Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1899

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В начальной школе ребенок уже думает о своих качествах, о том, что хорошо и что плохо в его учебной работе, поведении, отношениях с товарищами. Этому помогают в первую очередь разнообразные оценки различных сторон жизни и деятельности детей, которые дает учитель. Вот почему так важны для самопо­знания детей в начальных классах не столько баллы учебных от­меток, очки в соревнованиях, сколько обстоятельные качествен­ные оценки: что у кого получается, что еще не получается и по­чему, как преодолеть неудачу, как добиться успеха.

Осознание себя, качеств своей личности проявляется у младше­го школьника вначале как интерес к поступкам и поведению ли­тературных героев, героев кино и телепередач, товарищей по классу, а затем уже происходит оценка собственных качеств. При этом у ребенка формируются определенные представления о сво­их достоинствах и недостатках, умениях и неумениях, о своих от­ношениях с окружающими людьми, в первую очередь с товари­щами по классу. Но в отличие от подростков и тем более старше­классников младший школьник осознает себя больше в области учебных возможностей и меньше - в плане нравственных, волевых качеств.

Это объясняется тем, что у детей в начальных классах склады­вается новая для них социальная позиция школьника. Они в большинстве своем любят и очень хотят учиться. И учителя не­редко больше внимания уделяют проявлениям детей в учебе, не­вольно приучая их к такому взгляду на себя: «Ты таков, как ты учишься». Это приводит детей к серьезным ошибкам в понимании сущности нравственных сторон жизни окружающих людей и сво­ей собственной.

Большие возможности для побуждения младших школьников к самопознанию открываются на уроках чтения. Например, в I классе при изучении темы «Что такое хорошо и что такое пло­хо» важно постоянно обращать внимание детей не только на по­ложительные и отрицательные качества, которые проявляются у героев изучаемых рассказов и стихов, но и на самих себя. Проводя обобщающее занятие по всей теме, молодая учительница спраши­вает первоклассников: «А бывают ли случаи, когда вы сами себе не нравитесь, даже если вас никто не ругает, а просто сами недо­вольны собой?» Ответы детей неожиданно рефлексивны: «...Когда хочу сделать уроки аккуратно, а все равно поспешу и напорчу», «...когда обещаю и не сдержу слово», «...когда совру маме, а она не знает про это и похвалит меня», «...когда капризничаю». «Ну а когда вы сами себе нравитесь?» - спрашивает учительница. «...Когда получаю пятерки», «...когда не дерусь с братом», «...когда не обманываю, даже если очень страшно», «...когда ко­му-нибудь помогаю»,- отвечают дети.


Ответы детей очень непосредственны, но они уже - плод раз­думий наедине с собой. Подобные ситуации могут быть и при изу­чении других тем, и не только в I классе. Главное в любой из них -вызвать у младшего школьника образ своего внутреннего «Я».

На основе правильно организованного самопознания и пони­мания ребенком ближайшей цели в работе над собой можно уже использовать элементарные методы самовоспитания, доступные младшим школьникам.

«Шаг вперед». На каждый день ребенок намечает себе какое-либо хорошее дело (полезное и нужное окружающим, а не только самому себе), а вечером подводит итог. Это может быть запись в «Дневнике добрых дел», обсуждение с родителями прожитого дня и даже оценка по привычной пятибалльной системе.

Не надо бояться, что при этом будет происходить формаль­ная ориентация на хорошие дела. Ребенок, не привыкший посто­янно делать что-то для окружающих и давать себе в этом созна­тельный отчет, растет черствым эгоистом. При организации этого метода важно обеспечить внимание родителей и старших членов семьи к работе ребенка над собой. Именно они подска­зывают ему полезные дела, которые требовали бы проявления силы воли, характера (например, закончить забытое вышивание, подклеить книги, убрать в ящике письменного стола, написать письмо дедушке, поточить карандаши младшему брату, помочь бабушке нарезать яблоки для джема и т.п.). Иначе может возник­нуть опасность, что значение всей этой работы ребенок увидит не в постоянной заботе о близких, а будет, стремясь только к оценке, делать пустячные, не требующие особых усилий дела. А ведь воспи­тывает характер именно постоянное беспокойство об окружающих, стремление сделать что-то полезное и нужное для них. Метод «Шаг вперед» позволяет, кроме всего прочего, выработать у младших школьников важную привычку - заранее планировать свой день, искать место и время для каждого дела и тем самым формировать полезные навыки организации и культуры труда.

