Файл: Конспект лекций по мдк. 01. 04 Техническое обслуживание и ремонт автомобильных двигателей для специальности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 828

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

80

износ торца проставки от иглы распылителя (допускается не более 0,1 мм — устраняется методом шлифовки торца);

разрушение сетчатых и других типов фильтров (заменяют);

повышенный ход иглы или заедание и прихватывания при перемещении иглы в распылителе (смазанная дизельным топливом игла, выдвинутая на 1/3 длины из корпуса распылителя, при наклоне под 45° должна плавно, без заеданий опускаться до упора под действием собственной массы);

негерметичность запорного конуса распылителя и иглы (при данной неисправности на носике распылителя с соплами образуются капельки топлива, что при высоких температурах приводит к закоксовыванию сопловых отверстий).
Для обнаружения вышеуказанных неисправностей используют как различного типа диагностические приборы и измерительный инструмент, так и визуальный метод осмотра деталей при их дефектовке в цехах для ремонта дизельной топливной аппаратуры.
Ответ на вопрос №5
Прежде чем приступить к изучению характерных неисправностей топливной системы, следует отметить целый ряд положительных моментов при работе на газовом топливе: благодаря высокому октановому числу (до
110) практически не возникает детонаций, что позволяет повысить степень сжатия и компенсировать снижение мощности ввиду более низкой каллорийности данного топлива; резко снижается токсичность отработанных газов (включая выброс вредных соединений свинца), а более полное сгорание газовоздушной смеси уменьшает образование нагара, не смывается смазка со стенок цилиндров и не разжижается масло в поддоне картера, что значительно повышает срок службы двигателя, снижает расходы на масло; следует отметить сравнительно невысокую стоимость и самого топлива данного вида.
Тем не менее, перевод автомобилей на сжиженный нефтяной газ (СНГ) или сжатый природный газ (СНГ) связан с рядом недостатков: высокая стоимость газобаллонной аппаратуры, обладающей повышенной массой (из- за увеличения металлоемкости), требует более высокой квалификации обслуживающего персонала, затруднен пуск при низких температурах, хуже динамика автомобиля, но самым большим недостатком принято считать повышенную пожаро- и взрывоопасность при эксплуатации. Поэтому в данном разделе особое внимание уделено негерметичности системы, приводящей к указанным негативным явлениям, включая отравление газом.
Внешняя негерметичность топливной системы
Причины:

негерметичность соединений (выход газа в атмосферу, в кабину водителя, в подкапотное пространство) - в штуцерах повреждение прокладок, ослабление крепления различных крышек и других


81 соединяемых деталей - от запорно-предохранительной арматуры до испарителя газа;

негерметичность редуктора низкого давления - в этом узле дополнительно возможно повреждение диафрагм первой и второй ступеней и выход газа, соответственно, через отверстие в регулировочной гайке или через отверстие контрольного штока регулировочного ниппеля второй ступени, а при отворачивании регулировочного винта или повреждении резинового уплотнения клапана второй ступени, с одновременным повреждением диафрагмы разгрузочного устройства, наблюдается выход газа через воздушный фильтр (при неработающем двигателе).
Внутренняя негерметичность элементов топливной системы - нарушает оптимальную подачу газа, приводя в основном к переобогащению смеси со всеми негативными явлениями; особенно опасна внутренняя негерметичность при неработающем двигателе (скопление газа может привести к отравлению водителя, пожару и даже взрыву).
Причины:

негерметичность расходного или магистрального вентилей в закрытом положении - из-за повреждения клапанов или седел, при отложении смолы на рабочих поверхностях или при попадании между ними твердых частиц;

неисправность элементов РИД:

нарушение герметичности клапана первой ступени - помимо обычных причин и повреждений диафрагмы, возможно повреждение рычага;

негерметичность клапана второй ступени - помимо повреждения, возможна неправильная регулировка хода клапана (степень открытия) или слишком большое давление в первой ступени;

повреждение диафрагмы разгрузочного устройства редуктора - при этом газ будет поступать через штуцер и трубку непосредственно во впускной трубопровод, нарушая работу системы в целом, особенно на холостом ходу.
Количество газа, поступающего в смеситель, не соответствует
оптимальному для различных режимов работы двигателя - по аналогии с карбюраторными двигателями переобогащение или обеднение рабочей смеси приводит практически к тем же негативным явлениям, а РНД условно выполняет функции элементов поплавковой камеры карбюратора.
Причины:

количество и давление (разрежение) газа в первой и второй ступенях
РНД не соответствует норме - ввиду различных повреждений или неправильной регулировки, включая клапан второй ступени и экономайзерное устройство;

засорение газовых фильтров - обычно смолистыми отложениями;

подсос воздуха через неплотности.


82
Карбюратор-смеситель не обеспечивает получение смеси нужного
состава для различных режимов работы - по аналогии с обычными карбюраторами при нормальной подаче газа. Причины в основном аналогичны, хотя по вине самого карбюратора-смесителя чаще наблюдается обеднение смеси ввиду частых засорений различных систем смолами, что приводит к снижению мощности, «провалам» в работе и т.д.

