Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1918

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Классификация средств обучения. Исходные положения, кото­рые служили основаниями при классификации средств обучения, были предложены В.В.Краевским. Основным звеном в системе об­разования он считает содержание. Именно оно является тем ядром, над которым надстраиваются методы, формы организации учебной деятельности и весь процесс обучения, воспитания и развития ре­бенка. Содержание образования определяет способ усвоения зна­ний, который требует определенного взаимодействия элементов системы и определяет состав и взаимосвязи средств обучения.

Содержание образования формируется на трех уровнях. Пер­вый и ближайший к педагогу уровень - урок. Опираясь на пред­ложенную тему и объем материала, педагог сам строит урок. Он пытается наиболее полно изложить то содержание образования, которое входит в тему данного урока и объем которого более или менее равен изложенному в учебнике материалу и предлагаемому набору упражнений.

Второй уровень - учебный предмет. Содержание учебного предмета обычно формируется исходя из объема часов, выделен­ных на предмет, и социальной значимости тех разделов и блоков учебного материала, которые выбраны в качестве учебного мате­риала. Если содержание материала, предлагаемого учителем на конкретном уроке (первый уровень), в значительной степени зави­сит от субъективных факторов (системы преподавания, выбранной учителем, степени подготовлености обучающихся, квалификации учителя, ситуации, сложившейся в ходе обучения, когда возможно и вторичное прохождение материала), то содержание материала предмета в целом определяется стандартами и разрабатывается учеными научно-исследовательских институтов по заказам Миноб­разования России. Правда, учитель, работающий в школе много лет и ведущий свой предмет почти во всех классах, может дать уча­щимся значительно больше того, что заложено в стандартах.

Третий уровень - весь процесс обучения (на протяжении всех лет обучения в общеобразовательном учреждении), охватываю­щий все содержание, т.е. учебные предметы, их количество и объ­ем часов, выделенных на каждый из них. Структуру процесса обу­чения, количественный и качественный состав учебных предметов разрабатывают, исходя из социального заказа, потребностей об­щества и возрастных возможностей учащихся, ученые из научно-исследовательских институтов. Педагоги не принимают участие в этих разработках.

На каждом уровне содержание образования имеет свои осо­бенности, присущие только данному уровню. Но если на каждом уровне есть свое специфическое содержание, то и средства их ос­воения тоже должны иметь специфические особенности. По мере модификации содержания образования на каждом уровне изме­няются и средства обучения. Каждый уровень формирования со­держания образования неизбежно должен предполагать свои спе­цифические средства обучения.


К средствам обучения первого уровня мы относим те средства, которые учитель может использовать для организации и проведе­ния урока. К средствам обучения второго уровня относятся средст­ва, позволяющие организовать и проводить на необходимом уровне преподавание какого-либо учебного предмета. Для орга­низации всего процесса образования в целом уже недостаточно средств, используемых учителем на уроке, экскурсии, практиче­ском занятии. Недостаточно даже средств, позволяющих органи­зовать изучение отдельного предмета. Необходима уже целая сис­тема средств, определяющая изучаемые предметы, их взаимоот­ношения и взаимосвязи. Таким образом, мы имеем трехуровневую систему средств обучения.





С точки зрения поуровневых систем средств обучения можно объяснить и употребление термина «средства обучения» в узком и в широком смысле. Одни применяют понятие к уровню урока (в уз­ком смысле), другие к уровню всего процесса обучения (в широком смысле). Мы рассмотрим «средства обучения» на всех уровнях про­цесса обучения. Под системой средств обучения будем понимать совокупность объектов, необходимых и достаточных для усвоения содержания образования на одном каком-то уровне (уроке, дисци­плине, всего образования в целом). Каждый элемент системы пред­ставляет собой свою сложную и самостоятельную подсистему.

2. Средства обучения на уроке

Языковая знаковая система. Первым средством обучения, с ко­торым сталкивается ребенок, приходя в школу, является русский или родной язык, используемый учителем в устной и письменной речи. Именно он позволяет осуществлять процесс обучения и вос­питания.

