Файл: Реализация комплексного подхода к коррекции и развитии познавательной сферы у детей с задержкой психического развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 326

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

31
На психолого-педагогическом консилиуме специалистами разного профиля анализируется диагностическая информация и выдается заключение о присвоении (или не присвоении) статуса «ограниченные возможности здоровья».
В процессе обсуждения специалистами консилиума формулируются условия, при которых обучение и воспитание таких детей будет наиболее эффективным. Опрос родителей, методы тестирования, анализ документов и продуктов деятельности, наблюдение, все эти методы являются основными на диагностическом этапе [26].
Второй этап можно обозначить как консультативно-проективный.
Сутью данного этапа является оформление отношений между образовательным учреждением, на базе которого будет проводиться сопровождение и родителями ребенка с особыми образовательными потребностями. С родителями обговариваются формы сопровождения, он знакомится со специалистами, подписывает все необходимые документы и согласия. Также специалистами дополнительно изучается медицинская карта.
Если возникает необходимость, то рекомендуют дополнительное психоневрологическое обследование у специалистов медицинского профиля с целью подкрепления психолого-педагогической коррекционной работы медикаментами.
Также, на данном этапе специалистами разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, в котором подробно прописывается направления работы по познавательному, речевому развитию, личностном развитию, навыков той или иной деятельности. Все это определяет стратегию психолого-педагогического сопровождения [34].
Третий этап – этап реализации разработанной стратегии работы. Это целенаправленный психолого-педагогический процесс, в котором происходит взаимодействие всех участников сопровождения. В процессе реализации индивидуального образовательного маршрута специалистами отслеживаются промежуточные результаты и возможны корректировки и внесение соответствующих изменений.

32
При разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья следует учитывать следующие особенности:
– возраст ребенка (то есть, сколько ребенку полных лет для определения наличия возможных кризисов и особенностей его развития);
– сформированные навыки, а также его адаптационные возможности;
– индивидуальные особенности ребенка (необходимо учитывать уровень развития навыков таких как, социальные и коммуникативные, особенности развития ребенка, стороны развития ребенка как слабые, так и сильные, а также необходимо учитывать структуру дефекта);
– необходимо учитывать и особенности самого образовательного учреждения, его структуру и возможности при психолого педагогическом сопровождении; разработанность программ, дидактических материалов, методических рекомендаций специалистами данного учреждения; особенности взаимодействия специалистов, а также предоставляемый объем занятий коррекционного типа;
– необходимо также учитывать отношения в семье, в частности, внутрисемейные отношения и позицию, которую занимает семья по отношению к такому ребенку; характер поведения ребенка в социальном плане; а также взаимодействие специалистов образовательного учреждения с родителями [39].
Четвертым этапом является анализ тех задач, которые были поставлены перед всеми участниками взаимодействия в процессе проведенной работы.
На данном этапе необходима рефлексия и анализ эффективности психолого- педагогического сопровождения ребенка. На четвертом этапе предполагается дальнейшая работа с ребенком либо на следующий учебный год, либо на следующую ступень обучения.


33
На рефлексивном этапе специалистами также проводится итоговая диагностика, результаты которой сравниваются с результатами входной диагностики. Преимущественно на основании этого формулируется вывод об эффективности реализации программы сопровождения и индивидуального образовательного маршрута.
Также, важным фактором, влияющим на успешность реализации программы психолого-педагогического сопровождения являются отношения ребенка со сверстниками. Он должен не только успешно осваивать программу обучения, коррекции или развития, но и получать опыт социализации, общения. Он должен научиться вступать в социальный контакт, его выдерживать, из него выходить. Должен уметь разрешать конфликтные ситуации, неизбежно возникающие в процессе развития.
Важную роль здесь играю, конечно, взрослые – как педагоги, так и родители.
Разрешение конфликтов строится не только на основе разъяснения, но и проводится работа, направленная на самопринятие ребенка, поддержка его веры в себя и свои собственные силы.
Выводы по первой главе.
Таким образом, рассматривая данную проблему, необходимо учитывать, что при организации обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья должны быть учтены все особые потребности каждого ребенка в образовательном плане. Важную роль при организации играет индивидуальный подход для наиболее эффективного включения ребенка в образовательный процесс. Создание программы психолого- педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья позволит получить хорошие результаты. Необходимо искать эффективные пути для полноценного и гармоничного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Различные специалисты, такие как психологи, медицинские работники, педагоги, дефектологи, а также

34 родители, взаимодействуя, создают сферу деятельности, которая обеспечивает защиту прав каждого ребенка с ОВЗ на развитие, ориентируясь на его индивидуальные возможности [24].
1   2   3   4   5

