Файл: Профилактических мероприятий средних профессиональных образовательных учреждений, подведомственных министерству.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1069

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Летом рекомендуют проводить световоздушные ванны (нахождение в кружевной
тени деревьев) при температуре воздуха 22 С и выше для грудных детей и при 20 С
для детей 1-3 лет, лучше в безветренную погоду.
Для солнечных ванн нет абсолютных противопоказаний (кроме высокой температуры окружающей среды), однако оздоровительное действие солнечной радиации возможно только при умеренных ее дозах и при условии, что ребенок находится под рассеянными лучами.
В рассеянных солнечных лучах достаточно много ультрафиолетовых и сравнительно мало, в отличие от прямого солнечного излучения, инфракрасных лучей, которые вызывают перегревание организма ребенка, что особенно опасно для детей с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью. В осенне-зимний и весенний периоды прямые солнечные лучи не вызывают перегревания, поэтому их попадание на открытое лицо ребенка допустимо.
Методика проведения солнечных ванн:
Ребенка необходимо уложить ногами к солнцу, голова должна быть обязательно в тени.
Продолжительность первого сеанса – 4 минуты. Затем через каждые 3 ванны надо добавлять 4 минуты; постепенно продолжительность солнечной ванны доводят до 20-30 минут. Во время солнечной ванны ребенок должен менять положение: лежать на спине, боках, животе. Голова малыша защищена панамкой, одежда легкая и светлая. Процедуру следует проводить при температуре воздуха не более 22С, предпочтительное время – утренние или вечерние часы (до 11.00 и после 17.00). Наблюдать за ребенком: при первых признаках перегревания (возбуждение, слабость, капризы, покраснение кожи) его необходимо увести в тень и дать попить. Ребенку абсолютно противопоказано принимать солнечные ванны при температуре воздуха 30С и выше.
Закаливание водой.
Теплопроводность воды почти в 30 раз, а теплоемкость в 4 раза больше, чем воздуха, отсюда ясно: она оказывает более сильное оздоровительное действие. Главный фактор закаливания при водных процедурах - температура воды.
Различают три фазы реакции организма на действие пониженной температуры воды.
Методика закаливания водой зависит от возраста ребенка и делится на несколько этапов: обтирание, обливание, душ, купание, плавание.
Первым этапом непосредственного закаливания следует считать обтирание. Его проводят в течение 1-3 недель влажным полотенцем или губкой, последовательно сверху вниз: обтерев водой шею, грудь, руки и спину, вытирают их насухо и растирают до красноты от периферии к сердцу. После этого таким же способом обтирают ноги и ягодицы. Руки и ноги обтирают от пальцев вверх. Вся процедура, включая растирание, не должна длиться более 5 мин.
Температуру воды с 34-35 С постепенно снижают: у дошкольников - с 25-28 С до комнатной температуры.
Если в течение 2-4 недель обтирания не вызвали никаких проблем, переходят к следующему этапу - обливанию.
Обливание - более сильная, чем обтирание, процедура, она требует осторожности.
Обливание можно проводить, когда кожа ребенка теплая.
После прогулки запрещается проводить закаливающие процедуры, т.к. температура тела должна адаптироваться к комнатной температуре.
Начальная температура воды при обливании – 28С, для детей старше 3-х лет – 16С летом и 18С зимой. К полному обливанию переходят за 3-4 дня, обливая сначала ноги, затем спину, грудь, живот, в последнюю очередь – руки. После процедуры кожу вытирают насухо, растирая полотенцем до покраснения. По достижении полного обливания температуру воды снижают на 0,5 С в день.
К местным закаливающим процедурам относят полоскание горла и обмывание стоп. Они воздействуют на самые уязвимые для переохлаждения места. Доказана эффективность
241

обмывания стоп водой с постепенно понижаемой температурой, начиная с 35С. Можно использовать метод ножных ванн, или топтания в воде, перед сном.
В ванну наливают воду чуть выше уровня щиколотки; ребенок должен потоптаться около
30 сек. Затем ноги растирают и ребенка укладывают спать.
Спустя 1-2 дня температуру воды немного, на 2-3 градуса С снижают, а затем за 2-3 месяца доводят ее до 15С для детей раннего и дошкольного возраста. Полоскание горла сначала теплой, затем прохладной, затем холодной водой также дает положительные результаты у детей с 5-6 лет.
Горло нужно полоскать 2 раза в день, утром и вечером, начиная с температуры воды 23-25
С. Спустя неделю ее снижают на 1-2 С и так постепенно ее доводят до 7-12 С.
Интенсивные методы закаливания.
К интенсивным (нетрадиционным) методам закаливания относят любые методы, при использовании которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного тела человека со снегом, ледяной водой, воздухом низкой или очень высокой температуры.
Реакцию организма на действие любых раздражителей, особенно сверхсильных, можно назвать адаптационным синдромом, причем разделяют три его стадии:
1. тревоги, когда происходит активация коры надпочечников;
2 - резистентности, когда гиперфункция коры надпочечников сменяется гипофункцией;
3. истощения.
Физиологическая незрелость органов и систем ребенка раннего возраста, в первую очередь нейроэндокринной регуляции служит причиной быстрого развития стадии истощения при его чрезмерном закаливании холодом.
Экстремальные сверхсильные холодовые нагрузки вызывают мощную перестройку состояния всех физиологических процессов.
242

