Файл: Учебное пособие Чебоксары 2007 удк 331. 45 (075) ббк 65. 247я7 м 48.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1061
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемое в неделю).
Эмоциональные нагрузки:
степень ответственности за результат собственной деятельности; значимость ошибки;
степень риска для собственной жизни;
степень ответственности за безопасность других лиц отражают факторы эмоционального значения
Монотонность нагрузок:
число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций;
продолжительность (с) выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций;
время активных действии (в % к продолжительности смены). В остальное время - наблюдение за ходом производственного процесса;
монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в % от времени смены).
Режим работы:
фактическая продолжительность рабочего дня, колеблется от 6-8 часов до 12 часов и более;
сменность работы;
наличие регламентированных перерывов и их продолжительность.
4.9. Стресс на рабочем месте и борьба с ним
Факторы тяжести и напряженности трудового процесса, современное развитие общества, техники и технологий предопределяют неизбежность стресса на работе и в целом как неотъемлемой части жизни людей в любой стране. Основные задачи охраны труда сегодня – охрана здоровья, работоспособности и благосостояния - как в масштабах всего коллектива, так и для каждого человека не могут быть выполнены без понимания природы и причин стресса, механизма его влияния на здоровье и трудоспособность, а также без хорошо спланированной программы, которая уменьшит и предупредит стресс.
Стресс – состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий (Российская энциклопедия по охране труда: В 2 т. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003).
Стресс выступает не только как острая медицинская проблема (вызывает многие заболевания), но и как проблема социальная. Применяемые в трудовом процессе технологии и современные средства производства так изменяют условия труда, что человек неизбежно попадает в стрессогенные ситуации. Появились ранее не свойственные трудовому процессу профессиональные вредности: информационные перегрузки, интенсивная интеллектуализация труда, гиподинамия, сенсорная изоляция или чрезмерные сенсорные нагрузки, монотония на фоне эмоционального напряжения и ряд других факторов
трудового процесса. В совокупности с непрофессиональными раздражителями (социальными, экологическими) они существенно влияют на здоровье работника, учащихся и студентов.
Хронический производственный стресс – это особое функциональное состояние организма человека, которое характеризуется гиперактивацией или угнетением регуляторных механизмов физиологических систем организма, развитием состояния напряжения или утомления, а также(при кумуляции неблагоприятных сдвигов) перенапряжения или переутомления. При хроническом и остром стрессе изменения со стороны сердечно-сосудистой системы указывают на преобладание симпатической регуляции над парасимпатической – в центральном и периферическом отделах этой системы. Наблюдаются повышенные уровни артериального давления, что соответствует состоянию пограничной артериальной гипертензии. Одновременно повышается в крови уровень адреналина и норадреналина. Развивается состояние перенапряжения или предболезни (Российская энциклопедия по охране труда: В 2 т. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003).
Способность организма функционировать и сохранять постоянство внутренней среды (т.е. гомеостаз) в разных стрессовых ситуациях основана в значительной степени на стабильности и динамизме его физиологических функций или возможностей. С целью повышения адаптации к стрессу, профилактики состояний напряжения и перенапряжения работников проводятся медико-биологические и организационно-технические мероприятия:
гигиеническое нормирование производственных факторов с обоснованием степени риска;
разработка рациональных режимов труда и отдыха;
разработка и внедрение различных систем мониторинга функционального состояния;
выявление ранних доклинических признаков заболеваний;
проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников и учащихся образовательных учреждений;
совершенствование медицинского обслуживания и учета заболеваемости;
эргономические мероприятия и разработка средств индивидуальной защиты;
профессиональный отбор и профессиональная ориентация;
использование различных тренажеров для моделирования профессиональной деятельности;
обеспечение оптимального психологического микроклимата в коллективах;
разработка и укрепление законодательных мер по охране труда.
Эффективная борьба cо стрессом на рабочем месте содержит ряд взаимосвязанных элементов, действующих одновременно. Некоторые из них называются
программами борьбы со стрессом, другие являются частью общего управления организацией в рамках СУОТ. Элементы программ управления стрессом сводятся к следующему.
1. Управление симптомами стресса.
