Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1919

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Учебник не должен зависеть от изложения учебного материала учителем. Он должен обеспечить всем учащимся, пропустившим уроки, необходимый минимум в усвоении содержания образова­ния. Сочетание учебника и средств наглядности выражается в на­личии того минимума демонстрационно-наглядного комплекса (в рисуночной и знаковой форме), который необходим учащимся.

Сочетание речи с другим элементом системы средств обуче­ния (наглядными средствами) - одно из распространенных явле­ний в практике обучения. Особое место оно занимает в началь­ной школе и в группе естественнонаучных дисциплин. Сочета­ние речи учителя и средств наглядности наиболее характерно для системы Л.В.Занкова. В монографии, специально посвящен­ной этому вопросу, он описал формы и варианты сочетания из­ложения учителя и наглядных средств [74]. Автор выделил четы­ре формы сочетания и показал, как одна и та же дидактическая задача может быть решена разными способами. В зависимости от нее источником учебного познания служили преимуществен­но либо сами наглядные объекты, либо изложение учителя, либо то и другое.

Взаимодействие учителя и технических средств обучения дос­таточно подробно рассмотрено в литературе. Наибольший инте­рес представляет сочетание изложения (как источника информа­ции) и технических средств обучения в разных типах и группах учебных предметов. В учебных предметах с ведущим компонен­том «научные знания» содержание излагается словесно, а техни­ческие средства обучения по существу выполняют функцию обес­печения наглядности, помогая увидеть процессы в динамике. Они служат для полноценного раскрытия учебного материала, повы­шения интереса к нему. В предметах с ведущим компонентом «художественное образование и эстетическое воспитание» роль технических средств обучения как источника формирования об­раза повышается. Без них иногда невозможно предъявить учебное содержание (к примеру, музыкальное произведение). Однако и в этих учебных предметах технические средства никогда не могут заменить учителя, его комментария, например, к музыке и живо­писи, его обобщений. При всех обстоятельствах технические сред­ства обучения не могут реализовать важных функций речи учите­ля - коммуникативной и управленческой, ответственных за кор­рекцию учебного материала в процессе ознакомления с ним уча­щихся. Поэтому ограниченной оказывается реализация и главных функций изложения - информативной и воспитывающей.

Значительное место в литературе посвящено вопросу взаимо­действия учебника с другими элементами системы средств обуче­ния. Чаще всего используются следующие сочетания: учебник и технические средства обучения, учебник и другие дидактические пособия и книги.


Сочетание учебника с техническими средствами обучения состо­ит в том, что под готовый учебник подбирается комплекс ТСО.

Сочетание учебника с другими учебными книгами определяет­ся на уровне проектирования учебного книжного комплекта. Со­вокупность учебного книжного комплекта мы разделили на три категории по степени его отношения к программному материалу. В первую категорию вошли книги, необходимые для самостоя­тельной работы учащихся по усвоению только программного ма­териала. Это сборники задач и упражнений, книги для чтения, тетради с печатной основой, хрестоматии, некоторая совокуп­ность произведений художественной литературы, сборники доку­ментов и книги, служащие для систематизации и обобщения изу­ченных курсов. Необходимо иметь в виду взаимодополняемость распределения функций между учебником и другими учебными книгами. Так, в любой учебник по основам наук должны вклю­чаться задачи, которые реализуют, по существу, одну функцию, а именно, помогают понять главное и конкретизируют теоретиче­ские положения. Задачи, реализующие преимущественно осталь­ные функции (например, функцию индивидуализации обучения или функцию контроля и самоконтроля), могут быть представле­ны в задачниках или других дидактических материалах. Сколько нужно задач для усвоения программного материала в учебнике и в задачниках - это тот вопрос, на который методике еще предстоит ответить. Именно в связи с его решением должен решаться вопрос о количестве часов, отведенных программой на ту или иную тему.

Представляет интерес и вопрос о том, должны ли учебник и за­дачник представлять отдельные книги или одну, как это делается по некоторым предметам. Вероятно, это зависит от числа задач, необходимых для усвоения программного материала. Если задач много, то по книговедческим основаниям учебник и задачник лучше разделить, а по педагогическим соображениям авторский коллектив должен быть один и тот же.

Сочетание учебника с другими необходимыми книгами также зависит от типа учебного предмета, его ведущей функции. На­пример, для тех дисциплин, где формирование эстетического от­ношения к действительности имеет важнейшее значение, художе­ственные произведения являются основным источником содержа­ния. Их не может заменить ни учебник, ни хрестоматия. В предме­тах с ведущим компонентом «научные знания» в группе естест­веннонаучных дисциплин все основное содержание есть в учебни­ке, а книга для чтения, хрестоматии служат для ознакомления учащихся с историко-научными сюжетами, современными разде­лами науки и научными приложениями. К сожалению, среди учебных книг, кроме учебника, нет стабильной книги, предназна­ченной специально для повторения всего курса. Учащиеся повто­ряют материал либо в последовательности, совпадающей с пер­вичным ознакомлением с ним, либо пользуются разными посо­биями для поступающих в вузы.



Контрольные вопросы

1. Что называют средством обучения?

2. Как классифицируются средства обучения?

3. Средства обучения какого уровня более важны: уровня урока или уровня всего обучения?

4. Какие средства обучения называются идеальными?

5. Что относится к материальным средствам обучения?

6. Какие средства обучения наиболее часто используются учителем на уроке?

7. Что можно назвать «главным» среди средств обучения на уровне урока?

