Файл: Учебник. М. Норма инфрам, 2018. С. 60. 12 2 Система органов исполнительной власти 12.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.

Федеральные службы являются органами исполнительной власти федерального значения, которые регулируют надзорные и контрольные функции в конкретной сфере деятельности, специальные оборонительные функции, функции, обеспечивающие государственную безопасность, защиту и охрану Государственной границы РФ, а также функции, гарантирующие борьбу с преступностью и общественную безопасность.

Надзорная и контрольная функция представляются в виде:

- осуществления поступков по надзору и контролю за надлежащим исполнением органами государственной власти, местного самоуправления, а также их должностными лицами, граждан и юридических лиц, которые назначаются в соответствии с положениями Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, и других нормативно-правовых актов, которые закрепляют в себе общеобязательные правила поведения;

- учет нормативно-правовых актов, прав, объектов, газет персональных нормативно-правовых актов.

На федеральные службы не возлагается нормативно-правовое регулирование, что объясняется невозможностью издания нормативно-правовых актов, за исключением случаев, которые предусмотрены нормативно-правовыми актами Правительства РФ и Президента РФ.

Федеральные службы наделены возможностью законотворчества в отношении персональных правовых актов касательно задач, которые могут относиться к зонам ответственности, им отведенной. Если не учитывать подобного факта, то следует говорить о том, что федеральные службы в сфере надзора не уполномочены на воплощение в жизнь управление муниципальным имуществом и коммерческих предложений в определенной сфере собственной работы. В федеральных службах преобладает управляющий (директор), он признается единоначальным органом.

Функции федеральных служб разделяют их на три разновидности:

- федеральные службы, которые призваны осуществлять функции за надзором и контролем. Примером таких служб являются Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная налоговая служба;

- федеральные службы, призванные к осуществлению функций надзора и контроля, а также функции правоохранительных органов, или же претворяющие в жизнь только правоохранительные функции. Примером подобных служб могут быть Федеральные службы судебных приставов, Федеральные службы исполнения наказаний, Федеральные службы по контролю за оборотом наркотиков;


- федеральные службы, задача которых раскрывается в процессе осуществления функций по обеспечению обороны и безопасности, например, Федеральная служба по оборонному заказу, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба охраны, Государственная фельдъегерская служба, Служба внешней разведки.

В зависимости от подчиненности федеральные службы могут быть трех видов:

  1. федеральные службы, находящиеся в непосредственном ведении Президента РФ, который осуществляет руководство их деятельностью, в частности Федеральная служба безопасности, Федеральная служба охраны, Служба внешней разведки РФ, Государственная фельдъегерская служба РФ, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков;

  2. федеральные службы, находящиеся в непосредственном ведении Правительства РФ, которое осуществляет руководство их деятельностью, в частности Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу;

  3. федеральные службы, входящие в систему определенных федеральных министерств и находящиеся в их ведении, например, Федеральная служба исполнения наказаний, входящая в систему Министерства юстиции РФ, Федеральная служба по труду и занятости, входящая в систему Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, входящая в систему Министерства образования и науки РФ1.

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и иные правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

При этом под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ

1.

Под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

Федеральное агентство не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование, т.е. издавать нормативные правовые акты, а также осуществлять контроль и надзор в установленной сфере деятельности, кроме случаев, предусмотренных нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ. Федеральное агентство уполномочено на издание в пределах своей компетенции индивидуальных правовых актов. Федеральное агентство является единоначальным органом и возглавляется руководителем (директором). В то же время федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.

