Файл: Профилактических мероприятий средних профессиональных образовательных учреждений, подведомственных министерству.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1081

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
слабый сосательный рефлекс - из бутылочки хорошо выражены рефлексы - грудью
Г.
Этап выхаживания недоношенного температура воздуха родильный дом
24-
26 С° отделение патологии новорожденных
23-
24 С°
Приложение 2
Практический блок
Использование кувеза для ухода за недоношенным новорождённым
Цель: сохранение жизни, выхаживание недоношенного новорождённого
Показания: незрелость органов и систем ребёнка, тяжёлое состояние.
Противопоказания: нет.
Техника безопасности:
− строгое соблюдение правил работы кувеза,
− постоянное наблюдение за состоянием ребёнка
− ребёнка следует немедленно извлечь из кувеза, если прозвучал сигнал отключения электропитания.
− нельзя устанавливать кувез вблизи источников отопления и необходимо ограждать его от воздействия солнечных лучей во избежание перегрева ребёнка
− в помещении, где находится кувез, нельзя, пользоваться источниками открытого огня, т к. может быть повышение концентрации кислорода в воздухе.
− нельзя прикасаться руками, запачканными любым жиром (маслом, вазелином и др.) к дозиметру кислорода, редуктору, кислородному баллону
− медперсонал не имеет права своими силами устранять какие-либо неисправности в работе кувеза.
Основные правила работы:
1.
Право на работу имеет только специально подготовленный персонал, прошедший необходимую теоретическую и практическую подготовку.
2.
Приступать к эксплуатации кувеза можно лишь при полной гарантии его технической исправности и стерильности.
3.
Мед. персонал осуществляет непрерывный контроль и регуляцию температуры и влажности воздуха, концентрации кислорода, следит за поведением и общим состоянием младенца, осуществляет уход, кормление ребёнка, выполняет лечебные процедуры, не изменяя при этом параметры микроклимата в кувезе.
4.
Концентрация кислорода в кувезе поддерживается на уровне 30-40% (Более высокая концентрация кислорода может вызвать развитие необратимой слепоты из-за поражения сетчатки глаз)
5.
Относительная влажность воздуха в первые сутки 90 – 100%, далее снижается до 60-
65%.
6.
Температура воздуха регулируется с учётом температуры тела новорождённого
(оптимальным температурным режимом является режим, при котором удаётся
124
поддерживать температуру тела в пределах 36,5 - 37 ْ◌ С и исключать перегревание и переохлаждение ребёнка).
7.
Кувез следует дезинфицировать каждые 3-4 дня, переводя при этом ребёнка в другой кувез.
8.
После дезинфекции кувез проветривают непрерывной принудительной вентиляцией в течение 16-24 часов.
9.
Длительность пребывания недоношенного ребёнка в кувезе определяется его состоянием, функционированием различных органов и систем, но обычно не превышает
5-
6 дней.
Практическая манипуляция Техника проведения туалета пупочной ранки
Цель: профилактическая: ежедневная обработка пупочной ранки до эпителизации для профилактики инфицирования, лечебная: местное лечение омфалита.
Показания: отпадение пуповинного остатка, появление на его месте пупочной ранки; воспаление пупочной ранки (омфалит).
Противопоказания: нет.
Возможные проблемы: беспокойство ребенка,
Техника безопасности:
− нельзя оставлять ребенка без присмотра на пеленальном столе,
− не ставить приготовленные растворы в непосредственной близости с ребенком.
− строго соблюдать правила асептики.
− нельзя пупочную ранку заклеивать лейкопластырем или накладывать повязку.
Подготовка пациента: положить ребёнка на пеленальный стол, обработанный одним из дез средств и распеленать его.
Оснащение:

Набор стерильных тупферов в крафт-пакете или биксе – 3 шт.

Стерильный пинцет

30 мл 3% раствора перекиси водорода

30 мл 96% раствора этилового спирта

Стерильные перчатки

Лоток для сброса, использованного материала.