8. Есть ли «главное» средство обучения на уровне предмета?

9. Может ли такое быть, чтобы средство обучения «не обучало»?

Литература

1. Выготский Л. С. Собр. соч. - Т. 6. - М., 1984.

2. Габай Т. В. Учебная деятельность и ее среда. - М., 1988.

3. Гершунский Б. С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы.-М., 1987.

4. Дидактические основы создания и использования технических средств обучения в средней школе / Под ред. Л. П. Прессмана. - М., 1981.

5. Занков Л. В. Сочетание слова учителя и средств наглядности в обучении –М., 1958.

6. Методические указания по определению уровня педагогической эффек­тивности использования средств обучения и их комплексов. - М., 1984.

7. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1998.

8. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. - М., 1989.

9. Технические средства обучения и методика их использования / Сост. Д.А.Сметанин, К.А. Квасневский, В.В. Ильин и др.; Под общ. ред. К. А. Квасневского. - М., 1984.

10. Хозяинов Г. И. Средства обучения. - М., 1987.

11. Шахмаев Н. М. Дидактические проблемы применения технических средств обучения в средней школе. - М., 1983.


Глава 12 ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ

Одним из новых для педагогики является понятие технологии, часто встречающееся в педагогической литературе (научной, пуб­лицистической, учебной). Разнородность содержания, вкладывае­мого в это понятие различными авторами, говорит о том, что оно еще не достигло необходимой для правомерного использования степени сформированности.

Вместе с тем дальнейшее развитие педагогической науки пока­зывает, что появление этого термина и направления исследований в педагогике не является случайностью. Попытаемся рассмотреть, почему же «случайный» переход термина «технология» из сферы информационных технологий в педагогику на самом деле не слу­чаен и имеет под собой серьезную основу.

1. Технология обучения как социальная технология

Все созданные и используемые сегодня технологии разделяют­ся на два вида: промышленные и социальные.

К промышленным технологиям относятся технологии перера­ботки природного сырья (нефть, руда, древесина и т.п.) или полу­ченных из него полуфабрикатов (готовый металл, прокат, отдель­ные детали и узлы любых изделий и т.п.).

Социальной технологией называют технологию, в которой ис­ходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром, который подвергается изменению, - одно или не­сколько его свойств. Классическим примером социальной техно­логии может служить технология обучения учащихся, построенная на основе компьютерных программных средств. Социальные тех­нологии имеют некоторые отличия от технологий, используемых в производстве (промышленных технологий). Основное отличие заключается в том, что промышленная технология представляет собой строго определенные набор и последовательность точно по­добранных технологических процессов и операций. Замена одного процесса другим, а также изменение последовательности следова­ния одного процесса за другим влекут за собой снижение резуль­тативности или полную остановку процесса переработки.

В социальных технологиях строгая последовательность не обя­зательна, и, более того, жесткая последовательность не дает наи­лучшие результаты. Социальные технологии более гибки, не так жестко детерминированы. Подбор определенной последователь­ности даже самых результативных способов или приемов не га­рантирует достижение высокой эффективности. Человек слишком многомерная и многофакторная система, на него оказывает влия­ние огромное количество внешних воздействий, сила и направ­ленность которых различны, а порой и противоположны. Заранее предсказать эффект того или иного влияния часто невозможно. В обучении человека значительную роль играют повторение и вто­ричное возвращение к неусвоенному материалу. Поэтому соци­альную технологию нельзя назвать строго определенным набором точно подобранных процессов, как это было в промышленной технологии.


В социальной технологии огромную роль играет обратная связь. На примере процесса обучения видно, что учитель, проводя текущий контроль, постоянно выявляет учащихся, у которых воз­никают трудности с освоением предлагаемого учебного материа­ла. Определив, у кого трудности, он проводит дополнительную работу с отстающими для подтягивания их до общего уровня. На примере обучения мы наблюдаем повторение элементов объясне­ния и закрепления нового материала. Однако повторение прово­дится не для всех, а только для тех, кто недостаточно усвоил учеб­ный материал, т.е. мы имеем выборочное повторение отдельных элементов процесса обучения. Причем выборка идет по двум па­раметрам: по участникам процесса обучения (отбирают наиболее слабых) и по элементам процесса обучения (отбирают для повторе­ния только те темы, которые учащиеся недостаточно усвоили).

Итак, мы видим, что в социальной сфере технологии должны быть более гибкими и способными скорректировать недостатки отдельных процессов и методик, из которых состоит технологиче­ский процесс и, дополнительно поработав с отстающим учеником по не усвоенному им материалу, «вытянуть» его до общего уровня. В этом заключается большая сложность, но и огромное преиму­щество социальных технологий перед промышленными.

Социальные технологии более сложны по организации и про­ведению. Можно сказать, что социальные технологии - это тех­нологии более высокого уровня организации.

Таким образом, социальные технологии сильно отличаются от промышленных технологий (есть обратная связь, существует вы­борочное повторение отдельных частей процесса, доработка с отдельными участниками процесса). Однако в главном эти два вида совпадают. Они оба, используя технологические средства, в конеч­ном итоге дают продукт с заданными свойствами. Поэтому понятие «социальные технологии» правомерно для использования так же, как и понятие «промышленные технологии». При этом наиболее характерным звеном социальной технологии является не жесткая последовательность технологических процессов, что присуще про­мышленной технологии, а система обратной связи (определение слабого звена и дополнительная работа с ним).

2. Что такое технология?

Приблизительное определение технологии