Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1846

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Кроме основных образовательных программ в образовательном учреждении могут реализовываться дополнительные образователь­ные программы (факультативы, курсы по желанию родителей и де­тей, программы дворцов детского творчества и т.д.).

Образовательные учреждения. Прямыми задачами образова­тельного учреждения являются обучение и воспитание учащихся.

К числу образовательных учреждений относятся детские сады. Для них главной задачей является обеспечение содержания и вос­питания. Если в школе главной задачей выступает обучение, то в детском саду основная задача - воспитание.

Таким образом, образовательным учреждением можно назвать только то учреждение, которое решает эти две задачи одновремен­но. Поэтому образовательным называется учреждение, осуществ­ляющее образовательный процесс, т. е. реализующее одну или несколь­ко образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

По своим организационно-правовым формам образователь­ные учреждения могут быть государственными, муниципальны­ми, негосударственными (частными, учреждениями обществен­ных и религиозных организаций).

В связи с тем что образовательные учреждения реализуют раз­личные образовательные программы и работают с учащимися раз­ного возраста, уровня подготовки и способностей, различают образовательные учреждения нескольких типов. К образователь­ным относятся учреждения следующих типов:

1. Дошкольные.

2. Общеобразовательные (начального, основного и среднего общего образования).

3. Профессиональные (начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования).

4. Дополнительного образования (детей, взрослых).

5. Специальные (коррекционные) для обучающихся с отклоне­ниями в развитии.

6. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попе­чения родителей.

7. Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Образовательные учреждения каждого типа могут подразде­ляться на виды (внутри своего типа). Сегодня, выбирая для сво­его ребенка школу, родители часто сталкиваются с проблемой, куда его отдать учиться: в гимназию, лицей, а может, в колледж? Все эти многообещающие названия обозначают вид общеобра­зовательного учреждения. Поступая в учебное заведение средне­го профессионального образования, мы можем оказаться перед аналогичным выбором. Куда лучше поступать - в педучилище или в педколледж?


В Москве кроме обычного общеобразовательного учреждения (школы) официально утверждены еще три вида общеобразова­тельных учреждений (распоряжение премьера Правительства Мо­сквы от 19 февраля 1996 г. № 151-РП). К ним относятся гимназия, лицей и школа с углубленным изучением отдельных предметов.

Гимназия - вид общеобразовательного учреждения, ориенти­рованного на формирование широко образованной интелли­гентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук. Она функционирует в составе V-XI классов. Образование в гимна­зии дается на широкой гуманитарной базе с обязательным изу­чением нескольких (не менее двух) иностранных языков.

Лицей может открываться только на базе профильного выс­шего учебного заведения. Совместно с вузом лицей образует учебный комплекс. Обучаются в нем учащиеся старших (начиная с VIII) классов. Лицей предназначен для проведения повышен­ной подготовки по отдельным предметам, осуществления ран­ней профилизации учащихся и подготовки выпускников к осоз­нанному выбору профессии, самостоятельному творческому обучению в вузе.

Общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов дает расширенное, углубленное образование по отдель­ному или нескольким предметам одной, выбранной области знаний и осуществляет раннюю профилизацию в соответствующей области знаний. Для реализации разработанной образовательной програм­мы школа может привлекать профессорско-преподавательский со­став вузов, сотрудников научно-исследовательских учреждений, учреждений культуры. Такая школа включает в себя все три ступе­ни с I по XI класс.

Кроме этих, утвержденных официально, в России образуются и действуют и другие виды общеобразовательных учреждений. Широкое распространение получили такие виды, как воскресные школы, авторские школы, учебные комплексы «детский сад -школа» и др.

Органы управления образованием. Все мы знаем, что Россий­ская Федерация состоит из различных субъектов Федерации (Чувашия, Татарстан и др.), и поэтому управление всей хозяйст­венной деятельностью в стране осуществляется на двух уровнях: общегосударственном и на уровне конкретного субъекта Федера­ции. Кроме того, управление на местах - в городе, районе - осуще­ствляется органами местного управления (третий уровень).

Подобно этой хозяйственной системе управления построено и управление образованием. Оно включает в себя органы управле­ния трех уровней.



Первый, федеральный, уровень включает в себя органы управ­ления образованием общегосударственного значения. К ним от­носятся федеральные органы управления образованием (Министерство общего и профессионального образования Рос­сийской Федерации и другие федеральные органы, имеющие от­ношение к системе образования).

Второй уровень органов управления образованием - это уро­вень субъектов Российской Федерации (Министерство образова­ния Чувашии, Департамент образования г. Москвы, Министерст­во образования Ростовской области и т. д.).

К третьему, местному, уровню относятся районные и город­ские органы управления образованием (управления образованием при местных администрациях).