Конечно, речь учителя не рядоположна с остальными элемен­тами системы средств обучения. Учитель организует процесс обу­чения, используя все средства. Но при организации усвоения учебного материала речь учителя (изложение в различных фор­мах) выступает в функции средства обучения.

Учебная информация многокомпонентна. Учитель передает информацию при объяснении нового материала, опросе, контро­ле, повторении, управлении деятельностью учащихся. Его речь содержит информацию о научном знании, о способах деятельно­сти на уроках и вне его, о способах организации учащимися своей собственной познавательной деятельности и информацию воспи­тательного характера [78]. Все эти компоненты информации при­сутствуют в речи учителя по всем учебным предметам. Язык тем или иным образом входит во все методы и приемы обучения и не­сет основную нагрузку. Именно поэтому он является одним из ведущих средств обучения учащихся.



Речь (изложение) учителя является для учащихся ведущим ис­точником информации. Роль речи учителя как источника инфор­мации уменьшается в направлении от учебных предметов с веду­щим компонентом «научные знания» к учебным предметам, фор­мирующим эстетическое отношение к действительности. Понятно, что посредством изложения учителя нельзя исчерпать художествен­ное, тем более музыкальное произведение или живопись. Доминан­та учебной информации в разных типах предметов меняется.

Доля различных компонентов информации в каждом предмете различна. Так, в учебных предметах с ведущим компонентом «способы деятельности» большое место занимает информация о способах деятельности, а в учебных предметах с ведущим компо­нентом «художественное образование и эстетическое воспитание» акцент делается на информации воспитательного, эстетически-ценностного характера.

Достижения культуры (живопись, музыка, литература). Важ­нейшими, но не предназначенными специально для обучения яв­ляются такие средства обучения, как произведения литературы, живописи, архитектуры, музыки, народных промыслов и дости­жения в других областях человеческой деятельности.

Основную роль они играют в преподавании предметов гума­нитарной направленности. Так, предмет «Литература» полностью построен на изучении созданных произведений, в ходе которого идет осмысление и сравнение сюжетов, мотивов и действий геро­ев, анализируются особенности языка. В музыке и живописи, как и в литературе, основой выступают уже созданные человечеством образцы. В этих предметах произведения искусства выступают в роли ключевых средств обучения.

Средства наглядности как элемент системы средств обучения помогают полноценному раскрытию и усвоению содержания учебного материала, но иногда они выступают и как самостоя­тельный источник информации.

Основная функция средств наглядности - иллюстрация, по­мощь в наиболее полном и глубоком понимании образа того или иного предмета или явления. Данные функции в разной степени реализуются во всех типах учебных предметов.

Используемые в процессе обучения средства наглядности раз­деляют на два вида. Изображения предметов и явлений. Сюда от­носят схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фотографии и т.п. Сами предметы, их действующие макеты, модели. Первые счита­ются идеальными средствами обучения, вторые - материальными.

Объективная необходимость использования наглядных средств и технических средств обучения (ТСО) в процессе обучения за­ключается в их огромном влиянии на процесс понимания и запо­минания: при опытной проверке эффективности запоминания тек­ста установлено, что при слуховом восприятии усваивается 15% информации, при зрительном - 25, а в комплексе, т.е. при зри­тельном и слуховом одновременно, - 65% [15].


Исследования физиологов показали, что 80% информации че­ловек получает через зрительный анализатор. Пропускная способ­ность каналов приема и обработки информации по линии «ухо -мозг» равна 50 000 бит/с, а по линии «глаз - мозг» - 50 000 000 бит/с.

Эти данные позволяют сделать вывод, что учитель должен со­четать вербальные методы с невербальными (зрительными, на­глядными). И даже учитель иностранного языка, отказавшийся от традиционной методики с ее словесными (вербальными) метода­ми, может добиться более высоких результатов путем использо­вания наглядных средств и ТСО.

