Файл: Профилактических мероприятий средних профессиональных образовательных учреждений, подведомственных министерству.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1074

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- сообщает тему урока и обосновывает ее актуальность;
- доводит до студентов цель и задачи урока;
- сообщает этапы проведения занятия;
- продумывают ход этапов занятия;
- записывают тему в дневник практики.
- создание целостного представления о занятии;
- концентрация внимания на предстоящей работе;
- формирование интереса и осмысление мотивации учебной деятельности
3.
Контроль и актуализация опорных знаний по теме - 25 мин.
- проводит оценку знаний в виде фронтального опроса и тестирования (приложение
1)
- отвечают на вопросы темы
- работают в компьютерной программе
«Вотум»
- определение уровня усвоения темы на теоретическом занятии
4.
Инструктаж о порядке выполнения заданий - 40 мин.
- сообщает и демонстрирует ход и порядок выполнения практических манипуляций;
- демонстрирует презентацию (раздаточный материал) по методике выполнения манипуляций;
- обращает внимание на правильность и последовательность этапов проведения алгоритмов манипуляций.
- внимательно слушают порядок выполнения практического задания, записывают данные в дневник практики;
- уточняют порядок выполнения алгоритмов манипуляций.
- осмысление порядка выполнения практического задания;
- формирование познавательных интересов, концентрация внимания на изучаемой теме;
- формирование ПК 1.1.-1.3.
5
. Практическая работа – 100 мин.
− конспектирование алгоритмов манипуляций;
− наблюдает за выполнением практической манипуляции;
− проводит коррекцию выявленных недочетов в работе студентов
(приложение 2)
− работа малыми группами, самостоятельно отрабатывают практические манипуляции;
− при возникновении затруднений консультируются с преподавателем.
− формирование умений по выполнению манипуляции;
− систематизация и закрепление теоретического и практического материала;
− формирование ОК 2, ОК 3, ОК 6, ОК
7.
− формирование ПК 1.1.-1.3.
6.
Подведение итогов практического занятия. Выставление оценок - 95 мин.
- осуществляет формализованное наблюдение:
− за работой студентов;
- оценивает правильность выполнения практического задания;
- выставляет оценку за выполнение профессиональных задач
(приложение 3)
-- с помощью студентов анализирует достижение целей занятия;
− определяет уровень усвоения материала каждого студента и
− демонстрируют выполнение технологии зачетной манипуляции на оценку
- слушают комментарий преподавателя и анализируют деятельность
− повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания;
− выработка умений работы в коллективе;
− систематизация знаний;
− формирование ПК 1.1.-1.3.
− формирование ОК 1,2,3,4,6,7,11,12
− развитие умения аналитической деятельности.
− формирование самоконтроля и взаимоконтроля;
− закрепление соответствующих профессиональных и общих компетенций.
112

группы в целом;
- выставляет оценки с комментированием решения и указанием недочетов.
7.
Домашнее задание (внеаудиторная самостоятельная работа) – 5 мин.
− предлагает записать домашнее задание;
− задание самостоятельной работы по теме:

Составление планов бесед с родителями по теме:
Особенности развития недоношенного новорожденного ребенка.

Подготовка презентации «Уход за недоношенным новорожденным ребенком»
− записывают задания в дневник;
− задают вопросы по выполнению самостоятельной работы.
− стимулирование познавательной деятельности студентов и интереса к освоению учебного материала;
− выработка умений работы с учебной литературой, лекционным материалом,
Интернет-ресурсами.
113

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   21

Мотивация занятия
Укорочение периода внутриутробного развития и связанная с этим морфологическая и функциональная незрелость многих жизненно важных органов и систем определяют особенности течения периода адаптации к условиям внеутробной жизни, оказывают существенное влияние на уровень перинатальной заболеваемости и смертности.
Недоношенными в общей популяции, по данным большинства развитых стран мира, рождаются от 5% до 10% детей. Недоношенные дети вносят наибольший вклад в показатели неонатальной заболеваемости и смертности. При правильной организации выхаживания, вскармливания и лечения недоношенных младенцев, основанных на знании анатомо- физиологических особенностей их развития, принципах гуманистического неонатального ухода, современных подходах к реанимации и интенсивной терапии эти показатели имеют отчетливую тенденцию к снижению.
В выхаживании недоношенных детей значительная роль принадлежит медицинским сестрам, поэтому важно большое внимание уделять формированию компетенций, необходимых для организации сестринского ухода за недоношенными детьми, воспитанию у студентов заботливого, доброго отношения к детям.
114

