Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1898

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«Важно помнить:

1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.

2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать - не нака­зывайте. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на вся­кий случай».

3. За один проступок - одно наказание. Если проступков со­вершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.

И еще одно важнейшее предупреждение: что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды. Даже если ребенок набезобразничал так, что хуже некуда, но в то же время защитил слабого, помог больному, за это надо его похвалить и поощрить, как он того заслуживает.

4. Недопустимо запоздалое наказание. Иные воспитатели ру­гают и наказывают детей за проступки, которые были обнаруже­ны спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев -достаточное наказание.

5. Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если от­ношения с ребенком нормальны, то их огорчение само по себе и будет наибольшим для него наказанием.

6. Не унижайте ребенка. Какой бы ни была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение его человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном слу­чае он прав, а вы несправедливы, наказание вызовет у него отри­цательную реакцию.

7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках больше ни слова!»

В методе наказания, так же как и в методе поощрения, важна не форма, а его функционально-динамическая сторона, те пережива­ния, которые вызваны у ребенка. Это хорошо иллюстрирует из­вестный эпизод из повести М.Твена о Томе Сойере. Помните, те­тушка Полли наказала Тома и заставила его красить забор. Это его занятие так привлекло приятелей, что они отдавали свои мальчишечьи сокровища за право прокрасить несколько досок забора. Редкий момент счастья, радости, признания и матери­ального удовлетворения, который пережил Том, стал самым на­стоящим поощрением.


Рассмотренные методы воспитания, бесспорно, не исчерпыва­ют все их многообразие. Мы лишь попытались разобраться в об­щих характеристиках их системы. Но знание общих методов вос­питания - не «ключик от всех дверей»!

Нет такой системы воспитания, которая может решить все проблемы становления личности ребенка, но есть путь, по кото­рому надо идти, чтобы открывать эту систему воспитания. С ори-ентациями этого пути мы с вами и познакомились.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит сущность метода воспитания?

2. Какова взаимосвязь понятий «средство», «метод», «прием» воспитания?

3. От чего зависит выбор метода воспитания педагогом?

4. Каковы главные особенности организации методов накопления детьми социального опыта?

5. В чем заключается назначение словесных методов воспитания и каковы условия их педагогической эффективности?

6. Какое значение в воспитательном процессе имеют методы самоопреде­ления личности и как их организовать в детском возрасте?

7. Каковы важнейшие педагогические условия организации метода сорев­нования в детской среде?

8. Почему многие педагоги предлагают специально ограничивать применение методов поощрения и наказания в воспитательном процессе?

9. Какое значение имеет авторитет воспитателя при осуществлении мето­дов воспитания?

10. Чем отличается определение системы методов воспитания с позиции авторитарной и гуманистической педагогики?

Литература

Основная

Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996.

Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989.

Корчак Я. Правила жизни. Педагогика для детей и для взрослых // Как лю­бить ребенка. - М., 1990.

Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания. Методы воспитания//Избр. пед. соч.: В 2 т. - М., 1977.-Т. 1.

Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. - Киев, 1975.

Титова Е.В. Если знать, как действовать: Разговор о методике воспита­ния. - М., 1993.

Дополнительная

Ежеленко В. Б. Методы воспитания в педагогическом процессе. - СПб., 1992.

Караковский В. А. Стать человеком. - М., 1993.

Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н.Е.Щурковой.-М, 1997.

Паркинсон К.Н. Дети, как их воспитывать. - М., 1993.

Сидоркин А.М. Методы воспитания // Магистр. - 1992. - № 1.

Учимся думать о себе и о других / Сост. Н.П.Лукина, Г. В. Пенькова, Н.И.Элиасберг.-СПб., 1996.


Глава 16 РОЛЬ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

1. Коллектив как социокультурная среда воспитания и развития

Термин «коллектив» произошел от латинского collectives - со­бирательный. Он означает социальную группу, объединенную на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориен­тации и совместной деятельности.

В реальной жизни существуют разные коллективы: учебные, производственные, студенческие, спортивные и др. Коллективы мо­гут быть одновозрастные и разновозрастные, первичные (класс, студенческая группа) и общие, объединяющие несколько первич­ных коллективов (например, общешкольный коллектив).

Коллектив - это развивающаяся социальная система. В зависи­мости от уровня развития различают складывающийся коллектив, т.е. находящийся в процессе своего становления (например, детский коллектив), и сложившийся, «зрелый» коллектив, т.е. коллектив с выработанной системой общественно значимых целей, четкой структурой деловых отношений и форм совместной деятельности, органами самоуправления (например, производственный коллек­тив, бригада, цеховой коллектив и т.п.).

Современный воспитательный процесс в образовательных уч­реждениях разного типа и уровня (детский сад, школа, лицей) ори­ентирован на ценности гуманизма, сотрудничества, творческого взаимодействия, свободы и ответственности в воспитании ребенка.

Средством осуществления этих ценностных ориентации стано­вится детский коллектив как социальная общность, объединяющая детей совместными целями, общей деятельностью и переживаниями.

Первым коллективом для ребенка, воспитывающегося в обще­ственной системе образования, становится группа детского сада, затем школьный класс, внешкольные коллективы, учебная группа колледжа или вуза и т.п.

