Файл: Учебнометодическое пособие для студентов специальности 108 01 01 Профессиональное обучение (по направлениям).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 636

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
30 участия самого обучаемого ограничены;

подробный анализ задания;

последовательное приближение к поставленной конечной цели, обычно определяемой как поведенческая задача;

упор на внешние подкрепляющие факторы, которые могут быть не свя- заны с характером задания.
Для второго случая характерны:

высокая степень контроля обучаемого за ходом обучения – компьютер лишь создает операционную среду;

акцент на процесс, а не на результат (считается, что обучение является органической производной структуры взаимодействия);

предложение, что такая свобода взаимодействия внутренне мотивиро- вана и поэтому внешних подкреплений не требуется [12].
Таким образом, становится очевидным – эффективное применение компью- теров в учебном процессе всецело зависит от качества и концептуальной основы закладываемых в ЭВМ программ. Этот момент отмечается подавляющим боль- шинством известных нам исследователей [13].
Классификация программ составляется от тех, которые структурируют ра- боту и учение, до тех, которые позволяют делать это самим учащимся.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Управляющиепрограммы выполняют ряд традиционных функций препода- вателя, в частности управление в учебной аудитории. Они содержат команды, не только касающиеся работы на компьютере, но и, например, дающие различные указания учащимся с тем, чтобы что-то проверить и т. д.
Обучающие программы направляют обучение, исходя из имеющихся у учащихся знаний и индивидуальных способностей. Данные программы предпола- гают усвоение новой информации.
Диагностические (тестовые) программы предназначены для диагности- рования, оценивания или проверки знаний, способностей, умений.
Базы данных по различным областям знаний, из которых хранимая в них информация может быть запрошена.
Измеряющие и контролирующие программы для датчиков позволяют по- лучать и записывать информацию, управлять действиями роботов.
Имитационные программы представляют тот или иной аспект реальности с помощью ограниченного числа параметров для изучения его основных струк- турных или функционных характеристик.
Программы типа «микромир» похожи на имитационно–моделирующие, однако не отражают реальность; в идеале – воображаемая учебная среда, создава- емая при участии преподавателя.
Инструментальныепрограммные средства обеспечивают выполнение

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
31 конкретных операций, например, обработку текста, составление таблиц, редакти- рование графической информации.
Языки программирования – системы кодирования, позволяющие управлять компьютером.
Приводимая классификация позволяет лучше определить дидактическую функцию программы при планировании комплексного и продолжительного обу- чения.
В разработке компьютерных учебных программ главным фактором должно быть не количество, а качество. В настоящее время высококачественных учебных программ недостаточно, хотя и выбор расширяется.
Основные трудности на пути широкого внедрения компьютерных обучаю- щих программ в учебный процесс связаны со значительной трудоемкостью и за- тратами времени на разработку, а также неполным использованием возможностей современных компьютеров. Это можно объяснить следующими причинами: 1) от- сутствием целевого финансирования разработок со стороны государства; 2) от- сутствием специалистов, способных разработать компьютерную обучающую про- грамму высокого уровня и системы их подготовки; 3) отсутствием заинтересо- ванности во внедрении компьютерных обучающих программ в учебный процесс.
Эффективность компьютерных обучающих программ во многом зависит от их содержательней стороны, а конкретно: от логической стройности, непротиво- речивости, однозначности, доступности, точности, простоты изложения, валидно- сти исходной информации; от наличия иллюстративно–графического материала.
Использование рационально составленных компьютерных программ с обя- зательным учетом не только специфики научной информации, но и специфики психолого-педагогических закономерностей усвоения этой информации студен- тами, позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать их познавательную активность и самостоятельность.
В процессе разработки компьютерных программ необходимо руководство- ваться на понятие информационно обучающей технологии, как на дидактический процесс, организованный с использованием совокупности внедряемых в системы обучения принципиально новых средств и методов обработки данных, представ- ляющих целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение инфор- мационных продуктов с наименьшими затратами и в соответствии с закономерно- стями познавательной деятельности обучаемых.
В. Рубцов, выражая уверенность в том, что создание теории компьютерного обучения должно вестись с опорой на фундаментальные положения современной психологии, прежде всего на положения теории деятельности человека и его учебной деятельности формулирует ряд исходных требований к разработке си- стем обучения, включающих использование компьютера [14]. Наиболее важные


