Файл: Учебнометодическое пособие для студентов специальности 108 01 01 Профессиональное обучение (по направлениям).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 642

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
47
В современном мире, в его информационном аспекте, информационное пространство в связи с развитием технических каналов коммуникации стало практически безграничным, так как в нем неэффективны практически все тради- ционные ограничения физического пространства – океаны, государственные гра- ницы, горы, географическая удаленность. Информационное пространство стирает границы, что является одним из стимулов, и в то же время результатов процессов глобализации. Однако все же информационное пространство имеет свои рамки, обусловленные официальными ограничениями. Эти ограничения бывают конвен- циональными – обязывающими соблюдать коммерческую тайну, обеспечиваю- щими право человека на неприкосновенность частной жизни, и институциональ- ными, связанными с государственной и военной тайной.
Структура информационного пространства обусловлена наличием связи между субъектами и объектами, которыми эти субъекты оперируют. Субъекты и объекты с течением времени изменяются, переходят из одних множеств в другие, образуя новые связи и разрушая старые – это обусловливает динамику информа- ционного пространства. Основная проблема заключается в том, что в информаци- онном пространстве структуры фрагментарны, а связи локальны, поэтому субъект информационного пространства иногда может даже не подозревать о существова- нии другого субъекта, информационно удаленного от него. Эта проблема решает- ся транзитивным замыканием информационного пространства путем добавления к существующему информационному пространству информационной системы, которая содержит глобальную информацию и делает ее доступной всем субъек- там информационного пространства.
Понятие «информационная образовательная среда» (ИОС) не имеет одно- значного определения. По мнению ученых, информационная образовательная среда – это: педагогическая система и ее обеспечение, т. е. подсистемы финансо- во-экономическая, материально-техническая, нормативно-правовая и маркетинго- вая, а также подсистема менеджмента (А. Андреев) [18]; организационно- методические средства, совокупность технических и программных средств хране- ния, обработки, передачи информации, которые обеспечивают оперативный до- ступ к информации и осуществляют образовательные научные коммуникации
(О. Соколова) [19]; система, в которой на информационном уровне задействован- ные и связанные между собой все участники образовательного процесса: админи- страция заведения, педагоги, ученики, родители (О. Кравчина) [20]; сложная си- стема, которая аккумулирует вместе с программно-методическими, организаци- онными и техническими ресурсами интеллектуальный, культурный потенциал ву- за, содержательный и деятельностный компоненты, самих студентов и преподава- телей, при этом управление данной системой основано на целевых установках общества, студентов и преподавателей (И. Захарова) [21], информационно-


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
48 образовательная среда (ИОС) – это системно организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодей- ствия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение потребностей пользователей в информаци- онных услугах и ресурсах образовательного характера [22].
А. Г. Абросимов [23] определяет информационно-образовательную среду вуза как интегрирующую среду информационно-образовательных ресурсов (элек- тронные библиотеки, обучающие системы и программы), программно- технических и телекоммуникационных средств, правил ее поддержки, админи- стрирования и использования. Информационно-образовательная среда обеспечи- вает едиными технологическими средствами информационную поддержку и ор- ганизацию учебного процесса, научных исследований, профессиональное кон- сультирование обучающихся в вузе (рисунок 3.1).
Рисунок 3.1 – Основные элементы информационно-образовательной среды
Таким образом, ИОС – это область и интегрированное средство (ресурс) осуществления и реализации образовательного процесса и образовательного вза- имодействия, которое под воздействием информатизации стало информационным
– информационно-образовательным, информационно-познавательным, информа- ционно-деятельностным и информационно-коммуникативным.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

3.2
Информационная образовательная среда
Внедрение в образование инфокоммуникационных технологий, организация единого образовательного пространства (ЕОП) на базе современных компьютер- ных технологий необратимым образом изменяют сам педагогический процесс, его содержательную, организационную и методическую основы (рисунок 3.2).

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
49
Рисунок 3.2 – Структура единого образовательного пространства
Анализ процессов использования информационных технологий и возмож- ных ресурсов информационных сред позволяет выявить следующие основные преимущества такого использования:

возможность реализации технологии индивидуально-ориентированного обучения по отдельному предмету за счет представления полной информации о программе, форме и порядке организации обучения, представления теоретиче- ского материала, материалов для самоаттестации, научных проектных заданий;

возможность дифференциации процесса обучения за счет использова- ния средств и технологий выбора заданий разного уровня, организации самостоя- тельного продвижения по темам курса успевающим студентам и возврату к за- пущенному материалу отстающим студентам;

возможность реализации индивидуальной траектории продвижения по предметной области за счет выбора уровня и вида представления материала в за- висимости от индивидуального развития типов мышления;

возможность использования различных форм самостоятельного обуче- ния.
Информационная образовательная среда должна строиться как интегриро- ванная многокомпонентная система, компоненты которой соответствуют учебной, внеучебной, научно-исследовательской деятельности, измерению, контролю и оценке результатов обучения, деятельности по управлению педагогическим ву- зом.
Если информационное пространство образуется в результате жизнедеятель-

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
50 ности всего человечества и достаточно консервативно к изменениям, то информа- ционная среда создается усилиями отдельной группы людей. Исследователи от- мечают, что информационная среда учебной деятельности формируется:

преподавателем – он определяет содержание программы курса, выбор учебной литературы, методы преподавания, стиль общения и т. д. (рисунок 3.3);
Рисунок 3.3 – Педагогический потенциал информационно-образовательной среды

педагогическим коллективом учебного заведения – он определяет об- щие требования к учащимся, сохраняемые традиции данного учебного заведения, форму взаимоотношений педагогического и студенческого коллективов и пр.;

государством как общественным институтом – оно определяет ма- териальное обеспечение образования в целом, социальный заказ на формирова- ние той или иной системы знаний и взглядов (рисунок 3.4).


