Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1841

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Педагогическое творчество. - М., 1990. Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. - М., 1989.

Пахомов Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем // Вест­ник высшей школы. - 1990. - № 9.

Смирнов С. А. Методика организации творческой познавательной деятель­ности - основа гуманистической педагогической системы // Инновационная дея­тельность в образовании. - 1995. -№ 2.

Философско-психологические проблемы развития образования. - М., 1981.


Глава 3 СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ

1. Сущность социализации

Соотношение социализации и воспитания. Воспитание представ­ляет собой часть процесса социализации и рассматривается как це­ленаправленная и сознательно контролируемая социализация (семейное, религиозное, школьное воспитание). Воспитание вы­ступает своеобразным механизмом ускорения процесса социали­зации. С помощью воспитания преодолеваются или ослабляются отрицательные последствия социализации, ей придается гумани­стическая ориентация.

Воспитание как инструмент ускорения и корректировки социа­лизации строится на основе общих принципов. К общим принци­пам воспитания относятся:

- принцип гуманизма, который предполагает признание само­ценности личности, создание условий для ее гармоничного самораз­вития, для реализации ее внутренней и внешней свободы;

- принцип культуросообразности, требующий создания такой социокультурной среды развития личности, в которой проявлялось бы органичное единство возможностей народной культуры (языка, искусства, религии, быта и т.д.) и достижений мировой цивилизации;

- принцип природосообразности означает отношение к человеку как части природы и создание для его развития соответствующей биологической, психологической и экологической среды;

- принцип целостности обусловливает единство социально-нравственного, общекультурного и профессионального развития личности, ориентирует на творчество, самобытность, индивидуаль­ность каждого человека и предполагает в этой связи интеграцию деятельности всех социальных институтов;

- принцип непрерывности обеспечивает последовательность и преемственность в развитии личности и предполагает вариативность, динамичность изменений в социально-педагогической системе в со­ответствии с требованиями настоящего и прогноза на будущее.

2. Механизмы социализации

Существует целый ряд механизмов, способствующих усвоению ребенком социальных норм. Рассмотрим основные из них.

Одним из значимых механизмов социализации является подавле­ние. Его суть сводится к исключению из сферы сознания мыслей, чувств, желаний и влечений, причиняющих стыд, чувство вины или душевную боль. Этот механизм объясняет многие случаи забыва­ния человеком выполнения каких-либо обязанностей, которые по разным причинам оказываются для него неприятными

(Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни. - М., 1925).

Подавление чаще всего осуществляется непроизвольно. Одна­ко в целом ряде случаев человек прилагает специальные усилия, чтобы предать забвению те или иные впечатления путем переноса внимания на другие действия. Механизм произвольного подавле­ния получил название вытеснения.

Во многих случаях человек может испытывать чувство вины, переживать внутренний конфликт вследствие того, что имеет социально неприемлемые желания. Это чувство может быть как осознаваемым, так и неосознаваемым. Механизмом подавления такого чувства и разрешения противоречия между желаниями и присвоенной социальной нормой является реакция на противопо­ложную установку.

Механизм изоляции связан с тем, что человек вытесняет эмо­циональные компоненты каких-то неприятных, травмирующих впечатлений. В случае действия этого механизма идея (мысль, впечатление) осознается как нейтральная и безобидная для чело­века. Изоляция наблюдается при разрешении людьми ролевых конфликтов. Такой конфликт возникает тогда, когда в одной и той же ситуации человек вынужден играть две несовместимые ро­ли. Для его разрешения на психологическом уровне как раз и ис­пользуется механизм изоляции.

Важную роль в процессах социализации играет механизм са­моограничения. Если человеку кажется, что его достижения менее значительны, чем достижения других людей, то он начинает стра­дать, его самоуважение понижается. Некоторые в такой ситуации прекращают свою деятельность. Это своеобразный уход - отступ­ление перед трудностями, ограничение своего «Я». Данный меха­низм действует на всем протяжении развития личности. Исполь­зование механизма самоограничения во многих жизненных си­туациях оправданно, поскольку обеспечивает адаптацию к сло­жившейся ситуации. Однако он может приводить и к отрицатель­ным последствиям в личностном развитии. Наблюдения показы­вают, что если ребенок часто отказывается от игр, учебных заня­тий, то у него могут сформироваться робость, стыдливость, кото­рые в своей основе имеют низкую самооценку, а иногда комплекс неполноценности. Первые попытки человека в любой области не могут быть совершенными. Нередко, не зная своего потенциала, после первых же неудач человек бросает дальнейшие попытки и выбирает дело попроще. Этому способствуют нетактичность, а иногда и явно издевательские замечания окружающих, особенно значимых людей (родителей, учителей и др.). Многие потенциально талантливые люди так и не смогли раскрыться в силу нетерпимого отношения окружающих к их первым неудачным пробам.