Приложение 1
Выполнить тестовые задания по пройденной теме
1. Формула определения массы тела ребенка после 6 месяцев: а) 10,5 +2хn б) 30+4(n-10) в) m при рождении + 800хn г) m при рождении + 800х6+400(n-6)
2. Масса тела ребенка в возрасте одного года равняется: а) 10,5 кг б) 12 кг в) 30 кг г) 8 кг
3.Ребенок одного года: а) начинает самостоятельно ходить б) самостоятельно ест с ложечки в) запас слов около 100 г) запас слов около 50-60 4. Формула для определения количества молочных зубов до 2-х лет: а) п+4 б) п-4 в) п-2 г) п*2
Вместимость желудка у годовалого ребенка около: а) 200-250 мл б) 300 мл в) 350 мл г) 100 мл
Эталоны ответов:
1) в;
2) а;
3) а;
4) б;
5) а
243

Приложение 2
Решите задачу по пройденной теме:
Ребенок 2 лет массой 10 кг, рост 85 см.
Задание:
1.
Оценить физическое развитие и подсчитать степень гипотрофии.
2.
Выявить действительные и потенциальные проблемы пациента.
3.
Перечислить независимые и зависимые действия м/с.
4.
Показать антропометрические измерения и провести оценку по формулам и центильным таблицам.
244


Приложение 3
Выполнить тестовые задания по пройденной теме
Выберите один правильный ответ:
1.
В преддошкольном возрасте масса головного мозга составляет: а) 800 грамм; б) 900 грамм; в) 1050 грамм; г) 1200 грамм.
2. В каком возрасте закрывается большой родничок: а) 10 месяцев; б) 12 месяцев; в) 2 года; г) 9 месяцев.
3. Частота сердечных сокращений в преддошкольном возрасте составляет: а) 100 ударов в минуту; б) 105-115 ударов в минуту; в) 120-130 в минуту; г) нет правильного ответа.
4. Суточный объем пищи детям 1-1,5 лет составляет: а) 1200 мл; б) 1000 мл; в) 1500 мл; г) 1400 мл.
5.
К местным закаливающим процедурам относится: а) закаливание водой; б) закаливание воздухом; в) закаливание солнцем; г) полоскание горла и обмывание стоп.
6. К первому этапу непосредственного закаливания относится:
245
а) обливание; б) плавание; в) обтирание; г) купание.
7. Максимальное время для воздушных ванн для детей 2-3 лет составляет: а) 1 час; б) 10-15 минут; в) 1,5 часа; г) 30-40 минут.
8. Что относится к абсолютным противопоказаниям для солнечных ванн: а) высокая температура окружающей среды; б) низкая температура окружающей среды; в) ветреная погода; г) нет правильного ответа.
Эталоны ответов:
2- в;
3- б;
4- б;
5- а;
6- г;
7- в;
8- г;
9- а.
246

Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение
Республики Башкортостан
«Туймазинский медицинский колледж»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
специальность 34.02.01 «Сестринское дело»
МДК 01.03 Сестринское дело в системе ПМСП населению
ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   21

Тема Организация мероприятий по проведению диспансеризации
ФИО преподавателя: Урманчина Светлана Борисовна
247

Рецензия
Практическое занятие на тему: «Организация мероприятий по проведению диспансеризации» посвящено актуальной проблеме, так как общепризнанно, что единственным эффективным методом профилактики и раннего выявления сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний как ведущих патологий среди причин смертности трудоспособного населения является диспансеризация.
Проводимая в нашей стране, всеобщая диспансеризация взрослого населения, помимо оснащения медицинских организаций необходимым оборудованием, требует существенного увеличения трудозатрат медицинского персонала. В этих условиях возрастает роль средних медицинских работников в проведении диспансеризации.
Основная цель методической разработки – систематизация теоретических знаний, совершенствование умений и навыков медицинской сестры по проведению диспансеризации населения.
Методические рекомендации представлены четырьмя блоками методического материала: методическим, информационным, контролирующим и блоком приложений.
Методическая разработка содержит компетентностно- ориентированные задания, которые позволят получить практические навыки по организации 1 и 2 этапа диспансеризации населения, развить умение грамотно давать рекомендации по подготовке к исследованиям и иным медицинским мероприятиям.
Практическое занятие поможет студентам проследить роль медицинской сестры при проведении диспансеризации, выработает умение анализировать, принимать самостоятельное решение в практических ситуациях будет способствовать формированию общих и профессиональных компетенций.
Рецензент: председатель ЦМК № 2
Арсланова З.Н.
248

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
26.
Аннотация
5 27.
Содержание методической разработки
7 28.
Методический блок
8 29.
Информационный блок
12 30.
Контролирующий блок
17 31.
Блок приложений
35
Приложение 1. Перечень нормативной документации по диспансеризации населения в РФ
35
Приложение 2 . Таблица группы состояния здоровья
36
Приложение 3. Суммарный сердечно-сосудистый риск
37
Приложение 4. Диагностические критерии факторов риска хронических неинфекционных заболеваний
40
Приложение 5. Маршрутная карта диспансеризации
41 249


АННОТАЦИЯ
Данная методическая разработка выполнена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта я по специальность 34.02.01 «Сестринское дело». Разработка предназначена для проведения практического занятия по теме: «Организация мероприятий по проведению диспансеризации»
Методическая разработка темы определяет межпредметные и внутрипредметные связи, включает методы формирования общих и профессиональных компетенций, определенных содержанием темы:
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
250

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Методическая разработка практического занятия по теме «Организация мероприятий по проведению диспансеризации» может быть использована преподавателями ПМ 01 Проведение профилактических мероприятий учреждений СПО.
251