Файл: 1. Теоретические аспекты исследования развития мелкой моторики младших школьников на занятиях аппликацией.doc
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 205
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ряд экспериментов, в частности проведенных М.М. Кольцовой, посвященных выяснению влияния тонких движений пальцев рук на развитие функций мозга ребенка, показал, что тренировка пальцев рук ускоряет процесс функционального созревания мозга, так как является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий. Влияние сказывается как сразу после выполнения упражнений, так и пролонгировано, способствуя стойкому повышению работоспособности центральной нервной системы.[19, 59]
Помимо этого, была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной или даже выше.[10,124]
Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это значит, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.
Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Теснейшая взаимосвязь между движениями рук и развитием зрения человека в детстве сохраняется очень долго. Попросите, например, дошкольника, знающего счет до десяти, сосчитать глазами несколько одинаковых предметов - и вы убедитесь, что без помощи рук он этого сделать не сможет. Считая, непременно укажет пальцем на каждый предмет. Рука как бы передает зрению свои движения. Чем сложнее и согласованнее движения руки и глаза, тем успешнее развиваются зрительные способности ребенка. Именно такая согласованность или координация зрительно-двигательной системы ребенка активно формируется в рисовании, особенно на доизобразительной стадии (до 9-10 лет).[35,13]
В период от 3 до 7 лет число миофибрилл в мышечном волокне увеличивается в 15-20 раз. Во всех мышцах интенсивно растут сухожилия, продолжает разрастаться соединительная ткань, расположение миофибрилл становится более плотным (к 6 годам). К 5 годам происходит более интенсивное развитие разгибателей и соответственно увеличение их тонуса, что соответствует перераспределению мышечного тонуса, свойственного взрослому организму.[14, 15]
К 6-7 годам после структурного оформления костной основы и под влиянием упражнения мышц кисти быстрыми темпами развивается координация мелких мышц руки, поэтому у ребенка появляется возможность хорошо овладевать письмом. Процесс письма в основном осуществляется мелкими червеобразными мышцами правой руки, эти мышцы у ребенка к началу школьного обучения еще недостаточно развиты. Следует помнить, что формирование кисти рук к 7 годам не заканчивается. Окостенение костей запястья и фаланг пальцев завершается лишь в 10-13 лет, поэтому в работе с детьми младшего школьного возраста необходимо строго дозировать двигательные нагрузки (непрерывное письмо).
С 8-9 лет у детей укрепляются связки, усиливается мышечное развитие, отмечается значительный прирост объема мышц.
Происходящие изменения в мышечной системе детей связаны с изменениями свойств мышечной ткани, а именно:
- при развитии детей изменяется характер биоэлектрической активности мышц;
- у детей 7-9 лет в большинстве случаев “пачки” импульсов нечетко выражены, часто отмечается не прекращающая электрическая активность;
- по мере роста и развития ребенка участки повышенной активности все более четко разделяются интервалами, на протяжении которых биопотенциалы не регистрируются. Это указывает на происходящее повышение качества функционирования двигательного аппарата.[14, 18]
Для раннего детского возраста характерным является отсутствие пессимального торможения мышц. Мышцы независимо от характеристики раздражителя по частоте и интенсивности, отвечают тетаническим типом сокращения, которое длится столько, сколько продолжается раздражение, без признаков перехода в состояние пессимума. Отсутствие выраженного пессимума связывают с недостаточным структурным оформлением мионевральных синапсов.[25, 37]
В детском возрасте, скелетные мышцы и иннервирующие их нервы характеризуются признаками низкой лабильности. Низкая лабильность объясняется длительностью абсолютной и относительной рефрактерных фаз, длительностью одиночного мышечного сокращения. С возрастом лабильность мышц увеличивается, что ведет, естественно, и к увеличению быстроты движений. В процессе развития ребенка эластичность его мышц уменьшается, но увеличивается их упругость и прочность. Сила мышечного сокращения с возрастом увеличивается вследствие нарастания общего поперечного сечения миофибрилл и за счет повышения плотности их "упаковки".
Под влиянием физической нагрузки в мышцах происходят определенные морфологические изменения, касающиеся строения волокон, распределения в них миофибрилл, ядер, формы двигательных нервных окончаний. Значительно увеличивается при занятиях физическими упражнениями сеть капилляров, а вместе с этим и кровоснабжение мышц, что не может не способствовать более активному снабжению мышц кислородом и другими источниками энергии.[3,154]
Таким образом, в младшем школьном возрасте происходит дальнейшее развитие мышечной системы: увеличивается мышечная масса тела, число миофибрилл в мышечном волокне; развивается координация мелких мышц руки. Все эти изменения, в свою очередь, ведут к изменениям свойств мышечной ткани: изменяется характер биоэлектрической активности мышц, наблюдается отсутствие пессимального торможения и низкая лабильность мышц, увеличивается упругость, прочность мышц и сила мышечного сокращения, мышц кисти быстрыми темпами развивается координация мелких мышц руки, чем поэтому у ребенка появляется возможность хорошо овладевать письмом, развивается четкая и внятная речь.
