Файл: Учебнометодическое пособие для студентов специальности 108 01 01 Профессиональное обучение (по направлениям).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 649

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
60 го процесса, а также эффективным средством личностно-профессионального развития будущего специалиста.
Выводы по теме
Таким образом, образовательная среда вуза должна базироваться на научно обоснованном использовании ИТ, быть открытой, обеспечивать эффективное управление знаниями, поддерживать новые образовательные стратегии и комму- никативные форматы создания и оперирования знаниями, использовать новый образовательный активный, интерактивный, а не пассивный контент. Это потре- бует реинжиниринга всей образовательной среды учебного заведения, а также профессионального роста преподавателей и внедрения новых управленческих решений.
В современной образовательной сфере общие задачи информационного обеспечения учебного процесса на базе виртуальной образовательной среды вуза на сегодняшний день определяются в соответствии с требованиями теории и ме- тодики информатизации образования, концепцией открытого образования, а так- же с учетом тенденций развития Болонского процесса и интеграции в него бело- русских образовательных учреждений.
Вопросы для самоконтроля
1
Понятие «Образовательная среда». Термины и определения.
2
Структура единого образовательного пространства.
3
Назовите основные элементы информационно-образовательной среды.
4
Педагогический потенциал информационно-образовательной среды.
5
Приведите иерархию информационной образовательной среды.
6
Формированию у будущих преподавателей каких функций будет спо- собствовать использование информационных средств и ресурсов?
7
Назовите компоненты виртуальной образовательной среды.
8
Назвать параметры виртуальной образовательной среды.
9
Перечислить основные функции виртуальной образовательной среды.
10
Роль преподавателя в виртуальной образовательной среде.
11
Преимущества виртуальной образовательной среды.
12
Назовите основные параметры практического использования инноваци- онного потенциала виртуальной образовательной среды.
13
Направления интеграции виртуальной и образовательной сред.

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
61
ЛЕКЦИЯ 4 ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
1.
История зарождения модульного обучения
2.
Понятие «обучающий модуль»
3.
Принципы модульного обучения
4.
Особенности организации педагогического контроля при модульном обучении
5.
Модульно-рейтинговая система оценки знаний студентов по дисциплине в Белорусском национальном техническом университете
6.
Достоинства модульного обучения
7.
Недостатки и ограничения модульного обучения
Выводы по теме.
Методическое обеспечение:
Презентация:
-
Технология модульного обучения
Видеофрагменты:
-
Модульное обучение
-
Технология модульного обучения
-
Кредитно-модульное обучение
Вопросы для самоконтроля.
4.1
История зарождения модульного обучения
Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению.
Семантический смысл термина «модульное обучение» связан с международным понятием «модуль», одно из значений которого – функциональный узел. В этом контексте он понимается как основное средство модульного обучения, закончен- ный блок информации.
Зарождение идей модульного обучения (далее – МО) связано с возникнове- нием в конце 60-х годов зарубежной концепции единиц содержания обучения (ав- торами которой были S.N Posilethwait, B.Goldshmid, M.L.Goldshmid и J.Russel).
Сущность данной концепции заключается в том, что относительно небольшую часть учебного материала целесообразно брать как автономную тему и формиро- вать учебный курс из таких автономных тем. Сначала такие единицы назывались
«микрокурсами», потом стали называться «мини-курсами». Затем – «модулем» в его обобщающем понятии.
Идеи модульного обучения берут начало в трудах Б. Ф. Скинера и получают теоретическое обоснование и развитие в работах зарубежных ученых


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
62
Дж. Расселла, Б. и М. Гольдшмид, К. Курха, Г. Оуенса. Толчком к внедрению мо- дульных технологий послужила конференция ЮНЕСКО, прошедшая в Париже в
1974 г., которая рекомендовала «создание открытых и гибких структур образова- ния и профессионального обучения, позволяющих приспосабливаться к изменя- ющимся потребностям производства, науки, а также адаптироваться к местным условиям». Этим требованиям наилучшим образом отвечало модульное обучение, которое позволяло гибко строить содержание из блоков, интегрировать различные виды и формы обучения, выбирать наиболее подходящие из них для определен- ной аудитории обучающихся, которые, в свою очередь, получали возможность самостоятельно работать с предложенной им индивидуальной учебной програм- мой в удобном для них темпе [24].
Интерес различных исследователей к модульному обучению обусловлива- ется стремлением к достижению разнообразных целей: Б. и М. Гольдшмид, Дж.
Расселл стремились позволить обучающемуся работать в удобном темпе, избрать подходящий для конкретной личности способ учения; Дж. Клингстед, С. Курх – помочь обучающимся определить свои сильные и слабые стороны, дать возмож- ность тренироваться самим, используя корректирующие модули; В. М. Гареев, Е.
М. Дурко, С. И. Куликов, Г. Оуенс – интегрировать различные методы и формы обучения; В. Б. Закорюкин, В. И. Панченко и др. – гибко строить содержание обу- чения из сформированных единиц учебного материала; И. Прокопенко, М. А.
Чошанов, П. Юцявичене – достичь высокого уровня подготовленности обучаю- щихся к профессиональной деятельности; В. В. Карпов, М. Н. Кат– ханов, М. А.
Анденко – установить междисциплинарные связи и решить проблемы взаимодей- ствия между специальными кафедрами высшей школы; М. Д. Миронова, В. Ю.
Пасвянскене, М. Тересявичене – систематизировать знания и умения по учебной дисциплине.
Модульное обучение, впитав динамику развития современных дидактиче- ских теорий, синтезировало в себе их особенности, что позволило более удачно сочетать различные подходы к отбору содержания, его представлению и способам организации учебного процесса. Это свидетельствует о преемственности мо- дульного обучения по отношению к другим теориям и концепциям обучения.
Действительно, от программированного обучения модульное переняло спо- собы управления учебным процессом. Причем модульное обучение позволяет преодолеть фрагментарность программированного путем создания целостной наглядной программы и проблемной подачи содержания в модуле, позаимство- ванной из проблемного обучения. Модульное обучение характеризуется адаптив- ностью, реализация которой отражается в специфических способах организации индивидуально-дифференцированного обучения. Такая проблема, как большой удельный вес самостоятельной работы обучающихся и недостаток делового об-


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
63 щения, в модульном обучении удачно компенсируется нетрадиционными форма- ми и методами активного обучения, которые позволяют активизировать познава- тельную деятельность обучающихся, развивать в них любознательность и форми- ровать коммуникативные навыки [25].
Теоретический анализ модульного обучения позволил выделить следующие его особенности:

модульное обучение обеспечивает обязательную проработку каждого компонента дидактической системы и наглядное их представление в модульной программе и модулях;

модульное обучение предполагает четкую структуризацию содержания обучения, последовательное изложение теоретического материала, обеспечение учебного процесса методическим материалом и системой оценки и контроля усвоения знаний, позволяющей корректировать процесс обучения;

модульное обучение предусматривает вариативность обучения, адапта- цию учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучаю- щихся.
Эти отличительные особенности модульного обучения позволяют выявить его высокую технологичность, которая определяется:

структуризацией содержания обучения;

четкой последовательностью предъявления всех элементов дидактиче- ской системы (целей, содержания, способов управления учебным процессом) в форме модульной программы;

вариативностью структурных организационно-методических единиц.
Итак, обобщая анализ модульного обучения, мы можем определить его как основанное на деятельностном подходе и принципе сознательности обучения
(осознается программа обучения и собственная траектория учения), характеризу- ющееся замкнутым типом управления благодаря модульной программе и модулям и являющееся высокотехнологичным.
Несмотря на различное понимание исследователями целей модульного обу- чения, несомненно одно: главная цель модульного обучения – создание гибких образовательных структур как по содержанию, так и по организации обучения,
«гарантирующих удовлетворение потребности, имеющейся в данный момент у человека, и определяющих вектор нового, возникающего интереса» [23].
Центральным понятием теории модульного обучения является понятие мо-
дуля. Несмотря на достаточную зрелость модульного обучения, как в содержа- тельном, так и в возрастном аспекте, до сих пор существуют различные точки зрения на понимание модуля и технологию его построения как в плане структу- рирования содержания обучения, так и в плане разработки системы форм и мето- дов обучения.


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
64
Сущность модульного обучения состоит в том, что учащийся самостоятель- но или с некоторой помощью педагога достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулями.
Работа учащихся по учебным модулям – превращение учащихся и препода- вателей в партнеров – приводит к изменению характера их деятельности: вместо существующего «натаскивания» у студентов возникает необходимость в самосто- ятельном прокладывании пути, причем индивидуальном. При этом на преподава- теля возлагается очень ответственная функция – определить эффективность до- стижения учащимися конечной цели обучения на каждом его этапе и внести соот- ветствующие коррективы.
Каждый модуль имеет структуру, отражающую
основные элементы
:
цель
(общая и специальная), входной уровень, планируемые результаты обучения (зна- ния, умения), содержание (контекст, методы и формы обучения, процедуры оценки).
Такая система предоставляет обучающимся самостоятельный выбор индивидуаль- ного темпа продвижения по программе и саморегуляции учебных достижений.
4.2
Понятие «обучающий модуль»
Термин «модуль» (от латинского слова «modulies» или «modulus» – мера, способ) пришѐл в педагогику из информатики. Разработчиками проблем модуль- ной технологии подчеркивается соотнесение его дидактического определения с пониманием модуля в точных науках, в технике: это – некая целостная функцио- нальная система, ограниченная определенными рамками, которая обеспечивает выполнение какой-то конкретной функции от начала до конца. То есть – это функционально и конструктивно независимая единица, которая может быть отно- сительно самостоятельной частью – объектом в составе другого более сложного объекта или в виде индивидуального изделия, агрегата, объекта.
Существует множество определений модуля, все их можно систематизиро- вать по трем аспектам:

модуль как единица государственного учебного плана по специально- сти, представляющая набор учебных дисциплин, отвечающий требованиям ква- лификационной характеристики;

модуль как организационно-методическая междисциплинарная струк- тура, которая представляет набор тем (разделов) из разных учебных дисциплин, необходимых для освоения одной специальности, и обеспечивает междисципли- нарные связи учебного процесса;

модуль как организационно-методическая структурная единица в рам- ках одной учебной дисциплины.
Под
модулем мы понимаем автономную организационно-методическую


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
65 структуру учебной дисциплины, которая включает в себя дидактические цели, ло- гически завершенную единицу учебного материала (составленную с учетом внут- рипредметных и междисциплинарных связей), методическое руководство (вклю- чая дидактические материалы) и систему контроля [
26
].
Модули могут являться основой для самообразования, основой для работы в малых группах. Кроме того, они могут быть использованы руководителями сред- него звена для проведения занятий с сотрудниками при подготовке их к новым ролям, должностям или новым обязанностям.
Итак,
модуль представляет собой относительно самостоятельную единицу образовательной программы, направленную на формирование определенной про- фессиональной компетенции или группы компетенций.
Структура модульной образовательной программы формируется путем ре- шения следующих задач:

определение круга потенциальных потребителей модульной образова- тельной программы, анализ существующих родственных, близких по назначению образовательных программ и т. п.;

определение перечня компетенций, необходимых для освоения;

определение перечня модулей для модульной образовательной про- граммы;

разработка недостающих модулей.
Технология педагогического проектирования образовательных модулей предполагает три основных этапа:

разработку спецификаций модулей;

разработку оценочных материалов модулей;

разработку учебных материалов модулей.
Исходя из того что модуль – это относительно самостоятельная часть какой- нибудь, системы, несущая определенную функциональную нагрузку, то в теории обучения это определенная «доза» информации или действия», достаточная для формирования тех или иных профессиональных знаний либо навыков будущего специалиста. Учитывая вышеизложенное, можно дать следующее определение модуля.
Обучающий модуль – это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, включающая в себя познавательный и профессиональные аспекты, усвоение которых, должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний, умений и навыков, сформированных в результате овладения обучаемыми данным модулем.
Модуль содержит познавательную и профессиональную характеристики, в связи с чем можно говорить о познавательной (информационной) и учебно- профессиональной (деятельностной) частях модуля. Задача первой – формирование