Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1835

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Гуманность поэтому не может быть просто чертой личности. Черта - это всего лишь отдельное свойство или отличительная особенность. Представляется правомерным рассматривать гуман­ность как качество личности, поскольку качество - это «объек­тивная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств» (Советский энциклопедический сло­варь. - М., 1988. - С.561). В этой связи гуманность следует пони­мать как сверххарактеристику личности, которая включает ком­плекс свойств личности, выражающих бережное отношение чело­века к человеку.

Эти свойства проявляются и формируются в сфере человече­ских взаимоотношений, которые могут быть гуманными и негу­манными. В гуманных отношениях находят отражение духовные потребности личности, стремление видеть в человеке друга, бра­та, жить для блага людей, быть удовлетворенным жизнью, счаст­ливым. Если человеческие отношения носят негуманный харак­тер, то формирование позитивных потребностей и свойств за­труднено. К примеру, учителю в школе всегда приходится больше внимания уделять детям из сложных семей, где родители алкого­лики, наркоманы или судимые.

В психологическом словаре понятие «гуманность» определяет­ся как «обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании пере­живаниями сострадания и сорадования... реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи» (Психология: словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.-М., 1990.-С.21).

Следовательно, гуманность - это качество личности, представ­ляющее собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности.

Основной характеристикой гуманизма при всех его изменениях в историческом развитии была и остается человечность, и при этом центральным моментом в ней выступают устремленность в буду­щее, к свободной реализации своих творческих потенций (Г.Оллпорт, А.Маслоу), вера в себя и возможность достижения «Я-идеального» (К.Роджерс). Следует также отметить особый кон­текст, характеризующий гуманность личности, которая проявляет­ся в качествах, связанных со способностями к сопереживанию, со­действию, соучастию. Вот почему ключевой социально-педагоги­ческой установкой гуманизма является восхождение к личности.

В нашем понимании личность - это человек, сознательно от­крывающий или создающий что-то новое в себе, природе, соци­альной сфере, общий ориентир деятельности которого имеет по­зитивную направленность. Позитивной направленностью обла­дают процессы, имеющие своей целью развитие человека, окру­жающих его людей, среды обитания и, следовательно, всего чело­вечества в целом.


Понятие «личность» отражает не только фактическое состоя­ние социальных свойств человека, но и выражает его идеал, явля­ясь понятием ценностным. Идеал культурного человека, как от­мечал А.Швейцер, - «есть не что иное, как идеал человека, кото­рый в любых условиях сохраняет подлинную человечность». Та­кой идеал достижим и недостижим одновременно, но главное в нем - определение траектории развития и саморазвития человека. А это уже есть аксиологическая функция личности.

4. Гуманизация образования как социально-педагогический принцип развития системы образования

Роль гуманизации в развитии системы образования. Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолени­ем того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гу­манистическим смыслом социального развития становится ут­верждение отношения к человеку как высшей ценности бытия, создание условий для свободного развития каждого человека.

Человек как самоцель развития, как критерий оценки социаль­ного прогресса представляет собой гуманистический идеал про­исходящих в стране преобразований. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек с его нуждами, интересами, потребностями. Поэтому гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический прин­цип, отражающий современные общественные тенденции построе­ния функционирования системы образования.

Гуманизация - ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образова­тельного процесса. Основным смыслом образования в этом слу­чае становится развитие личности. А это означает изменение за­дач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был пере­давать учащемуся знания, то гуманизация выдвигает иную задачу -способствовать всеми возможными способами развитию ребенка. Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель -ученик» - установления связей сотрудничества. Подобная пере­ориентация влечет за собой изменение методов и приемов работы учителя. Но это еще не все.



Гуманизация образования предполагает единство общекуль­турного, социально-нравственного и профессионального разви­тия личности. Данный социально-педагогический принцип требу­ет пересмотра целей, содержания и технологии образования.

Закономерности гуманизации образования. Опираясь на выводы многочисленных психолого-педагогических исследований, сфор­мулируем закономерности гуманизации образования.

1. Образование как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействием растущего человека со взрос­лыми и социальной средой. Психические явления, отмечал С.Л. Рубинштейн, возникают в процессе взаимодействия человека с миром. А.Н. Леонтьев считал, что ребенок не стоит перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда передаются через отношения других людей, он всегда включен в общение (совместную деятельность, речевое или мысленное общение).

Чтобы овладеть достижениями материальной и духовной куль­туры, чтобы сделать их своими потребностями, «органами своей индивидуальности», человек вступает в определенные отношения с явлениями окружающего мира через других людей. Этот процесс и является по своим функциям процессом воспитания.

