Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1866

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4.3. Имеется сауна.

4.4. Имеется фитобар.

5. В ДОУ имеются специальные помещения для коррекционной работы с детьми.

5.1. Кабинет логопеда.

5.2. Кабинет психолога.

5.3. Комната психологической разгрузки.

5.4. Другое.

6. В ДОУ созданы условия для художественно-эстетического развития детей.

6.1. Имеется специально оборудованное помещение для изостудии.

6.2. Эстетическое оформление помещений способствует художественно­му развитию детей (экспозиции картин, гравюр, произведений народного творчества; выставки авторских работ сотрудников ДОУ, детей, родителей; цветы и пр.).

6.3. В группах в свободном доступе для детей имеются необходимые ма­териалы для рисования, лепки и аппликации, художественного труда (бумага разных видов, форматов и цветов, пластилин, краски, кисти, ка­рандаши, цветные мелки, природный и бросовый материал и др.).

7. В ДОУ созданы условия для развития театрализованной деятельности детей.

7.1. Имеется специальное помещение для театрализованной деятельности.

7.2. Имеются подсобные помещения (костюмерная, гримерная и пр.).

7.3. Имеются разнообразные виды театров (би-ба-бо, теневой, настоль­ный и пр.).

7.4. Имеется разнообразное оснащение для разыгрывания сценок и спек­таклей (наборы кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, маски, теат­ральные атрибуты и пр.).

7.5. В группах имеются атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых, режиссерских игр, игр-драматизаций, а также материал для их изго­товления.

8. В ДОУ созданы условия для развития детей в музыкальной деятельности.

8.1. Имеется музыкальный зал.

8.2. Имеются музыкальные инструменты (пианино, рояль, аккордеон и др.).

8.3. Имеются детские музыкальные инструменты (бубны, погремушки, ме­таллофоны и др.).

8.4. Имеются музыкально-дидактические игры и пособия (в том числе альбомы, открытки, слайды и др.).

8.5. В группах оборудованы музыкальные уголки.

8.6. В группах имеются музыкальные игрушки.

8.7. Создана музыкальная среда (музыка сопровождает занятия, режимные моменты, звучит колыбельная при укладывании спать и др.).

9. В ДОУ созданы условия для развития конструктивной деятельности детей.

9.1. В группах имеются мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительные материалы.

9.2. В группах имеются разнообразные конструкторы (деревянные, метал­лические, пластмассовые, с различными способами соединения деталей).

9.3. Имеются мозаики, танграммы, разрезные картинки.

9.4. Имеется бросовый и природный материал для художественного кон­струирования.


10. В ДОУ созданы условия для развития экологической культуры детей.

10.1. Имеются наглядные пособия, иллюстративный материал для разви­тия экологической культуры (альбомы, наборы картин, муляжи, дидактиче­ские игры и пр.).

10.2. В группах имеются уголки озеленения (комнатные растения).

10.3. В дошкольном образовательном учреждении содержатся животные (птицы, рыбки, черепаха и пр.).

10.4. На участке созданы условия для выращивания и ухода за растениями (сад, огород, цветники, ягодники и пр.).

10.5. Имеется отдельное помещение, оборудованное под уголок живой природы (зимний сад, зооуголок и др.).

10.6. На участке имеется уголок леса.

10.7. На участке имеется экологическая тропа.

10.8. Другое.

11. В ДОУ созданы условия для развития представлений о человеке в исто­рии и культуре.

11.1. Имеются подборки книг и открыток, комплекты репродукций, игры и игрушки, знакомящие с историей, культурой, трудом, бытом разных наро­дов, с техническими достижениями человечества.

11.2. Имеется уголок краеведения («изба», комната быта и пр.).

11.3. Имеются образцы предметов народного быта.

11.4. Имеются образцы национальных костюмов (куклы в национальных костюмах и др.).

11.5. Имеется художественная литература (сказки и легенды народов мира, популярные издания античных, библейских, евангельских сюжетов, Корана и пр.).

11.6. В группах имеются настольно-печатные и дидактические игры, зна­комящие с правилами дорожного движения.

11.7. На участке имеется автогородок, моделирующий транспортную сре­ду города.

11.8. Другое.

12. В ДОУ созданы условия для физического развития детей.

