Файл: Профилактических мероприятий средних профессиональных образовательных учреждений, подведомственных министерству.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1070

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нарастающая двигательная активность, совершенствование ходьбы, овладение бегом, ходьбой по наклонной плоскости, дальнейшее совершенствование движений руки.
Повышение работоспособности, бодрствование без утомления до 6-, 6,5 часов.
Масса тела в 1 год составляет в среднем 10 кг +/- 3.
От 1 года до 5 лет: М д = 10+ 2N, где N – число лет ребенка; в 5 лет масса тела в среднем равна 20 кг +/- 6;
Длина тела в 1 год составляет в среднем 75 см+/- 4 см.
От 1 года до 5 лет: Lд =75+5 N, где N – число лет ребенка.
В 5 лет длина тела 110 см +/- 6 см.
Окружность головы.
До 5 лет увеличивается по 1 см в год, в 5 лет – 50 см, затем увеличивается по 0,5 см.
Окружность груди.
С 1 года до 10 лет увеличивается на 1,5 см в год.
3. Показатели НПР детей преддошкольного и дошкольного возраста.
Преддошкольный и дошкольный возраст - это переломный период, определяющий дальнейшее развитие ребенка, период отождествления себя с окружающими людьми. В эти годы ребенок активно познает мир.
Наивысшая степень эмоциональных проявлений. Преобладание положительных эмоциональных реакций. Закладывание основ интеллекта. Развитие речи. Речь становиться основным средством общения со взрослыми и детьми.
Преддошкольный период.
На 2-м году 8-10 слов в месяц. На 3-ем – 50-60 слов. От 2,5 до 3-х лет словарный запас –
1200-
1500 слов. Речь простыми фразами. Ребенок легко повторяет услышанные фразы.
Быстрое развитие памяти. Изучение признаков предмета – исследовательское поведение.
Развивающее действие изобразительной и конструктивной деятельности.
Становление индивидуальных черт характера и поведения. Характерна способность мозга к выработке внутреннего торможения, на основе которой формируются волевые качества личности.
Избирательное отношение к детям.
В 2,5 – 3 года ребенок запоминает стихи и песенки, речь его эмоционально выразительна.
Появляются элементы ролевой игры.
Центральным образованием 3-летнего ребенка является система «Я».
Любопытство – мотивирующая сила для умственного развития.
Очень важно для умственного развития ребенка появление вопросов: «Что?», «Где?»,
«Зачем?», «Почему?», «Куда?», «Когда?».
Ведущие линии развития.
1 год 6 месяцев - 1 год 9 месяцев – обобщение предметов по существующим признакам.
Изобразительная и конструктивная деятельности. Игровая деятельность.
Оценка нормального развития в 3 года:
• умение правильно говорить
• различать основные цвета
• играть, конструировать, изображать
• свободно двигаться
• навыки самостоятельности
Хороший показатель развития речи – наличие вопросов: «Что?», «Где?», «Куда?».
4. Особенности адаптации ребёнка в детском дошкольном учреждении.
Достаточно серьезной проблемой в преддошкольном и дошкольном возрасте является поступление ребенка в дошкольное учреждение, посещение им различных подготовительных групп, групп гармоничного развития.
Стремление как можно раньше отдать ребенка в дошкольное учреждение (ясли, детский сад) не может считаться оправданным, особенно если у ребенка наблюдаются какие-либо отклонения в развитии.
236


В преддошкольном возрасте очень велика привязанность ребенка к матери, беспокойство при разлуке с ней сохраняется у девочек до 2,5, а у мальчиков — до 3,5 лет, поэтому нецелесообразно отделение ребенка от матери по крайней мере до 2 лет, когда велика угроза невротизации ребенка, которая может проявляться не только беспокойством при разрыве сложившегося эмоционального контакта, но и страхом при посторонних, незнакомых взрослых.
До этого возраста разлука с матерью наносит серьезную травму чувству привязанности и является невротизирующим фактором в развитии ребенка, способным привести к утрате некоторых навыков (двигательных, гигиенических) и некоторой задержке психического развития.