Ёмкость с дез. раствором и чистая ветошь

Ёмкость для использованной ветоши
Последовательность действий:
Получите согласие родителей ребёнка на проведение манипуляции.
1.
Вымойте руки гигиеническим способом.
2.
Наденьте стерильные перчатки.
3.
Внимательно осмотрите дно пупочной ранки, раздвигая указательным и большим пальцами левой руки ее края.
4.
Достаньте из бикса или крафт пакета стерильный тупфер
5.
Возьмите в правую руку стерильный тупфер, смочите его в 3% растворе перекиси водорода и обработайте дно пупочной ранки. Использованный тупфер сбросьте в лоток для сброса, использованного материала.
6.
Возьмите сухой стерильный тупфер (из бикса или крафт пакета) и просушите дно пупочной ранки.
Использованный тупфер сбросьте в лоток для сброса, использованного материала.
125


7.
Возьмите третий стерильный тупфер (из бикса или крафт пакета), смочите его в 96% растворе этилового спирта, и тщательно прижгите им дно пупочной ранки.
Использованный тупфер сбросьте в лоток, для сброса, использованного материала.
8.
Запеленайте ребенка, согласно алгоритму манипуляции или оденьте его.
Примечание:
1.
При появлении патологических изменений (гиперемии, отечности, серозных или серозно-гнойных выделений, кровоточивости) срочно сообщить врачу.
2.
При омфалите пупочная ранка обрабатывается 2-4 раза в день.
Практическая манипуляция Техника пеленания новорождённого
Цель: профилактическая: поддержание постоянной температуры тела новорождённого ребенка и сохранение целостности кожных покровов.
Показания: после проведения гигиенических процедур (подмывания, купания), перед и после прогулки.
Противопоказания: нет.
Возможные проблемы: беспокойство ребенка.
Техника безопасности:
− нельзя оставлять ребенка на пеленальном столе без присмотра,
− не допускать образования грубых складок на распашонках и пелёнках,
− не завязывать косынку узлом вокруг шеи ребёнка,
− не пеленать ребёнка туго.
Подготовка пациента: успокоить ребенка,
Оснащение:

Пеленальный стол

Байковое одеяло

«Конверт» для прогулки

Фланелевая пеленка

4 тонкие пеленки

Фланелевая и тонкая распашонки

Чепчик (шапочка) тонкая или тёплая в зависимости от времени года.

Ёмкость с дез. раствором и чистая ветошь

Ёмкость для использованной ветоши
Последовательность действий:
Получите согласие родителей ребёнка на проведение манипуляции.
1.
Обработайте пеленальный стол ветошью, смоченной одним из дез средств.
2.
Вымойте руки гигиеническим способом.
3.
Разложите на пеленальном столе байковое одеяло.
4.
Накройте его тонкой пеленкой, подогнув ее верхний край под одеяло на 10-15 см.
5.
Положите тонкую пеленку, сложенную пополам по диагонали (косынка), выше одеяла
6.
Положите на одеяло фланелевую пеленку, а на нее тонкую – на уровне одеяла.
7.
Сложите тонкую пеленку в 8 слоев, которая будет выполнять роль подгузника. Уложите полученный подгузник посередине тонкой пелёнки, таким образом, чтобы узкая часть подгузника была ниже верхнего края одеяла на 15 -20см.
8.
Положите ребенка на подгузник, так чтобы поясничная область ребёнка располагалась на уровне верхнего края подгузника.
9.
Наденьте на ребёнка тонкую распашонку швами наружу. Осторожно поворачивая его на бок, запахните края распашонки на спине, затем поверните его на спину.
126