2. Среди гуманистических тенденций функционирования и раз­вития системы образования можно выделить главную - ориентацию на развитие личности. Чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободный и творческим будет становиться человек.

3. Образование будет удовлетворять личностные запросы, если оно, согласно Л.С. Выготскому, ориентировано на «зону ближай­шего развития», т.е. на психические функции, которые уже созре­ли у ребенка и готовы к дальнейшему развитию. Данная ориента­ция требует выдвижения таких целей образования, которые обес­печивали базисные качества, необязательно универсальные, но обязательно необходимые для развития личности в том или ином возрастном периоде.

4. Сегодня есть реальная возможность дать человеку овладеть не только базовыми профессиональными знаниями, но и общече­ловеческой культурой, на основе которой возможно развитие всех сторон личности, учет ее субъективных потребностей и объектив­ных условий, связанных с материальной базой и кадровым потен­циалом образования. Развитие личности в гармонии с общечелове­ческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитар­ной культуры.
Этой закономерностью обусловлен культурологи­ческий подход к отбору содержания образования. В этой связи самоопределение личности в мировой культуре - стержневая ли­ния гуманитаризации содержания образования.

5. Культурологический принцип требует повышения статуса гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождения от примитивной назидательности и схематизма, выявления их ду­ховности и общечеловеческих ценностей. Учет культурно-исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой - важнейшее условие конструирования новых учебных планов и программ.

6. Культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, если она активизирует, побуждает человека к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой. Деятельность личности как раз и является тем механизмом, который позволяет преобразовывать совокупность внешних влияний в новообразо­вания личности как продукты развития. Это обусловливает осо­бую важность реализации деятельностного подхода как страте­гии гуманизации технологий обучения и воспитания. Он позво­ляет «обратить» педагогические задачи в «личностный смысл» деятельности личности.

7. Процесс общего, социально-нравственного и профессионально­го развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения. Данная закономерность обусловливает единство реализации деятельностного и личност­ного подходов.

Личностный подход предполагает, что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности, а не как к средству для достижения своих целей. Это связано с их го­товностью воспринимать каждого человека как заведомо интерес­ного, признавать за ним право на непохожесть на других. Личност­ный подход требует включения в педагогический процесс личност­ного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков).

8. Принцип диалогического подхода предполагает преобразование позиции педагога и позиции учащегося в личностно-равноправные, в позиции сотрудничающих людей. Такое преобразование связано с изменением ролей и функций участников педагогического процес­са. Педагог не воспитывает, не учит, а активизирует, стимулирует стремления, формирует мотивы учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения. При этом должны соблюдаться определенная последовательность, динамика: от максимальной помощи педагога учащимся в решении учебных задач на начальной стадии образования через постепенную активи­зацию учащихся к полной саморегуляции в обучении и появлению отношений партнерства между ними.


9. В то же время саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности образовательного процесса. Данная за­кономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода. Он предполагает непосредственную мотива­цию учебной и других видов деятельности, организацию самодви­жения к конечному результату. Это дает возможность учащемуся испытать радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей. Основное назначение индивиду­ально-творческого подхода состоит в создании условий для само­реализации личности, в выявлении (диагностике) и развитии ее творческих возможностей. Именно такой подход обеспечивает и личностный уровень овладения базовой гуманитарной культурой.

10. Гуманизация образования в значительной степени связана с реализацией принципа профессионально-этической взаимоответст­венности. Готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы других людей неизбежно определяется степенью сформированности гуманистического образа жизни. Данный прин­цип требует такого уровня внутренней собранности личности, при котором человек не идет на поводу обстоятельств, складывающих­ся в педагогическом процессе. Личность сама может творить эти обстоятельства, вырабатывать свою стратегию, сознательно и пла­номерно совершенствовать себя.

Итак, интеграция знаний о сущности гуманизации образова­ния позволила выделить основные ее закономерности и систему взаимосвязанных с ними принципов. Теоретическое осмысление закономерностей и принципов гуманизации образования позво­ляет не только определить стратегическое направление образо­вательного процесса, но и наметить тактическую программу реализации его гуманистических целей.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем выражается кризис современной педагогики?

2. В чем заключается сущность аксиологического подхода в изучении пе­дагогических явлений?

3. Сформулируйте аксиологические принципы.

4. Чем различаются понятия «гуманизм» и «гуманность»?

5. Что является ядром гуманистического мировоззрения?

6. Назовите закономерности гуманизации образования.

Литература

Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание / Пер. с англ. - М., 1986.

Гордин Л. Ю. Воспитание и социализация // Советская педагогика. - 1991. -№2.

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1987.

Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д.