Информационный блок
Особенности адаптации к новым условиям окружающей среды.
Понятие «зрелость» тесно связано с понятием «гестационный возраст».
Гестационный возраст(от лат. gestatio — ношение), срок гестации - возраст эмбриона и плода с момента оплодотворения; соответствует сроку беременности.
Знание гестационного возраста позволяет оценить характер внутриутробного развития плода.
Его можно установить как в антенатальном, так и в постнатальном периоде. В антенатальном периоде сведения о гестационном возрасте получают путем исследования амниотической жидкости, состав которой отражает степень развития отдельных систем организма плода.
Особенно важное значение имеет степень зрелости дыхательной системы; ее устанавливают на основании содержания в альвеолах сурфактанта. Снижение его приводит к развитию респираторного дистресс-синдрома. Определяют также размеры плода с помощью ультразвукового исследования с последующим расчетом по специальным таблицам.
Недоношенным считается ребенок, родившийся при сроке беременности до 37 недель, с массой тела 2500 г и менее и длиной тела 45 см и менее. Данное положение, рекомендованное в
1948 г. ВОЗ, безусловно, справедливо лишь для срока беременности.
Антропометрические показатели недоношенных детей могут варьировать, что особенно характерно для массы тела. Нередки случаи рождения доношенных детей с массой менее 2500 г, что может быть обусловлено задержкой внутриутробного развития, наследственными заболеваниями. Возможно также рождение недоношенных с большой массой, превышающей иногда указанную на 300—600 г. Данный феномен встречается чаще всего у детей с диабетической фетопатией. Это обусловливает необходимость использования дополнительных критериев диагностики, к которым относятся признаки недоношенности.
Причины недонашивания
Факторы риска рождения недоношенного ребенка можно разделить на 3 большие группы: социально-экономические, социально-биологические, клинические.
Социально-экономические факторы. К этим факторам зарубежные авторы относят отсутствие или недостаточность медицинской помощи, плохое питание беременной женщины, наркоманию, неудовлетворительные жилищные условия и др. Учитывая их неактуальность для социалистического общества, мы на них останавливаться не будем.
Профессиональные вредности, которые имели существенное значение в прошлом
(преждевременные роды в4 раза чаще отмечали у работающих женщин), по современным данным, не вызывают статистически значимого учащения рождения недоношенных детей.
Чаще, чем в популяции, недоношенные дети рождаются у женщин, не состоящих в браке, особенно в возрасте, более 25 лет. Немаловажное значение имеет также отношение женщины к беременности, психические травмы. В случае нежеланной беременности преждевременные роды встречаются в 2 раза чаще.
О вреде алкоголя было известно с давних времен. Курение женщины во время беременности достоверно способствует преждевременному наступлению родов.
Социально-биологические факторы. Преждевременные роды чаще отмечают у первородящих женщин в возрасте до 18 и старше 30 лет. Возраст отца моложе 18 и старше 50 лет также считают фактором риска. Имеют значение данные акушерского анамнеза: 3 и более предшествующие медицинские аборты, наличие спонтанных абортов, беременность, наступившая менее чем через I год после предшествующих родов.
Клинические факторы. Могут быть обусловлены:
1) заболеваниями матери: хроническими соматическими (особенно с явлениями декомпенсации или обострения во время беременности) или гинекологическими заболева- ниями, эндокринопатиями; патологией беременности (поздний длительный токсикоз беременных, острые инфекционные заболевания, перенесенные во время беременности, оперативные вмешательства, особенно лапаротомия); физические травмы (особенно живота);
115

иммунологический конфликт между беременной женщиной и ее плодом; плацентарная недостаточность; истмико-цервикальная недостаточность;
2) заболеваниями плода: внутриутробные инфекции, хромосомные заболевания, пороки развития.
Классификация недоношенности
В зависимости от массы тела при рождении различают 4 степени недоношенности.

1 степень - относят родившихся с массой тела 2500—2001 г

2 степень — 2000—1501 г
• 3 степень — 1500—1001 г
• 4 степень — 1000 г и менее
Жизнеспособными считают недоношенных, родившихся с массой 500 г и более.
Исходя из срока гестации, выделяют 4 степени недонашивания:
I степень -37-35 недель гестации;
II степень - 34-32 недель гестации;
III степень - 31-29 недель гестации;
IV степень - 28-22 недели гестации.
Точное определение сроков гестации позволяет разделить недоношенных на 2 группы: новорожденные, соответствующие сроку гестации, и с задержкой развития по отношению к сроку гестации.
Морфологические
признаки
недоношенности.
Представлены своеобразной непропорциональностью телосложения: относительно большой вертикальный размер головы
(составляет '/з от длины тела, в то время как у доношенных - '/
4
), преобладание размеров мозгового черепа над лицевым, расположение пупочного кольца ниже средней точки тела, относительно большое туловище и короткие ноги, истончение подкожной жировой клетчатки.
При внешнем осмотре выявляют также обильное лануго, более густые волосы на голове и низкий их рост на лбу и затылке по сравнению с доношенными новорожденными. У глубоконедоношенных детей иногда отмечается недоразвитие ногтей — они не доходят до конца ногтевых фаланг. У многих недоношенных пальпаторно отмечают расхождение прямых мышц живота.
Пальпация головы недоношенного ребенка выявляет открытые малый и боковые роднички и швы черепа. Кости черепа тонкие, минерализация их низкая, поэтому они податливы при пальпации. Ушные раковины мягкие, их можно свернуть в трубочку или согнуть пополам, что не вызывает у ребенка неприятных ощущений.
Мошонка у недоношенных мальчиков чаще пустая. Яички находятся либо в паховых каналах, либо в брюшной полости, причем периодически они могут появляться в мошонке. Для недоношенных девочек характерно зияние половой щели - большие половые губы не прикрывают малые и гипертрофия клитора.
Оценка морфологических критериев недоношенности позволяет не только диагностировать ее, но и определить
гестационный возраст ребенка.
Функциональные признаки недоношенности. К ним относятся низкий мышечный
тонус, обусловливающий, в частности, характерную позу недоношенного — «поза лягушки»,
длительную физиологическую эритему, желтуху недоношенных, слабость и быстрое
угасание физиологических рефлексов новорожденных (в том числе, сосательного, которого у глубоконедоношенных детей первых дней жизни может не быть); вялую реакцию на осмотр, тихий короткий малоэмоциональный крик (писк) или их отсутствие.
Недоношенные склонны к гипотермии при незначительном охлаждении, что обусловлено сниженной теплопродукцией при повышенной теплоотдаче. Низкая теплопродукция обусловлена незначительным поступлением энергии с пищей, особенно в первые дни жизни, недостаточным тонусом мышц и их малой массой (20—22% от массы тела по сравнению с 42% у доношенных новорожденных). Теплопродукция за счет липолиза бурого жира также ограничена, так как его количество у глубоконедоношенных детей составляет всего 1 —2 % от
116