Поэтому, если ребенок не оторван от матери в более раннем возрасте (до 6 месяцев), следует дождаться возраста, когда привязанность к матери не будет носить ярко выраженного зависимого характера, когда уменьшится беспокойство во время ее отсутствия, обусловленное формирующимся чувством собственного я, а контакты с незнакомыми взрослыми не будут сопровождаться настороженностью.
Как правило, это наступает в возрасте после 2 лет. Но если мать имеет возможность уделять ребенку достаточное внимание и стремится к этому, то весьма полезно и целесообразно отложить посещение детского дошкольного учреждения на полгода (у девочек) или даже на год (у мальчиков).
В этом возрасте домашнее воспитание, при условии достаточного общения со сверстниками, является более предпочтительным для психического развития ребенка.
Несколько более благоприятным для ребенка может оказаться посещение различных групп гармоничного развития, особенно если на занятиях присутствует кто-то из знакомого ему окружения.
Дети, впервые поступающие в детское дошкольное учреждение, сталкиваются с необходимостью адаптации к детскому коллективу, и не всегда эта адаптация происходит успешно: у многих детей нарушаются сон, аппетит, они становятся раздражительными, плаксивыми.
Характер и длительность адаптационного периода зависит от многих факторов, среди которых можно отметить особенности нервной системы ребенка, состояние его здоровья, характер воспитательных действий в семье, особенности работы с детьми в том или ином дошкольном учреждении.
Поэтому на данном жизненном этапе велика роль медицинской сестры (участковой, кабинета здорового ребенка, семейной), которая должна помочь ребенку и его окружению подготовиться к поступлению в дошкольное учреждение.
Эта подготовка должна начинаться задолго до самого момента прихода ребенка туда.
Уже при дородовом патронаже можно выяснить предполагаемые условия воспитания, мотивированность будущей матери и ее окружения к домашнему или коллективному воспитанию, возможности семьи (бытовые, материальные) находиться с ребенком достаточное время; в более позднем периоде можно рекомендовать переход к режиму дня, принятому в детском дошкольном учреждении, что позволит ребенку быстрее и легче приспособиться к условиям жизни там.
Большое значение для подготовки ребенка к посещению детского дошкольного учреждения имеют мероприятия по оздоровлению ребенка, включающие исправление неблагоприятного фона развития ребенка, лечение хронических очагов инфекции, проведение профилактических прививок в соответствии с возрастом.
Непосредственно перед поступлением в дошкольное учреждение, но не позже чем за 1 месяц, необходимо: отрегулировать питание ребенка, скорректировать в случае необходимости режим дня, попытаться исправить дефекты воспитания,
237

провести оздоровление ребенка, сделать необходимые прививки или оформить временный отвод от них.
5. Степени дезадаптации детей в ДДУ.
Сон. Это первое, на чем может сказаться эмоциональная и психологическая перегрузка ребенка, посещающего детский сад. Ребенок может начать просыпаться среди ночи, плакать, не просыпаясь, говорить во сне. Ребенок, который раньше вставал среди ночи и писал на горшок, может начать писаться в кровать. Ребенок, который писался один раз за ночь, может начать писаться чаще. Может измениться ритуал отхождения ко сну: из спокойного и самостоятельного может стать длительным, требующим присутствия родителей, с капризами перед сном и нетипичным для ребенка поведением. Изменение сна - это один из первых признаков, который появляется в результате психологической перегрузки при посещении детского сада.
Поведение ребенка до и после детского сада. Если вы все сделали правильно, и ребенок пошел в детский сад легко и с удовольствием, на второй или третьей неделе ситуация может измениться. Ребенок может начать капризничать с утра и говорить, что он не хочет идти в детский сад, аргументируя это тем, что он не выспался, плохо себя чувствует, хочет сегодня остаться дома. Точно так же поведение после детского сада должно быть вами тщательно проанализировано. Гиперактивность, агрессивность, капризность, нетипичная для ребенка, или, наоборот, апатия, пассивность, сонливость, нежелание заниматься ранее интересовавшими вещами должны насторожить.