Приписывание собственных нежелательных черт другим со­ставляет сущность механизма проекции, который защищает чело­века от осознания этих же черт в себе. Отрицательные эмоции, которые были бы направлены против себя, обращены на других. Таким образом, человек сохраняет самоуважение.

Подозрительный человек склонен других считать тоже подоз­рительными, эгоистичный и раздражительный обнаруживает эти же недостатки у окружающих. Экспериментальными исследова­ниями установлено, что люди с высоким уровнем самооценки, но с невысоким мнением о других проецируют на них собственные не­достатки. Эта тенденция в большей степени присуща тем, кто имеет комплекс неполноценности или характеризуется авторитарностью (Шибутани Т. Социальная психология. - М., 1969. - С.254).

В целом ряде случаев человек отождествляет себя с другим субъ­ектом, группой, образцом. Этот процесс получил название меха­низма идентификации и является одним из главных механизмов со­циализации. В процессе идентификации человек осуществляет, в основном подсознательно, психическое уподобление себя другому человеку. Идентификация приводит к подражанию действиям и пе­реживаниям других людей, присвоению их ценностей и установок.

Идентификация характерна для всех возрастных групп. Ее объектами могут стать родители, другие близкие люди, значи­мые лица, не только реальные, но и воображаемые (например, ге­рои художественных произведений). Идентификация может быть полной или частичной, сознательной и неосознаваемой. Ее ино­гда отождествляют с научением как имитацией (подражанием). Однако при идентификации человек не только подражает дейст­виям другого, но и становится похожим на него.

С идентификацией тесно связан такой механизм, как интроекция. При интроекции качества и установки другого как бы «встраиваются» в структуру личности субъекта без специальной переработки, в неизмененном виде. Механизм интроекции - это путь построения собственной личности, а не просто приобретения знаний. Часто этот механизм действует подсознательно, но при самоанализе результаты интроекции становятся осознанными.

Следующий механизм социализации - эмпатия, т. е. сопережи­вание эмоциональному состоянию другого человека, проникно­вение в его переживания.

В ситуациях, когда человек переживает страх и тревогу, «включается» и механизм интеллектуализации. Вместо реальных действий по разрешению ситуации человек начинает абстрактно рассуждать о ней. Этот механизм обычно включается в тех случа­ях, когда человек сталкивается с жизненно важными проблемами (болезнь, отсутствие работы и др.).


Интенсивная интеллектуализация наблюдается в периоды под­росткового и юношеского развития, когда возникают сильные сек­суальные желания и сопровождающие их эмоции. Чрезмерно интеллектуализирующие люди лишаются полноценной эмоциональ­ной жизни и производят впечатление холодных и равнодушных.

Одним из самых распространенных механизмов социализа­ции является рационализация. Ее суть состоит в том, что человек изобретает на первый взгляд логичные суждения и умозаключения для ложного объяснения своих фрустраций - психических состояний, характеризующихся наличием потребности, не на­шедшей своего удовлетворения. Такое состояние сопровождает­ся различными отрицательными переживаниями: разочаровани­ем, раздражением, тревогой, отчаянием и др. Фрустраций часто возникают в ситуациях конфликта, когда удовлетворение по­требности наталкивается на непреодолимые или труднопреодо­лимые преграды. У детей фрустраций возникают в виде пережи­ваемого «чувства крушения». Причиной фрустраций может слу­жить неудача в овладении предметом, неожиданный запрет со стороны взрослого и др. Частые фрустраций ведут к формиро­ванию отрицательных качеств личности (агрессивности, раз­дражительности и др.).

Рационализация может проявляться в нескольких видах. Наи­более изученными являются дискредитация цели, самодискреди­тация и самообман.

Дискредитация цели используется людьми непроизвольно в си­туациях, связанных с недостижимостью целей. Аргументация при этом такова: «То, что недоступно мне, не может обладать высо­кими качествами».

Самодискредитация как способ рационализации имеет место в тех случаях, когда человек, имея высокий уровень притязаний и стремясь к труднодоступным целям, терпит и переживает неудачу. Боясь вторичных фрустраций, связанных с понижением его оцен­ки в глазах референтных людей и групп, он объявляет, что пере­оценил свои возможности и поэтому его неудача естественна. Та­кая предвосхищающая рационализация предотвращает возмож­ную критику со стороны других и новую фрустрацию.

Самообман чаще всего встречается в тех ситуациях, когда че­ловек совершает выбор между двумя целями, альтернативными линиями поведения. При этом отвергнутый вариант сохраняет для него ценность, и он утверждает, что будто бы не имел под­линной возможности свободного выбора.

Для предотвращения или ослабления какой-либо неприемлемой мысли, чувства, действия используется механизм аннулирования дей­ствия.