Файл: Сборник разработок внеклассных мероприятий по математике для учащихся 59 классов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 280
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа С. Комгарон» муниципального образования Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания
Сборник разработок внеклассных мероприятий
по математике
для учащихся 5-9 классов
(из опыта работы)
Составитель: Джатиева Любовь Владимировна
учитель математики
высшей категории
2021 год
Содержание
1.Пояснительная записка.
2.Внеклассное мероприятие:Математическая интелектуальная игра «Калейдоскоп наук»
3. Внеклассное мероприятие :«Математика-королева всех наук»
4. Внеклассное мероприятие : Математическая игра «Слабое звено»
5. Внеклассное мероприятие : Математическая игра «Кто хочет стать суперматематиком?»
6. Внеклассное мероприятие : «Математический КВН»
7. Внеклассное мероприятие : «Звездный час»
8. Внеклассное мероприятие : «Кто возьмет миллион?»
9. Внеклассное мероприятие : «Семейный круг в квадрате класса»
10. Внеклассное мероприятие : Командная викторина «Альпинисты»
11. Внеклассное мероприятие : «Математическая мозаика»
12. Внеклассное мероприятие : Лабиринт «Нить Ариадны»
13. Внеклассное мероприятие : «Математические фокусы»
14. Внеклассное мероприятие : Математический «Брейн-ринг»
15. Внеклассное мероприятие : «Математическая регата»
16. Внеклассное мероприятие : «Математические ралли»
17. Внеклассное мероприятие : «Математические аттракционы»
Пояснительная записка
В настоящее время перед современной педагогической наукой стоит проблема, как повысить интерес школьников к математике. Это побудило искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету, воплощающие в себе идеи высокой взаимной требовательности и уважения, опирающиеся на возросшую самостоятельность ребят и, наконец, значительно расширяющие и обогащающие методический арсенал учителя, поскольку известно, что постоянство – враг интереса.
Актуальность.Государственный образовательный стандарт определяет цель современного образования – воспитание компетентного выпускника, т.е. создание условия для оптимального развития способностей ребенка к дальнейшему самообразованию и совершенствованию. Она включает в себя сохранение здоровья, развитие интеллекта и эмоционально чувственной сферы, социально-личностную адаптацию. Для формирования социальных мотивов учения школьников важным для коллективной и групповой работы является наличие совместной внеклассной деятельности школьников: выработка общей цели совместной работы, поиск способов выполнения. Резко возрастает инициатива школьников, число вопросов к учителю, число контактов и разнообразных форм общения.
Математика признана интеллектообразующим учебным предметом. Знания, умения и навыки, полученные школьниками на уроках математики, развиваются, расширяются, углубляются, находят практическое применение при хорошо организованной внеклассной работе, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.
Проблема: недостаточная познавательная активность учащихся в процессе обучения.
Через внеклассную работу по математике могут быть ликвидированы следующие противоречия:
-недостаток времени на уроке для развития общих умений и навыков;
-большая наполняемость класса затрудняет учет индивидуальных особенностей и учебных потребностей при организации познавательной деятельности;
-отсутствие разнообразных форм проведения внеклассной работы;
-не всегда учитываются интересы учащихся;
-привлечение собственного опыта или знаний из других областей при решении математических заданий у школьников вызывает трудности.
Внеклассная работа — это обязательное звено учебно–воспитательного процесса. Среди ее разнообразных форм математические внеклассные мероприятия занимают видное место. Они могут быть разными по тематике, содержанию и организации. В предлагаемой работе основное внимание уделяется игровой форме проведения мероприятий в рамках декады математики.
Цель— в увлекательной форме расширить и углубить знания, полученные на уроках, показать их широкое использование в жизни, пробудить в учащихся стремление к творчеству, помочь им это творчество проявить, выработать у них умение быстро мыслить, а затем свои мысли кратко излагать, проявлять находчивость в трудных ситуациях.
Задачи:
-Изучить учебные, познавательные интересы учащихся.
-Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость внеклассных занятий по математике.
-Формировать положительную мотивацию участия во внеклассных занятиях по математике.
-Обеспечить эффективное использование учащимися своих ресурсов.
- Созданию благоприятной атмосферы при проведении внеклассных мероприятий.
-Строить демократический стиль взаимоотношений с детьми.
Внеклассная работа, являясь неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы, имеет свою специфику.
Правильно поставленная и систематически проводимая внеклассная работа укрепляет математические знания учащихся
, приобретенные ими на уроках, расширяет математический кругозор. На внеклассных занятиях происходит развитие информационных компетенций ученика. Применяя данные разработки можно прийти к следующим результатам:
1. Желание участвовать в проводимых мероприятиях:
-участие в выставках, конкурсах, проводимых для всех;
-участие в мероприятиях на параллели.
2. Интерес к предмету:
-ребята ждут занимательные уроки математики, где они узнают, что-то новое и интересное;
-старшеклассникам хочется проводить занимательные классные часы для младших, побывать в роли учителя.
3. Непринужденная атмосфера внеклассных мероприятий.
4. Улучшение математической грамотности учащихся.
5. Выявление одаренных учащихся для проведении олимпиад.
6.Эффективное использование информационных технологий во внеурочной деятельности;
7.Формирование коммуникативных качеств учащихся.
