Файл: Учебнометодическое пособие для студентов специальности 108 01 01 Профессиональное обучение (по направлениям).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 641

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
36 могут стать решающим фактором; некоторые учащиеся более восприимчивы к определенному методу обучения.
Таким образом, становится очевидным – эффективное применение компью- теров в учебном процессе всецело зависит от качества и концептуальной основы закладываемых в ЭВМ программ. Этот момент отмечается подавляющим боль- шинством известных нам исследователей [15].
Многие исследователи отмечают богатые возможности использования ком- пьютера в качестве инструмента моделирования. Моделирование физических яв- лений на компьютере заменяет опыты, которые проводились раньше во многих учебных заведениях в естественнонаучных лабораториях и в первую очередь сложные дорогостоящие и опасные опыты; кроме того, моделируются явления, недоступные для наблюдения [16].
Значительно осложняет дело не разработанность психолого-педагогических проблем компьютерного обучения. Выделяют три стержневых группы в данной области проблем.
Первая группа проблем связана с теоретическими основами обучения. Эф- фективность программ будет во многом зависеть от того, на каком теоретическом фундаменте они строятся, какие психолого-педагогические идеи реализуют.
Вторую группу составляют проблемы создания обоснованной технологии компьютерного обучения. Под ней подразумевается система средств, используе- мых для реализации обучающей деятельности, и способ функционирования самой системы.
Третью группу составляют психолого-педагогические проблемы проекти- рования обучающих программ, посредством которых та или иная технология обу- чения может быть применена в реальном учебном процессе.
Нельзя не согласиться с мнением, что ни одна из существующих теорий обучения не может быть непосредственно использована для разработки обучаю- щих программ и существующие попытки строить компьютерное обучение в соот- ветствии с ними оказались малоэффективными. Ни одна из существующих пси- хологических теорий обучения не стала пока основой для разработки обучающих систем и главная причина здесь – невозможность их технологии на нынешнем уровне их развития.
Прежде всего, необходимо представить достоинства компьютерного метода с психологической точки зрения. Компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал. При условии правильно составленной программы компьютер может помочь преподавателю индивидуализировать и дифференциро- вать учебный процесс, в то время как обучаемые будут ощущать постоянное при- сутствие доброжелательного инструктора – машины [13].
Компьютер гарантирует конфиденциальность. В том случае, если не ведется


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
37 запись результатов для преподавателя, только сам обучаемый знает, какие ошиб- ки он допустил, и не боится, что преподаватель узнает его результаты. Таким об- разом, самооценка обучаемого не снижается, а на уроке создается психологически комфортная атмосфера. Компьютер обеспечивает большую степень интерактив- ности обучения, чем работа в аудитории или в лингафонном кабинете. Это обес- печивается постоянной и прямой реакцией машины на ответы обучаемого в ходе выполнения упражнения. Поскольку обучаемые сами определяют темп работы, компьютерное обучение как нельзя лучше соответствует принципам индивиду- ального обучения. Обучающиеся могут допускать любое количество ошибок, не испытывая при этом терпение компьютера, и тратят учебное время только на ис- правление, анализ собственных ошибок и могут не слушать, как преподаватель снова объясняет уже знакомый материал.
Особого внимания заслуживает описание уникальных возможностей ком- пьютерных технологий, реализация которых создает предпосылки для небывалой в истории педагогики интенсификации образовательного процесса, а также созда- ния методик, ориентированных на развитие личности обучаемого. Перечислим эти возможности:

незамедлительная обратная связь между пользователем и информаци- онными технологиями;

компьютерная визуализация учебной информации об объектах или за- кономерностях процессов, явлений, как реально протекающих, так и «виртуаль- ных»;

архивное хранение достаточно больших объемов информации с воз- можностью ее передачи, а также легкого доступа и обращения пользователя к центральному банку данных;

автоматизация процессов вычислительной информационно – поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возмож- ностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;

автоматизация процессов информационно–методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результата- ми усвоения.
2.3
Использование компьютерных технологий с целью
повышения мотивации учебной деятельности
Использование средств новых информационных технологий позволяет уси- лить мотивацию учения благодаря не только новизне работы с компьютером, ко- торая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе, но и воз- можности регулировать предъявление задач по трудности, поощряя правильные решения, не прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям. Работая на компь-