12.1. Имеется спортивный зал.

12.2. Имеется плавательный бассейн.

12.3. На участке имеется плескательный бассейн.

12.4. В группах имеются инвентарь и оборудование для физической актив­ности детей, массажа (мини-стадионы, спортивный инвентарь, массажные коврики, маты, тренажеры и т. п.).

12.5. Имеется спортивный инвентарь для физической активности детей на участке (мячи, обручи, санки, лыжи, велосипеды и т.п.).

12.6. На участке созданы условия для физического развития детей (стадион, беговая дорожка, полоса препятствий, спортивно-игровое оборудо­вание, яма для прыжков и др.).

12.7. Другое.

13. В ДОУ созданы условия для формирования у детей элементарных ма­тематических представлений.

13.1. В группах имеется демонстрационный и раздаточный материал для обу­чения детей счету, развитию представлений о величине предметов и их форме.



13.2. Имеются материал и оборудование для формирования у детей пред­ставлений о числе и количестве (касса цифр, весы, мерные стаканы и др.).

13.3. Имеется материал для развития пространственных (стенды, доски со схемами и др.) и временных (календари, часы: песочные, солнечные, с цифер­блатом и др.) представлений.

13.4. Оборудован компьютерный класс.

13.5. Другое.

14. В ДОУ созданы условия для развития у детей элементарных естествен­но-научных представлений.

14.1. Имеются материалы и приборы для демонстрации и детского экспери­ментирования (глобусы, карты, макеты, наборы открыток и иллюстраций, на­стольно-печатные игры, магниты, очки, лупы и др.).

14.2. Имеются уголки для детского экспериментирования (в том числе для игр с водой, с песком и др.).

15. В ДОУ созданы условия для развития речи детей.

15.1. Имеется библиотека для детей.

15.2. Имеется специальное помещение для занятий иностранным языком (в том числе оборудованное как лингафонный кабинет).

15.3. Имеется библиотека для сотрудников, родителей.

15.4. Имеются наборы картин и настольно-печатные игры по развитию речи.

15.5. Другое.

16. В ДОУ созданы условия для игровой деятельности детей.

16.1. Имеется специальное помещение, оборудованное для игр («комната сказок» и др.).

16.2. На участках имеется игровое оборудование.

16.3. В групповых комнатах, раздевалках, спальнях и пр. выделено про­странство для игры и имеется игровое оборудование.

16.4. В ДОУ имеются игры и игрушки для различных видов игр: сюжетно-ролевой, подвижных, спортивных, дидактических и пр.

16.5. В группах имеется неоформленный материал, который может быть использован в качестве предметов-заместителей.

4. Традиционные и новые подходы к созданию развивающей среды

В дошкольном образовании за последние годы сложилась но­вая система нормативно-правовых, административных, экономических, социокультурных условий, позволяющая дошкольным учреждениям реально осуществлять реформу своей деятельности. Это касается и изменений среды развития ребенка. Здесь наблю­даются новые позитивные изменения при сохранении лучших традиций системы.

Работники дошкольных учреждениях стараются создать домаш­нюю и уютную обстановку в детском саду. В некоторых детских садах экспонируются фотографии детей и членов их семей, детские рисунки. Причем рисунки каждого ребенка независимо от качества время от времени участвовали в этих экспозициях. Появляются уютные уголки с мягкой мебелью, предметами домашнего интерье­ра. Все это позитивно влияет на эмоциональное благополучие ре­бенка, создает у него чувство уверенности в себе и защищенности, повышает самооценку ребенка, создает чувство сопричастности к жизни детского сада.


В последние годы в некоторых детских садах появились об­щие столовые: выделяется и оборудуется специальное помещение, куда приходят на завтрак или обед дети из разных возрастных групп. Такая организация среды создает широкие возможности для приобщения ребенка к культуре поведения во время еды, приобре­тения социального опыта младшими детьми на примере старших. Это также способствует поддержанию чистоты в групповых поме­щениях и разгрузке персонала.

