Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1874

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



3. Формы индивидуальной внеклассной работы

В индивидуальной внеклассной воспитательной работе общая цель - обеспечение педагогических условий для полноценного раз­вития личности - достигается через формирование у ребенка поло­жительной «Я-концепции» и развитие разнообразных сторон его личности, индивидуального потенциала.

Сущность индивидуальной работы заключается в социализа­ции ребенка, формировании у него потребности в самосовершен­ствовании, самовоспитании. Эффективность индивидуальной ра­боты зависит не только от точного выбора формы в соответствии с поставленной целью, но и от включения ребенка в тот или иной вид деятельности.

В реальности не такой уж редкой бывает ситуация, когда индиви­дуальная работа сводится к отчитыванию, замечаниям, порицаниям.

Индивидуальная работа с ребенком требует от педагога наблю­дательности, такта, осторожности («Не навреди!»), вдумчивости. Основополагающим условием ее эффективности служит установле­ние контакта между педагогом и ребенком, достижение которого возможно при соблюдении следующих условий:

1. Полное принятие ребенка, т.е. его чувств, переживаний, же­ланий. Нет детских (незначительных) проблем. По силе пережи­ваний детские чувства не уступают чувствам взрослого, кроме то­го, в силу возрастных особенностей -импульсивности, недостатка личного опыта, слабой воли, преобладания чувств над разумом -переживания ребенка приобретают особую остроту и оказывают большое влияние на его дальнейшую судьбу. Поэтому очень важ­но учителю показать, что он понимает и принимает ребенка. Это совсем не означает, что учитель разделяет поступки и действия ребенка. Принять - не значит согласиться.

2. Свобода выбора. Учитель не должен всеми правдами и неправ­дами добиваться определенного результата. В воспитании совер­шенно неприемлем девиз «Цель оправдывает средства!». Ни в коем случае учитель не должен принуждать ребенка, заставлять при­знаться в чем-либо. Всякое давление исключается. Неплохо учите­лю помнить, что ребенок имеет полное право на собственное реше­ние, даже если с точки зрения педагога оно неудачное.

Задача педагога - не заставить ребенка принять предлагаемое учителем решение, а создать все условия для правильного выбо­ра. Педагог, думающий в первую очередь об установлении кон­такта с ребенком, желающий понять его, допускающий, что у ребенка есть право на самостоятельное решение, имеет гораздо больше шансов на успех, чем тот учитель, который обеспокоен лишь сиюминутным результатом и внешним благополучием.



3. Понимание внутреннего состояния ребенка требует от учителя умения читать невербальную информацию, посылаемую ребенком. Здесь таится опасность приписывания ребенку тех отрицательных качеств, которые педагогу хочется видеть в нем, но которые, ско­рее, присущи не ребенку, а самому учителю. Такая особенность че­ловека называется проекцией. Для преодоления проекции педагогу следует развивать в себе такие способности, как эмпатия - умение понимать внутренний мир другого человека, конгруэнтность - уме­ние быть самим собой, доброжелательность и искренность.

Несоблюдение данных условий приводит к возникновению пси­хологических барьеров в общении педагога и ребенка (см.: Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком как? - М., 1995). Рассмотрим действие этих барьеров на следующем примере.

Представьте, что на перемене к вам подходит плачущая семи­летняя Ира и говорит: «Таня не хочет со мной дружить».

Ваши первые слова, коллега? Наверняка, кто-то из вас предло­жит спросить: «Что случилось, почему она не хочет дружить?», кто-то предложит найти другую подружку, кто-то попытается отвлечь Иру. Это и есть барьеры в общении, потому что все эти и другие действия, которые мы охарактеризуем ниже, направлены на пре­кращение плача ребенка, они не соответствуют тому, что на самом деле ждет от педагога ребенок.

Предлагаем вербальное (словесное) выражение барьера.

Утешение на словах: «Успокойся, не плачь, все будет хорошо».

Выспрашивание: «Почему Таня не хочет с тобой дружить? Что случилось? Вы поссорились? Ты обидела ее?» и т.д.

Совет: «Перестань плакать, еще раз подойди к Тане и узнай, почему она не хочет дружить с тобой, найди себе другую подруж­ку» и т.д.

Уход от проблемы: «Давай сейчас с тобой поиграем, сделаем... и пр.» (игнорирование слез ребенка).

Приказ: «Прекрати сейчас же! Ну-ка, перестань реветь, слы­шишь, что я тебе говорю?!»

Нотации: «Нужно дружно играть, не жаловаться, хорошие де­вочки не ссорятся, они умеют дружить и сами разбираются в сво­их трудностях, хорошие девочки никогда...» и т.д.

Догадки: «Наверное, ты сама что-то сделала, если Таня не хо­чет с тобой дружить, может ты обидела ее?»

Обвинения: «Сама виновата, раз она не хочет с тобой дружить».