Индивидуальность ребенка, подростка, юноши формируется в результате последовательного включения в различающиеся по уровню развития коллективы - общности, доминирующие на раз­ных возрастных ступенях.

Идет ли речь о переходе ребенка из детского сада в школьный класс, подростка в новую социальную молодежную группу, абитури­ента в студенческий коллектив, всегда происходит освоение разнооб­разных норм коллективной жизни, установление взаимодействия и выделение индивидуальности в новой среде.


Разумеется, само по себе пребывание в коллективе еще не га­рантирует формирования у ребенка социально-ценностных ка­честв. Все зависит от того, каковы культурные основы, на кото­рых строятся коллективные отношения, насколько полно и разно­сторонне ребенок может реализовать в коллективе свои способ­ности и стремления.

Важно, чтобы детский коллектив способствовал освоению со­циальных норм, традиций, способов сотрудничества и ценност­ных ориентации, составляющих культурное достояние общества. Под руководством педагога детский коллектив становится разви­вающей социокультурной средой жизнедеятельности учащихся, обеспечивающей вхождение в мир культуры отношений, сотруд­ничества, сотворчества.

Общение детей в коллективе активизирует их социальное со­зревание. В коллективе проявляется процесс взаимного обогаще­ния, развития его участников. Каждый член коллектива, с одной стороны, привносит в коллектив свой индивидуальный опыт, спо­собности, интересы, с другой стороны, активно впитывает в себя то новое, что несут другие. В результате происходит расширение внутреннего мира каждого ребенка посредством приобщения к тому, что составляет проявление внутреннего мира других членов коллектива.

Диалектика человеческих взаимоотношений такова, что, воз­действуя на другого, человек меняется сам. Воспитательно-разви­вающий эффект общения и сотрудничества детей в коллективе в большой мере определяется уровнем их культурно-нравственного развития. Чем более культурно развитым и духовно богатым ста­новится ребенок по мере своего общего развития, тем более воз­растают возможности его положительного влияния на других.

Педагог задает культурную атмосферу процесса взаимного влияния детей в коллективе и обеспечивает условия, в которых каждый ребенок раскрывается со стороны своих лучших качеств, способностей и тем самым оказывает благотворное влияние на остальных.

В детском коллективе в совместной деятельности осуществля­ются обмен информацией, согласование общих целей, взаимный контроль и коррекция действий, развивается способность пони­мать состояния и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. В опыте коллективных отношений формируются эмпатия, социальная чуткость, которая помогает ребенку психо­логически грамотно строить свое взаимодействие с партнерами.

В непосредственном общении в коллективе ребенок приобретает умение поставить себя на место другого, воспроизвести в своем сознании логику и мотивы его поведения, пережить общие чувства, понять смысл его поступков и действий. Через сопоставление с дру­гими открывается возможность для осознания индивидом себя как субъекта деятельности, познания и чувств. В этом сравнении себя через оценку других заложен механизм формирования самосозна­ния человека, понимания своей индивидуальности.


В коллективе ребенок входит в широкую систему отношений. Взаимодействие детей разворачивается на информационном, деятельностном и эмоциональном уровне. Информационный уровень предполагает взаимодействие детей в процессе обмена информаци­ей, обсуждения возникших проблем, совместного поиска решений, прогнозирования и планирования будущего. На деятельностном уровне взаимодействие в коллективе разворачивается как сотруд­ничество детей в различных видах коллективной деятельности по интересам, в разработке и практической реализации совместных проектов (театральная постановка, выставка игрушек для малышей и т.п.), в корректировке действий, направленных на достижение общих целей. Эмоциональный уровень взаимодействия в коллективе отражает доминирующие эмоциональные состояния детей, их совме­стные переживания, отношения симпатий или антипатий между чле­нами коллектива, гуманистические и общественно значимые мотивы.

Чем разнообразнее и содержательнее взаимодействия детей в коллективе, тем активнее идет их социальное созревание и фор­мирование коммуникативной культуры.

В детском коллективе, объединенном интересной содержатель­ной деятельностью, дружескими отношениями, перспективами будущих совместных дел и переживаний, у детей формируются чувство психологической защищенности, душевного комфорта, что, в свою очередь, способствует проявлению творческой ини­циативы и вклада каждого в коллективную жизнь. Такой коллектив вызывает у детей чувство гордости и радости общих достижений. Именно о таком коллективе часто вспоминают с большой теплотой его бывшие участники. (Воспоминания о бывшем школьном классе, студенческой группе, внешкольном коллективе и т.п.)

Осуществляя руководство детским коллективом, педагог учиты­вает две характерные тенденции, играющие важную роль в воспи­тании. С одной стороны, это стремление развивающейся личности ребенка к самоутверждению, к признанию и уважению себя со сто­роны других, к выделению своего «Я» в качестве автономного субъекта в коллективе. С другой стороны, это стремление ребенка к достижению психологической общности с другими, к совместной деятельности и общим достижениям.

Учитывая это, педагог всегда решает двуединую задачу - спо­собствует развитию мотивов единения и общности детей в коллек­тиве и создает условия для реализации индивидуальности и творче­ской самобытности каждой личности. Инициатива, творческая по­зиция личности, нарастание самостоятельности и самоуправления детей, ценностное содержание их совместной деятельности являют­ся индикаторами воспитательного потенциала детского коллектива.