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
32 из них следующие:
Компьютерные системы обучения должны создаваться на основе содержа- тельного анализа объектов усвоения. Разному содержанию должны соответство- вать разные системы. При этом одна и та же система, функционально может удо- влетворять требованиям различных учебных предметов.
Каждая система обучения, основанная на использовании персональных компьютеров, создается для усвоения системы понятий, представленной на языке определенных действий и операций субъекта.
Целостность системы понятий определяется целостностью и внутренней связью обеспечивающих ее действий и операций.
Поскольку компьютерные системы обучения связаны в первую очередь с передачей учащимся операторного содержания понятий, то при создании и освое- нии таких систем необходимо разделять объектные и операторные аспекты моде- лирования. Аспекты моделирования должны быть представлены в равной мере, но при ведущей роли операторной стороны, обеспечивающей развернутый анализ содержания объекта самим учащимся.
Создание компьютерных систем обучения должно осуществляться путем развернутого изучения способов применения в различных ситуациях.
Основные принципы системного внедрения компьютеров в учебный про- цесс:
Принцип новых задач. Суть его состоит в том, чтобы не перекладывать на компьютер традиционно сложившиеся методы и приемы, а перестраивать их в со- ответствии с новыми возможностями, которые дают компьютеры. На практике это означает, что при анализе процесса обучения выявляются потери, происходя- щие от недостатков его организации (недостаточный анализ содержания образо- вания, слабое значение реальных учебных возможностей учащихся и т. п.). В со- ответствии с результатом анализа намечается список задач, которые в силу раз- личных объективных причин (большой объем, громадные затраты времени и т. п.) сейчас не решаются или решаются неполно, но которые вполне решаются с по- мощью компьютера. Эти задачи должны быть направлены на полноту, своевре- менность и хотя бы приближенную оптимальность принимаемых решений.
Принцип системного подхода. Это означает, что внедрение компьютеров должно основываться на системном анализе процесса обучения. Т. е. должны быть определены цели и критерии функционирования процесса обучения, прове- дена структуризация, вскрывающая весь комплекс вопросов, которые необходимо решить для того, чтобы проектируемая система наилучшим образом соответство- вала установленным целям и критериям.
Принцип первого руководителя. Суть его состоит в том, что заказ на ком- пьютеры, программное обеспечение и их внедрение в процесс обучения должны


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
33 производиться под непосредственным руководством первого руководителя соот- ветствующего уровня (начальника управления образования, директора образова- тельного учреждения). Практика убедительно свидетельствует, что всякая попыт- ка передоверить дело внедрения второстепенным лицам неизбежно приводит к тому, что оно ориентируется на рутинные задачи и не дает ожидаемого эффекта.
Принципы максимальной разумной типизации проектных решений.
Это означает, что разрабатывая программное обеспечение исполнитель должен стремиться к тому, чтобы предлагаемые ими решения подходили бы возможно более широкому кругу заказчиков не только с точки зрения используемых типов компьютеров, но и различных типов школ: гимназии, колледжи, лицеи и т. п.
Принципы непрерывного развития системы. По мере развития педагоги- ки, частных методик, компьютеров, появления различных типов школ возникают новые задачи, совершенствуются и видоизменяются старые. При этом созданная информационная база должна подвергаться определенной перекомпоновке, но не кардинальной перестройке.
Принципы автоматизации документоборота.Основной поток докумен- тов, связанный с процессом обучения, идет через компьютер, а необходимые све- дения о нем выдаются компьютером по запросам. В этом случае педагогический коллектив сосредотачивает свои усилия на постановке целей и внесении творче- ского элемента в поиск путей их достижения.
Принципы единой информационной базы. Смысл его состоит, прежде все- го, в том, что на машинных носителях накапливается и постоянно обновляется информация, необходимая для решения не какой-то одной или нескольких задач, а всех задач процесса обучения. При этом в основных файлах исключается не- оправданное дублирование информации, которое неизбежно возникает, если пер- вичные информационные файлы создаются для каждой задачи отдельно. Такой подход сильно облегчает задачу дальнейшего совершенствования и развития си- стемы.
2.2
Компьютер как средство эффективности учебного процесса
Сегодня компьютер уже не такая большая редкость в вузовских аудиториях.
Вычислительные машины самых разных классов и типов находят применение в учебных заведениях в тех или иных целях (рисунок 2.1).


