Файл: Детский сад комбинированного вида 184 Формирование культурногигиенических навыков у старших дошкольников в условиях доу.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 225
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
14
В совершенствовании культурно-гигиенических навыков старших дошкольников нам помогают творческие игры: сюжетно-ролевые, игры- инсценировки, театрализованные. При этом берём в основу литературные сюжеты таких произведений, как «Мойдодыр», «Федорино горе».
Использование нами художественного слова создаёт у детей хорошее настроение и способствует более успешному формированию культурно- гигиенических навыков.
Сотрудничество с родителями по вопросу формирования культурно-гигиенических навыков
Родители – первые и самые главные педагоги своих детей и именно они являются авторитетом для них. Мама и папа – образец для подражания, от того, как относятся к культурно – гигиеническим навыкам родители, зависит и отношение ребёнка к ним. Если родители с раннего возраста уделяют этому особое внимание и приучают к гигиене и культуре, то ребёнку будет это интересно. Поэтому нам очень важно сотрудничать с родителями ребёнка.
Мы проводим индивидуальные беседы, с каждым родителем избегая публичных обсуждений ошибок, допускаемых родителями в воспитании детей, так как это может вызвать негативную реакцию и прервет контакт, что существенно вредит делу.
Общие вопросы гигиенического воспитания детей, укрепления здоровья и физического развития выносим на родительские собрания. И здесь нам важно заинтересовать родителей, привлечь их принять активное участие в обсуждении этого вопроса, обменяться опытом семейного воспитания. С этой целью мы проводим «блиц-опрос родителей» по культурно-гигиеническим навыкам, анкетирование, рекомендации «Полезные советы для родителей».
Эффективность нашей санитарно-просветительской работы повышается благодаря тому, что в раздевалке нами оформлен «Уголок для родителей», где мы помещаем тематические плакаты, стенгазеты с иллюстрациями основных моментов жизни ребёнка в саду и дома: игры, зарядка, закаливание, труд.
Также мы помещаем советы специалистов ДОУ, врача, рекомендации по гигиеническому воспитанию детей.
Периодически мы организовываем выставки методической и научно- популярной литературы, памяток, брошюр, предоставив родителям, возможность брать книги домой для более глубокого изучения вопросов развития. В работе с родителями мы активно используем средства массовой информации и пропаганды кино, телевидение, радиовещание, печать. Для закрепления навыков гигиенической культуры предлагаем родителям приобрести дидактический материал, настольно-печатные игры, художественную литературу.
Также предлагаем родителям использовать в играх с детьми потешки, загадки, песенки, пословицы.
15
В формировании культурно-гигиенических навыков важно единство требований нас, сотрудников детского учреждения, и родителей. Дошкольник не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего, мы рекомендуем родителям создать в семье необходимые условия: в квартире всё должно быть приспособлено для удобства детей.
Советуем родителям учитывать детский опыт, быть последовательными в своих действиях.
Словарь терминов
«Знания» - обобщенный опыт, отражающий объективную реальность окружающего мира.
«Игра» - вид непродуктивной деятельности, направленный на развитие определенных навыков и умений.
«Культурно-гигиенические навыки» - совокупность здоровьесберегающих навыков и форм повседневного поведения в быту, в общении и различных видах деятельности.
«Метод обучения» - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач.
«Навык» - автоматизированные действия, возникающие в результате многократного повторения.
«Привычка» - то, без чего человек не может обойтись в повседневной жизни.
«Прием обучения» - это составная часть метода.
«Сензитивный период развития» - период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.
«Социализация» - это процесс усвоения человеком социальных ценностей, норм, моделей поведения, принятых в обществе.
«Умение» - способ действия, рассчитанный на применение в любых условиях.
«Упражнение» - систематическое повторение какого-либо действия, с целью его совершенствования.
«Форма организации» - специально организованная деятельность, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме.
Список литературы
1.Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Текст): утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
16 2.Афонькина, Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию
(
Текст) / Ю.А. Афонькина, Г.А Урунтаева. – Москва: Просвещение, 2019. -
215с.
3.
Белостоцкая, Е.М. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет (Текст)/ Е.М. Белостоцкая, Т.Ф. Виноградова. – Москва: Просвещение,
2015.
– 335с.
4.Буре, Р.С. Воспитатель и дети (Текст) / Р.С. Буре, А.Ф. Островская. – Москва:
Просвещение, 2001. - 121с.
5.Взаимодействие воспитателя и родителей по воспитанию у детей культуры- гигиены (Электронный ресурс). Электрон. текстовые. дан. – Режимный доступ: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/12/22/vzaimodeystvie- vospitatelya-i-roditeley-po-vospitaniyu-u-detey-kultury
..., свободный.
6.Виноградова, Н.Ф. Воспитателю о работе с семьёй (Текст) / Н.Ф.
Виноградовой. – Москва: Посвящение, 2018.- 87с.
7.Возрастные особенности детей дошкольного возраста (Электронный ресурс).