Современные формы организации среды в ряде детских садов предусматривают также оборудование и использование участка для разнообразных форм педагогической работы с детьми и реализа­ции разных видов их активности. С этой целью на участке выделя­ются спортивные площадки, оснащенные стационарным и вынос­ным (велосипеды, педальные машины, самокаты, мячи, скакалки, лыжи и др.) оборудованием для проведения подвижных игр, спор­тивных развлечений, в том числе подгрупповых и индивидуальных; элементов спортивных игр (волейбол, баскетбол, футбол, бадмин­тон, настольный теннис и пр.); утренней гимнастики и физкультур­ных занятий. Кроме того, для реализации двигательной активности детей на участке оборудуют «полосу препятствий», размечают бе­говую (зимой лыжную) дорожку, заливают зимой каток, соору­жают плескательный бассейн. Для охраны и укрепления здоро­вья детей проводится озеленение участка, при этом создаются уголки-огороды, цветники, ягодники; «уголки» сада, леса, поля, которые могут использоваться в педагогическом процессе для развития у ребенка основ экологического сознания. С этой же целью оформляется «экологическая тропа» - сочетание природ­ного ландшафта, растительного и животного мира (например, насекомых, земноводных и др.).

Для ознакомления детей с правилами уличного движения соз­даются «автодромы» и «площадки ГАИ» со светофорами, дорож­ными знаками и др.

К сожалению, большинство дошкольных учреждений не ис­пользует достаточно эффективно участок в педагогическом процессе, ограничиваясь традиционными прогулками и подвижными играми на воздухе. Кроме того, в современных условиях социаль­ной нестабильности оптимальные модели устройства участка реа­лизуются с большими трудностями из-за недостаточного финанси­рования, разных правонарушений (воровство, разрушение и пр.).

К позитивным традициям следует отнести появление изосту­дий, компьютерных классов; залов для занятий хореографией, оборудованных станками, зеркалами; «комнат сказок», в которых организуются коллективные игры детей и их театрализованная деятельность. В ряде случаев специально оборудуются театраль­ные студии, комнаты национального быта, где дети приобщаются к фольклору, национальным традициям, элементарным основам домоводства.


Во многих дошкольных учреждениях групповые помещения, как правило, были организованы на основе выделения зон для разных видов детской деятельности - игры, конструирования, двигательной активности, для наблюдения и ухода за растениями и животными и пр. Эти положительные традиции сохраняются. В новых условиях раскрепощения системы дошкольного образо­вания педагоги проявляют творческий подход и высокую изо­бретательность. В детских садах имеются мольберты, кусочки линолеума на полу и на стене для рисования карандашами и мелками, станки для лепки и другое оборудование для самостоя­тельной изобразительной деятельности детей; уголки с разными видами театра (пальчиковый, би-ба-бо, теневой и др.) и набора­ми музыкальных инструментов; уголки природы, в том числе для игр с водой и песком, не только позволяющие ухаживать за растениями и животными, но и обеспечивающие детям возмож­ность релаксации и отдыха.

Новые модели устройства помещения позволяют ребенку, с одной стороны, участвовать в совместной деятельности со свер­стниками, а с другой - побыть одному, что очень важно для детей ослабленных. С этой целью создаются разнообразные «уголки уединения» с использованием ширм, стенных шкафов, нестан­дартного оборудования для игры и отдыха ребенка. В группах имеются мини-стадионы и спортивный инвентарь, позволяющие реализовать ребенку двигательную активность. Более рациональ­но стали использоваться все помещения - групповые комнаты, спальни, раздевалки, коридоры для размещения этих разнообразных зон. Именно такое гибкое полифункциональное использова­ние пространства позволяет создать условия для развития ребенка и его эмоционального благополучия, дает ему возможность сво­бодно передвигаться по детскому саду, вступать в общение с детьми других возрастных групп и с разными взрослыми, делает его истинным хозяином дошкольного учреждения.

Вместе с тем во многих дошкольных учреждениях жизнь одно­возрастных групп организуется по принципу закрытой системы, что ограничивает социальные контакты ребенка с другими деть­ми и взрослыми. Практикуется также негибкое использование помещений, зачастую провоцирующее учебно-дисциплинарные формы работы с детьми. Например, фиксированное расположе­ние столов и стульев с неизбежностью приводит к тому, что ма­ленькие дети сидят «за партами» в неудобных застывших позах, что отрицательно сказывается на их осанке, физическом и пси­хологическом самочувствии, не способствует реализации их ин­дивидуальных творческих способностей.