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
38 ютере, студент получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь, а если используются наиболее эффективные обучающие системы, то ему объясняется решение, он мо- жет обсудить его оптимальность и выявить наиболее рациональные решения.
Компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую зна- чимость изучаемого учебного материала. Например, моделирование решения за- дачи в различных условиях (изменяя входные данные), позволяет студенту уви- деть значимость выражений с переменными. Во многих учебных программах за- ложены не однозначные пути решения поставленной задачи, тем самым предо- ставляя учащимся возможность проявить оригинальность, поставив интересную задачу, и попытаться построить ее модель. Все это способствует формированию положительного отношения к учебе. Однако необходимо обращать внимание на то, чтобы занимательность не стала превалирующим фактором в использовании компьютера и не заслонила учебные цели. Применение средств новых информа- ционных технологий в учебном процессе позволяет индивидуализировать и диф- ференцировать процесс обучения, реализуя интерактивный диалог, предоставляя возможность самостоятельного выбора режима учебной деятельности и компью- терной визуализации изучаемых объектов. Фронтальная форма работы и ориента- ция на среднего студента в таких условиях себя не оправдывают и приводят к по- тере интереса к происходящему на занятиях у самых способных и невозможности для наиболее слабых активно включиться в учебный процесс. Индивидуальная работа студента за компьютером создает условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой: каждый учащийся работает с оптималь- ной для него нагрузкой, так как не чувствует влияния окружающих. Наличие про- граммно-методического обеспечения, ориентированного на поддержку препода- вания различных предметов, а также учебного и демонстрационного оборудова- ния, сопрягаемого с компьютером, позволяет организовать в учебном процессе исследовательскую деятельность, обеспечить возможность самостоятельной учебной и предметной деятельности со средствами новых информационных тех- нологий. Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. При работе на компьютере каждый студент может обдумывать ответ столько времени, сколько ему необходимо. Снимается вопрос о субъективной оценке знаний при опросе, так как оценку выставляет компьютер, подсчитывая количество верно выполненных заданий. При этом происходит мгновенный анализ ответа, что дает возможность опрашиваемому либо утвердиться в своих знаниях, либо скорректи- ровать неверно введенный ответ, либо обратиться за помощью к преподавателю.
Подача эталонов для проверки учебных действий (через учебные задания или компьютерные программы), анализ причин ошибок позволяют постепенно


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
39 обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной дея- тельности. На этапах занятия, когда основное обучающее воздействие и управле- ние передается компьютеру, преподаватель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недо- стающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит преподавателю построить собственную деятельность по управлению учебным процессом и постепенно работать над развитием творческого отношения учащих- ся к учению. Однако эффективность процесса обучения с использованием компь- ютерных технологий возможна только в том случае, если созданы необходимые для этого условия. Их отсутствие может привести к нежелательным последствиям в личностном развитии учащихся: отчуждению их друг от друга, ограничению подвижности, ухудшению зрения, утомляемости и т. д. Таким образом, компью- терная технология должна быть органично включена в целостный процесс обуче- ния при изучении различных учебных дисциплин. Именно в этом случае компью- терные технологии смогут стать мощным фактором повышения эффективности обучения по всем учебным дисциплинам. Применяя компьютер на занятиях, необходимо, чтобы использовались предметно-ориентированные программно- методические комплексы, соответствующие содержанию и логике изучения учеб- ного предмета. Благодаря этому будет реализована дидактическая роль компью- тера как инструмента познания. Использование компьютерных программ должно быть соотнесено с дидактической целью занятия, органично входить в его струк- туру и вести к рациональному решению поставленных задач. По результатам пе- дагогических исследований можно судить об эффективности использования ком- пьютерных технологий при ознакомлении учащихся с новым учебным материа- лом, на этапе закрепления изученного материала, в процессе формирования уме- ний и навыков и применения их на практике, а также при контроле знаний. При- менять компьютерные технологии может только преподаватель, обладающий до- статочным уровнем методических знаний и умений. Практическое внедрение компьютерных технологий в учебный процесс возможно только при наличии по- зитивного отношения педагогов и учащихся к вопросу применения компьютера. В противном случае никакие призывы и демонстрация работы вычислительной тех- ники в учебном процессе не смогут привести к желанию ее использовать. Поэто- му немаловажным является создание на занятиях атмосферы, способствующей формированию у студентов положительных мотивов к использованию персональ- ных компьютеров в познавательной деятельности. Применяемые на занятиях компьютерные программы должны быть технологически доступны для студентов и более эффективны в данный момент, чем другие учебные средства. Следует от- метить положительные стороны в использовании компьютерных технологий в


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
40 образовательном процессе:

новизна работы с компьютером вызывает у учащихся повышенный ин- терес к нему и усиливает мотивацию учения;

цвет, мультипликация, музыка, звуковая речь расширяют возможности представления информации;

компьютер позволяет строить индивидуализированное обучение на ос- нове модели учащегося, учитывающей историю его обучения и индивидуальные особенности памяти, восприятия, мышления;

с помощью компьютера может быть реализована личностная манера общения;

компьютер активно включает учащихся в учебный процесс, позволяет им сосредоточить внимание на наиболее важных аспектах изучаемого материала, не торопит с решением;

намного расширяются наборы применяемых учебных задач;

благодаря компьютеру учащиеся могут пользоваться большим объемом ранее недоступной информации [13].
Говоря о пользе компьютерных технологий в обучении, не следует, однако, считать компьютер абсолютно универсальным средством. Компьютерное обуче- ние не должно занимать центральное место. Оно призвано содействовать дости- жению общеобразовательных целей, не превращаясь при этом в основное сред- ство передачи знаний. Компьютер никогда не будет наставником учащихся, это под силу лишь преподавателю. Компьютер не должен подменять собой взаимоот- ношения между преподавателем и студентом, в противном случае образование утратит гуманитарный аспект [17].
Нельзя также забывать о том, что чрезмерное использование компьютерных технологий негативно отражается на здоровье человека.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21