В разработках предлагается апробированный и обобщенный опыт работы по математике с детьми среднего и старшего школьного возраста в соответствии с современными требованиями и государственными стандартами образования. Они составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей школьного возраста.
Данные мероприятия развивают воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры
В данном сборнике материал характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Обеспечивает развитие логического мышления школьников, с использованием рисунков и чертежей и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивается умение учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык математики для их описания.
Материалы, из опыта работы, представленные в данном сборнике, помогут коллегам провести не только отдельные мероприятия, которые ценны и сами по себе, но и организовать внеклассную работу по предмету в школе.
Предлагаемый сборник, будет полезен как молодому специалисту, так и педагогу со стажем, а также самим учащимся.
Разработка внеклассного мероприятия
по математике
Интеллектуальная игра:
« Калейдоскоп наук»
Математический «Калейдоскоп наук”- игра-конкурс, представляет собой внеклассное мероприятие по математике , при проведении которого прослеживается связь с другими науками, целями которого являются: повышение интереса школьников к предмету, развитие логического мышления, проверка уровня знаний школьников 5-7 классов, сплочение классного коллектива, умение отстоять свое мнение, умение выслушать мнение оппонента.
« Рано или поздно всякая правильная
математическая идея находит
применение в том или ином деле»
(А.Н.Крылов)
Цели математического вечера:
обучающие: расширить понятия базового уровня; научить решать нестандартные задачи;
− развивающие: развитие познавательного интереса, математической интуиции, логического мышления, внимания, памяти, творческой деятельности учащихся, математического языка;
− воспитательные: воспитание ответственности, умения принимать самостоятельные решения, командного соперничества, умения отстаивать личные и командные интересы, культуры математического мышления.
Оформление аудитории.
В зале можно повесить портреты великих математиков, плакаты с высказываниями о математике, стенгазеты: «Знаете ли вы, что…», «Все о математике», «Математика вокруг нас».
Плакаты по математике:
Тем, кто учит математику
Тем, кто учит математике
Тем, кто любит математику
Тем, кто еще не знает,
Что может любить математику
Наш вечер математики посвящается.
Вступительное слово учителя: Здравствуйте, сегодня у нас с вами интеллектуальная математическая игра «Калейдоскоп наук»
Все вы были малышами и знаете из детства, что есть такая интересная игрушка; которая представляет собой трубку, глядя в которую можно увидеть множество разных цветных фигурок, и узоров из них.
Также и в математике существует множество различных заданий, примеров и задач, много интересных фактов и доказательств. Об этом даже подтверждают следующие высказывания ученых. (плакаты на доске)
«Предмет «математика» настолько серьезен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным», - писал выдающийся ученый 17 века Блез Паскаль. И хотя математика по- прежнему кажется многим не только серьезной, но и даже скучной наукой, иногда в ней проскальзывает озорная улыбка.
В математике издавна существуют шуточные задачи. Но решают их люди не только ради развлечения. Иногда задача – шутка позволяет глубоко проникнуть в суть правила, лучше запомнить его.
1. Разминка
Задачи-шутки.
-
Два товарища шли в школу во вторую смену, они встретили трех друзей-учащихся первой смены. Сколько ребят шло в школу? (2) -
Бревно распилили на четыре части. Сколько было распилов? (3) -
Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый? ( 4 часа) -
Что легче, пуд соли или пуд ваты? (одинаково) -
К семи прибавить пять. Как правильно записать: «одиннадцать» или «одиннадцать»? (двенадцать) -
Сколько горошин может войти в стакан? (Нисколько, горошины не ходят) -
Шоколадка стоит рубль и ещё полшоколадки. Сколько стоит шоколадка? (2 рубля) -
В одной семье у каждого из трех братьев есть сестра. Сколько детей в семье? (4) -
Гусь, стоя на одной ноге , весит 6 кг. Сколько он будет весить, если встанет на обе ноги?(6 кг) -
В одной семье два отца и два сына. Сколько это человек? (3- дед, отец, сын) -
Электропоезд идет с востока на запад со скоростью 60 км/час. В том же направлении – с востока на запад - дует ветер со скоростью 50 км/час. В какую сторону отклоняется дым поезда? (Ни в какую, электропоезд не дымит) -
Одно яйцо варят 4 мин. Сколько минут надо варить 5 яиц? (4 мин.) -
Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30км)
Учитель: В математике много удивительного. Математикой занимались и занимаются люди разных профессий. Например, русский писатель А.С. Грибоедов окончил физико – математический факультет университета, а крупнейший математик Буняковский был поэтом. Математику любили Гоголь и Пушкин, Лермонтов и Толстой. Тот быстрее сообразит, смекнет, угадает, кто больше упражняется, решает арифметические задачи, мастерит, занимается отгадыванием различных математических загадок.
Не только руки, ноги и тело требуют тренировки, но и мозг человека требует упражнений. Решение задач, головоломок, ребусов развивает логическое мышление, скорость реакции.
Недаром говорят, что математика – это гимнастика ума.
Так давайте сегодня и займемся этой математикой. Но сначала выберем команды и жюри для оценивания команд.
2. Соревнования команд.
Приветствие.
Название команд.
Девиз
Учитель: Первым будет конкурс капитанов.
1. Что больше? 50% от 100 тенге или 25% от 200 тенге? (равны) - 5 очков