Файл: Профилактических мероприятий средних профессиональных образовательных учреждений, подведомственных министерству.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1071

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей
ОК 14. Сформировать мотивацию здорового образа жизни контингента.
3.
Воспитательная:
- привитие интереса к изучаемой дисциплине;
- воспитание чувства ответственности за качество знаний;
- воспитание аккуратности, точности, творческого подхода, самостоятельности;
- воспитание чувства ответственности, коллективизма;
- воспитание здорового образа жизни, негативного отношения к вредным привычкам.
229

Планируемые результаты обучения: В соответствии с требованиями
Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 34.02.01 Сестринское дело студент должен
уметь:
- проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические мероприятия;
- консультировать пациента и его окружение по вопросам иммунопрофилактики детей преддошкольного возраста;
- обучать население принципам здорового образа жизни;
- консультировать по вопросам рационального и диетического питания;
- организовывать мероприятия по проведению диспансеризации.
знать:
- современные представления о здоровье в период преддошкольного возраста, возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской деятельности по сохранению здоровья;
- основы иммунопрофилактики детям преддошкольного возраста;
- принципы рационального и диетического питания;
- роль сестринского персонала при проведении диспансеризации населения и работе «школ здоровья»;
Оснащение занятия:
Используемые технические средства обучения:
- компьютер;
- мультимедийный проектор.
Используемые дидактические средства обучения: раздаточный материал
(тестовые задания, задачи)
Межпредметные связи:
ОП.03 Анатомия и физиология человека
ОП.04 Фармакология
ОП. 06 Гигиена и экология человека
Внутрипредметные связи:
МДК 01.01.Здоровый человек и его окружение, тема «Проведение и осуществление оздоровительных и профилактических мероприятий детям в период новорожденности»
Литература:
230


Основная:
1.Ахметзянова С.С. Анатомо-физиологические особенности, методика исследования, алгоритмы манипуляций ГАОУ МЗРБ БМК. Уфа, 2011г.
2. Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение: Учебник. –
М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2015г.
3. Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение.
Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. – М.: ОАО
«Издательство «Медицина», 2012г.
4.Е.В.Качаровская, О.К.Лютикова Сестринское дело в педиатрии (практическое руководство для медицинских колледжей ), Москва, «Геотар- Медиа». 2011г .
Информационно-коммуникативные и интернет ресурсы:
1. Педиатрический сайт (http://www.pediatrica.ru).
2. Сайт интенсивной терапии новорожденных (hicu.rusmedserv.com)
3. Педиатрический сайт (
http://www.eurolab.ua
)
4. Каталог сайтов медицины (http://www.medagent.ru)
Домашнее задание
Вид домашнего задания (внеаудиторная самостоятельная работа)
- усвоить лекционный материал на тему «Проведение и осуществление оздоровительных и профилактических мероприятий детям в период преддошкольноговозраста»
- сделать доклад на тему «Проведение и осуществление оздоровительных и профилактических мероприятий детям в период преддошкольноговозраста»
231

Структура и хронокарта занятия

п/п
Этапы
занятия
Действия преподавателя
Действия студентов
Обоснова
методиче
приемов
1.
Организаци- онный момент.
- приветствует студентов, обращает внимание наих внешний вид, санитарное состояние учебной комнаты;
- проверяет готовность студентов к занятию;
- отмечает отсутствующих, выявляет причину;
- приветствуют преподавателя, занимают рабочие места;
- слушают преподавателя и записывают в дневник дату, тему цели и план занятий;
- организу дисципли студентов
- воспиты аккуратно ответстве требовате другим;
- активизи создает ра обстановк
2.
Актуализация опорных знаний
- выясняет трудные моменты при подготовке домашнего задания и разъясняет их;
- обучающиеся задают вопросы, вызвавшие затруднения при подготовке домашнего задания
- формиро целостной знаний и у предыдущ
3.
Мотивация учебной деятельности
- отмечает значение данного занятия при изучении темы в будущей практической деятельности;
- сообщает тему, план, цели занятия, предлагает записать их;
- слушают внимательно преподавателя, осмысливают план занятия, ставят перед собой цели
- актуализ мыслител деятельно
4.
Изложение нового материала
- преподаватель излагает новый материал в доступном для обучающихся виде;
- знакомиться с новым материалом:
«
Проведение и осуществление оздоровительных и профилактических мероприятий детям в период дошкольноговозраста»
- формиру познавате занятию, дисципли
5.
Закрепление пройденной темы
- преподаватель раздает тестовые задания и ситуационные задания, для проверки усвоенного материала на уроке
- обучающиеся отвечают на тестовые задания и ситуационные задачи.
- для выяс усвоения материала
6.
Подведение итогов занятия
- оценивает работу каждого студента;
- анализирует занятие;
- внимательно слушают преподавателя, правильно реагируют на указанные замечания;
- стимули студенто познават деятельн
232