1.3. Аппликация, как вид художественной деятельности и возможности ее использования для развития мелкой моторики у младших школьников
Согласно общепринятому определению, аппликация (от лат. applicatio - прикладывание), способ создания орнаментов, изображений путём нашивания, наклеивания на ткань, бумагу и т.п. разноцветных кусочков какого-либо материала (ткань, бумага, мех, соломка и т.п.) другого цвета или выделки, а также орнамент, изображение, созданные по такому способу, придающему им особую рельефность. [24, 29]
Аппликация - это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей, одна из самых интересных для детей младшего школьного возраста. [1, 45]
Аппликация развивает художественное воображение и эстетический вкус, развивает конструктивное мышление — зачастую, во время работы ребенок должен собрать изображение из различных частей; развивает мелкие моторные навыки и тактильные ощущения, особенно если в дополнение к бумаге используются другие материалы: ткань, крупа, сушеные цветы, солома; помогает изучать цвета и формы; позволяет ребенку познакомиться с технологией: чтобы получить результат, необходимо выполнить ряд последовательных действий: вырезать части: от крупных к более мелким, намазывать бумагу клеем, посыпать зерновые, выкладывать из них различные узоры, фигуры, размазывать пластилин и т.п. Аппликация может быть:
- предметной, состоящей из отдельных изображений предметов (цветок, дерево, животное, человек, машина, дом и т.д.);
- сюжетной, в которой отображено какое-либо событие, действие (праздник, повседневность);
- декоративной, украшающей орнаментом различные предметы.
Предметная аппликация представляет собой наклеенные на фон отдельные предметные изображения, передающие обобщенный, условный образ окружающих предметов (стилизованный). Изображаются предметы с отчетливой конфигурацией, простой локальной окраской. Предметные аппликации (листья, фрукты, овощи, грибы, насекомые) изготавливают из вырезанных геометрических фигур. Они наиболее просты и доступны для выполнения.
Сюжетно-тематическая аппликация представляет наклеенные на фон изображения во взаимосвязи и в соответствии с темой или сюжетом (событие, ситуация, явления). Содержание такой аппликации может быть как несложным, гак и достаточно сложным, динамичным по действию, е большим количеством персонажей и деталей. Размещение фигур может быть в один или в два-три плана, могут быть использованы приемы передачи объема и перспективы: разница размеров фигур первого и второго плана, их расположение относительно края листа, яркость и насыщенность окраски фигур первого плана, их детальная разработка аппликации, состоящие из нескольких разных фигур, части в динамике, т. е. в движении, служат для иллюстрирования литературных произведений, сказок, басен, стихотворений.
Декоративная аппликация связана с понятием декоративности (изображения, отличающиеся орнаментальностью, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью) и представляет собой объединенные по законам ритма, симметрии элементы украшения, декоративные по цвету и по форме (геометрические, растительные и т. п.).Важную роль здесь играет орнаментальная композиция. Орнамент характеризуется ритмичностью (повторение одинаковых или чередование разных элементов узора) и бывает бесконечным или замкнутым (ленточная или центрально-лучевая композиция). Еще одно направление декоративной аппликации шрифтовая аппликация, т. е. оформление заголовков, текстов.
По виду выполнения аппликации можно подразделить на плоские и объемные.
Плоская аппликация – это самая простая аппликация по исполнению. Для этого вырезают детали из бумаги, ткани, кожи и других материалов и наклеивают их на фон. А можно делать такую аппликацию из бумаги способом обрывания. Края у таких деталей получаются неровными, создающие впечатление пушистости и шероховатости.
Объемная аппликация – это способ получения объёмного изображения (барельефа). Наборы в технике 3D–аппликации помогают создать живописные объёмные картины, основная идея которых заключается в послойном наклеивании на фон-основу разных фрагментов изображения с помощью объёмного клеящегося материала.
Следующие основные задачи решаются в процессе обучения на занятиях аппликацией:
- составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы;
- составлять изображение предмета из отдельных частей; изображать сюжет;
- овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе: приклеивания, пришивания;
- формировать чувство цвета, знать основные цвета и их оттенки, овладевать умением составлять гармоничные цветовые сочетания;
- формировать чувство формы, пропорций, композиции;
- научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте;
- научиться правильно выражать свои мысли и чувства.
Различные материалы вызывают у детей стремление изучить, исследовать их возможности на практике. Один и тот же предмет, изображенный разными материалами, в разной технике (традиционной, нетрадиционной), зрительно будет восприниматься по иному, так как каждый материал имеет свой язык выразительности, различные цвета, формы, фактуры разнообразных материалов и особенности их движения в пространстве, обогащают зрительный и тактильный опыт ребенка, стимулируют желание применить их на практике. При хорошей организации занятий мелкие моторные навыки развиваются намного быстрее. Для этого должны быть выполнены определенные условия:
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
- создать спокойную развивающую среду;
- выбрать специальные методы;
- выбрать наиболее эффективные методы при работе с аппликацией.
Традиционные техники аппликации: вырезание из бумаги и наклеивание плоскостных фигур к фону; аппликации из ткани, кожи, путем нашивания и собирания отдельных частей в единый рисунок, композицию на фон. Традиционная техника аппликации являются самой распространенной.