Файл: Учебное пособие Чебоксары 2007 удк 331. 45 (075) ббк 65. 247я7 м 48.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1077

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;

обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.


2.4. Социальное партнерство. Общественный контроль за охраной труда
Социальное партнерство в условиях административной, социальной и экономической реформ является действенным механизмом регулирования трудовых отношений, споров, конфликтов и создает предпосылки для экономической и политической стабильности в России.

Основные положения социального партнерства в сфере труда регламентируются статьями 23 – 55 Трудового кодекса РФ, Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 10 –ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (в редакции Федерального закона от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ, с изменениями, внесенными постановлением Конституционного суда РФ от 24 января 2002 г. № 3-П), Федеральным законом от 1 мая 1999 г. "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений".

Социальное партнерство в сфере труда - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. (ст. 23 Трудового кодекса РФ).

Основными принципами социального партнерства являются:

равноправие сторон;

уважение и учет интересов сторон;

заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;

полномочность представителей сторон;

свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений (ст. 24 Трудового кодекса РФ).

Система социального партнерства включает следующие уровни:

федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;



региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальных образованиях;

уровень организации, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда между работниками и работодателем.

В области охраны труда социальное партнерство выражается в:

содействии общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

совместном с профсоюзами расследовании несчастных случаев на производстве (ст. 228 - 230 Трудового кодекса РФ);

координации деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;

обеспечении согласованных действий органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, объединений работодателей, а также профсоюзов, их объединений и иных представительных органов по вопросам охраны труда (ст. 210 Трудового кодекса РФ)..

На социальное партнерство в области охраны труда направлена работа Межведомственных комиссий и Координационных советов по охране труда.

В соответствии со ст. 370 Трудового кодекса имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить соответствующему органу профсоюзной организации о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

Профсоюзные инспектора труда, уполномоченные (доверенные) лица
по охране труда профессиональных союзов имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей – индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

защищать права и интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях

непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;

принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;

принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.


На уровне организаций социальное партнерство и общественный контроль за состоянием охраны труда осуществляются в рамках коллективного договора, соглашения по охране труда, административно-общественного контроля, работы комитета (комиссии) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и других уполномоченных работниками представительных органов.

Развитие социального партнерства в области охраны труда обусловлено, прежде всего, перераспределением ответственности, в том числе и в социальной сфере, между государством, работодателями и работниками. Оно также связано с необходимостью создания дополнительных уровней защиты наемных работников и членов их семей от «социальных рисков». Чем больше будет таких уровней защиты, тем, соответственно, выше будет и степень социальной защищенности граждан, реализующих свое конституционное право в сфере труда и занятости. Приведенная правовая позиция полностью согласуется не только с современными тенденциями развития российского трудового права, но и с принципами социального партнерства в реализации вопросов, связанных с охраной труда.

2.5. Экономические аспекты охраны труда
Экономика охраны труда – комплекс экономических аспектов улучшения условий и безопасности труда. Основными направлениями экономики охраны труда являются:

государственное управление и правовое регулирование вопросов финансирования и экономического стимулирования работодателей и работников по обеспечению и совершенствованию охраны труда, а также социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

определение и анализ экономического ущерба от производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, аварий и чрезвычайных ситуаций;

анализ затрат на мероприятия по охране труда, компенсации и льготы за неблагоприятные условия труда, по возмещению причиненного вреда здоровью работника;

развитие безопасности труда как хорошего бизнеса, определение и получение экономической выгоды при совершенной организации и обеспечению охраны труда;

исследование экономической эффективности охраны труда на основе анализа производимых расходов и получаемой отдачи, использования механизмов экономической заинтересованности работодателей в обеспечении и совершенствовании охраны труда, применения средств индивидуальной защиты работников, снижения профессиональных рисков, социальной и моральной удовлетворенности состоянием безопасности труда субъектов трудовых отношений.