Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1868

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел IV ВОПРОСЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Глава 19 СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

1. Среда развития ребенка в структуре государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Среда развития ребенка - это комплекс материально-тех­нических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетиче­ских, психолого-педагогических условий, обеспечивающих орга­низацию жизни детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении.

Названные условия призваны удовлетворять жизненно важные - витальные - потребности человека, обеспечивать его безопас­ность, охрану жизни и здоровья. Кроме того, они должны отве­чать его духовным и социальным потребностям - познаватель­ным, эстетическим, общекультурным, потребности в общении с другими людьми.

Материально-технические и санитарно-гигиенические условия составляют первичную основу организации деятельности любого детского сада.

Соответствие этих условий необходимым требованиям устанав­ливается в процессе лицензирования образовательного учреждения. Эти необходимые требования включают: наличие помещений для пребывания детей в ДОУ, проведения режимных моментов, органи­зации питания, осуществления медицинских процедур и реализации образовательного процесса. В детском саду обычно имеются груп­повые помещения для игр и занятий, спальни, пищеблоки, санитар­ные узлы, специально выделенная и огороженная территория уча­стка для прогулок, игр и занятий на воздухе. Помещения и уча­сток оснащены мебелью и специальным оборудованием - игро­вым, медицинским, учебным. При этом площади (размеры) поме­щений должны соответствовать определенным нормативам -строительным нормам и правилам (СНИПам), которые гаранти­руют охрану жизни и здоровья воспитанников. Нормативы опре­деляют минимальные требования, например обозначают размер площади в соответствии с числом воспитанников, которые на ней находятся. Норматив может быть изменен только в сторону уве­личения указанной в нем площади. Таким образом, норматив яв­ляется регулятором организации жизни в детском саду, защи­щающим ребенка от неблагоприятных или опасных ситуаций, и обеспечивает его безопасность, а также охрану жизни и здоровья.

Кроме того, нормативы определяют показатели освещенности, невыполнение которых может отрицательно сказаться как на зре­нии ребенка, так и на общем состоянии его здоровья. Безопасность воспитанников обеспечивается также устройством мебели и обору­дования. Шкафы в помещениях должны быть устойчивыми, полки надежно укреплены на стенах, столы и стулья не должны иметь слишком острых углов, а лестничные марши должны быть надежно огорожены. Все эти меры направлены на предотвращение детского травматизма и других несчастных случаев.


В образовательном учреждении должны соблюдаться меры противопожарной безопасности, в том числе должно быть проти­вопожарное оборудование.

Важнейшее значение для здоровья детей имеет также санитар­ное состояние помещений, отсутствие пыли, чистота воды и воз­духа и др.

Эргономические, эстетические и главным образом психоло­го-педагогические условия составляют основу организации собственно образовательного процесса. Соответствие этих ус­ловий определенным требованиям устанавливается в процессе аттестации дошкольного образовательного учреждения. Эти требования являются составной частью государственного обра­зовательного стандарта дошкольного образования.

Государственный стандарт дошкольного образования пред­ставляет собой государственные требования к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения ребенка в дет­ском саду.

Государственные требования к психолого-педагогическим ус­ловиям воспитания и обучения состоят из трех основных компо­нентов: 1) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учрежде­нии (к программам и педагогическим технологиям); 2) требова­ний к характеру взаимодействия педагогов с детьми; 3) требова­ний к среде развития ребенка.

2. Роль среды в образовании ребенка дошкольного возраста

Почему же требования к развивающей среде являются компо­нентом государственного образовательного стандарта? Ответ на этот вопрос связан прежде всего со спецификой дошкольного воз­раста, с теми особенностями, которыми дошкольник отличается от более старших субъектов образования. Ребенок дошкольного возраста, как правило, еще не умеет читать. Даже те элементарные навыки чтения, которые складываются к концу дошкольного воз­раста у отдельных детей, не позволяют им самостоятельно ис­пользовать книгу. Социальный опыт и новые сведения об окру­жающем маленький ребенок получает от других людей, в первую очередь от взрослых (педагогов и родителей) в непосредственном общении с ними. Другим источником знаний, социального опыта и развития ребенка является среда пребывания ребенка. Поэтому очень важно, чтобы эта среда была именно развивающей.

Развивающая среда создает благоприятные условия для обуче­ния ребенка в процессе его самостоятельной деятельности: ребенок осваивает свойства и признаки предметов (цвет, форма, фактура), овладевает пространственными отношениями; постигает социаль­ные отношения между людьми;

узнает о человеке, животном и рас­тительном мире, временах года и т.д.; овладевает миром звуков, приобщается к музыкальной культуре; развивается физически, по­знает особенности устройства собственного организма; экспери­ментирует с цветом, формой, создает продукты собственного твор­чества; приобретает полезные социальные навыки и т.д. Иными словами, среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобраз­ной формы самообразования маленького ребенка. При этом развива­ются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки (навыки общения). Происходит развитие личности.

Разумеется, в условиях самостоятельной деятельности детей развивающей среды еще недостаточно для полноценного разви­тия ребенка. В педагогическом процессе самостоятельная дея­тельность ребенка обязательно сочетается со специально органи­зованными занятиями. Занятия и самостоятельная (нерегламен­тированная взрослым) деятельность детей - это две основные формы обучения дошкольника в детском саду. При этом органи­зация занятий обеспечивается соответствующими образователь­ными программами и технологиями, а также определенными способами и средствами взаимодействия взрослого с ребенком (характером взаимодействия педагога с детьми).

3. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования

До введения в действие государственных образовательных стандартов действуют временные (примерные) требования к дея­тельности дошкольного образовательного учреждения. Эти тре­бования утверждены приказом Министерства образования Рос­сийской Федерации (приказ № 448 от 22.08.96). Раздел этого до­кумента посвящен среде развития ребенка и представлен в сле­дующем параграфе данного учебника.

ВРЕМЕННЫЕ (ПРИМЕРНЫЕ) ТРЕБОВАНИЯ К СРЕДЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

1. В ДОУ созданы условия для развития детей младенческого возраста (от 2 месяцев до 1 года).

1.1. Помещение, в котором находятся младенцы, обеспечивает ребенку возможность постоянного визуального контакта со взрослыми, чтобы он мог наблюдать за ними, адресоваться к ним, не испытывать дискомфорта от оди­ночества и изоляции.


1.2. В помещении имеется манеж или другое оборудование, обеспечиваю­щее безопасность в период бодрствования ребенка.

1.3. Помещение имеет утепленный пол для-игр ползающих детей.

1.4. В группе имеется оборудование для игр в сидячем положении (столики с выдвигающимися стульчиками и др.).

1.5. Имеется оборудование для развития двигательной активности детей (горка, качели, тренажеры, ходунки и пр.).

1.6. В манеже, на пеленальном столике и в комнате имеются зеркала, в ко­торых ребенок отражается во весь рост.

1.7. В помещении имеются красочные картинки, игрушки для самостоя­тельного и совместного со взрослым восприятия.

1.8. Детей обеспечивают материалами, стимулирующими исследователь­скую и манипулятивную деятельность (ярко окрашенными, звучащими игруш­ками разнообразной формы; куклами типа «неваляшки» и др. с человеческим лицом; игрушками и предметами разной фактуры, в том числе и предметами домашнего обихода: ложками, крышками, катушками, лоскутами и т. п.).

1.9. К кроватке маленьких детей подвешиваются погремушки так, чтобы ребенок мог их достать.

1.10. В группе имеются сюжетные игрушки (детская мебель, посуда и пр.).

1.11. Имеются детские музыкальные инструменты, озвученные игрушки.

1.12. Имеется проигрыватель с пластинками или магнитофон.

1.13. Имеются книжки с картинками, мелки, краски, цветные карандаши, картон.

1.14. Помещение имеет пространство для организации игр с перемещени­ем, движений под музыку, для свободного доступа детей к игрушкам.

2. В ДОУ созданы условия для развития детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет).

2.1. В группах имеется игровой материал для познавательного развития детей (мозаики, матрешки, пирамидки, панели с отверстиями разных геомет­рических форм и соответствующие вкладыши, коробки разных размеров, банки с крышками, разноцветные кубики, мячи, машинки и пр.; книжки с цветными картинками).

2.2. Имеется игровой материал для сюжетных игр детей (куклы и живот­ные разных размеров, одежда для кукол, игрушечная мебель, строительные материалы различных форм и цветов, игрушечные телефоны, декорации для кукольного театра, неоформленный материал: кубики, палочки, лос­кутки ткани и др.).

2.3. Имеется игровой материал и оборудование для музыкального раз­вития детей (игрушечные музыкальные инструменты; аудиовизуальные средства: проигрыватель с набором пластинок или магнитофон и пр.).

2.4. Имеются материалы и оборудование для продуктивной и творче­ской деятельности детей (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, каранда­ши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, глина,
столы для работы с различными материалами, доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, баночки для воды и пр.).

2.5. Все материалы пригодны для работы: карандаши отточены, флома­стеры свежие, кисти исправные и чистые.

2.6. Имеются игрушки для игр во время прогулок (ведёрки, лопатки, формочки, совочки и пр.).

2.7. Имеются игры и оборудование для развития ходьбы и других движений детей (игрушки, которые можно катать, бросать; горки, тренажеры, скамейки).

2.8. Игрушки в помещении расположены по тематическому принципу с тем, чтобы каждый ребенок мог выбрать себе занятие по душе и не мешал сверстникам.

2.9. В помещении есть место для совместных игр детей (столики, открытое пространство для подвешенных игрушек и др.).

2.10. Все игрушки и материалы для работы доступны детям.

2.11. Помещение украшено яркими картинками на стенах, цветами.

2.12. В группах имеется оригинальный дидактический материал, изготов­ленный сотрудниками (для развития сенсорики, тонкой моторики рук, сюжет­ных игр и пр.).

3. В ДОУ имеются дидактические средства и оборудование для всесторон­него развития детей.

3.1. Имеются аудиовизуальные средства (диапроекторы с набором слай­дов, проигрыватели с набором пластинок, магнитофоны с кассетами, эпидиа­скопы и т. п.).

3.2. Имеются альбомы, художественная литература и пр. для обогащения детей впечатлениями.

3.3. В группах имеются дидактические игры (лото, домино, наборы карти­нок), различные сюжетные игровые наборы и игрушки («Айболит», детский телефон, разнообразные звучащие игрушки и т. п.) для развития детей в разных видах деятельности.

3.4. Имеются игры для интеллектуального развития (шахматы, шашки и др.).

3.5. Имеются игрушки и оборудование для сенсорного развития.

3.6. Имеется наглядный и иллюстративный материал.

3.7. Созданы условия для совместной и индивидуальной активности детей (в том числе «уголки уединения»).

4. В ДОУ созданы условия для охраны и укрепления здоровья детей.

4.1. Имеется медицинское оборудование для проведения лечебных и про­филактических мероприятий (установка тубус-кварц, оборудование для фито-терапии, электрофорез, оборудование для озонирования воздуха и др.).

4.2. Имеются специально выделенные помещения, оснащенные медицин­ским оборудованием (зубоврачебный, процедурный, физиотерапевтический кабинеты, кабинет для медицинского осмотра детей, изолятор и др.).