Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1878

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Содержание внеклассной работы не во всех школах одинако­вое. На него оказывают влияние следующие факторы:

1. Традиции и особенности школы. Например, если в школе приоритет обучения, то во внеклассной воспитательной работе может преобладать познавательный аспект. В школе под патро­нажем религиозной конфессии внеклассная работа будет содер­жать соответствующие духовно-нравственные понятия. Экологи­ческое воспитание станет приоритетным в школе соответствую­щего профиля и пр.

2. Особенности возраста, класса, индивидуальности детей.

3. Особенности самого учителя, его интересы, склонности, ус­тановки. Если учитель стремится к получению высоких резуль­татов в обучении детей, то и во внеклассной работе он будет от­бирать то содержание, которое способствует достижению этой цели, т.е. организовывать познавательную деятельность. Для другого педагога важно в процессе обучения формировать лич­ность ученика, поэтому во внеклассной работе он будет отда­вать приоритет трудовой и творческой деятельностям; воздейст­вовать на школьников через организацию оздоровительно-спортивной деятельности будет педагог, любящий спорт.

Формы внеклассной работы - это те условия, в которых реали­зуется ее содержание. Форм внеклассной работы огромнейшее ко­личество. Это многообразие создает сложности в их классифика­ции, поэтому единой классификации нет. Предложены классифика­ции по объекту воздействия (индивидуальные, групповые, массовые формы) и по направлениям, задачам воспитания (эстетическое, фи­зическое, нравственное, умственное, трудовое, экологическое, эко­номическое).

Особенностью некоторых форм внеклассной работы в школе является то, что используются популярные в детской среде фор­мы, пришедшие из литературы, - «Тимуровская, шефская рабо­та», или из телевидения: КВН, «Что? Где? Когда?», «Угадай мело­дию», «Поле чудес», «Огонек» и др.

Однако непродуманный перенос телевизионных игр и конкурсов в формы внеклассной работы может снижать качество воспита­тельной работы. Например, игра «Любовь с первого взгляда» по­строена на сексуальном интересе к партнеру и может способство­вать преждевременному развитию сексуальности у детей. Подобная опасность таится и в конкурсах красоты «Мисс...», где внешность выступает в качестве престижной упаковки, поэтому подобные конкурсы могут вызвать комплекс неполноценности у некоторых детей и отрицательно сказаться на формировании положительной «Я-концепции».


Выбирая форму внеклассной работы, следует оценить ее вос­питательное значение с позиций ее цели, задачи, функций.

Методы и средства внеклассной работы представляют собой методы и средства воспитания (см. соответствующие разделы учебника), выбор которых определяется содержанием, формой внеклассной работы. Например, выбрав общеклассное занятие «Человек и космос», направленное на развитие познавательного интереса, развитие кругозора детей, педагог может использовать такие методы: беседа с детьми с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу; поручения детям под­готовить сообщения (своеобразный метод рассказа); метод игры будет применяться в различных вариантах: элемент сюжетно-ролевой игры, когда с помощью специальных игровых атрибутов (космического «шлема», «ракеты») одного из детей отправляют в «космос» и просят описать, что он видит; составление «плана по­лета», когда дети должны перечислить те виды работ, которые выполняют космонавты; расшифровать загадочные письмена, ос­тавленные на далекой планете (метод приучения в данной форме направлен на приучение детей к работе в группе через четкое рас­пределение обязанностей), и т.д.

В качестве средств на этом общеклассном занятии выступают: оформление класса (карта звездного неба, портреты космонавтов, фотографии из космоса); музыкальное оформление («космическая музыка», записи переговоров космонавтов, запуск космического корабля), игровые атрибуты, схема Солнечной системы, видеома­териалы, «послание чужой планеты», книги о космосе, рекомен­дуемые детям.

Итак, рассмотрев сущность внеклассной воспитательной рабо­ты через ее возможности, цели, задачи, содержание, формы, мето­ды и средства, можно определить ее особенности:

1. Внеклассная работа представляет собой совокупность различ­ных видов деятельности детей, организация которых в совокупно­сти с воспитательным воздействием, осуществляемым в ходе обуче­ния, формирует личностные качества ребенка.

2. Отсроченность во времени. Внеклассная работа - это прежде всего совокупность больших и малых дел, результаты которых от­срочены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом.

3. Отсутствие жестких регламентации. Педагог имеет боль­шую свободу выбора содержания, форм, средств, методов вне­классной воспитательной работы, чем при проведении урока. С одной стороны, это дает возможность действовать в соответ­ствии с собственными взглядами и убеждениями. С другой сто­роны, возрастает личная ответственность педагога за сделанный выбор. Кроме того, отсутствие жесткого регламента требует от учителя проявления инициативы.



4. Отсутствие контроля за результатами внеклассной работы. Если обязательный элемент урока - контроль за процессом ов­ладения учениками учебным материалом, то во внеклассной ра­боте такого контроля нет. Он не может существовать ввиду отсроченности результатов. Результаты воспитательной работы определяются эмпирически через наблюдение за учащимися в различных ситуациях. Более объективно оценить результаты данной работы может школьный психолог с помощью специ­альных средств.

Оцениваются, как правило, общие результаты, уровень развития индивидуальных качеств. Эффективность конкретной формы опре­делить очень сложно и подчас невозможно. Данная особенность дает педагогу преимущества: более естественная обстановка, не­формальность общения и отсутствие у учащихся напряжения, свя­занного с оценкой результатов.

5. Внеклассная воспитательная работа осуществляется на пе­ременах, после уроков, в праздничные, выходные дни, на канику­лах, т. е. во внеучебное время.