10.
Наденьте на одну руку ребенка рукав фланелевой распашонки, швами наружу. Осторожно поворачивая его на бок, расправьте распашонку под спиной ребёнка, чтобы не было складок. Поверните его на спину и наденьте второй рукав распашонки. Запахните края распашонки спереди.
11.
Подогните аккуратно нижние края обеих распашонок на 3-4 см. Поверните ребёнка на бок и расправьте на спине ребенка загнутые края распашонок.
12.
Поднимите нижний край подгузника и проложите его между ног ребенка.
13.
Заверните ребёнка в тонкую пеленку прямым пеленанием, проложив нижнюю часть бокового края пеленки между ногами ребенка.
14.
Заверните ребёнка во фланелевую пеленку косым пеленанием.
15.
Наденьте на головку ребенка косынку по типу «монашки».
16.
Заверните ребёнка в одеяло косым пеленанием и закрепите край одеяла спереди или сбоку.
17.
Уложите ребёнка в кроватку
Для прогулки
18.
Наденьте чепчик или шапочку
19.
Уложите ребёнка в «конверт» для прогулки.
20.
Положите ребёнка в сумку для переноса новорождённого (коляску)
Практическая манипуляция Измерение массы тела на электронных весах
Показания:
1) Оценка адекватности питания ребенка
2) Оценка физического развития
Оснащение: 1) электронные весы
2) резиновые перчатки
3) дезраствор, ветошь
4) пеленка
1.
Объяснить маме цель исследования.
2.
Обработать руки гигиеническим способом, при необходимости надеть резиновые стерильные перчатки.
3.
Установить весы на ровной, устойчивой поверхности, подготовить оснащение.
4.
Проверить правильность установки весов, обработать лоток дерзраствором и положить на него сложенную пеленку.
5.
Отрегулировать весы до нулевой отметки.
6.
Уложить ребенка на весы.
7.
Зафиксировать показатели и снять ребенка с весов.
8.
Записать показатели массы тела в индивидуальной карте ребенка.
9.
Убрать пеленку с весов и обработать лоток весов дезраствором.
10.
Снять перчатки, сбросить в контейнер и вымыть руки
Примечание! Взвешивать ребенка необходимо натощак, в одно и то же время, после акта дефекации.
Практическая манипуляция Измерение длины тела у ребенка до 1 года
Цель:оценка динамики физического развития ребенка.
Показания:контроль длины тела у здоровых детей и при различных патологических состояниях (гипотрофии, эндокринных заболеваниях, врожденных аномалиях костной системы).
Оснащение:
- горизонтальный ростомер;
- пеленка;
127


- резиновые перчатки;
- емкость с дезинфицирующими растворами для обеззараживания поверхностей;
- ветошь для обработки ростомера;
- бумага;
- ручка.
Подготовительный этап выполнения манипуляции

Объяснить родителям цель и ход манипуляции.

Установить горизонтальный ростомер на ровной, устойчивой поверхности, расположив его шкалой к себе.

Надеть резиновые перчатки.

Обработать рабочую поверхность ростомера ветошью, смоченной в дезинфицирующем растворе.

Снять перчатки.

Вымыть и осушить руки.

Постелить пеленку на ростомер так, чтобы она не закрывала шкалу и не мешала движению подвижной планки.
Основной этап выполнения манипуляции

Уложить ребенка на ростомер так, чтобы его головка плотно прилегала к неподвижной планке
(при этом верхний край козелка уха и нижнее веко должны находиться в одной вертикальной плоскости.)

Попросить маму зафиксировать голову ребенка в этом положении.

Выпрямить ножки легким нажатием левой ладони на колени ребенка.

Придвинуть к стопам, согнутым под прямым углом по отношению к голени, подвижную планку ростомера.

Определить по шкале длину ребенка.

Снять ребенка с ростомера.
Заключительный этап выполнения манипуляции

Записать результат в карту развития ребенка.

Убрать пеленку с ростомера.

Надеть перчатки.

Обработать ветошью с дезинфицирующим раствором рабочую поверхность ростомера.

Снять перчатки.