«Задание самому себе». С помощью учителя или родителей младший школьник определяет на конкретный срок (на неделю, на месяц), что он будет делать, чтобы стать лучше, чтобы приоб­рести какое-то недостающее качество.

Нужно помочь ребенку выбрать относительно постоянное дело (обязательная зарядка по утрам; мытье за собой посуды после еды; не ссориться с младшей сестрой, а играть с ней и помогать; не вер­теться на уроках, не отвлекаться; ежедневно читать книгу не менее получаса; научиться съезжать с горы на лыжах и т.д.). Ход выпол­нения «задания самому себе» можно также фиксировать в «Дневнике добрых дел», а итоги подвести на общем сборе всего класса или дома, в присутствии всей семьи.



«Мой секрет». Этот метод - вариант «задания самому себе». Младший школьник ставит перед собой цель - выполнить какое-либо дело, совершить поступок как бы «по секрету», не делая его предметом предварительного обсуждения с товарищами. Такое «секретное» задание себе дети могут записать на листе и вложить в конверт до определенного времени или поместить «секретики» все­го класса в яркую коробку, чтобы открыть ее к празднику, к концу четверти, и выяснить, кто чего добился из задуманного.

Нетрудно заметить, что приведенные методы самоопределения реализуют в своей сущности такие важнейшие средства воспита­ния, как труд, игра, режим, перенося их в сферу самоуправления личности.

6. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе

В процессе накопления социального опыта, самоопределения своей личности ребенку нужна педагогическая поддержка воспи­тателя. Специальные методы воспитания помогут детям совмест­но со взрослыми найти новые резервы своей деятельности, изме­нить линию поведения, поверить в свои силы и возможности, осознать ценность своей личности.

Соревнование. Часто воспитателя беспокоит угасание у детей активности в той или иной деятельности, особенно в учебной, скука, потеря интереса к общим правилам, порядку, безответст­венность. В этом случае может прийти на помощь один из самых результативных методов стимулирования деятельности детей -соревнование.

Соревновательность заложена в самой психологии человека. Даже ребенку свойственно сравнивать свои результаты с резуль­татами сверстников. На этом механизме состязательности и стро­ится метод соревнования.

У соревнования как метода большие воспитательные возмож­ности:

- оно создает сильные эмоционально-ценностные стимулы, ко­торые усиливают основные мотивы, например, в трудовой, учеб­ной деятельности детей, особенно если деятельность длительная и уже «потускнела» ее привлекательность;

- соревнование способно проявить совершенно неожиданные способности детей, которые в привычной обстановке не давали о себе знать;

-соревнование сплачивает детей, развивает дух коллективиз­ма, укрепляет дружбу.

Но соревнование - «оружие обоюдоострое». Если оно органи­зовано методически неверно, то может вызвать у детей стремле­ние победить любой ценой, высокомерие, хвастовство, жадность, погоню за призами. Возникает ложное чувство товарищества (ради победы скрываются недостойные поступки) или начинаются ссоры и конфликты. Вот почему организация соревнования тре­бует соблюдения ряда важных педагогических условий.


1. Соревнование организуется в связи с конкретной педагоги­ческой задачей. Например, оно может выполнять роль «пуско­вого механизма» в начале новой деятельности, к которой детей надо привлечь, или помочь завершить трудную работу, снять напряжение.

2. Не все виды деятельности детей требуют применения метода соревнования. В детской среде не должно быть соревнований во внешности, хотя взрослые охотно проводят конкурсы разнооб­разных «мисс». Совершенно недопустимо соревноваться в прояв­лении нравственных качеств: кто у нас- самый добрый, самый вежливый, самый милосердный. По этому поводу замечательно написано в стихотворении А. Барто «Два очка за старичка».

3. Особой методики требует соревнование в учебной деятель­ности. Здесь в качестве предмета соревнования нельзя выбирать отметки, считать отличников победителями, а слабоуспевающих проигравшими. Стоит помнить, что каждая конкретная учебная отметка несет в себе такое множество субъективных составляю­щих: интеллектуальные возможности, способности ребенка, его интерес именно к этому предмету, его физическое состояние, на­строение, отношение к нему учителя и т.д.