7.
Домашнее задание
- сообщает тему следующего занятия «Проведение и осуществление оздоровительных и профилактических мероприятий детям в период дошкольноговозраста»
- записывает в дневник тему и задания;
- формиру потребнос познавате деятельно
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
АФО детей преддошкольного возраста
Нервная система.
В преддошкольном возрасте продолжает интенсивно возрастать масса головного мозга, и к концу периода она утраивается по сравнению с массой головного мозга новорожденного, достигая в среднем 1050 г.
К 3-летнему возрасту практически завершается дифференцировка нервных клеток, интенсивно происходит миелинизация нервных путей. В целом завершение процесса миелинизации приходится на дошкольный возраст (3—5 лет).
Новое для этого возраста – участие в анализе информации ассоциативных областей мозга
(переработка и запечатление информации).
Кожа и подкожная жировая клетчатка. Кожа ребенка в преддошкольном возрасте очень нежная, обильно снабжена кровеносными сосудами и по-прежнему выполняет ряд важных функций, например, выделительную и резорбтивную (всасывание веществ, растворимых в жирах).
Защитная функция остается недостаточной, слабой, что может приводить к развитию повреждений, инфицированию, мацерации; легко доступна воздействию химических веществ.
Поэтому по-прежнему очень важно соблюдать правила асептики и антисептики, ухаживая за ребенком.
Несовершенна и функция терморегуляции, в формировании которой принимают участие и потовые железы.
Дыхательная функция по-прежнему имеет более существенное значение, чем у взрослых, но с возрастом она несколько утрачивается.
Костно-мышечная система. Костная ткань детей в раннем периоде имеет волокнистое строение, а к 2 годам приобретает выраженное пластинчатое строение, как у взрослых, и становится более плотной, однако трубчатые кости имеют в своем составе большее количество хрящевой ткани. Все это определяет большую мягкость, эластичность, упругость костей в детском возрасте, поэтому они имеют меньшую ломкость, чем у взрослых.
Надкостница у детей более плотная, толстая, легко отслаивается от кости. Эти особенности обусловливают возможность поднадкостничных переломов костей, по типу зеленой веточки.
Надкостница у детей более функционально активна, за счет чего идут процессы новообразования костей.
Скорость роста, обновления и трансформации костной ткани существенно снижается после 2 лет.
В начале преддошкольного периода (1 —1,5 года, а иногда и ранее) закрывается большой родничок. Кости же черепа полностью сращиваются к 3—4 годам.
233


Продолжают формироваться изгибы позвоночника: после 9—12 мес становится заметным поясничный лордоз, таким образом, типичная конфигурация позвоночника устанавливается к 3—4 годам, однако грудной кифоз окончательно закрепляется только к
6—
7 годам.
Преддошкольный возраст характеризуется интенсивным прорезыванием молочных зубов, а период дошкольного возраста — появлением постоянных.
Мышцы у детей преддошкольного возраста развиты недостаточно.
Рост, мышц, особенно в возрасте 1—2 лет, осуществляется преимущественно в длину благодаря наличию зон роста на концах мышечных волокон.
Развитие разных мышечных групп происходит неравномерно: сначала развиваются крупные мышцы плеча, предплечья, позднее, ближе к концу дошкольного возраста — мышцы рук, поэтому до 6 лет тонкие движения пальцами рук детям удаются плохо.
К концу дошкольного периода скорость роста костей ног опережает увеличение нарастания мышц, вследствие этого дети могут жаловаться на боли в ногах.
Дыхательная система. Размеры носа и его полости в преддошкольном возрасте остаются малыми, носовые ходы узкие, а раковины толстые.
Нижний носовой ход не развит, он формируется лишь к 4 годам. Эти анатомические особенности, а также хорошо развитая сосудистая и лимфатическая сеть могут приводить к отекам слизистой оболочки при насморке, затруднению носового дыхания, т.е. удовлетворение потребности в дыхании становится проблематичным, а вследствие затрудненного дыхания может возникнуть и другая проблема — в нормальном питании.
К особенностям анатомического строения можно отнести наличие широкого слезно- носового протока, что способствует проникновению инфекции в конъюнктивальный мешок и развитию конъюнктивита.
Придаточные полости носа, отсутствующие у детей грудного возраста, начинают оформляться только после 2 лет: в течение преддошкольного и дошкольного возраста наиболее быстро развивается гайморова пазуха.
Евстахиева труба широкая и короткая, расположена более горизонтально, чем у старших детей, эта особенности являются предрасполагающим фактором к возникновению инфекции барабанной полости при насморке.
Гортань у детей раннего возраста воронкообразная. Диаметр гортани небольшой.
Этими анатомическими особенностями строения гортани объясняется более высокая заболеваемость ларингитами у детей, при этом возможно развитие стеноза (сужения) гортани, которое сопровождается нарушением дыхания, лающим кашлем.
Трахея мягкая, подвижная. Подвижность и мягкость трахеи, а также меняющийся просвет ее могут приводить к возникновению экспираторной одышки (трудно выдохнуть) или грубому хрипящему дыханию (врожденный стридор)
К 2 годам, когда хрящи трахеи становятся более плотными, вероятность развития этих симптомов уменьшается.
Бронхи у детей раннего возраста отходят от трахеи под одинаковым углом, поэтому инородные тела могут попадать и в левый, и в правый бронх одинаково часто.
Легочная ткань продолжает формироваться на протяжении обоих возрастных периодов.
До 2 лет — период особенно интенсивного развития альвеол.
С 2 до 5 лет - интенсивное развитие эластической ткани, лимфатической ткани, включенной в мышечные бронхи, что, возможно, объясняет возрастание числа случаев затяжных пневмоний и начало формирования хронических пневмоний в преддошкольном возрасте.
Сердечно-сосудистая система.
Рост сердца происходит неравномерно:
234