6. Особенности развития и питания детей этого периода.
У детей на 2-м году жизни: значительно увеличивается двигательная активность, в связи с этим возрастают расход энергии и, следовательно, потребность в основных пищевых ингредиентах.
После года у ребенка заметно нарастает секреция пищеварительных соков, появляется достаточное количество зубов.
Жидкую и полужидкую пищу заменяют на более плотную, тем самым ребенка приучают к активному жеванию.
Поэтому питание детей от 1 года до 3 лет постепенно приближаясь к питанию взрослых.
Только часть пищи используют с общего стола.
Формирование печени и поджелудочной железы еще не закончено, поэтому необходимо щадить этих органы с помощью должного подбора продуктов и соответствующей их обработки.
Питание должно быть разнообразным, иметь оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов, равное 1:1:4.
Суточная калорийность пищи детей от 1 до 1,5 года — 1250- 1300ккал; от 1,5 до 3 лет— 1400—1500ккал, в среднем 100-110 ккал на 1 кг массы в сутки.
Суточный объем пищи для детей от I до 1,5 года постепенно увеличивается до 1200 мл, от
1,5 до 3 лет — до 1400 мл.
Объем пищи за сутки можно вычислить по формуле:
238


1000+ 100 (150) X n (мл), где n — возраст ребенка в годах.
Потребность детей в жидкости: с 1 года до 2 лет составляет 95 мл/кг, с 2 лет и старше —
55-
60мл/кг в сутки.
Режим питания играет большую роль в питании ребенка раннего возраста.
До 1,5 лет ребенка кормят 5 раз в сутки, а начиная с 1,5 лет, как правило, 4 раза.
Интервал между кормлениями равен примерно 4 ч.
Соблюдение режима питания необходимо для сохранения аппетита и лучшего усвоения пищи.
В промежутках между едой ребенка нельзя подкармливать, особенно сладостями, печеньем, сладкими соками, так как при этом нарушается аппетит и тормозится выработка пищеварительных соков.
Нельзя отвлекать и развлекать ребенка во время еды, а также принуждать его к приему пищи, так как это приводит к снижению аппетита.
Если ребенок не может дождаться установленного часа, ему можно дать несладкие сорта фруктов или овощей, за 10-15 мин до еды рекомендуют выпить 1/4-1/2 стакана кипяченой воды комнатной температуры.
Важна продолжительность приема пищи. На завтрак отводят 10-20 мин; на обед — 20—
25 мин. Ужин должен быть за 1,5—2 ч до сна.
Поэтому блюда из мяса, рыбы, яиц дают в первой половине дня, а молочно-растительные блюда, которые перевариваются значительно легче, — вечером, на ужин.
Набор продуктов в рационе детей раннего возраста должен быть разнообразным и включать в себя мясо, рыбу, разнообразные молочные продукты, овощи, фрукты, всевозможные крупы, хлеб и макаронные изделия, зелень. Одно блюдо не следует повторять дважды в день.
Следует помнить, что детям от 1 года до 3 лет:
•запрещены колбасные изделия, копченое мясо, рыбные и мясные консервы, рыба, содержащая мелкие кости (лещ, окунь, щука и др.);
• нельзя включать в питание свиное сало, говяжий и бараний жир, маргарин, комбижир, сырые яйца;
• не следует есть много сладостей.
В питании ребенка старше 1 года по-прежнему значительная роль принадлежит молоку и молочным продуктам, они должны быть в рационе ежедневно и составлять 500-700 мл.
Особенно полезны кисломолочные продукты: йогурты с низкой процентной жирностью, предназначенные для детей, кефир, ряженка и т.д. Они благоприятно действуют на процессы пищеварения, обладают противомикробным действием, способствуют синтезу витаминов группы В, в кислой среде улучшается всасывание кальция, железа, витамина
С.