Все федеральные агентства в зависимости от их подчиненности можно подразделить на три вида:

  1. федеральные агентства, находящиеся в непосредственном ведении Президента РФ, который осуществляет руководство их деятельностью, в частности Главное управление специальных программ Президента РФ и Управление делами Президента РФ, имеющие статус федеральных агентств;

  2. федеральные агентства, находящиеся в непосредственном ведении Правительства РФ, которое осуществляет руководство их деятельностью, в частности Федеральное агентство по рыболовству, Федеральное космическое агентство, Федеральное агентство по обустройству Государственной границы Российской Федерации, Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств;

  3. федеральные агентства, входящие в систему соответствующих федеральных министерств и находящиеся в их ведении, например, Федеральное агентство специального строительства, находящееся в ведении Министерства обороны РФ, Федеральное агентство воздушного транспорта, находящееся в ведении Министерства транспорта РФ, Федеральное архивное агентство, находящееся в ведении Министерства культуры Российской Федерации и т.д1.

В целях обеспечения исполнения возложенных на перечисленные выше федеральные органы исполнительной власти функций на всей территории России создаются территориальные, межтерриториальные, объектовые, бассейновые органы этих органов исполнительной власти в федеральных округах, в субъектах Российской Федерации, на особо важных и режимных объектах, в бассейнах рек и водоемов (главные управления, управления, отделы и т.п.), например, управление внутренних дел, управление Федеральной антимонопольной службы, управление Федеральной службы судебных приставов и т.п.). Порядок создания указанных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти определяется Правительством РФ
2.

Подводя краткие итоги, отмечу, что многие федеральные органы исполнительной власти в целях обеспечения исполнения отдельных государственных функций, реализуемых в сфере их ведения, образуют соответствующие подведомственные им и входящие в их систему государственные учреждения. Такие учреждения имеются, например, в системе Министерства образования и науки РФ, Министерства здравоохранения и социального развития, МВД России, Федеральной службы исполнения наказаний.

Структура федеральных органов исполнительной власти, т.е. перечень конкретных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию Президентом РФ и Правительством РФ, возложенных на них задач и полномочий, предлагается Правительством РФ и утверждается соответствующим указом Президента РФ. Структура федеральных органов исполнительной власти по мере необходимости может корректироваться Президентом РФ на основании предложений Правительства РФ.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Система, организационно-правовые формы, наименование, функции и полномочия органов исполнительной власти в каждом отдельно взятом субъекте РФ определяются в конституции или уставе, а также в принимаемых на их основе законах соответствующего субъекта РФ.



Глава 2. Анализ особенностей порядка функционирования органов исполнительной власти субъектов РФ



2.1 Общая характеристика органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации



Высшим исполнительным органом субъекта РФ является Правительство субъекта РФ. Систему исполнительной власти возглавляется высшим исполнительным органом, к примеру, губернатором, мэром, главой республики.

Иными органами исполнительной власти могут выступать:

- избирательные комиссии;

- счетные палаты субъектов;

- уполномоченные органы по правам человека и ребенка;

- конституционные и уставные суды;

- мировые судьи.

Основные направления деятельности высших исполнительных органов государственной власти в субъекте РФ можно выразить в следующих пунктах:

- высшим исполнительным органом государственной власти субъектов РФ признается их постоянная деятельность в качестве органов исполнительной власти субъектов РФ;

- высшим исполнительным органом государственной власти субъектов РФ гарантируется обеспечение исполнения всех положений Конституции РФ, а также производных от нее федеральных законов и других нормативно-правовых актов РФ, уставов, законодательных проектов и других нормативно-правовых актов субъектов РФ на территории, охватывающей субъектом РФ;

- в порядке, предусмотренном конституции или уставом, а также законом субъекта РФ должно быть установлено конкретное наименование высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, а также должна определяться его структура, процесс формирования и контроль над осуществлением деятельности. Все перечисленные манипуляции должны проводиться с учетом всех национальных, исторических и прочих традиций, установленных в субъекте РФ;

- высшему исполнительному органу государственной власти субъектов РФ присущи права, которые выражают волю юридического лица. Также ему присваивается гербовая печать;

- осуществление финансирования высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, а также органов исполнительной власти субъектов РФ, происходит посредством перечисления денежных средств из бюджета субъектов РФ. Данные операции регулируются обособленным нормативно-правовым актом, принятым законодательным органом субъекта РФ.