Но как же тогда стимулировать учебную деятельность детей? Здесь нужна широкая система соревнований-конкурсов: на лучше­го математика, знатока словесности, истории, географии, чтеца, мастера по бумаге, кроссвордиста и т.д. Принцип таких соревно­ваний один - каждый ученик независимо от его учебных успехов по основным предметам должен стать победителем хотя бы одно­го конкурса.

4. Соревнование в детской среде должно быть обставлено яр­кой атрибутикой: девизы, звания, титулы, эмблемы, призы и зна­ки почета. Не забывайте - из соревнования детей ни на минуту не должен уйти дух игры, товарищеского общения.

5. Важны в соревновании гласность и сравнимость результа­тов. Весь ход соревнования должен открыто представляться де­тям (например, на специальном стенде, в оперативных «Листах гласности»), чтобы они сами могли видеть и понимать, какая деятельность стоит за теми или иными очками и баллами.

Поощрение. Важным методом педагогической поддержки, кор­рекции деятельности и отношений детей является поощрение. Этот метод призван выполнять очень значимые функции: одоб­рить правильные действия и поступки детей; поддержать и раз­вить у них стремление так действовать, самоутвердиться в пра­вильной линии поведения.


Воспитательный механизм метода поощрения построен на пе­реживании ребенком радости, счастья, гордости, удовлетворения (собой, сделанной работой, товарищами). Если это помнить, то станет ясно, что форма поощрения, о которой чаще всего и пекут­ся взрослые, значит немного. Можно купить очень дорогой и же­ланный подарок, но так устроить ситуацию его вручения, что у ребенка не возникнет переживания радости и счастья. А порой короткая похвала, сделанная с ласковой улыбкой, или вовремя высказанная взрослым благодарность унесет маленького человека на седьмое небо. Он навсегда запомнит, за что его так похвалили, и будет держаться этой линии поступков.

Секрет настоящих воспитателей еще и в том, что они обладают непререкаемым личным авторитетом. Дети попадают под обаяние их личности настолько, что никакие особые поощрения не нужны, достаточно взгляда, прикосновения, обращения по имени, а пору­чение вообще воспринимается как особая награда.

Наказание. Этот метод принято считать антиподом поощрению. Еще в недрах авторитарной педагогики сложилось мнение, что в воспитательном процессе поощрения должны уравновешиваться наказаниями. Но это не так. Многие выдающиеся педагоги-гуманисты (И. Г. Песталоцци, Я.Корчак, Л.Н.Толстой, В.А.Сухомлинский) считали, что настоящее воспитание должно обходиться без наказании. Это - позиция и современной личностно-ориентированной педагогики.

Дети, пока вырастают, естественно, совершают множество ошибок. Тогда одним из них начинает казаться, что они глупые и неудачники, а другие изобретают способы скрыть свои ошибки. Вот для чего и нужен специальный педагогический метод. В.Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» объясняет слово «наказывать» как «дать наказ», т.е. совет, в некоторых случаях - повеление, взыскание. В этом объяснении смысла сло­ва «наказание» точно прослеживается его педагогический меха­низм: указать ребенку на его ошибку, помочь осознать ее, при­знать свою вину, направить к действиям, которые помогли бы исправить ошибку, а в некоторых случаях даже убедить, что без ошибок в жизни невозможно научиться ничему.

Понимая наказание так, воспитатель будет добиваться не по­слушания детей любой ценой, а их личностной активности, рабо­ты по преодолению себя. Это, конечно, труднее, чем репрессив­ными мерами добиваться дисциплины и порядка.

Традиции авторитарного воспитания еще, к сожалению, силь­ны в нашей жизни и в среде педагогов, и в семьях. Одна из глав­ных его особенностей - придание особого значения методу нака­зания, ограничение, принуждение детей, стремление добиваться детского послушания едва ли не как главного результата воспита­ния. А так как мы еще не можем обходиться в воспитании без на­казаний, организацию последних следует хотя бы демократизиро­вать: сделать более человечными, найти формы, не унижающие человеческое достоинство детей. Здесь своевременными окажутся «семь правил наказания» известного психотерапевта В.Леви: