Файл: 1. Теоретические аспекты исследования развития мелкой моторики младших школьников на занятиях аппликацией.doc
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 210
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Нарисовать прямую, ломаную, замкнутую, волнистую линию.
2. Обвести по трафарету.
3. Нарисовать человека.
Общий подсчет результатов по 2 блоку:
Высокий уровень - 3 балла – уверенное владение карандашом, полное соответствие выполнения действий с заданием.
Средний уровень - 2 балла – удовлетворительное владение карандашом, частичное соответствие выполнения задания.
Низкий уровень - 1-0 баллов – слабое владение карандашом, полное несоответствие выполнения задания, невыполнение задания.
Блок 3: диагностика навыка манипуляции с предметами.
Инструкция: детям были предложены следующие игры:
1. «Пуговица» - детям необходимо быстро расстегнуть и застегнуть пуговицы.
2. «Шнурок» - детям необходимо быстро завязать и развязать шнурки.
3. «Мозаика» - детям необходимо выложить предложенный узор.
4. «Бусы» - быстро нанизать на веревку бусы.
Общий подсчет результатов по 3 блоку:
Высокий уровень - 4 балла – полное соответствие выполнения задания: быстрое и четкое движение обеих рук, развита способность манипулировать предметами, развиты конструктивные способности.
Средний уровень - 3-2 балла – частичное соответствие выполнения задания: замедленное движение рук, неполная способность манипулировать предметами, конструктивные способности развиты удовлетворительно.
Низкий уровень - 1-0 баллов – невыполнение задания, неспособность манипулировать предметами, конструктивные способности отсутствуют.
Общий подсчет баллов и уровней развития мелкой моторики по методикам Г.А. Волковой и Н.В. Нищевой представлен в таблице 1.(стр.30)
Таблица 1. Общий подсчет баллов и уровней развития мелкой моторики по методикам Г.А. Волковой и Н.В. Нищевой.
С помощью диагностики по методике были получены следующие результаты, указанные в таблице 2.(стр.31)
Анализ результата по развитию мелкой моторики по методике Г. А. Волковой и Н.В. Нищевой представлен в таблице 3.(стр.31)
Таблица 2. Результат диагностики развития мелкой моторики младших школьников по методике Г.А. Волковой и Н.В. Нищевой.
Таблица 3. Исходный уровень развития мелкой моторики у детей 7-8 лет.
Высокий уровень развития мелкой моторики при выполнении диагностического задания выявлен у 4 обучающихся, набравших 9 баллов;
средний уровень развития мелкой моторики при выполнении диагностического задания выявлен у 16 обучающихся, набравших от 4 до 8 баллов; низкий уровень развития мелкой моторики при выполнении диагностического задания выявлен у 3 обучающихся, набравших 3 балла.
Представим визуально полученную информацию:
Рисунок 1. Уровень развития мелкой моторики на констатирующем этапе исследования.
В результате использования выше обозначенных проб, был получен интересный фактический материал, позволяющий сформировать представления об уровне развития мелкой моторики младших школьников и сделать следующие выводы:
- уровень развития мелкой моторики младших школьников в классе является преимущественно репродуктивным или элементарным;
- основными причинами низкого уровня развития мелкой моторики младших школьников в процессе обучения аппликации являются:
- отсутствие техник аппликаций, направленных на комплексное развитие мелкой моторики младших школьников и диагностики уровня ее развития;
- слабое осмысление ценности традиций народного искусства, как средства развития мелкой моторики и творчества обучающихся;
- недостаточно четкое понимание педагогами сущности развития мелкой моторики младших школьников, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Таким образом, результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что развитие мелкой моторики у младших школьников находится преимущественно на среднем уровне, что дает основание для проведения опытно-экспериментальной работы.
2.2. Разработка и проведение серий уроков по развитию мелкой моторики у детей младшего школьного возраста на уроках аппликации
На основании результатов проведенной диагностики развития мелкой моторики младших школьников по методике Г. А. Волковой и Н.В. Нищевой были разработаны и проведены в качестве эксперимента, серии уроков технологии на основании занятий аппликацией. Эксперимент проводился с учащимися 2 класса МАОУ «СОШ №17 г.Новотроицка».
Цель эксперимента: проверка выдвинутой гипотезы о том, что развитие навыков мелкой моторики у младших школьников на занятиях аппликацией будет осуществляться эффективно, если:
- будут выделены структурные компоненты и уровни развития мелкой моторики младших школьников, и на их основании будет проведена диагностика;
- будет предложена и апробирована методика развития мелкой моторики младших школьников на уроках технологии, учитывающая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, включающая цели, задачи, откорректированное содержание, активизирующие процесс обучения, формы, методы и средства, а также систему заданий и упражнений, направленных на его интенсивное развитие.[32, 81]
Данный вид декоративно-прикладного искусства был выбран не случайно:
- аппликация является одним из самых доступных видов художественной деятельности;
- аппликация имеет огромный выбор техник, что дает возможность развитию фантазии и самовыражению детей с разным уровнем развития мелкой моторики;
- используя разные техники аппликации на уроках технологии можно познакомить детей с разными материалами, их свойствами, способами их нетрадиционного применения.
Уроки были подобраны и разработаны с учетом результатов диагностики уровня развития мелкой моторики младших школьников и разделены на группы с целью развития и совершенствования уже имеющихся: высокий, средний, низкий. Разработанный план серии разноуровневых уроков представлен в таблице 4, приложение А.
Таким образом, был получен план формирующего этапа опытно-экспериментальной деятельности по развитию мелкой моторики у младших школьников на уроках технологии. Уроки строили и проводили под методическим руководством учителя Перуновой В.А.
В данной таблице предоставлены серии уроков технологии на основе занятий аппликацией, соответственно уровню развития мелкой моторики младших школьников.
2. Обвести по трафарету.
3. Нарисовать человека.
Общий подсчет результатов по 2 блоку:
Высокий уровень - 3 балла – уверенное владение карандашом, полное соответствие выполнения действий с заданием.
Средний уровень - 2 балла – удовлетворительное владение карандашом, частичное соответствие выполнения задания.
Низкий уровень - 1-0 баллов – слабое владение карандашом, полное несоответствие выполнения задания, невыполнение задания.
Блок 3: диагностика навыка манипуляции с предметами.
Инструкция: детям были предложены следующие игры:
1. «Пуговица» - детям необходимо быстро расстегнуть и застегнуть пуговицы.
2. «Шнурок» - детям необходимо быстро завязать и развязать шнурки.
3. «Мозаика» - детям необходимо выложить предложенный узор.
4. «Бусы» - быстро нанизать на веревку бусы.
Общий подсчет результатов по 3 блоку:
Высокий уровень - 4 балла – полное соответствие выполнения задания: быстрое и четкое движение обеих рук, развита способность манипулировать предметами, развиты конструктивные способности.
Средний уровень - 3-2 балла – частичное соответствие выполнения задания: замедленное движение рук, неполная способность манипулировать предметами, конструктивные способности развиты удовлетворительно.
Низкий уровень - 1-0 баллов – невыполнение задания, неспособность манипулировать предметами, конструктивные способности отсутствуют.
Общий подсчет баллов и уровней развития мелкой моторики по методикам Г.А. Волковой и Н.В. Нищевой представлен в таблице 1.(стр.30)
Таблица 1. Общий подсчет баллов и уровней развития мелкой моторики по методикам Г.А. Волковой и Н.В. Нищевой.
№ блока | Количество баллов | Уровень развития мелкой моторики |
1 | 4 | Высокий |
2-3 | Средний | |
1-0 | Низкий | |
2 | 3 | Высокий |
2 | Средний | |
1-0 | Низкий | |
3 | 4 | Высокий |
3-2 | Средний | |
1-0 | Низкий | |
9-11 | Высокий | |
4-8 | Средний | |
0-3 | Низкий |
С помощью диагностики по методике были получены следующие результаты, указанные в таблице 2.(стр.31)
Анализ результата по развитию мелкой моторики по методике Г. А. Волковой и Н.В. Нищевой представлен в таблице 3.(стр.31)
Таблица 2. Результат диагностики развития мелкой моторики младших школьников по методике Г.А. Волковой и Н.В. Нищевой.
№ п.п. | Класс | Ф.И.учащегося | 1 блок | 2 блок | 3 блок | Общее количество баллов |
1. | 2 | Варвара Б. | 3 | 2 | 3 | 8 |
2 | 2 | Рустам Б. | 3 | 2 | 2 | 7 |
3. | 2 | Дмитрий Г. | 2 | 2 | 1 | 5 |
4. | 2 | Руслан Д. | 2 | 2 | 1 | 5 |
5. | 2 | Дмитрий И. | 1 | 2 | 2 | 5 |
6. | 2 | Дмитрий М. | 1 | 1 | 1 | 3 |
7. | 2 | Варвара М. | 3 | 3 | 2 | 8 |
8. | 2 | Артем Н. | 2 | 3 | 1 | 6 |
9. | 2 | Юлия П. | 3 | 3 | 3 | 9 |
10. | 2 | Клим П. | 3 | 3 | 2 | 8 |
11. | 2 | Рома Р. | 2 | 1 | 2 | 5 |
12. | 2 | Ксения С. | 3 | 3 | 2 | 8 |
13. | 2 | Полина С. | 3 | 3 | 3 | 9 |
14. | 2 | Максим С. | 2 | 3 | 2 | 7 |
15. | 2 | Дмитрий С. | 2 | 3 | 2 | 7 |
16. | 2 | Игорь Т. | 1 | 1 | 1 | 3 |
17. | 2 | Александра Т. | 3 | 3 | 3 | 9 |
18. | 2 | Анастасия Т. | 3 | 3 | 3 | 9 |
19. | 2 | Тимур У. | 2 | 2 | 1 | 5 |
20. | 2 | Кирилл У. | 1 | 1 | 1 | 3 |
21. | 2 | Роман Х. | 2 | 1 | 1 | 4 |
22. | 2 | Олеся Я. | 3 | 2 | 2 | 7 |
23. | 2 | Олеся Я. | 2 | 3 | 3 | 8 |
Таблица 3. Исходный уровень развития мелкой моторики у детей 7-8 лет.
