
Презентация
Беседа
1,5 ч


54
2.4 Результаты контрольного этапа экспериментального
исследования развития познавательной сферы у детей среднего
дошкольного возраста с задержкой психического развития
Проанализируем результаты контрольного этапа эксперимента, полученные у детей в экспериментальной и контрольных группах сначала по отдельным проявлениям психических процессов и их свойств, а затем с помощью комплексной методики Е.И. Стребелевой.
Таблица 10 – Сводные результаты показателей памяти, мышления и внимания у детей экспериментальной группы на контрольном этапе исследования
№ код
Память
«Запоминай-ка»
(0-9 баллов)
Мышление
«Новогодние гирлянды»,
«Чего не хватает?», «Что лишнее?»
(0-3 балла)
Внимание
«Подарок», «Лабиринт»,
«Рукавичка»
(0-3 балла)
1 э
6 2
3 2 э
5 1
1 3 э
6 2
2 4 э
5 1
1 5 э
6 2
1 6 э
7 3
2 7 э
6 2
2 8 э
6 3
2 9 э
4 1
1 10 э
6 2
2
Среднее значение
5,7 1,9 1,7
В психодиагностике зрительной памяти по методике «Запоминай-ка» дети экспериментальной группы после реализации коррекционно- развивающей программы показали средний уровень развития памяти. И также большинство детей экспериментальной группы (90%) показали

55 уровень развития зрительной памяти – средний. Отметим, что в сопоставлении средних значений развития памяти в группах значительно отличалось (3,7 на констатирующем этапе и 5,7 на контрольном этапе исследования). Таким образом, качественно уровень развития памяти поднялся с уровня ниже среднего на средний. Полученные результаты представлены в Таблице 10. Результаты сопоставления приведены на
Рисунке 1. Изменение показателей свидетельствует о значительном развитии мнемических процессов у детей с особенностями развития в ходе реализации коррекционно-развивающей программы.
Результаты развития мышления, а также его логических операций – анализа, синтеза, обобщения, классификации показали следующие результаты. Детям предлагалось выполнить те же 3 задания. Правильное выполнение каждого из них оценивалось в 1 балл. Как можно наблюдать в
Таблице 8 операции мышления сформированы и имеют показатели средних у большинства представителей экспериментальной группы 50%, а у 20% детей достигли высоких результатов. Тем не менее, оставшиеся 30% детей имеют недостаточный уровень развития мышления и смогли самостоятельно справиться лишь с одним заданием из трёх. Как видно из средних значений показателей мышления дошкольников у детей экспериментальной группы показатели изменились с 0,8 на 1,9. Также было замечено, что в процессе выполнения диагностических проб дети проявляли большую самостоятельность. Однако, так же как на констатирующем этапе значительную трудность для детей представляло задание «Новогодние гирлянды», где кроме наглядно-образного мышления требовалось приложить усилия в концентрации внимания и проявить способность к целостностному восприятию серии изображений предметов. Эта задача остается не до конца реализованной в ходе проведения программы, и соответствующие процессы требуют дальнейшего развития.
В ходе изучения сформированности внимания и его свойств у детей экспериментальной группы выборки с помощью методик «Подарок»,


56
«Лабиринт» и «Рукавичка» оценивались свойства произвольного внимания.
Как можно наблюдать из Таблицы 8, большинство детей выборки исследования испытывают трудности с направленностью, сосредоточенностью, устойчивостью и интенсивностью внимания при выполнении совокупных трёх диагностических заданий. В сравнении с прочими психическими процессами, внимание остаётся наименее сформированным познавательным процессом. Это можно объяснить тем. Что с одной стороны, произвольность – психологическое новообразование младшего школьного возраста, а с другой – у всех детей с ЗПР наблюдается замедленное формирование эмоционально-волевой сферы личности. Всё перечисленное требует включения этих свойств познания в развивающие программы на следующих возрастных этапах.
Переходя к сопоставлению средних значений внимания в экспериментальной группе до и после проведения коррекционно- развивающей программы, отметим то, что на контрольном этапе эксперимента значительно лучше выражен этот показатель (1,7). А на констатирующем этапе исследования значение среднего показателя лишь 0,6, что можно видеть на Рисунке 1.
0 1
2 3
4 5
6
Память
Мышление
Внимание
Констатирующий этап
Контрольный этап

