Файл: Учебное пособие Чебоксары 2007 удк 331. 45 (075) ббк 65. 247я7 м 48.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1081
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.6. Информационные аспекты охраны труда
В соответствии со ст. 210 ТК РФ к основным направлениям государственной политики в области охраны труда относится обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда.
На федеральном уровне информационное управление охраной труда обеспечивается:
Российской информационной системой охраны труда (РИСОТ);
средствами массовой информации в виде издания центральных периодических журналов, официальных публикаций в «Российской газете», выступлений на радио и телевидении;
деятельностью ФГУ «Всероссийского центр охраны труда» Росздрава по выпуску специализированных изданий и развитию информационных технологий обучения по охране труда;
проведением международных и всероссийских специализированных выставок на базе Всероссийского выставочного центра «Безопасность и охрана труда», «Телогрейка», «Охрана труда в энергетике» и др.;
деятельностью издательских центров по обеспечению регионов литературой в области охраны труда ("Безопасность труда и жизни", НТЦ "Промышленная безопасность", "Апрохим", "Талант" и др.);
организацией статистического наблюдения за условиями труда работников в Российской Федерации, ее субъектах и отраслях экономики.
Основная цель создания РИСОТ – содействие совершенствованию государственной системы управления охраной труда и обеспечения безопасности производства путем реализации комплексного и оперативного доведения полного объема информации по охране труда до конечных потребителей. РИСОТ сегодня призвана осуществлять современные информационные технологии и направлена на решение следующих задач:
развитие информационных ресурсов в области охраны труда и их систематизация;
содействие в формировании федеральной информационной системы и единого информационного пространства в области охраны труда;
организация эффективного информационного обмена между заинтересованными органами управления и организациями;
обеспечение законодательными и нормативными правовыми актами федерального и регионального уровня;
продвижение услуг и средств защиты, направленных на обеспечение безопасности труда.
РИСОТ содержит и планирует развитие следующих информационных ресурсов, в том числе по ссылке Интернет-сайты органов управления и организаций:
объединение в одном месте необходимых источников информации, таких, как: законодательная база, справочно-нормативная литература, информация об организациях, работающих в области обеспечения безопасных условий труда, периодических изданиях, травматизме, травмобезопасных технологиях, международных информационных ресурсах и проектах и др.;
создание эффективно работающего Интернет-портала, обладающего большим объемом информации (свыше четырех тысяч законодательных и нормативных правовых актов и т.п.);
сведения о деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов;
информация о работе Межведомственной комиссии по охране труда;
электронный каталог средств индивидуальной защиты, нормативных требований к производству и применению спецодежды, спецобуви и других СИЗ;
создание региональных банков данных нормативных документов по охране труда в рамках единого информационного пространства;
анализ состояния производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, создание системы их мониторинга;
разработка дистанционного обучения по охране труда с использованием Интернет-портала РИСОТ, в том числе организация учебного процесса и реализация обучения проверки знаний в режиме реального времени;
открытие Интернет-форума по охране труда с целью обмена мнениями специалистов организаций и специалистов России об интересующих их вопросах, а также для обсуждения проектов нормативных документов.
Большое значение по информационному обеспечению охраны труда имеют центральные периодические журналы:
«Охрана труда и социальное страхование» (подписные индексы 72374, 70674, 45961, 83851);
«Охрана труда. Практикум» (приложение к указанному журналу, подписной индекс 71331);
«Библиотека инженера охраны труда» (подписной индекс 71329);
«Справочник специалиста охраны труда» (подписные индексы 80774, 81989, 43520, 44870);
"Безопасность жизнедеятельности" (подписные индексы 79963, 83776);
«Безопасность труда в промышленности» (подписной индекс 70049);
«Человек и труд» (подписные индексы 70234, 83855);
«Социальная защита. Безопасность и медицины труда» (подписные индексы 71090, 47268, 47263, 72211).
Всероссийским центром охраны труда Минтруда России выпускаются следующие специализированные издания:
«Охрана труда. Информационный сборник» (индекс 66263);
«Охрана труда. Библиографическая информация» (индекс 66270);
«Охрана труда. Экспресс-информация. Отечественный опыт» (индекс 66281);
«Охраны труда. Экспресс-информация. Зарубежный опыт» (индекс 66281);
Бюллетень национального информационного центра по безопасности и гигиене труда. Серия: отечественная информация;
Бюллетень национального информационного центра по безопасности и гигиене труда. Серия: зарубежная информация (тел. 095-164-99-15).
Среди электронных периодических изданий популярны Всероссийское ежемесячное электронное издание – журнал «Без аварий и травм» (www.econavt.ru/bait), компакт-диск “Охрана и безопасность труда”, Информационного Центра Безопасности и Охраны Труда (г. Санкт-Петербург, www.cotspb.ru., www.safework.ru) и др.
