Файл: 1. Теоретические аспекты исследования развития мелкой моторики младших школьников на занятиях аппликацией.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 210

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Нарисовать прямую, ломаную, замкнутую, волнистую линию.

2. Обвести по трафарету.

3. Нарисовать человека.

Общий подсчет результатов по 2 блоку:

Высокий уровень - 3 балла – уверенное владение карандашом, полное соответствие выполнения действий с заданием.

Средний уровень - 2 балла – удовлетворительное владение карандашом, частичное соответствие выполнения задания.

Низкий уровень - 1-0 баллов – слабое владение карандашом, полное несоответствие выполнения задания, невыполнение задания.

Блок 3: диагностика навыка манипуляции с предметами.

Инструкция: детям были предложены следующие игры:

1. «Пуговица» - детям необходимо быстро расстегнуть и застегнуть пуговицы.

2. «Шнурок» - детям необходимо быстро завязать и развязать шнурки.

3. «Мозаика» - детям необходимо выложить предложенный узор.

4. «Бусы» - быстро нанизать на веревку бусы.

Общий подсчет результатов по 3 блоку:

Высокий уровень - 4 балла – полное соответствие выполнения задания: быстрое и четкое движение обеих рук, развита способность манипулировать предметами, развиты конструктивные способности.

Средний уровень - 3-2 балла – частичное соответствие выполнения задания: замедленное движение рук, неполная способность манипулировать предметами, конструктивные способности развиты удовлетворительно.

Низкий уровень - 1-0 баллов – невыполнение задания, неспособность манипулировать предметами, конструктивные способности отсутствуют.

Общий подсчет баллов и уровней развития мелкой моторики по методикам Г.А. Волковой и Н.В. Нищевой представлен в таблице 1.(стр.30)

Таблица 1. Общий подсчет баллов и уровней развития мелкой моторики по методикам Г.А. Волковой и Н.В. Нищевой.

№ блока

Количество

баллов

Уровень развития

мелкой моторики


1

4

Высокий

2-3

Средний

1-0

Низкий


2

3

Высокий

2

Средний

1-0

Низкий


3

4

Высокий

3-2

Средний

1-0

Низкий

9-11

Высокий

4-8

Средний

0-3

Низкий



С помощью диагностики по методике были получены следующие результаты, указанные в таблице 2.(стр.31)

Анализ результата по развитию мелкой моторики по методике Г. А. Волковой и Н.В. Нищевой представлен в таблице 3.(стр.31)
Таблица 2. Результат диагностики развития мелкой моторики младших школьников по методике Г.А. Волковой и Н.В. Нищевой.




п.п.


Класс


Ф.И.учащегося


1 блок


2 блок


3 блок

Общее

количество

баллов

1.

2

Варвара Б.

3

2

3

8

2

2

Рустам Б.

3

2

2

7

3.

2

Дмитрий Г.

2

2

1

5

4.

2

Руслан Д.

2

2

1

5

5.

2

Дмитрий И.

1

2

2

5

6.

2

Дмитрий М.

1

1

1

3

7.

2

Варвара М.

3

3

2

8

8.

2

Артем Н.

2

3

1

6

9.

2

Юлия П.

3

3

3

9

10.

2

Клим П.

3

3

2

8

11.

2

Рома Р.

2

1

2

5

12.

2

Ксения С.

3

3

2

8

13.

2

Полина С.

3

3

3

9

14.

2

Максим С.

2

3

2

7

15.

2

Дмитрий С.

2

3

2

7

16.

2

Игорь Т.

1

1

1

3

17.

2

Александра Т.

3

3

3

9

18.

2

Анастасия Т.

3

3

3

9

19.

2

Тимур У.

2

2

1

5

20.

2

Кирилл У.

1

1

1

3

21.

2

Роман Х.

2

1

1

4

22.

2

Олеся Я.

3

2

2

7

23.

2

Олеся Я.

2

3

3

8




Таблица 3. Исходный уровень развития мелкой моторики у детей 7-8 лет.

класс

Уровень, % (уч.)

2

Высокий, 17% (4 уч.)

2

Средний, 70% (16 уч.)

2

Низкий, 13% (3 уч.)


Высокий уровень развития мелкой моторики при выполнении диагностического задания выявлен у 4 обучающихся, набравших 9 баллов;

средний уровень развития мелкой моторики при выполнении диагностического задания выявлен у 16 обучающихся, набравших от 4 до 8 баллов; низкий уровень развития мелкой моторики при выполнении диагностического задания выявлен у 3 обучающихся, набравших 3 балла.
Представим визуально полученную информацию:



Рисунок 1. Уровень развития мелкой моторики на констатирующем этапе исследования.
В результате использования выше обозначенных проб, был получен интересный фактический материал, позволяющий сформировать представления об уровне развития мелкой моторики младших школьников и сделать следующие выводы:

- уровень развития мелкой моторики младших школьников в классе является преимущественно репродуктивным или элементарным;

- основными причинами низкого уровня развития мелкой моторики младших школьников в процессе обучения аппликации являются:

- отсутствие техник аппликаций, направленных на комплексное развитие мелкой моторики младших школьников и диагностики уровня ее развития;

- слабое осмысление ценности традиций народного искусства, как средства развития мелкой моторики и творчества обучающихся;

- недостаточно четкое понимание педагогами сущности развития мелкой моторики младших школьников, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Таким образом, результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что развитие мелкой моторики у младших школьников находится преимущественно на среднем уровне, что дает основание для проведения опытно-экспериментальной работы.



2.2. Разработка и проведение серий уроков по развитию мелкой моторики у детей младшего школьного возраста на уроках аппликации
На основании результатов проведенной диагностики развития мелкой моторики младших школьников по методике Г. А. Волковой и Н.В. Нищевой были разработаны и проведены в качестве эксперимента, серии уроков технологии на основании занятий аппликацией. Эксперимент проводился с учащимися 2 класса МАОУ «СОШ №17 г.Новотроицка».

Цель эксперимента: проверка выдвинутой гипотезы о том, что развитие навыков мелкой моторики у младших школьников на занятиях аппликацией будет осуществляться эффективно, если:

- будут выделены структурные компоненты и уровни развития мелкой моторики младших школьников, и на их основании будет проведена диагностика;

- будет предложена и апробирована методика развития мелкой моторики младших школьников на уроках технологии, учитывающая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, включающая цели, задачи, откорректированное содержание, активизирующие процесс обучения, формы, методы и средства, а также систему заданий и упражнений, направленных на его интенсивное развитие.[32, 81]

Данный вид декоративно-прикладного искусства был выбран не случайно:

- аппликация является одним из самых доступных видов художественной деятельности;

- аппликация имеет огромный выбор техник, что дает возможность развитию фантазии и самовыражению детей с разным уровнем развития мелкой моторики;

- используя разные техники аппликации на уроках технологии можно познакомить детей с разными материалами, их свойствами, способами их нетрадиционного применения.

Уроки были подобраны и разработаны с учетом результатов диагностики уровня развития мелкой моторики младших школьников и разделены на группы с целью развития и совершенствования уже имеющихся: высокий, средний, низкий. Разработанный план серии разноуровневых уроков представлен в таблице 4, приложение А.

Таким образом, был получен план формирующего этапа опытно-экспериментальной деятельности по развитию мелкой моторики у младших школьников на уроках технологии. Уроки строили и проводили под методическим руководством учителя Перуновой В.А.

В данной таблице предоставлены серии уроков технологии на основе занятий аппликацией, соответственно уровню развития мелкой моторики младших школьников.