массы тела, в то время как у доношенных новорожденных — 5—8%. Высокая теплоотдача связана с большей относительной поверхностью кожи (0,15 м
2
на 1 кг массы тела у недоношенных и 0,065 м
2
у доношенных новорожденных), тонким слоем подкожной жировой клетчатки (у доношенного ребенка жировая ткань составляет 16% от массы тела, у недоношенных 1-й степени —8%, а 2-й — лишь 3%), близким расположением к поверхности кожи обильной сосудистой сети, вдвое большим на 1 кг массы тела минутным объемом дыхания по сравнению с доношенными детьми.
Для недоношенных также характерно отсутствие адекватного повышения температуры
тела в ответ на инфекционный процесс и быстрое перегревание в кувезе. Последнее можно объяснить низким потоотделением, которое лишь к 3—4-й неделе жизни по интенсивности и топографическим особенностям соответствует таковому у доношенных новорожденных.
При выхаживании и лечении недоношенных необходимо учитывать лабильность водно-
электролитного обмена, обусловленную большей гидратацией (80—85% воды от массы тела по сравнению с 75% у доношенных) в основном за счет внеклеточной жидкости, объем которой увеличивается в первые часы жизни вследствие выхода воды из сосудистого русла.
Этот процесс сопровождается гемоконцентрацией, повышением осмолярности плазмы, гипернатриемией (до 160 ммоль/л). Гипернатриемия, гипоальбуминемия и низкий диурез вызывают склонность недоношенных детей к отекам.
Наличие гемоконцентрации, увеличенной вязкости крови, замедление перехода на постнатальный тип кровообращения и особенности вегетативного контроля могут способствовать быстрому появлению гемодинамических расстройств. Нарушения кровотока, в том числе и в легких, могут усугубить, а иногда и спровоцировать нарушения функций внешнего дыхания. Коррекцию этих нарушений затрудняют особенности работы почек недоношенного (низкая клубочковая фильтрация, почти полная реабсорбция ионов натрия, сниженная концентрационная и секреторная функции).
Склонность к инфекционным заболеваниям недоношенных детей объясняют несовершенством как иммунитета (низкое розеткообразование В-лимфоцитов, снижение функциональной активности Т-лимфоцитов, меньшее относительное содержание Т-лимфоцитов у глубоконедоношенных детей), так и неспецифической защиты (снижены уровень лизоцима,
β-лизинов, титр пропердина и комплемента).
Пищеварительная система характеризуется малым объемом желудка, слабостью кардиального сфинктера (что наряду с особенностями вегетативного контроля создает склонность к частым срыгиваниям), низкими протеолитической активностью желудочного сока и ферментативной деятельностью поджелудочной железы и кишечника.
Принципы выхаживания недоношенных
Система этапного медицинского обслуживания включает специализированные родильные дома для женщин, у которых начались преждевременные роды, палаты для недоношенных детей в отделениях патологии новорожденных родильных домов из расчета около 8% от общего коечного фонда отделения (частота преждевременных родов, по данным литературы, составляет 5—8%); специализированные отделения 2-го этапа выхаживания недоношенных для здоровых и больных детей (в крупных городах - больницы для недоношенных). Отделения или больницы, предназначенные для 2-го этапа выхаживания недоношенных детей, целесообразно планировать из расчета 40—45 коек на 1000 преждевременных родов в год.
Выхаживание недоношенных в родильном доме
Непременным условием успешного выхаживания недоношенного ребенка независимо от степени зрелости и недоношенности является дополнительный его обогрев с момента рождения. Столик в комнате, предназначенной для первичной обработки недоношенного ребенка, должен быть снабжен дополнительным обогревом. Принимают данный контингент новорожденных в стерильные подогретые пеленки. Указанные мероприятия способствуют
117