Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1842

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Значение изменений для развития общества. Опыт многих стран показывает, что вложения в инновации многократно окупаются, так как приживаются в основном наиболее жизнеспособные и исключительно рентабельные варианты. Во многих странах се­годня уровень благосостояния все больше измеряется количест­вом инноваций и степенью их применения. Поэтому если раньше общества и системы образования и воспитания могли довольст­воваться новшествами, носителями которых были одиночки-энтузиасты, то сегодня нововведения требуют организованного, планомерного, массового и общественного, а не частного к ним отношения. О новшествах начинают беспокоиться экономиче­ские структуры, государство, все общество.

Для образования внедрение инноваций также является основ­ным путем повышения эффективности, а поэтому буквально все страны стремятся вводить в системе образования как можно больше новшеств.

Все это требует, чтобы инновационная деятельность во всех об­ластях труда велась во взаимосвязи с общественным развитием и всегда носила организованный и плановый характер.

Взаимосвязь нововведений в обществе и образовании. Образо­вание как общественная функция отражает изменения в обществе. Можно сказать, что уровень развития системы образования есть следствие или результат определенного уровня развития общест­ва. Однако есть и обратная связь. Сама система образования ока­зывает влияние на общество и на его развитие. Она может уско­рять или тормозить развитие общества. И в этом смысле измене­ния в образовании являются не только следствием, но и необхо­димым условием дальнейшего общественного развития.

Исследования показывают, что без профессионально подго­товленных и образованных кадров нет общественно-эконо­мического прогресса.

Преобразования в обществе и образовании находятся во взаи­модействии. Изменения в общественном развитии определяют изменения в образовании и, наоборот, изменения в образовании создают предпосылки для новых изменений в общественном раз­витии. Поэтому в развитии образования в различных странах встречаются как идентичные, или сходные, тенденции, так и очень большие различия.

Когда речь идет о связи изменений в обществе и изменений в системе образования, следует подчеркнуть, что здесь существуют две точки зрения. Одни считают, что в первую очередь необходимо совершенствовать изменения в общественных отношениях, улуч­шать экономическое положение образовательных учреждений. При этом изменения в педагогической технологии ими считается второ­степенной задачей. Они полагают, что реформа не требует никаких радикальных изменений в педагогическом мастерстве, методиках, содержании образования.


Другие, наоборот, во внутренней перестройке системы образо­вания видят только движение, способное усовершенствовать лишь систему образования. Они полагают, что школьные реформы спо­собны осуществить незначительные изменения в организации, в методах, средствах и формах образовательной и воспитательной работы.

Если первые реформу в системе образования считают задачей общества, то вторые относятся к ней как к делу работников про­свещения. Это значит, что и те и другие не видят или не хотят видеть взаимосвязанности реформы образования с другими ви­дами общественной деятельности и соответственно всего обще­ства. Эти две области не только связаны между собой, но они активно взаимодействуют друг с другом и обусловливают вза­имное развитие.

Не все инновации в образовании являются следствием только изменений в общественных отношениях или в сфере экономики и финансов. Конечно, часть педагогических инноваций стано­вится реальностью только при определенных общественных от­ношениях. К примеру, основным условием развития процесса гуманизации образования стали политические преобразования в обществе и изменение экономических механизмов функциони­рования общества. Однако основная масса чисто педагогическо­го инструментария образовательного процесса формируется ра­ботниками образовательной сферы. Эта как бы внутренняя, чис­то педагогическая, часть изменении наращивается на базе тех социальных условий, экономических и политических структур, которые создало себе общество.

Взаимосвязь общественных и педагогических структур и изме­нений очевидна. Поэтому не следует думать, что существует внешняя (общественная) и внутренняя (педагогическая) реформы в образовании, хотя и существует такая точка зрения. Некото­рые полагают, что первая осуществляется извне или сверху, госу­дарством, а вторая, внутренняя, самими работниками просвеще­ния. Первая реформа якобы является делом общества и оно ответ­ственно за нее, а вторая реформа - якобы дело самого образования и за нее может «отвечать» только образование. Считается даже, что в педагогическую реформу общество не имеет права вмешиваться, так как эти преобразования являются специфичным и внутренним делом специалистов. Якобы только они могут и призваны реализо­вывать такую реформу. Данная точка зрения ведет к дезориентации и несогласованности в реформаторских мероприятиях, вызывая большое число трудностей и негативных последствий.