Учебные компьютерные программы по теме урока. Компью­терная техника как средство обучения обладает огромными воз­можностями. Любую тему урока можно изложить в увлекатель­ной форме. Однообразные и надоедающие упражнения могут быть представлены в форме игры, составленной очень увлека­тельно.

Однако для широкого внедрения компьютеров в учебный про­цесс сегодня есть следующие преграды:

- недостаток программного обеспечения для обучения (не раз­работаны программы по всем предметам и темам, а значительная часть разработанных оставляет желать лучшего);

- высокая стоимость оборудования;

- неблагоприятное влияние компьютеров на человеческий, а особенно детский, организм.

Тем не менее в ограниченных масштабах созданы и использу­ются (в основном в старших классах) учебные компьютерные про­граммы по физике, химии, математике и другим предметам. Во­прос о полной компьютеризации процесса обучения сегодня не стоит в силу вышеуказанных причин, однако по отдельным темам и предметам использование компьютерных программ ведется и активно расширяется.

Уровень квалификации и внутренней культуры учителя. Это не специфическое и специально не предназначенное для использова­ния учащимся средство обучения. В это понятие в качестве со­ставляющего элемента входит внутренняя культура учителя. Важ­ность этой составляющей сегодня все активнее признается педаго­гами-практиками и учеными. Одним из доказательств является введение курса «Педагогическое мастерство» почти во всех педа­гогических университетах и институтах России.

Формы организации учебной деятельности на уроке
представ­ляют собой одно из важнейших средств организации обучения учащихся. Их роль в обучении велика; подробному рассмотрению учебной и внеучебной форм организации текущей учебной рабо­ты посвящены соответствующие параграфы в главе «Формы ор­ганизации обучения».

Отдельные тексты по теме урока. Вторым по значимости сред­ством обучения (после речи учителя) выступает текст с изложени­ем учебного материала. Для этого обычно используются учебни­ки, учебные пособия или книги-первоисточники. У разных учите­лей тексты выполняют различные функции. Так, если учитель доступно, полно и понятно излагает материал, и учащиеся доста­точно глубоко его усваивают, то текстам отводится вспомога­тельная роль (при повторении во время подготовки домашнего задания). Такую роль тексты выполняют в основном в начальной и средней школе. К старшим классам роль текстов значительно меняется. Учащиеся уже сами способны прорабатывать учебный материал, и поэтому какую-то часть его учителя обычно оставля­ют для самостоятельных и домашних работ.

Задания, упражнения, задачи играют такую же важную роль в обучении, как и тексты. Различие состоит в том, что тексты ис­пользуются для получения учащимися новых знаний, а задания и упражнения применяют для закрепления полученных знаний, вы­работки умений и навыков.

Тестовый материал представляет собой задания, предназна­ченные для проведения контроля и оценки знаний и умений уча­щихся. Иногда результаты тестов используются в учебном процессе не только для контроля, но и для коррекции выявленных недостатков, т.е. для обучения и развития. Такие разработки на­зывают тестовыми дидактическими материалами.

Технические средства обучения (ТСО) - пожалуй, самое разра­ботанное в педагогической литературе средство обучения.

Функции технических средств обучения не ограничиваются реализацией наглядности в обучении, в ряде случаев они являются самостоятельным источником информации, средством индиви­дуализации обучения, средством машинного контроля и самокон­троля. Введение в школы компьютеров и достаточно большого набора учебных программ поможет реализовывать указанные функции полнее.

Дидактическая сущность ТСО состоит в том, что они позволя­ют осуществлять разностороннее, комплексное воздействие на учащихся. Применение ТСО позволяет пробудить у учащихся ин­терес к знаниям, формирует у них внутреннюю учебно-познава­тельную мотивацию и положительное отношение к предмету. Ис­пользование ТСО позволяет полностью соблюдать дидактические принципы наглядности, систематичности, постепенности и др. При помощи ТСО можно создать искусственную языковую среду для изучения иностранного языка, увеличить объем индивидуаль­ной и самостоятельной работы учащихся.