Файл: Профилактических мероприятий средних профессиональных образовательных учреждений, подведомственных министерству.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1066

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
Методическая разработка структурирована и содержит:

Методический блок, где даны рекомендации по работе с методической разработкой, указаны название учебной дисциплины, темы.
Приведена краткая аннотация урока, определены цели и задачи занятия, актуальность темы, мотивация, оснащение, указаны междисциплинарные связи, список литературы, домашнее задание, представлена хронологическая карта занятия;

Информационный
блок содержит изложение вопросов диспансеризации населения в РФ в системе первичной медико-санитарной помощи с точки зрения требований современной нормативной документации. Особое внимание уделяется новому принципу формирования групп населения в соответствии с результатами диспансерного осмотра и на основании определённой степени выявленного суммарного сердечно сосудистого риска. Данная информация поможет студенту подготовиться к практическому занятию, что дает возможность более эффективно сформировать общие и профессиональные компетенции.

Блок контроля знаний содержит разнообразные проверочные задания
(тесты, задачи), способствующие не только осуществлению контроля уровня подготовленности студентов, но также преследующие обучающие цели.

Практический блок состоит из решений компетентностно- ориентированных задач.
Цель создания методической разработки
Методическая разработка учебного занятия по теме «Организация мероприятий по проведению диспансеризации» создана с целью методического обеспечения занятия нормативной и учебно-методической документацией, средствами контроля.
252

ПМ.01. Проведение профилактических мероприятий
МДК 01.03. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению
Тема занятия: Организация мероприятий по проведению диспансеризации
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело.
Курс: 3 курс.
Тип: обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся.
Вид занятия: практическое занятие
Метод обучения: решение практических заданий
Продолжительность: 180 минут.
Место проведения: кабинет доклинической практики.
Цели практического занятия:
Дидактическая: обобщить и расширить знания по теме диспансеризация, а также для продолжения формирования следующих профессиональных компетенций:
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения;
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения;
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний).
Учебная: закрепить знания о факторах риска влияющих на состояние здоровья населения, роли медицинской сестры по проведению диспансеризации.
Развивающие: активизировать познавательную деятельность обучающихся в сфере изучения вопросов проведения диспансеризации населения в РФ и формирования общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОКЗ. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), за результат выполнения заданий.
253


ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Воспитательные: сформировать правильное отношение к процессу диспансеризации населения в нашей стране и роли медицинской сестры в эффективности его проведения.
Планируемые результаты обучения: В соответствии с требованиями
Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 34.02.01 Сестринское дело студент должен
уметь: применить полученные на занятии знания в учебном процессе по порядку проведения диспансеризации населения и формированию групп здоровья, организовать мероприятия по проведению диспансеризации
знать: порядок проведения диспансеризации населения в Российской
Федерации в системе первичной медико-социальной помощи, роль медицинской сестры при проведении диспансеризации.
Междисциплинарные связи устанавливаются с МДК 01.01 «Здоровый человек», МДК 01.02 «Основы профилактики». МДК 02.01.Методы обследования пациента, ПМ 02. Участие в лечебно - диагностическом и реабилитационном процессах.
Внутридисциплинарные связи:для изучения данной темы необходимо: знать темы предыдущих разделов междисциплинарного курса МДК 01.03
(Тема 1. Организация и структура первичной медико-санитарной помощи населению, Тема 2: Профилактика неинфекционных заболеваний).
Методическое оснащение занятия:
Материально – техническое оснащение: столы и стулья для студентов.
254

Раздаточный
материал:
нормативная документация по диспансеризации населения в Российской Федерации, ситуационные задачи, медицинская документация, тест - контроль.
Литература:
Основная:
1.
Двойников С.И., Тарасова Ю.А., Фомушкина И.А. Проведение профилактических мероприятий Издательство:
ГЭОТАР-Медиа
, 2017.
Дополнительная:
1.
Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение:
Учебник. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2013.
2.
Руководство по первичной медико-санитарной помощи/ Под ред. И.Н.
Денисова, А.А. Баранова – М., ГЭОТАР-Медиа, 2012.
3.
Руководство по медицинской профилактике / Под ред. Р.Г. Оганова –
М. ГЭОТАР-Медиа, 2013.
Технологическая карта занятия
Деятельность преподавателя
Деятельность студентов
Методическое обоснование
18.
Организационный этап – 2мин.
Приветствие. Проверка готовности обучающихся и аудитории к занятию
Приветствуют преподавателя, староста сообщает об отсутствующих.
Дисциплинирует обучающихся, концентрирует внимание, готовит к занятию
19.
Мотивация занятия – 3 мин.
Мотивирует обучающихся на активную деятельность.
Определяет значение данного занятия для изучения модуля и развития ПК обучающихся.
Осмысливают информацию преподавателя
Позволяет обучающимся более ответственно отнестись к занятию, поставить цели, активирует стремление учебной деятельности
20.
Контроль и актуализация опорных знаний – 5 мин.
Объясняет обучающимся актуальность темы: а) фронтальный опрос б) тест исходного контроля
Осмысливают информацию преподавателя
Погружает обучающихся в рабочий процесс, позволяет обучающимся осмыслить необходимость изучения темы
4
.Изучение нормативной документации по диспансеризации
населения –25 мин.
Преподаватель раздает приказ
Минздрава РФ от 03.02.2015
№36ан "
Студенты изучают и конспектируют
Создает основу для знаний
5.
Инструктаж о порядке выполнения заданий (для практического занятия)- 5 мин
Предлагает обучающимся решить Слушают преподавателя
Подготавливает
255

компетентностно- ориентированные задания обучающихся к деятельности
6.
Практическая работа – 115 мин.
Преподаватель раздает обучающимся задания, разъясняет порядок выполнения
Выполняют задания
Обеспечивает готовность будущих медсестер к решению практических задач в профессиональной деятельности.
Преподаватель предлагает обучающимся составить памятку для пациента проходящего диспансеризацию
Составляют памятку для пациента проходящего диспансеризацию
Способствует закреплению знаний
Преподаватель знакомит обучающихся с документацией заполняемой при диспансеризации: маршрутной картой диспансеризации, паспортом здоровья (ф 025-ПЗ) и картой учета диспансеризации (ф 131 у).
Заполняют документацию Вовлечение обучающихся в имитируемую профессиональную среду
7.
Закрепление нового материала– 15 мин.
Решение тестовых заданий
Выполняют задание и проводят самопроверку.
На основании результатов тестирования выявляется уровень усвоения материала, компетентность обучающихся
8.
Подведение итогов практического занятия. Выставление оценок – 10 мин
Преподаватель дает оценку работы группы, отмечает успешных и недостаточно подготовленных обучающихся, выставляет отметки
Слушают преподавателя и анализируют свою деятельность
Определение степени достижения цели занятия.
Наблюдение и оценка освоения компетенций в ходе практического занятия
9.
Домашнее задание - 5 мин.
Сообщает тему следующего занятия, задает домашнее задание.
Записывают домашнее задание
Способствует закреплению материала, настраивает на предстоящую работу.
Информационный блок
Конспект лекции по теме:
«Диспансеризация населения, определение понятия, принципы»
Диспансеризация – комплекс мероприятий в отношении определенных групп населения, включающий медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования.
При проведении диспансеризации взрослого населения (в возрасте 18 лет и старше) выделяют следующие группы населения:
- работающие граждане;
- неработающие граждане;
256

- обучающиеся в образовательных организациях по очной форме.
Цели проведения диспансеризации:
- раннее выявление хронических неинфекционных заболеваний, основных факторов риска их развития, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача;
- определение группы состояния здоровья, необходимых профилактических, лечебных, реабилитационных и оздоровительных мероприятий для различных групп;
- проведение краткого профилактического консультирования граждан различных групп, проведение индивидуального и группового профилактического консультирования (школ пациента);
- определение группы диспансерного наблюдения граждан с выявленными заболеваниями.
Действующим законодательством определены также группы лиц, которые проходят диспансеризацию ежегодно, остальные проходят диспансеризацию 1 раз в 3 года в возрастные периоды, предусмотренные нормативными правовыми актами. Обязательное условие проведения диспансеризации - информированное добровольное согласие гражданина или его законного представителя.
Граждане вправе отказаться от проведения диспансеризации в целом, либо от отдельных видов вмешательств, входящих в объем диспансеризации.
Основные особенности порядка проведения диспансеризации:
- участковый принцип организации;
- двухэтапный принцип проведения диспансеризации;
- возложение ответственности за организацию и проведение диспансеризации населения на руководителя МО и на отделение (кабинет) медицинской профилактики (в том числе входящий в состав центра здоровья), а ответственности за организацию и проведение диспансеризации населения терапевтического участка – на врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача);
- конкретизация понятия «факторы риска», к которым относятся повышенный уровень АД, дислипидемия, гипергликемия, курение табака, пагубное потребление алкоголя, нерациональное питание, низкая физическая активность, избыточная масса тела и ожирение;
- обязательное проведение профилактического консультирования в целях коррекции факторов риска уже в процессе диспансеризации.
Этапы проведения диспансеризации
Первый этап – скрининг.
Цель проведения:
- выявление признаков хронических неинфекционных заболеваний
, факторов риска их развития;
- выявление потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача;
257