Региональная информационная политика в области охраны труда на уровне субъекта РФ направлена на решение целого комплекса задач:
доведение до работодателя и работников новых законодательных и нормативных правовых актов по охране труда;
информирование общественности через средства массовой информации о проводимых мероприятиях (совещаниях, семинарах, заседаниях комиссий и т.п.), состоянии условий и охраны труда в организациях, отраслях на территориях муниципальных образований, а также органов государственного управления, надзора, контроля, местного самоуправления по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
пропаганда положительного опыта в области безопасности труда;
консультирование руководителей и специалистов организации по вопросам охраны труда;
организация выставок средств индивидуальной защиты, учебной, методической и нормативной литературы;
проведение заседаний межведомственных комиссий и координационных советов по охране труда, трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
разработка и издание методических, учебных и иных пособий по охране труда;
публикация статей и информационных материалов в региональных и муниципальных газетах, выступления по местному радио и телевидению;
развитие новых информационных технологий на базе Интернет-порталов и сайтов;
регулярное размещение на Интернет-сайтах органов управления информации об охране труда.
Интернет-технологии сегодня являются важным звеном информационного взаимодействия органов управления с организациями в рамках региональных информационно-аналитических систем и программ «Электронное Правительство субъекта РФ».
Интернет-сайты по охране труда, как правило, содержат:
законодательные и нормативные правовые акты по охране труда;
методические рекомендации, информационно-аналитические вестники, учебные материалы и пособия, подготовленные в субъекте РФ;
результаты ежемесячного мониторинга условий труда и производственного травматизма на территории региона;
информация о деятельности подразделений охраны труда и государственной экспертизы условий труда органа исполнительной власти;
государственные и муниципальные доклады о состоянии охраны труда и мерах по его улучшению;
информация о деятельности по муниципальному управлению охраной труда;
результаты смотров-конкурсов по охране труда между городами, районами и организациями субъекта РФ;
информация об обучении по охране труда учебными центрами, в т.ч. в разрезе отраслей экономики и муниципальных образований;
сведения о предприятиях–изготовителях и поставщиках средств индивидуальной защиты;
текущая информация о проводимых совещаниях, семинарах, заседаниях, выставках и мероприятиях по охране труда.
Развитие государственной системы управления охраной труда требует постоянного совершенствования всех направлений государственной политики в этой области, среди которых важнейшим является обучение по охране труда руководителей, специалистов и работников организаций.
Информационно-методические аспекты обучения по охране труда должны затрагивать следующие составляющие учебного процесса:
-
содержание программ обучения в зависимости от обучаемых категорий застрахованных с обоснованием изучаемых тем и разбивкой по соответствующим вопросам и часам преподавания; -
формы обучения, включающие традиционные формы обучения с лекционным стилем изложения тем, модульные системы обучения, новые технологии обучения - компьютерные мультимедиа системы; -
информационные материалы учебного назначения, часть из которых выдается слушателям бесплатно в рамках сметы стоимости обучения за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, а также в виде платных услуг, оказываемых обучающими организациями при приобретении учебных пособий, материалов на электронных носителях, видеофильмов и т.п.
Система обучения по охране труда развивается по следующим направлениям:
-
построение единой действующей системы обучения с ориентацией на всеобщее и повсеместное обучение руководителей, специалистов, работников организаций, а также отдельных категорий застрахованных за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации; -
развитие методологии обучения по четко ориентированным программам обучения для каждой категории застрахованных (специалистов и руководителей служб охраны труда, членов комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, руководителей бюджетных учреждений); -
методическая проработка и обоснование программных тем и вопросов обучения; -
методическое построение и освещение традиционной, давно и широко используемой обучающими организациями простой и доступной формы обучения - лекции и проверки знаний по охране труда; -
использование эффективных новых технологий обучения (дистанционное, модульное обучение, мультимедиа-технологии) как в автономной форме, так и в сочетании с традиционной формой обучения; -
использование комбинированных форм обучения - сочетание традиционной формы обучения с новыми технологиями обучения; -
осуществление необходимого и качественного контроля достижения обучаемыми заданного уровня знаний, навыков и умения - от промежуточного периодического контроля знаний по мере изучения тем учебной программы до проверки знаний комиссией; -
организационно-информационное сопровождение учебного процесса путем создания банка данных об обучаемых на бумажных и электронных носителях информации; -
создание и актуализация информационных ресурсов учебного назначения (текстов учебных пособий, нормативных документов, иллюстрационных и методических материалов, электронной библиотеки; -
применение и реализация обучаемым актуализируемой информации, литературы по охране труда на базе новых информационных технологий (мягкие и лазерные диски), а также в бумажном исполнении; -
создание автоматизированных учебных курсов, включающих электронные учебники, автоматизированные лабораторные практикумы, автоматизированные системы контроля усвоения знаний; -
совершенствование материально-технической базы (компьютерная техника, манекены-тренажеры по оказанию медицинской помощи, лабораторные приборы и комплексы, экспонаты и образцы средств индивидуальной защиты и пр.); -
обеспечение обучаемых категорий застрахованных раздаточной литературой за счет средств ФСС РФ.