Отрицание чувств ребенка: «Не плачь, не расстраивайся, не стоит переживать из-за такого пустяка, подумаешь, горе какое -Таня не хочет дружить!»


Критика: «Конечно, никто не будет дружить с такой плаксой-ваксой».

Что же делать в такой ситуации?

Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните аналогичную си­туацию, в которой вы испытали и боль, и обиду от своего близкого человека и пришли с этими переживаниями к другому своему близкому человеку. Зачем? Что обычно ждут от челове­ка, которому доверяют свои переживания? Понимания.

4. Что значит «слушать» и «слышать»? Способность слышать -физиологический акт, при котором происходит непроизвольное восприятие звуков. Слушание - волевой акт, требующий от чело­века определенных волевых усилий.

Слушание - это активный процесс, поэтому в психологии обще­ния существует такое понятие, как «активное слушание», которое бывает двух видов - рефлексивное и нерефлексивное.

Нерефлексивное слушание применяется в том случае, когда рас­сказчик переживает сильную отрицательную (обиду, горе, агрессию и т.д.) или положительную (любовь, радость, счастье и т.д.) эмо­цию и нуждается в понимающем слушателе.

От понимающего слушателя требуется:

1) всем своим видом демонстрировать рассказчику, что его внимательно слушают и пытаются понять;

2) не перебивать репликами и рассказами о себе;

3) не давать оценок;

4) оценочные суждения заменять невербальным и вербальным отражением чувств рассказчика, т.е. мимикой, жестами и другими средствами невербального общения передавать чувства, испыты­ваемые рассказчиком, как бы выполнять роль зеркала его чувств, или с помощью высказываний такого типа: «Да, ты сейчас очень... слегка... (в зависимости от степени переживаемого чувства) рас­строен, обижен, рад, счастлив» и т.п. передавать эмоциональное состояние рассказчика;

5) не давать советов, если в них не нуждаются.

Рефлексивное слушание необходимо при обсуждении производ­ственных вопросов, в спорных ситуация, так как оно предупрежда­ет конфликты, непонимание между людьми, т.е. когда первосте­пенное значение имеет само содержание беседы, а не ее контекст, когда нужно выяснить точки зрения собеседников, совместно ре­шить что-то, договориться о чем-либо.

Рефлексивное слушание сходно с нерефлексивным своей уста­новкой «я весь внимание», но отличается особыми приемами: уточнение, выяснение - «Встречаемся...в...?», «Что вы имеете в виду?», «Я не понял, объясните еще раз», перефразирование -«Другими словами можно сказать...», «Итак, вы считаете...» и т.д. Эти приемы направлены на то, чтобы исключить ошибки в вос­приятии собеседника и непонимание.


Активное слушание - основной путь преодоления барьеров в общении педагога и ребенка. Восточная мудрость гласит: «Не зря Бог дал только один орган для говорения, а для слушания - два».

В индивидуальной воспитательной внеклассной работе наряду с запланированным компонентом существует спонтанный, так называемые педагогические ситуации, являющиеся индикатором уровня педагогического профессионализма.

Алгоритм решения педагогических ситуаций. В целях эффек­тивного воспитательного воздействия в «нештатной» ситуации на личность ребенка мы предлагаем алгоритм решения педаго­гической ситуации. Это совокупность последовательных дейст­вий, направленных, с одной стороны, на достижение воспита­тельного эффекта, а с другой - на укрепление контакта в обще­нии между ребенком и взрослым. Систематическое применение алгоритма делает воспитательный процесс более целенаправ­ленным, последовательным и гуманным, предупреждает педаго­гические ошибки и помогает лучше понять ребенка.

Применять алгоритм решения педагогической ситуации на­стоятельно рекомендуется начинающим педагогам для лучшего овладения профессионализмом.

Применение алгоритма рассмотрим на примере.

Внеклассное занятие во II классе «Мой любимый город». Во время беседы педагог заметил, что мальчик Вася с увлечением вы­резает на столе свое имя красивым перочинным ножом.

Первый этап, условно называемый «стоп!», направлен на оценку учителем ситуации и осознание собственных эмоций. Этот этап не­обходим для того, чтобы не навредить ребенку поспешными дейст­виями и не осложнить отношения с ним. Только в тех случаях, ко­гда ситуация представляет опасность для жизни и здоровья ребенка или окружающих, нужно действовать быстро и решительно, на­пример, когда ребенок пытается засунуть тот же нож в электриче­скую розетку. Но такие ситуации встречаются не так часто, поэтому во всех остальных случаях рекомендуется, воспользовавшись пау­зой, спросить себя: «Что я сейчас чувствую? Что я сейчас хочу? Что я делаю?», после чего можно переходить ко второму этапу.

Второй этап начинается с вопроса «почему?», задаваемого педа­гогом самому себе. Суть данного этапа заключается в анализе мо­тивов и причин поступка ребенка. Это очень важный этап, так как именно причины определяют средства педагогического воздейст­вия. Каждая причина требует особого подхода.