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
51
Рисунок 3.4 – Иерархия информационной образовательной среды
Одним из наиболее значимых компонентов среды является программно- методический комплекс, нацеленный на информатизацию учебной деятельности.
Проектирование, построение и эксплуатация учебной компоненты информацион- ной образовательной среды должны осуществляться в строгом соответствии с обширным комплексом требований и рекомендаций психолого-педагогического методического и технологического характера. Основными требованиями к систе- мам, входящим в состав среды, является наличие четкой методики их использова- ния в учебном процессе, фильтрации информации, поступающей к студентам по телекоммуникационным каналам и обязательной взаимосвязи с телекоммуника- ционными ресурсами других компьютерных средств, входящих в среду.
Информационные ресурсы, собранные в учебной компоненте среды, долж- ны отвечать стандартным дидактическим требованиям, предъявляемым к тради- ционным учебным изданиям, таким как учебники, учебные и методические посо- бия. Кроме этого, к таким ресурсам можно предъявить специфические дидактиче- ские требования, обусловленные использованием преимуществ современных ин- формационных и телекоммуникационных технологий в создании и функциониро- вании компонентов среды.
С дидактическими требованиями к информационным ресурсам учебной компоненты среды тесно связаны методические требования, которые предпола- гают учет своеобразия и особенности конкретной предметной области, возможно- сти реализации современных методов обучения. Эргономические требования к ресурсам учебной компоненты информационной образовательной среды строятся с учетом возрастных особенностей студентов, обеспечивают повышение уровня

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
52 мотивации к обучению, устанавливают требования к изображению информации и режимам работы конкретных компьютерных средств.
Необходимо выделить специфическое требование, предъявляемое к элек- тронным информационным ресурсам в связи с их участием в формировании ин- формационной образовательной среды вуза: навигация каждого информационно- го ресурса должна способствовать пониманию студентом или преподавателем его текущего местоположения в иерархии информационного пространства всей сре- ды, характера содержания компонентов среды вуза.
Ресурсы и средства информационной образовательной среды, непосред- ственно ориентированные на использование в учебном процессе, должны быть построены таким образом, чтобы обеспечить участие педагогов и студентов – бу- дущих преподавателей – в принципиально новом виде общения, ориентированном на деятельностный, операционный характер выстраиваемой поведенческой ли- нии. В этом случае использование информационных средств и ресурсов будет способствовать формированию у будущих преподавателей:

умений принятия решений;

умений ошибаться, анализировать ошибки, формировать вариативность и критичность мышления;

умений решать учебные задачи;

культуры использования различных информационных систем;

рефлексивной культуры человека;

телекоммуникационного этикета;

способности к коллективным видам деятельности;

способности осуществлять обучение школьников на основе системного использования средств информационных и телекоммуникационных технологий.
Необходимо отметить, что каждый новый информационный ресурс, добав- ляемый в состав информационной образовательной среды, должен позволять пе- дагогам достигать достаточно высокой относительной эффективности использо- вания средств информатизации в учебном процессе. Это означает, например, что время усвоения учебного материала, формирования у будущих преподавателей определенных умений и навыков при использовании нового ресурса должно быть меньше, чем с использованием традиционных методов обучения, а уровень усво- ения учебного материала не ниже того, что достигается при помощи традицион- ных методов.
3.3
Виртуальная образовательная среда
Виртуальное образовательное пространство – пространство способное рас- ширяться во внешний мир, открывая для себя его внешние сферы посредством


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
53 деятельности обучающегося, использующего свои органы чувств, эмоционально- образные и интеллектуальные способности. Виртуальная образовательная среда:

включает информационное содержание и коммуникативные возможно- сти локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей, формируе- мых и используемых для образовательных целей всеми участниками образова- тельного процесса;

создана и развивается для эффективной коммуникации всех участников образовательного процесса;

отличающаяся от традиционной способом получения (предоставления) образования, характером образовательной коммуникации, осуществляемой как опосредованно – на расстоянии, так и традиционно – «глаза-в-глаза».
Виртуальная образовательная среда, параметры:

наличие обратной связи (уровень интерактивности);

многочисленность возможностей для ответных откликов различного ха- рактера;

языковое многообразие (средства выражения);

персональная направленность.
Виртуальная образовательная среда (с технологической точки зрения), − информационное пространство взаимодействия участников учебного процесса, порождаемое технологиями информации и коммуникации, включающее комплекс компьютерных средств и технологий, позволяющее осуществлять управление со- держанием образовательной среды и коммуникацию участников.
Виртуальная образовательная среда (в организационно-коммуникативном аспекте) – сложная самонастраивающаяся (подразумевает корректировку поведе- ния, действий участников процесса коммуникации применительно к изменяю- щейся ситуации) и самосовершенствующаяся (подразумевает постепенное уста- новление эффективной взаимосвязи, ее совершенствование по мере усвоения бо- лее сложных типов взаимосвязей) коммуникативная система, обеспечивающая прямую и обратную связь между обучающим, обучающимся и другими участни- ками учебного процесса. Виртуальная образовательная среда – быстроразвиваю- щаяся, многоуровневая и многофункциональная система, которая объединяет:

инновационные и традиционные технологии, специфические для взаи- модействия участников учебного процесса в рамках открытой модели асинхрон- ного индивидуального обучения;

информационные ресурсы: базы данных и знаний, библиотеки, элек- тронные учебные материалы и т.п.;

современные программные средства: программные оболочки, средства электронной коммуникации.