Вымыть и осушить руки.
Практическая манипуляция Измерение
окружности головы
Оснащение:
• сантиметровая лента;

70° этиловый спирт;
• марлевая салфетка;
• бумага, ручка.
Алгоритм выполнения:
-
Подготовить необходимое оснащение.
-
Обработать сантиметровую ленту спиртом с помощью салфетки.
-
Уложить или усадить ребенка.
-
Наложить сантиметровую ленту на голову ребенка по ориентирам:
128

• сзади — затылочный бугор;
• спереди — надбровные дуги.
Примечание: следить, чтобы палец исследуемого не находился между лентой и кожей головы ребенка.
-
Определить показатели окружности головы.
-
Записать результат.
Практическая манипуляция Измерение окружности
грудной клетки
Оснащение:
• сантиметровая лента;

70° этиловый спирт;
• марлевая салфетка;
• бумага, ручка.
Алгоритм выполнения:
-
Подготовить необходимое оснащение.
-
Обработать сантиметровую ленту с помощью салфетки спиртом.
-
Уложить или усадить ребенка.
-
Наложить сантиметровую ленту на грудную клетку ребенка по ориентирам:
• сзади — нижние углы лопаток;
• спереди - нижний край околососковых кружков (у девочек пубертатного возраста - верхний край 4-го ребра над молочными железами).
Примечание: следить, чтобы палец исследуемого не находился между лентой и кожей грудной клетки ребенка.
-
Определить показатели окружности грудной клетки.
-
Записать результат.
Практическая манипуляция Техника кормления
недоношенных детей через зонд
Цель: обеспечить ребенка необходимым количеством пищи.
Показания: отсутствие сосательного и глотательного рефлекса.
Противопоказания: атрезия пищевода.
Оснащение:
− Стерильный одноразовый желудочный зонд.
− Стерильный одноразовый шприц емкостью 20 мл.
− Лоток для оснащения.
− Лоток для использованного материала.
− Емкость с теплой водой для подогрева молока, водный термометр.
− Стерильные салфетки в биксе или крафт-пакете
− Пинцет в в биксе или крафт-пакете
− Флакон с молоком
− Электроотсос или резиновая груша.
− Перчатки.
− Пеленальный стол, пеленка.
− Инструментальный стол.
− Емкость с дизинфицирующим раствором
− Косынка (шапочка), маска.
129


− Полотенце, мыло.
− Кислородная подушка с маской.
Обязательные условия: размер желудочного зонда зависит от массы тела
• масса тела менее 1000г. - № 4, носовой или № 6 ротовой,
• масса 1000-2500г. - № 6 носовой и ротовой,
• масса более 2500г. - № 6 носовой и № 10 ротовой).
Ребенку до и после кормления необходимо провести кислородотерапию с целью профилактики приступов апноэ.
Возможные осложнения: аспирация.
Этапы
Обоснование
Подготовка к процедуре
1. Объяснить маме / родственникам цель и ход проведения процедуры
Обеспечение права родителей на информацию
2. Подготовить необходимое оснащение
Обеспечение четкости выполнения
3. Надеть косынку, маску;
Вымыть и осушить руки, надеть перчатки
Обеспечение инфекционной безопасности
4. Уложить ребенка на бок с приподнятым головным концом, зафиксировать такое положение с помощью валика
Предупреждение аспирации
Выполнение процедуры
5. Измерить глубину введения катетера от мочки уха до кончика носа и от кончика носа до конца мечевид- ного отростка. Сделать метку.
Примечание: можно измерить глубину введения катетера следующим образом: от мочки уха до кончика носа и до верхнего края грудины
Обеспечение введения катетера в желудок
6. Присоединить к зонду шприц и проверить его проходимость, пропустив через него воздух
Примечание: следить, чтобы свободный конец катетера был постоянно зафиксирован рукой
Обеспечение эффективности проведении процедуры
7.Удалить поршень из шприца
•Поместить шприц в левую руку и пропустить присоединенный катетер между указательным и средним пальцами левой руки, расположив его слепым концом вверх
Предупреждение истечения молока из катетер при дальнейшем его заполнении
8. Заполнить шприц на 1/3 объема грудным молоком
9. Взять слепой ,конец зонда в правую руку и, осторожно опуская его вниз, заполнить молоком (до появления первой капли молока из отверстия в области слепого конца зонда)
Вытеснение воздуха из катетера предупреждает попадание воздуха в желудок малыша
10. Вернуть зонд в левую руку в исходное положение
Примечание: во время заполнения зонда молоком следить, чтобы слепой конец зонда постоянно был поднят вверх
130