Электрон. текстовые. дан.
–
Режимный доступ: http://edu.mari.ru/mouosernur/dou2/doclib9/Работа%20с%20родителями
/Возрастные%20особенности%20детей%20дошкольного%20возраста.pdf …, свободный.
8.
Голицина,
Н.С.
Перспективное планирование воспитательного образовательного процесса в дошкольном учреждении (Текст) / Н.С.
Голицина. – Москва: Просвещение, 2017.- 213с.
9.Крупская, Н.К. О дошкольном воспитании (Текст) / Н.К. Крупская. –
Москва: Просвещение, 1973. - 160с.
10.Методика и условия формирования культурно – гигиенических навыков у дошкольников (Электронный ресурс). Электрон. текстовые. дан. – Режимный доступ: http://ds178.ru/?cat=kindergartner/culturehygiene ..., свободный.
11
.Паунова, С.И. Гигиенические навыки с малых лет (Текст) / С.И. Паунова //
Дошкольное воспитание. –1993. –№11. – С. 67.
12
.Понятие и значение культурно-гигиенических навыков у дошкольников
(
Электронный ресурс). – Электрон. тестовые дан. – Режимный доступ: https://megaobuchalka.ru/1/9049.html,свободный.
13
.Понятие культурно-гигиенических навыков и их значение в жизни человека
(
Электронный ресурс). – Электрон. текстовые дан. – Режимный доступ: https://www.maam.ru/detskijsad/ponjatie-kulturno-gigienicheskih- navykov-i-ih-znachenie-v-zhizni-cheloveka.html
..., свободный.
14
.Условия успешного воспитания культурно-гигиенических навыков
(
Электронный ресурс). – Электрон. текстовые. дан. – Режимный доступ: https://lektsii.org/13-16398.html ..., свободный.
15
.Условия, методы и приёмы для формирования культурно-гигиенических навыков дошкольников (Электронный ресурс). – Электрон. текстовые. дан. –
Режимный доступ: https://www.maam.ru/detskijsad/uslovija-metody-i-priemy- dlja-formirovanija-kulturno-gigienicheskih-navykov-v-mladshei- grupe.html
...,свободный.
17 16
.Формирование культурно-гигиенических навыков у детей (Электронный ресурс).
–
Электрон. текстовые. дан.
–
Режимный доступ: https://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-kgn-u-detei.html ..., свободный.
17
.Формирование культурно–гигиенических навыков у детей старшего возраста (Электронный ресурс). – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://eduboss.ru/doklad-formirovanie-kulturno-gigi-2/ ..., свободный.
18
.Формирование культурно–гигиенических навыков у дошкольников
(
Электронный ресурс). – Электрон. текстовые. дан. – Режим доступа: http://studentlib.com/chitat/kursovaya_rabota_teoriya-279686- formirovanie_kulturno_gigienicheskih_navykov_u_doshkolnikov.html ..., свободный.
19
.Яковенко, Т.А. О воспитании культурно-гигиенических навыков (Текст) /
Т. Яковенко, З. Ходонецких // Дошкольное воспитание. – 2018. - №8. – С.15-
20
Приложения
Приложение 1. Методические рекомендация родителям
«Полезные советы для родителей»
1. Соблюдайте последовательность и постепенность при воспитании у детей культурно-гигиенических навыков.
2. Личный пример родителей играет важную роль, ведь для детей вы пример для подражания. Поэтому, не забывайте сами соблюдать культурно- гигиенические навыки.
3. Используйте стихи, потешки и хвалите детей при выполнении действий.
4. Приучайте, аккуратно и бережно обращаться со своими вещами.
5. Объясняйте детям, для чего им нужно выполнять то или оное действие.
6. Формируйте положительное отношение к культурно-гигиеническим навыкам при помощи игр, и проявляйте терпение при их воспитании.
7. Используйте дома салфетки.
8. Помогайте своим детям.
9. Часто, малыши медленно выполняют какое-либо действие в связи с их особенностями. Не ругайте и не торопите их, а после лучше похвалите за их старания и правильность выполнения.
«Памятка для родителей»
•
Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.
•
Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.
•
Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, что и в каком порядке делать.
18
•
Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.
•
Если у ребенка что- то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.
•
Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.
•
В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.
•
Старайтесь использовать игровую ситуацию.
•
Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.
«Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников»
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте.
Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым "самостоятельное" умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь.
При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих. Если взрослые после утренней гимнастики принимают душ, то и ребенок считает естественным его обязательность. В семье, где родители, старшие братья и сестры не сядут за стол, предварительно не вымыв руки, и для малыша это становится законом. Но общий правильный уклад жизни в семье еще не гарантирует усвоение ребенком всех доступных ему навыков. Их воспитанию приходится уделять специальное внимание.
Прежде всего, следует обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки.
19
Не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он научается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность.
Но проверять, правильно ли ребенок все сделал, приходится на протяжении всего дошкольного возраста.