57
Рисунок 1 – Сопоставление средних значений показателей развития психических процессов в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах исследования
Далее мы провели замеры психических процессов в контрольной группе исследования. В психодиагностике зрительной памяти по методике
«Запоминай-ка» дети контрольной группы показали уровень развития памяти ниже среднего. Отметим, что большинство детей контрольной группы(60 %) показали уровень развития зрительной памяти ниже среднего. Также среднее значение развития памяти незначительно отличалось (4,4 – на констатирующем этапе исследования и 4,5 – на контрольном этапе).
Показатели представлены в Таблице 10. Всё это свидетельствует о том, что развитие мнемических процессов у детей контрольном группе с особенностями развития остаются ниже среднего и для своего развития нуждаются в комплексе специальных коррекционно-развивающих мероприятий.
Результаты развития наглядно-образного мышления во втором диагностическом задании и таких логических операций как анализ, синтез, обобщение, классификация показали следующие результаты. Выраженность показателей операций мышления остаётся на уровне ниже средних у большинства представителей детей контрольной группы. Средние значения развития памяти остались приблизительно на том же уровне (1,1 – на контрольном этапе исследования и 1 – на констатирующем этапе). В процессе выполнения диагностических заданий дети контрольной группы также обращались за помощью и проявляли несамостоятельность в выполнении большинства диагностических упражнений. Результаты представлены в Таблице 11.
Таблица 11 – Сводные результаты показателей памяти, мышления и внимания у детей контрольной группы исследования
№ код
Память
«Запоминай-ка» (0-
Мышление
«Новогодние гирлянды»,
Внимание
«Подарок»,


58 10 баллов)
«Чего не хватает?»,
«Что лишнее?»
(0-3 балла)
«Лабиринт»,
«Рукавичка»
(0-3 балла)
1 к
3 0
1 2 к
5 2
2
Продолжение таблицы 11 3 к
4 1
2 4 к
4 1
1 5 к
3 1
1 6 к
7 2
2 7 к
6 2
2 8 к
5 1
2 9 к
3 0
0 10 к
5 1
1
Средний
4,5 1,1 1,4
В ходе психолого-педагогической диагностики уровня сформированности внимания у детей контрольной группы выборки с помощью методик «Подарок», «Лабиринт» и «Рукавичка» оценивались свойства произвольного внимания. Как можно наблюдать из Таблицы 11, большинство детей выборки исследования продолжают испытывать трудности с направленностью, сосредоточенностью, устойчивостью процессов внимания при выполнении трёх диагностических проб этого задания. Результаты сопоставления средних величин психических процессов представлены на Рисунке 2. В сравнении с прочими психическими процессами, уровень внимания является наименее сформированным познавательным процессом. С одной стороны, произвольность – психологическое новообразование младшего школьного возраста, а с другой
– у всех детей с ЗПР наблюдается замедленное формирование эмоционально- волевой сферы личности. Это и оказывает своё влияние на обозначенный показатель и его свойства.

59
Рисунок 2 – Сопоставление средних значений показателей развития психических процессов в контрольной группе на констатирующем и контрольном этапах исследования
На контрольном этапе исследования при выполнении первого задания
«Поиграй» на выявление уровня сформированности ведущей деятельности – игры, дети экспериментальной группы показали более высокий уровень развития игровой деятельности и средний уровень сформированности предметно-игровых действий. Они демонстрировали самостоятельные умения выполнить несколько последовательных игровых действий, объединив их сюжетом. Дети демонстрировали интерес к игрушкам и заданию, характер действий с которыми отличался творческим содержанием, чего не наблюдалось на констатирующем этапе. 90% детей группы выстраивали сюжетную игру и играли самостоятельно, они сопровождали свои действия речью. Как мы наблюдаем, игровая деятельность получила достаточное развитие в ходе реализации программы.
Таблица 12 – Сводные результаты показателей комплексной диагностикис помощью методики Е.И. Стребелевой детей экспериментальной группы на контрольном этапе исследования
Код
Субтесты
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10 1
3 2
4 3
4 3
3 3
2 2
2 3
3 4
3 4
3 4
4 3
3 3
3 2
3 2
3 2
2 3
3 2
0 0.5 1
1.5 2
2.5 3
3.5 4
4.5 5
Память
Мышление
Внимание
Констатирующий этап
Контрольный этап