6. Внеклассная воспитательная работа имеет широкий круг возможности для привлечения социального опыта родителей и других взрослых.

Требования к внеклассной работе. Исходя из особенностей вне­классной воспитательной работы, назовем определяющие требо­вания к ней.

1. При организации и проведении внеклассной работы обяза­тельна постановка цели. Отсутствие цели порождает формализм, который разрушает отношения между педагогом и детьми, в ре­зультате эффективность воспитания может быть равной нулю или иметь отрицательные результаты.

2. Перед началом необходимо определить ожидаемые резуль­таты. Это помогает сформулировать задачи таким образом, чтобы они способствовали достижению общей цели - усвоению ребенком социального опыта и формированию позитивной сис­темы ценностей.

3. В воспитательной внеклассной работе необходим оптими­стический подход, опора на лучшее в каждом ребенке. Посколь­ку результаты в воспитательной работе отсрочены, то у педагога всегда есть шанс достичь положительного общего результата.

Это становится возможным, если ребенок с помощью педагога поверит в свои силы и захочет стать лучше.

4. Педагог-организатор должен обладать высокими личност­ными качествами. Во внеклассной работе велика роль контакта педагога с детьми, установление которого невозможно без опре­деленных личностных качеств педагога. Во внеклассной работе дети оценивают педагога прежде всего как личность и никогда не прощают фальши, двойной морали, отсутствие бескорыстного интереса к людям.


5. При организации внеклассной воспитательной работы педа­гог должен быть в постоянном творческом поиске, подбирая и создавая новые формы, отвечающие сложившейся в классе ситуа­ции. Творчество педагога является необходимым условием для эффективной внеклассной работы.

Организация внеклассной воспитательной работы. Для того чтобы данные требования могли быть реализованы в практиче­ской деятельности, предлагаем определенную последователь­ность организации внеклассной работы. Она может использо­ваться как при индивидуальной, так и при массовой работе.

1. Изучение и постановка воспитательных задач. Данный этап направлен на изучение особенностей школьников и коллектива класса для эффективного воспитательного воздействия и опреде­ление наиболее актуальных для сложившихся в классе ситуаций воспитательных задач.

Цель этапа - объективная оценка педагогической реальности, заключающаяся в определении ее положительных аспектов (лучшее в ребенке, коллективе), и того, что нуждается в корректировке, формировании и выборе наиболее важных задач.

Изучение осуществляется с помощью уже известных методов педагогического исследования, ведущим среди которых на дан­ном этапе является наблюдение. С помощью наблюдения педа­гог собирает информацию о ребенке и коллективе. Информа­тивным методом является беседа, причем не только с ребенком и классом, но и с родителями, учителями, работающими в классе; особое значение имеет беседа со школьным психологом, кото­рый не только расширит представления педагога, но и даст про­фессиональные рекомендации.

В индивидуальной работе большое значение имеет изучение продуктов деятельности ребенка: рисунков, поделок, стихотворе­ний, рассказов и т.д.

В изучении коллектива информативным является метод социометрии, с помощью которого педагог узнает о наиболее попу­лярных и непопулярных детях, наличии малых групп, характере взаимоотношений между ними.

2. Моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы заключается в том, что педагог создает в своем вообра­жении образ определенной формы. При этом следует использо­вать в качестве ориентиров цель, общие задачи, функции вне­классной работы.

Например, в классе есть мальчик, очень замкнутый
, не идущий на кон­такт с педагогом и детьми. Общая цель - формирование общительности, ведущая функция - формирующая в совокупности с развивающей. Допус­тим, изучение личности этого мальчика показало, что у него очень низкая самооценка и высокая тревожность, конкретные цели - повышение само­оценки, снятие тревожности, т.е. формирование положительной «Я-концепции». Дети в I классе доброжелательные, ласковые, но нелюбозна­тельные, с практически отсутствующим кругозором. Общая цель внекласс­ной работы - развитие познавательного интереса, ведущая функция - раз­вивающая, конкретная цель - расширение кругозора детей, формирование познавательной активности.

В соответствии с целью, задачами, приоритетными функция­ми внеклассной работы и результатами изучения подбираются конкретное содержание, формы, методы, средства.

Например, относительно уже упоминавшегося замкнутого мальчика учитель заметил, что напряжение ребенка спадает на уроках рисования, он с удовольствием рисует, охотнее идет на контакт с педагогами. Выбрав в качестве содержания творческую деятельность, педагог на первом этапе работы с ребенком организует общеклассное занятие, на котором дети соз­дают коллективное панно «Бабочки и цветы», раскрашивают трафареты бабочек и прикрепляют их к цветам. В данной работе качество не имеет решающего значения и ребенок «обречен» на успех. Педагог использует метод поощрения, восхищаясь общим результатом, выделяет работу данно­го ребенка, отмечает значение его работы для общего результата.

В случае с классом, где у детей низкая познавательная активность, пе­дагог выбирает в качестве содержания познавательно развивающую дея­тельность детей, форму - экскурсию в Политехнический музей по теме «Часы».

И в этом и в другом случае он тщательно продумывает предстоящую рабо­ту, чем детальнее будет образ, тем больше нюансов он может заранее учесть.

3. Практическая реализация модели направлена на осуществле­ние задуманной воспитательной работы в реальном педагогиче­ском процессе.

4. Анализ проведенной работы направлен на сравнение модели с реальным воплощением, выявление удачных и проблемных моментов, их причин и последствий. Очень важен элемент по­становки задачи для дальнейшей воспитательной работы. Дан­ный этап очень важен для корректировки воспитательных задач, содержания, форм и планирования дальнейшей внеклассной ра­боты.