83
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Тема 2.3: Способы и технология ремонта механизмов и систем
двигателя, а также их отдельных элементов
1. ТО и ТР КШМ и ГРМ
2. ТО и ТР системы смазки
3. ТО и ТР системы охлаждения
4. ТО и ТР системы питания бензиновых двигателей
5. ТО и ТР системы питания дизельных двигателей
6. ТО и ТР системы питания от газобаллонной установки
Ответ на вопрос №1
ЕО - ежедневно при пуске двигателя следует обращать внимание на легкость пуска и работу двигателя на различных режимах (в том числе и в дороге), на возможное дымление двигателя. Большое количество бело-сизого дыма указывает на прорыв в камеру сгорания через неплотности масла, а темно-бурый дым свидетельствует о переобогащении рабочей смеси или о неполном ее сгорании из-за неисправности системы зажигания. Перед выездом водитель должен проверить общее состояние двигателя, опорных подушек, нет ли течи охлаждающее жидкости или масла.
ТО-1 - провести контрольный осмотр и необходимые крепежные работы; тщательно проверить крепление всех элементов на двигателе.
Крепежные работы следует проводить наложением ключа на каждую гайку или болт с попыткой подтянуть их с соответствующим усилием. В первую очередь это касается различных крышек, из-под прокладок которых наблюдается течь масла в том числе и из-под прокладки поддона. При обнаружении серьезных неисправностей следует оформить «Заявку» на ТР.
ТО-2 - выполнить объем работ при ТО-1. Провести тщательную
(углубленную) диагностику на спецпостах диагностики - Д-2 или сопутствующую диагностику непосредственно на рабочих местах.
Диагностика включает в себя комплексную проверку технического состояния
КШМ и ГРМ вышеуказанными методами и приборами. При обнаружении сверхобъемных работ, которые нельзя устранить в ТО-2, оформляется
«Заявка» на проведение соответствующих работ в зоне текущего ремонта с привлечением мотористов, а при необходимости и со снятием двигателя для ремонта в моторном цехе. При ТО-2 разрешается в порядке сопутствующего ремонта (CP) заменять отдельные неисправные легкодоступные детали
(прокладку клапанной крышки, поврежденные опорные подушки и т.п.).
Если в ходе контрольной проверки обнаружено несоответствие норме зазоров в клапанных механизмах, их регулируют.
ОПЕРАЦИИ ПО ТЕКУЩЕМУ РЕМОНТУ
При проведении ремонтных работ двигателей в моторных цехах для разборочно-сборочных работ широко используют стенды различных моделей. Практически все они оснащены кронштейнами крепления двигателей, поддонами для сбора остатков масла и механизмом поворота


84 двигателя (с ручным или электромеханическим приводом) вокруг продольной или поперечной оси в целях повышения удобства в ходе проведения работ.
Рис. 2.3.1. Стенды для разборки двигателей
На рис. 2.3.1 изображены стенды для ремонта V-образных дизелей, причем правые стойки являются подвижными - их устанавливают в положение, соответствующее габаритным размерам двигателя. Так же представлен стенд мод. Р-641 для легковых автомобилей со сменными кронштейнами для крепления двигателей различных моделей. В стойке 9 смонтирован электромеханический привод, состоящий из электродвигателя
7, клиноременной передачи 6 и редуктора 5 с приводным валом грузонесущих кронштейнов. Управление поворотом осуществляется нажатием кнопок.
Аналогичную одностоечную конструкцию с электромеханическим приводом имеют стенды мод. Р-235 и более новая модель Р-642 (для V-образных карбюраторных двигателей). В комплект входит подставка под выступающий хвостовик коленчатого вала.
Таким образом, рассмотренные стенды для разборочно-сборочных работ при ремонте двигателей (мод. Р-641 - для двигателей легковых автомобилей, мод. Р-235 и Р-642 - для двигателей автомобилей ГАЗ-5ЗА и
ЗИЛ-130) имеют практически одинаковую конструкцию привода механизма поворота двигателей и отличаются лишь габаритными размерами и мощностью электродвигателей привода (соответственно, 0,35 кВт, 0,6 кВт и
0,55 кВт). Для фиксации двигателей в повернутом на любой угол положении все модели стендов оснащены червячными редукторами - это один из самых надежных и удобных методов фиксации.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ ПРИ РЕМОНТЕ
ДВИГАТЕЛЕЙ
В ходе текущего ремонта двигателей в условиях АТП их разбирают целиком или частично, в зависимости от рода предстоящих работ. После мойки узлов и деталей с помощью вышеописанных моечных установок, их подвергают контролю на техническое состояние и степень износа.

85
Непригодные для дальнейшей эксплуатации детали и узлы выбраковывают, заменяя новыми.
Рис.2.3.2. Приспособление для контроля клапанов а - общий вид; б - вид сверху;
1 -маховик; 2 - валик; 3 - стойка; 4 - втулка; 5 - палец; 6 - коромысло; 7 - ролик; 8 - центр; 9, 10, 11 - индикаторы; 12 - плита
На рис. 2.3.2 изображено приспособление для контроля клапанов (с видом сверху). Помимо визуального осмотра - нет ли трещин и осколов - установленный на призмы клапан поворачивают вокруг оси маховиком, производя необходимые измерения параметров клапана с помощью комплекта индикаторов, после чего проводят анализ состояния клапана - степень износа по длине, непрямолинейность стержня (погнутые клапаны выбраковываются), состояние головки клапана и т.д.
Рис. 2.3.3. Прибор для проверки качества притирки клапанов а - внешний вид прибора; б - методика его применения;
1 - резиновая груша; 2 - манометр; 3 - корпус; 4 - уплотнительная прокладка