класс | Уровень, % (уч.) |
2 | Высокий, 17% (4 уч.) |
2 | Средний, 70% (16 уч.) |
2 | Низкий, 13% (3 уч.) |
Высокий уровень развития мелкой моторики при выполнении диагностического задания выявлен у 4 обучающихся, набравших 9 баллов;
средний уровень развития мелкой моторики при выполнении диагностического задания выявлен у 16 обучающихся, набравших от 4 до 8 баллов; низкий уровень развития мелкой моторики при выполнении диагностического задания выявлен у 3 обучающихся, набравших 3 балла.
Представим визуально полученную информацию:
Рисунок 1. Уровень развития мелкой моторики на констатирующем этапе исследования.
В результате использования выше обозначенных проб, был получен интересный фактический материал, позволяющий сформировать представления об уровне развития мелкой моторики младших школьников и сделать следующие выводы:
- уровень развития мелкой моторики младших школьников в классе является преимущественно репродуктивным или элементарным;
- основными причинами низкого уровня развития мелкой моторики младших школьников в процессе обучения аппликации являются:
- отсутствие техник аппликаций, направленных на комплексное развитие мелкой моторики младших школьников и диагностики уровня ее развития;
- слабое осмысление ценности традиций народного искусства, как средства развития мелкой моторики и творчества обучающихся;
- недостаточно четкое понимание педагогами сущности развития мелкой моторики младших школьников, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Таким образом, результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что развитие мелкой моторики у младших школьников находится преимущественно на среднем уровне, что дает основание для проведения опытно-экспериментальной работы.
2.2. Разработка и проведение серий уроков по развитию мелкой моторики у детей младшего школьного возраста на уроках аппликации
На основании результатов проведенной диагностики развития мелкой моторики младших школьников по методике Г. А. Волковой и Н.В. Нищевой были разработаны и проведены в качестве эксперимента, серии уроков технологии на основании занятий аппликацией. Эксперимент проводился с учащимися 2 класса МАОУ «СОШ №17 г.Новотроицка».
Цель эксперимента: проверка выдвинутой гипотезы о том, что развитие навыков мелкой моторики у младших школьников на занятиях аппликацией будет осуществляться эффективно, если:
- будут выделены структурные компоненты и уровни развития мелкой моторики младших школьников, и на их основании будет проведена диагностика;
- будет предложена и апробирована методика развития мелкой моторики младших школьников на уроках технологии, учитывающая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, включающая цели, задачи, откорректированное содержание, активизирующие процесс обучения, формы, методы и средства, а также систему заданий и упражнений, направленных на его интенсивное развитие.[32, 81]
Данный вид декоративно-прикладного искусства был выбран не случайно:
- аппликация является одним из самых доступных видов художественной деятельности;
- аппликация имеет огромный выбор техник, что дает возможность развитию фантазии и самовыражению детей с разным уровнем развития мелкой моторики;
- используя разные техники аппликации на уроках технологии можно познакомить детей с разными материалами, их свойствами, способами их нетрадиционного применения.
Уроки были подобраны и разработаны с учетом результатов диагностики уровня развития мелкой моторики младших школьников и разделены на группы с целью развития и совершенствования уже имеющихся: высокий, средний, низкий. Разработанный план серии разноуровневых уроков представлен в таблице 4, приложение А.
Таким образом, был получен план формирующего этапа опытно-экспериментальной деятельности по развитию мелкой моторики у младших школьников на уроках технологии. Уроки строили и проводили под методическим руководством учителя Перуновой В.А.
В данной таблице предоставлены серии уроков технологии на основе занятий аппликацией, соответственно уровню развития мелкой моторики младших школьников.