Рассматриваются случаи, когда работники уже страдают от стресса. Для работы с отдельными случаями в организацию могут приглашаться специалисты. Широкий спектр услуг включает индивидуальные беседы и обследования, многопрофильные центры со штатом квалифицированных специалистов. Могут рассматриваться все проблемы либо конкретные синдромы, вызванные стрессом, как-то: повышенное артериальное давление, головная боль, боль в спине, желудочно-кишечные расстройства, алкоголизм, наркомания или семейные проблемы. Если выявлено, что функциональные жалобы также присутствуют у многих работников, нужно начать поиск стресс-факторов. Возможно нужна работа с людьми, которые были участниками или свидетелями таких ситуаций, как смертельный несчастный случай или насилие. По возможности лучше приостановить исполнение сотрудником своих обязанностей или повлиять на его поведение с тем, чтобы снизить уровень стресса и выставить нормальное самочувствие и работоспособность.
2. Снижение индивидуальной уязвимости.
Методами снижения стресса являются:
- консультирование: индивидуальное и в группах (беседы по душам – встречи сотрудников с супервайзером или без него, собрания);
- программы управлений, тренировки по физической подготовке, перерывы для гимнастики;
- программы общения и отдыха;
- программы релаксации;
- медитация;
- семинары по управлению стрессами (книги и брошюры, аудио- и видеоленты и диски).
Возможны тренинги по распознаванию признаков нарастающего стресса и вызывающих его факторов, а также тренинг уверенности, дающий возможность сотрудникам становиться более динамичными, сталкиваясь со стрессом.
3. Межличностные отношения на рабочем месте.
Организации начинают все более осознавать стресс-факторы, обусловленные разнообразным составом трудового коллектива и межличностными проблемами (например, бестактное и дискриминационное поведение, религиозные предубеждения, которые могут приводить к домогательствам и актам насилия). При таких отношениях разрабатывается детальный план действий по их корректировке, в том числе меры против виновников и меры по защите жертв, осмелившихся пожаловаться.
4. Управление факторами, вызывающими стресс на рабочем месте.
Организация несет ответственность за снижение до минимума факторов, вызывающих стресс, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на способность работников эффективно работать.
5. Управление стрессом в рамках организации.
Организация рассматривается как единое целое, подверженное стрессам. Необходимо ранее выявление и оценка потенциальных факторов, информирование сотрудников. Это особенно важно в периоды экономической напряженности, угрозы продажи, слияния, закрытия организации, сокращения работников.
6. Помощь в борьбе с личными факторами стресса.
В последнее время работодатели приходят к выводу, что даже личные проблемы человека и прочие стресс-факторы неизбежно переносятся на рабочее место, ставя под угрозу трудоспособность работников. Работодатели считают целесообразным (а в некоторых случаях необходимым) создавать программы, предназначенные для помощи работникам. Кроме того, возможны измененные графики работы (гибкие часы, отпускное время и свободные субботы), медицинские услуги для работников, финансовая помощь.
4.10. Травмоопасные факторы
В соответствии с Методическими указаниями Министерства труда и социального развития Российской Федерации “Оценка травмобезопасности рабочего места”, введенными в действие с 1 сентября 1999 года, под травмобезопасностью понимается свойство рабочих мест соответствовать требованиям безопасности труда, исключающим травмирование работающих в условиях, установленных нормативными правовыми актами.
Травмобезопасность рабочих мест обеспечивается исключением повреждений частей тела человека. К травмоопасным факторам относятся:
-движущиеся предметы, механизмы или машины, а также неподвижные их элементы на рабочем месте при механическом воздействии (зубчатые, цепные, клиноременные передачи, кривошипные механизмы, подвижные столы, вращающиеся детали, органы управления и т.п.);
-электрический ток (источником поражения могут быть незащищенные и неизолированные электропровода, поврежденные электродвигатели, открытые коммутаторы, незаземленное оборудование и др.);
-агрессивные и ядовитые химические вещества (например, химические ожоги кислотами, едкими щелочами и ядовитыми химическими веществами (хлор, аммиак и т.д.) при попадании их на кожу или в легкие при вдыхании);
-нагретые и (или) охлажденные элементы оборудования, поверхности, перерабатываемое сырье (примерами таких элементов являются горячие трубопроводы, крышки котлов, танков, корпуса оборудования, детали холодильных установок и т.д.);
-
повреждения, полученные при падениях (падения подразделяются на два вида: падения на человека различных предметов и падения человека в результате подскальзывания, запинания, падения с высоты или внезапного ухудшения здоровья).
Анализ травмоопасных факторов проводится при аттестации рабочих мест по условиям труда. Протоколы оценки травмобезопасности рабочих мест определяют соответствие производственного оборудования, машин, механизмов и других средств производства требованиям нормативных правовых актов, мероприятиям по улучшению условий труда и защите от травмоопасных факторов.
Травмобезопасность рабочего места оценивается по одному из трех классов условий труда (1 класс - оптимальные, 2 класс - допустимые, 3.0 класс - опасные):