К ведению федеральных органов управления образованием от­носятся вопросы стратегического характера. Основными являют­ся следующие:

1) формирование и осуществление федеральной политики в об­ласти образования;

2) разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования (в том числе Федеральной про­граммы развития образования);

3) установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;

4) разработка и утверждение типовых положений об образова­тельных учреждениях, установление порядка их создания, реорга­низации и ликвидации;

5) установление перечней профессий и специальностей, по ко­торым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;

6) установление порядка лицензирования, аттестации и государ­ственной аккредитации образовательных учреждений;

7) установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Органы управления образованием субъектов Федерации опре­деляют особенности реализации федеральных законов и нормати­вов в своих регионах. В их ведении находятся:

1) формирование законодательства субъектов Российской Фе­дерации в области образования;

2) разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования;

3) установление национально-региональных компонентов го­сударственных образовательных стандартов;

4) определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений
;

5) формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование, установление местных налогов на образование и т.д.

3. Формы получения образования

Образовательное учреждение в своей деятельности реали­зует одну или несколько образовательных программ. Однако формы освоения гражданином Российской Федерации обра­зовательной программы могут быть различны. В соответст­вии с Законом Российской Федерации «Об образовании» ос­воение образовательной программы допускается:

1) в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной;

2) в форме семейного образования, самообразования, экстер­ната.

Первая форма характеризуется тем, что в ходе образования по­стоянно существует связь «обучаемый - преподаватель». Эта связь может осуществляться в ходе непосредственного общения (при очном и очно-заочном обучении) или через контрольные работы (при заочном обучении).

При второй форме освоения образовательной программы обу­чаемый только сдает экзамены по определенным частям образо­вательной программы. При этом преподаватели не следят за про­цессом его подготовки. Вся ответственность за качество освоения образовательной программы лежит на родителях ребенка и на нем самом.

Первая и вторая формы получения образования принципиально различны. Однако Закон Российской Федерации «Об образовании» разрешает сочетание этих различных форм. Следовательно, любой ребенок, обучающийся в школе, из любого класса может быть пе­реведен на вторую форму обучения сроком на один, два и более лет. Для этого необходимо только желание родителей и оформле­ние соответствующих документов.

Контрольные вопросы

1. Что объединяет система образования? Какой элемент в системе появил­ся последним и с чем это связано?

2. Каковы основные принципы образовательной политики Российской Федерации?

3. Что такое образовательные программы? Какие существуют образова­тельные программы?

4. Из каких элементов состоят образовательные программы?

5. В каком случае учреждение можно назвать образовательным?

6. Какие существуют типы образовательных учреждений?

7. Какие существуют виды образовательных учреждений?

8. По какому принципу построено управление образованием?

9. Какие вопросы относятся к ведению органов управления федерального и местного уровней?

10. Какие существуют формы получения образования?

Литература


Днепров Э.Д. Пересмотр Закона РФ «Об образовании»: опасности и необ­ходимость. - М., 1995.

Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. - М., 1994.

О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании». - М., 1996.

Харламов И. Ф. Педагогика. - М., 1990.

Глава 22 ИННОВАЦИИ И РЕФОРМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ В 80-90-х ГОДАХ

Изменения как постоянный процесс. Если внимательно взгля­нуть на развитие человека и всего человеческого общества в це­лом, можно увидеть, что идут два процесса. Первый - это развитие человека как существа, т.е. открытие им новых знаний, освоение неизвестных ранее умений, накопление опыта поведения. Второй -развитие всего общества в целом - принятие новых, более демокра­тичных и человечных ценностей, норм, установление более гуман­ных отношений, повышение материального уровня. Таким обра­зом, можно сказать, что каждое последующее общество совершен­нее предыдущего.

Общество не является чем-то постоянным и неизменным, оно представляет собой единый организм, способный к преобразова­нию и находящийся в постоянном процессе преобразования. Ка­ждое изменение в обществе есть продукт совместного труда его членов, который складывается частично из результата сотрудни­чества современников, а частично из результатов труда предшест­венников. Поэтому всегда существует связь между предыдущими и сегодняшними изменениями.

Изменения характерны не только для нашего времени, нашего общества и нашей жизни - они отражают одно из основных свойств природы вообще, являясь отражением и выражением веч­ного человеческого беспокойства, борьбы человека за лучшую жизнь, постоянного поиска чего-то нового, лучшего. Однако надо отметить, что, если в недавнем прошлом такие изменения проис­ходили очень медленно, то сегодня скорость и количество их уве­личиваются. С развитием науки и техники растет число областей, в которых возможны эти изменения. Высокий уровень технологий позволяет совершать любые изменения довольно быстро. Ско­рость проведения, внедрения изменений является весьма красно­речивым показателем и поэтому его часто используют для харак­теристики уровня развития общества.