на период преддошкольного возраста приходится интенсивный рост сердца, и уже к 3 годам масса сердца достигает 0,4—0,5 % от массы тела, т.е. его относительная масса начинает соответствовать относительной массе сердца взрослого.
Причем в первые 2 года энергичнее растут предсердия, интенсивный рост желудочков наблюдается значительно позже.
Частота сердечных сокращений с возрастом снижается и составляет в преддошкольном периоде 105—115 в минуту, в дошкольном — около 100.
Благодаря относительно большой массе сердца и широкому просвету кровеносных сосудов кровообращение у детей этих возрастных периодов находится в более благоприятных условиях, чем у взрослых.
Пищеварительная система в раннем детском возрасте продолжает интенсивно развиваться: увеличивается длина пищевода, растет желудок, объем которого к началу дошкольного периода достигает 400—600 мл, а масса к 4—5 годам увеличивается в 6 раз, увеличивается и поверхность слизистой оболочки желудка. Но функциональное состояние слизистой оболочки желудка остается несовершенным (количество желудочных желез, продуцирующих желудочный сок, примерно в 2,5 раза меньше, чем у взрослого).
Кишечник у детей преддошкольного и дошкольного возрастов отстает от темпов роста тела. Нервная регуляция моторики кишечника несовершенна, слизистая оболочка тонкая, слабо зафиксированная: все это способствует возникновению различных патологических процессов — инвагинации кишечника (Инвагина́циякише́чника - вид непроходимости кишечника
, причиной которого является внедрение одной части кишечника в просвет другой), забросу содержимого толстого кишечника в тонкий, выпадению толстой кишки.
Наиболее интенсивный рост поджелудочная железа наблюдается именно в преддошкольном периоде, т.е. в первые 3 года жизни, но в это время ее функция еще несовершенна. Секреторная активность поджелудочной железы достигает уровня секреции взрослых к 5-летнему возрасту, при этом выполняются и внешнесекреторная, и внутрисекреторная функции.
Мочевая система. К периодам преддошкольного и дошкольного возраста формирование мочевыделительной системы еще не завершено, хотя продолжается рост мочеточников, мочевого пузыря, а также почек, масса которых к дошкольному возрасту увеличивается в
5 раз. Но мочеточники остаются относительно широкими, имеют много изгибов.
Эластическая и мышечная ткань в мочевом пузыре развита недостаточно. Эти особенности предрасполагают к застою мочи.
У детей этих возрастов почки более подвижны, что связано со слабым развитием околопочечной клетчатки и фасций, окружающих почки. Только к концу дошкольного — началу младшего школьного периода уменьшает подвижность почек, их смещаемость при дыхании.
Количество мочи, выделяемой ребенком за сутки, можно приблизительно рассчитать по формуле:
Д = 600 + 100 * (п -1 ) , где Д — количество мочи; п — число лет.
Не следует забывать, что диурез во многом зависит от питьевого режима, температуры окружающей среды.
2. Особенности роста и развития ребенка преддошкольного и дошкольного
возраста.
Преддошкольный период: с 1 года до 3-х лет.
Затем наступает дошкольный период жизни ребенка - от 3 до 7 лет.
Замедление массы тела и роста. Прибавка массы тела составляет 2 кг в год, длины тела – 5 см в год. Происходит изменение пропорций тела: увеличение туловища в 2 раза, длины рук – в 2,5 раза, ног – в 3 раза. Наблюдается относительное преобладание высоты головы и длины туловища над конечностями.
Интенсивное нарастание мышечной массы. Для этого возрастного периода характерно быстрое продвижение ручной умелости – «завоевание карандаша».
235