Глава 2 Разработка и реализация комплексного подхода к
коррекции и развитию познавательной сферы у детей с задержкой
психического развития
2.1 Организация и методы исследования
Для проверки гипотезы исследования была определена эмпирическая базагосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области многопрофильный лицей № 16 города Жигулевска городского округа
Жигулевск
Самарской области, структурное подразделение «детский сад «Вишенка». Всего в исследовании приняли участие 20 детей среднего дошкольного возраста (10 человек в экспериментальной и 10 человек в контрольной группах), 10 родителей
(родители детей экспериментальной группы) и 5 педагогов, работающих с детьми экспериментальной группы. Эмпирическое исследование проходило в период с октября 2021 по февраль 2022 года. Распределение детей в экспериментальную и контрольную группы проходило в соответствии с нормами проведения эксперимента, группы выборки исследования однородные по возрасту и гендерному составу. Данные в таблице 1.
Таблица 1 – Распределение детей в экспериментальную и контрольную группы эмпирического исследования
№ код
Возраст
Пол
1 э
5 л 5 мес ж
2 э
5л 2мес ж
3 э
5л 8мес ж
4 э
5л 5мес ж
5 э
5л 9мес м
6 э
5л 4мес м
7 э
5л 5мес м

35 8 э
5л10 мес м
9 э
5л 2мес м
10 э
5л м
11 к
5 л 2 мес ж
12 к
5л 4мес ж
Продолжение таблицы 1 13 к
5л 9мес ж
14 к
5л 5мес ж
15 к
5л 10мес м
16 к
5л 2мес м
17 к
5л 4мес м
18 к
5л 11 мес м
19 к
5л 10мес м
20 к
5л 5 мес м
Для реализации поставленных задач экспериментальной части исследования использовались следующие психодиагностические методы и методики, имеющие комплексный характер и охватывающие все процессы, психические и высшие психические функции детей среднего дошкольного возраста. При этом методики являются валидными и надёжными.
Комплексное исследование психического развития – методика
Е.А. Стребелевой «Психолого-педагогическая диагностика познавательного развития детей дошкольного возраста» (Таблица 2).
Таблица 2 – Задания методики Е.А. Стребелевой «Психолого-педагогическая диагностика познавательного развития детей дошкольного возраста»
Задание для диагностики
Поиграй
Коробка форм
Сложи матрёшку
Группировка игрушек
Сложи картинку
Количественные представления и счёт
Сравни (сюжетные картинки «Летом»)
Найди время года
Нарисуй целое
Расскажи (серия сюжетных картинок «Утро мальчика»)


36
Изучение памяти методика «Запоминай-ка». Ребенку дается задание запомнить предметы на картинке (зрительная память), а затем перечислить их. Оценка 0-9 баллов;
Психодиагностика мышления «Новогодние гирлянды», «Чего не хватает?», «Что лишнее?». Детям даются задания на мыслительные операции анализ, синтез, классификация, обобщение. Оценка 0-3 балла.
Психодиагностика внимания – методики «Подарок», «Лабиринт»,
«Рукавичка», упражнения определяют умение безошибочно удерживать внимание в сравнении похожих предметов и прохождении лабиринта.
Оценка 0-3 баллов.
Для математико-статистической обработки был выбран критерий
Манна-Уитни для связных выборок, направленный на выявление значимых статистических различий на разных этапах экспериментального исследования в контрольной и экспериментальной группах.
2.2 Результаты констатирующего этапа экспериментального
исследования
познавательного
развития
детей
среднего
дошкольного возраста с задержкой психического развития
Представим и проанализируем результаты констатирующего эксперимента, полученные у детей в экспериментальной и контрольной группах сначала по отдельным проявлениям психических процессов и их свойств, а затем с помощью комплексной методики Е.И. Стребелевой.
Таблица 3 – Сводные результаты показателей памяти, мышления и внимания у детей экспериментальной группы исследования
№ код
Память
«Запоминай-ка»
(0-9 баллов)
Мышление
«Новогодние гирлянды»,
«Чего не хватает?», «Что лишнее?»(0-3 балла)
Внимание
«Подарок», «Лабиринт»,
«Рукавичка»(0-3 балла)
1 э
4 1
1 2 э
3 1
0