Хорошо сформированные навыки выполняются ребенком легко и быстро, по собственной инициативе, без напоминаний. Если он и забудет о каком-либо из них, например прибежит и сядет за стол, не вымыв руки, то малейшего намека, напоминания оказывается достаточно, чтобы он (даже несколько смущенно) исправил свою ошибку.
Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, они продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.
Для воспитания и привития у детей хорошей привычки мыть руки мы пользуемся маленькими стишками:
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.
Когда мы причесываем девочек мы читаем стишок:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косынка до пят –
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся –
Маму, дочку, слушайся.
Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения и имеет следующие задачи:
• приучить детей правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу;
20
• уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой;
• учить тому, что, чем и как едят (хлеб, котлета, салат, суп, каша, бутерброд, запеканка);
• познакомить с разновидностями посуды (чайная, столовая);
• учить сервировать стол к чаю;
• привлекать внимание к заданному образцу правильного общения во время приема пищи (разговаривать вполголоса, доброжелательным тоном, не говорить с набитым ртом, уважительно относиться к просьбам и желаниям детей).
Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
«Что должен уметь ребенок на разных возрастных этапах дошкольного возраста?»
Прежде всего, выясним последовательность формирования у ребенка дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков и навыков, на которые целесообразно ориентироваться.
Так, уже на втором году жизни дети должны уметь подставлять руки под струю воды в умывальнике, смывать мыльную пену с рук, вытираться полотенцем, пить из чашки, есть ложкой, пользоваться салфеткой, носовым платком и тому подобное.
Трехлетние дети уже должны есть самостоятельно и аккуратно, тщательно пережевывать пищу, правильно держать ложку, самостоятельно закатывать рукава перед умыванием, пользоваться мылом, умываться, вытирать лицо полотенцем.
Детей младшего дошкольного возраста следует обучать пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, есть аккуратно, полоскать рот после еды, правильно чистить зубы, причесываться, соблюдать правила пользования предметами личной гигиены.
Дети старшего дошкольного возраста уже в состоянии самостоятельно контролировать соблюдение личной гигиены, культурно вести себя за столом и тому подобное.
«Как поощрять ребенка к самостоятельности в уходе за собой?»
К активности и самостоятельным действиям по уходу за собой ребенка в значительной мере поощряет благоприятная организация условий для проведения гигиенических процедур. Поэтому, чтобы обеспечить ребенку удобство и комфортность, создайте в ванной комнате все необходимые условия для этого, в частности:
- прикрепите крючок для полотенца на уровне роста ребенка;
21
- поставьте рядом с умывальником низкий стульчик, стоя на котором ребенку будет удобно достать руками до крана;
- прикрепите ручку-держатель к стене над ванной, чтобы ребенок мог держаться за нее обеими руками во время подмывания, мытья ног, принятия гигиенического душа;
- положите рядом с ванной коврик, чтобы ребенок не поскользнулся.
Обязательно приобретите ребенку его личные предметы гигиены: полотенца, расческу для расчесывания волос, зубную щетку, детское мыло, мочалку и тому подобное. Дайте ребенку возможность самостоятельно их выбирать в магазине. Обычно детям нравится принадлежности ярких цветов, с интересными узорами или изображениями любимых персонажей или мультфильмов.
Все предметы личной гигиены для ребенка следует подбирать с учетом его возрастных возможностей и антропометрических особенностей. Скажем, размер куска мыла должен соответствовать размеру детской руки, на полотенце обязательно должна быть петелька, чтобы ребенок одним движением мог взять и повесить его, стаканчики для зубной щетки должны быть устойчивыми, удобными и безопасными; расческу следует подбирать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить нежную кожу ребенка.
«Что нужно помнить родителям, приучая ребенка к аккуратности?»
Работая над формированием у ребенка явных культурно-гигиенических навыков, помните несколько важных правил:
- спешка и нетерпение взрослых приглушают инициативу ребенка, его желание быть самостоятельным;
- в процессе общения с ребенком как можно чаще высказывайте положительное отношение к чистоте, опрятности;
- организуйте режимные моменты интересно - тогда ребенок охотно будет выполнять определенные действия. Во время гигиенических процедур, скажем, рассказывайте ребенку короткие дидактические стихи, берите с собой в ванную любимую игрушку ребенка, «которая тоже хочет быть опрятной»;
- поощряйте любые детские проявления самостоятельности, даже самые неуклюжие;
- ни в коем случае не критикуйте ребенка, только хвалите;
- не оставляйте ребенка без присмотра, даже если он научится самостоятельно выполнять ту или иную гигиеническую процедуру.
Не надейтесь на то, что ребенок научится всему и сразу.
В трехлетнем возрасте он умоет лицо только при условии, что взрослый будет стоять «над душой».
В четыре года - сделает то же самое, если вы напомните, что умываться и чистить зубы необходимо каждому человеку. Кроме этого, ребенок непременно будет ждать, что вы похвалите его за правильность выполнения действия. Стремление заслужить похвалу является именно тем стимулом,