Сметану (5—10 г) используют только после термической обработки как приправу к супам и вторым блюдам. Творог (35-50 г) предлагают через день, а вот глазированные творожные сырки в питании детей 1 года — 3 лет запрещены, их можно давать только после 3 лет с осторожностью!
Сыр (3-7 г) неострых твердых сортов дают ребенку в ограниченном количестве, до 1,5 года с измельчением на терке, после 1,5 года можно в виде бутерброда с хлебом.
Лучшими способами кулинарной обработки служат тушение, отваривание.
В течение недели 4-5 раз дают мясо и 2—3 раза рыбу.
Черную икру в небольшом количестве можно употреблять детям только после 2лет.
С 1 года до 1,5 года ребенок может получать только целый желток в день, после 1,5 года
— целое яйцо.
239


Однако более 1/2 яйца в день давать нежелательно из-за высокой аллергенности продукта.
Яйцо варят вкрутую или подают в виде омлета.
Жировую часть пищи рекомендуют давать в виде сливочного и растительного масла. В питание вводят преимущественно сливочное масло в количестве 12-17г в сутки, растительного масла разрешается 5—6 г в сутки. Сливочное масло используют для приготовления бутербродов или добавляют в готовое блюдо.
В питание ребенка начинают активно вводить такую огородную зелень, как укроп, петрушку, салат и пр.
Из фруктов (80-130 г/сут) в первую очередь рекомендуют яблоки, груши, абрикосы, персики, бананы, из ягод (10— 20 г/сут) — сливу, вишню, смородину, облепиху, крыжовник, клюкву, чернику, при отсутствии свежих фруктов и ягод можно использовать свежезамороженные, а также соки и пюре промышленного производства.
После 1 года расширяется ассортимент круп — вводят перловую, пшеничную, пшенную каши и др. Каши должны быть хорошо разваривающиеся, их можно использовать для приготовления пудингов и запеканок.
Ребенку 2—3 лет дают также макароны, они менее богаты витаминами и минеральными солями, но легче перевариваются. Готовить их надо реже, чем крупяные каши, 2 раза в неделю как самостоятельное блюдо.
В небольшом количестве предлагают бобовые (горох, фасоль) в первых и вторых блюдах в виде каш.
Из кондитерских изделий этого возраста разрешают повидло, мармелад, варенье, пастилу, фруктовую карамель, но количество их должно быть ограничено и не превышать 10 г в сутки.
Мед дают с осторожностью, так как он может вызвать аллергические реакции.
Из напитков чаше рекомендуют фруктовые, ягодные и овощные соки, кисели, морсы, компоты в количестве 100— 150 г в сутки; есть специальные детские чаи, и только с 1,5 года можно давать чай с молоком, какао.
Закаливание.
Закаливание воздухом.
Для закаливания детей 3-х лет, если они хорошо переносят закаливающие процедуры, температура воздуха может быть снижена до 12-13 С.
Максимальное время воздушных ванн для детей 2-3 лет – 30-40 минут.
В условия ДДУ можно применять метод контрастных воздушных ванн.
Во время дневного сна в одной комнате устанавливают температурный режим в 14 или 15
С, а в соседней комнате повышают температуру до 25С.
По окончании дневного сна дети в трусах и майках занимаются в течение 10-15 минут подвижной игрой, перебегая из одной комнаты в другую, подвергаясь тем самым контрастным воздействиям воздуха.
3акаливание солнцем.
Солнечные ванны - непосредственное воздействие солнца на кожу ребенка. УФ-лучи повышают активность гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, стимулируют синтез витамина Д в коже.
Активность солнца каждый год неодинакова, и нельзя ориентироваться на результаты закаливания в прошлые годы. Важно учитывать, что чем младше ребенок, тем чувствительность к УФ-лучам выше.
Осторожно солнечные ванны назначают детям от 1 года до 3 лет, и только позже достаточно широко, но после предварительного недельного курса ежедневных световоздушных ванн.
240