37 3 э
4 1
1 4 э
2 0
0 5 э
3 1
1 6 э
5 1
1 7 э
6 2
1
Продолжение таблицы 2 8 э
5 1
1 9 э
2 0
0 10 э
3 0
0
Среднее значение
3,7 0,8 0,6
В психодиагностике зрительной памяти по методике «Запоминай-ка» дети экспериментальной и контрольной групп показали уровень развития памяти ниже среднего. При выполнении этого задания необходимо было посмотреть на картинку и запомнить предметы, а потом назвать их. Числовое значение при этом может колебаться в рамках показателей 0-9 баллов.
Отметим, что большинство детей контрольной (60 %) и экспериментальной
(70%) групп показали уровень развития зрительной памяти ниже среднего.
Также среднее значение развития памяти в группах незначительно отличалось(3,7 – в экспериментальной группе и 4,4 – в контрольной группе).
Показатели представлены в Таблице 3 и Таблице 4. Всё это свидетельствует о недостаточности развития мнемических процессов у детей с особенностями развития. Память является основой таких психических процессов и высших психических функций как мышление и речь, поэтому нуждается в развитии.
Результаты развития мышления, а также его логических операций – анализ, обобщение, классификация показали следующие результаты. Детям предлагалось выполнить 3 задания. Правильное выполнение каждого из них оценивалось в 1 балл. Как можно наблюдать в Таблице 3 и Таблице 4 операции мышления не сформированы и имеют показатели ниже средних у большинства представителей двух групп. Подавляющее большинство детей самостоятельно справились лишь с одним заданием. Как видно из средних значений показателей мышления дошкольников у детей контрольной группы


38 показатели незначительно больше (1), нежели у детей экспериментальной группы (0,8). В процессе выполнения диагностических заданий дети часто обращались за помощью и проявляли несамостоятельность в выполнении упражнений. 60% детей экспериментальной группы выполнили правильно одно задание из трех, 30% - не выполнили вовсе ни одного задания, а один ребёнок не справился совсем. В контрольной группе 80% детей справились с одним заданием из 3, и по одному из них выполнили два или совсем не справились с заданиями. Наибольшую трудность дети испытывали в выполнении диагностического упражнения «Новогодние гирлянды», где кроме мышления требовалось сосредоточенность внимания и целостность восприятия множества предметов.
Таблица 4 – Сводные результаты показателей памяти, мышления и внимания у детей контрольной группы исследования
№ код
Память
«Запоминай-ка» (0-
10 баллов)
Мышление
«Новогодние гирлянды»,
«Чего не хватает?»,
«Что лишнее?»
(0-3 балла)
Внимание
«Подарок»,
«Лабиринт»,
«Рукавичка»
(0-3 балла)
1 к
3 1
1 2 к
4 1
1 3 к
5 1
2 4 к
3 1
1 5 к
4 1
1 6 к
6 2
2 7 к
6 1
2 8 к
5 1
1 9 к
4 0
2 10 к
4 1
1
Средний
4,4 1
1,4
В ходе психолого-педагогической диагностики уровня сформированности внимания у детей выборки с помощью методик
«Подарок», «Лабиринт» и «Рукавичка» оценивались свойства произвольного внимания. Как можно наблюдать из Таблицы 3 и Таблицы 4, большинство детей выборки исследования испытывают трудности с направленностью,

39 сосредоточенностью, устойчивостью и интенсивностью внимания при выполнении трёх диагностических заданий. В сравнении с прочими психическими процессами, внимание является наименее сформированным познавательным процессом. С одной стороны, произвольность – психологическое новообразование младшего школьного возраста, а с другой
– у всех детей с ЗПР наблюдается замедленное формирование эмоционально- волевой сферы личности. Это и оказывает своё влияние на обозначенный показатель и его свойства. Переходя к сопоставлению средних значений внимания в контрольной и экспериментальной группах, отметим то, что в контрольной группе гораздо лучше выражен этот показатель (1,4). 60% детей контрольной группы самостоятельно правильно выполнили 2 задания, а 40%
- одно задание. Тогда как в экспериментальной группе и средний показатель зафиксирован на меньшем уровне – 0,6, так и 40% детей совсем не справились с поставленной задачей, а 60 % выполнили только 1 диагностическое задание из 3.
Таблица 5 – Сводные результаты показателей комплексного исследования с помощью методики Е.И. Стребелевой детей экспериментальной группы исследования
Код
Субтесты
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10 1
2 2
3 2
3 2
3 2
2 2
2 2
2 3
3 3
2 3
3 3
2 3
2 2
3 1
3 2
2 2
2 2
4 3
3 3
3 3
2 3
3 3
3 5
2 3
3 2
3 2
3 3
3 3
6 3
4 4
4 4
2 3
4 4
3 7
3 3
4 3
4 2
3 3
3 3
8 2
3 4
4 4
2 3
4 4
4 9
2 2
3 3
3 1
2 2
2 2
10 1
2 3
2 3
1 2
2 2
2
Среднее значение
2,2 2,4 3,3 2,7 3,2 1,8 2,7 2,8 2,8 2,6