- определение медицинских показаний к выполнению дополнительных обследований и осмотров врачами специалистами для уточнения диагноза заболевания.
Первый этап включает следующие исследования и консультации (в зависимости от возраста пациентов):
- опрос (анкетирование);
- антропометрия (измерение роста, массы тела, окружности талии), расчет индекса массы тела;
- определение уровня общего холестерина в крови;
- определение уровня глюкозы в крови
- снятие ЭКГ;
- осмотр фельдшера (акушерки), взятие мазка с шейки матки на цитологическое исследование;
- флюорография легких;
- маммография;
- клинический анализ крови;
- общий анализ мочи;
- исследование кала на скрытую кровь;
- определение уровня простатспецифического (или простатоспецифического) антигена в крови для мужчин;
-
УЗИ органов брюшной полости;
- измерение внутриглазного давления;
- профилактический прием врача-невролога;
- прием врача терапевта, включающий определение группы состояния здоровья, группы диспансерного наблюдения, проведение краткого профилактического консультирования.
По результатам первого этапа диспансеризации граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании, индивидуальном углубленном или групповом профилактическом консультировании направляются врачом- терапевтом
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21

на второй этап диспансеризации, цель проведения которого:
- дополнительное обследование и уточнение диагноза заболевания
(состояния);
- проведение углубленного профилактического консультирования.
На втором этапе могут проводиться:
- дуплексное сканирование брахицефальных артерий;
- фиброэзофагогастродуоденоскопия;
- осмотр врача-невролога;
- осмотр врача-хирурга или врача-уроолога;
- осмотр врача-колопроктолога;
- колоноскопия или ректороманоскопия;
- определение липидного спектра крови;
- осмотр врача-акушера-гинеколога;
- определение концентрации гликированного гемоглобина в крови или тест на толерантность к глюкозе;
258

- осмотр врача-офтальмолога;
- прием врача-терапевта, включающий определение группы состояния здоровья, группы диспансерного наблюдения, определение дальнейшей тактики ведения пациента;
- профилактическое консультирование в отделении медицинской профилактики или центре здоровья.
При проведении диспансеризации ведется следующая медицинская документация:
1.
Маршрутная карта – в нее вносятся результаты всех осмотров и исследований, она подшивается в амбулаторную карту больного.
2.
Карта учета диспансеризации.
3.
Паспорт здоровья – выдается гражданину.
Роль сестринского персонала в проведении диспансеризации:
- составление списков граждан, подлежащих диспансеризации в текущем году и плана проведения диспансеризации;
- активное привлечение населения участка к прохождению диспансеризации, информирование о ее целях и задачах, объеме проводимого обследования и графике работы медицинской организации;
- проведение медицинского осмотра по итогам первого и второго этапов диспансеризации;
- проведение краткого профилактического консультирования, направление граждан с выявленными факторами риска в отделение медицинской профилактики или центр здоровья;
- участие в оформлении медицинской документации;
- подведение итогов диспансеризации.
Медицинская сестра должна проинформировать пациента
о правилах подготовки к прохождению диспансеризации:
- для прохождения профилактического медицинского осмотра желательно прийти в медицинскую организацию (поликлинику) утром, натощак, до выполнения каких либо физических нагрузок, в том числе и утренней физической зарядки;
- лицам в возрасте 45 лет и старше для исследования кала на скрытую кровь необходимо в течении 3 суток перед диспансеризацией не есть пищу, в состав которой входит железо (мясо, белая фасоль, яблоки, зеленый лук, сладкий болгарский перец, шпинат), а также овощи, содержащие много каталазы и пероксидазы (огурцы, хрен, цветная капуста), исключить прием железосодержащих лекарственных препаратов, в том числе гематогена, отменить прием аскорбиновой кислоты, ацетилсалициловой кислоты и нестероидных противовоспалительных средств, отказаться от использования слабительных средств и клизм. Дефекация в день анализа должна осуществляться только естественным путем. Причиной неправильного
259