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
34
Рисунок 2.1 – Технологии с использованием компьютерных средств обучения
Этот процесс никак нельзя назвать упорядоченным, заранее спланирован- ным. Новые технические средства распределяются по подразделениям вуза, а дальше каждый работает с компьютером как может. Отсутствует какая бы то ни была стратегия, обмен опытом, методическая помощь. Эта проблема серьезным образом даже не ставится, хотя не найдется ни одного преподавателя, который не связывал бы с компьютером будущее своей профессии.
Нет нужды напоминать лишний раз о возможностях компьютера. Общепри- нято, что это самое мощное средство, которое когда-либо получал педагог (рису- нок 2.2).
Рисунок 2.2 – Возможности современного компьютера
Однако вопросу удовлетворительного и эффективного внедрения компьюте- ра в учебный процесс не найдено до настоящего времени решения, как в нашей стране, так и за рубежом. Не удается создать полноценной теории компьютериза-

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
35 ции обучения. Вместе с тем, накоплен достаточно богатый опыт, есть интересные и важные исследования тех или иных сторон применения ЭВМ в учебном процессе.
Этот опыт требует внимательного изучения и анализа.
Нельзя не учитывать и того, что использование компьютерной техники в учебных целях может привести и к негативным последствиям. Недопустимо увлечение компьютерами без осознания четких границ их применения по отно- шению к развитию личности, мышления, сознания, а впоследствии к развитию общечеловеческой культуры.
Компьютер и компьютерную технологию нельзя рассматривать как пана- цею для решения всех гуманитарных проблем. Если образование утратит гумани- тарный аспект, оно неминуемо подвергнет общество риску утратить возможность глубоких человеческих контактов и отношений. Возникает опасность, заключаю- щаяся в унификации мышления, которая обусловлена передаваемыми компьюте- ром знаниями и навязываемыми им способами мышления. Подчеркивается, что знание, переданное с помощью компьютерных средств, неизбежно является упрощенным или усеченным.
Результаты проводимых исследований воздействия компьютера на учебную деятельность, когнитивное развитие и эффективность обучения показывают, что возможности компьютера в повышении успеваемости довольно скромны, а при- писываемое ему воздействие на познавательные способности мало изучено. В то же время, несомненно, компьютер способствует улучшению достижений слабо- успевающих детей, особенно на начальных ступенях образования. Его воздей- ствие на общую культуру большинства учащихся неоднозначно.
Ряд авторов выражают мысль о том, что жесткие методические установки в сфере компьютерного обучения по таким вопросам, как индивидуализация и кон- троль за усвоением знаний, не годятся для разработки универсальных дидактиче- ских правил. Выбор типа обучающей среды, наиболее соответствующей задаче достижения учащимся учебных целей, в значительной степени зависит от инди- видуальных способностей обучаемого и характера самих целей обучения. Суще- ствующие различные по характеру программы для компьютеров прямо или кос- венно отражают некоторые теоретические предпосылки о сущности процесса обучения. Нет необходимости при отборе учебных материалов исходить из оцен- ки или каких–либо других аспектов этих теорий. Гораздо вернее решить вопрос с практической точки зрения, какая парадигма наиболее подходит для данных кон- кретных условий. Когда необходимы автоматизм и хорошо отработанные навыки, вполне пригоден бихевиористский подход. В других случаях, если предполагается использование уже имеющихся автоматизированных приемов, более целесооб- разным может оказаться метод направляемого обучения через открытие. Следует также признать, что индивидуальные различия в способах усвоения материала