Как это ни странно, но именно те, кто не понимает потребно­сти в синхронизации процессов реформы образования и общест­ва, ратуя только за педагогическую реформу, в то же время и ока­зываются самыми ярыми критиками этой реформы. Нарекания вызывает прежде всего малозначимость перемен: реформа ради реформы, реформа ради моды, которая, в сущности, ничего не ме­няет и вносит лишь коррекцию того, что было пропущено преды­дущими реформами, и т.п. Однако и в самом деле это может про­изойти, если педагогическая реформа будет

сведена к известным педагогическим исправлениям, если она будет осуществляться от­дельно, как особая реформа, несинхронно и независимо от общест­венной реформы.

При реальном реформировании эти два процесса сливаются в единый общественно-педагогический процесс, который реализу­ется общими усилиями всех общественных и педагогических ор­ганизаций. Без такого понимания сегодняшних преобразований в области образования нельзя ожидать эффективных результатов.

Жизнь нас учит, что человек, живя в обществе, не может разви­ваться автоматически, сам по себе, отдельно от общества. Точно так же и общество не будет развиваться, если сознательно и целе­направленно оно не реформирует свою жизнь, если изменения не носят организованный характер.

Нововведения в образовании являются не только педагогиче­скими, но и общественными проблемами. Сам факт того, что об­разовательная деятельность представляет особый интерес для об­щества, для детей, говорит о том, что в новшествах в этой облас­ти заинтересовано и общество.

Впрочем, новшества в образовании имеют ту же цель, что и новшества в обществе, - они должны способствовать развитию и прогрессу. Так же как и в других сферах деятельности, инновации в образований носят массовый характер.

Известно, что демократизация представляет собой существен­ную характеристику и одновременно весьма эффективное средст­во преобразования нашего общества. Она оказывает влияние на образовательную систему как на одну из подсистем общественной системы. Развитие демократических процессов в обществе посто­янно заставляет проводить переоценки в образовательной систе­ме, ее целях и задачах. Иначе говоря, изменения в обществе тре­буют соответствующих перемен в образовании. Новые, более гу­манные отношения в разных сферах общественной жизни и труда требуют создания таких же отношений и в образовании.

Апробация и внедрение новых форм и методов работы с учени­ками представляют собой постоянную потребность нашей школы. Ввиду того что процессы демократизации и гуманизации образова­ния мы понимаем как постоянно идущие, развивающие общество процессы, вытекает и требование не относиться к инновациям как к некоторой мимолетной потребности и краткосрочному явлению. Разработку, апробацию и внедрение инноваций в системе образо­вания следует рассматривать как непрерывный процесс, как компо­нент повседневной образовательной деятельности.


Само построение системы образования для общества, для его сохранения на существующем уровне и для его дальнейшего раз­вития подразумевает, что корни системы залегают в основе, в природе, в сущности нашего общества. Именно поэтому каждое серьезное изменение в структуре общества влечет за собой и из­менение в системе образования. Таким образом, система образо­вания должна шагать в ногу с другими сферами общественной деятельности. Однако при этом необходимо отметить, что очень трудно провести четкую границу между плановыми и спонтанны­ми новшествами или между теми, которые проводятся сверху, и теми, которые появляются изнутри самого образования.

Инновации как в обществе, так и в образовании одновременно являются и результатом, и самым эффективным средством преоб­разования общества и образования.

Такое положение неминуемо ведет к новшествам в содержа­нии и прежде всего в методах, формах и организации образовательно-воспитательной работы, а также в отношениях «препода­ватель - ученик».

Значение образования в современном мире. Общим для всех стран является все более выраженная роль человеческого факто­ра, в связи с чем образование начинает рассматриваться в качест­ве национальной задачи. Даже в странах с самыми децентрализо­ванными системами образования и воспитания заботу о развитии образования, его финансировании, вводимых в него новшествах берет на себя государство. Образование все больше рассматривает­ся как один из существенных факторов эффективного обществен­ного развития. Уровень развития производства, безусловно, влияет на продуктивность и создает предварительные конкретные матери­альные условия. Однако какой будет реальная производительность, в большой степени зависит от работника, так как он непосредст­венно имеет дело со средствами и предметами труда в процессе производства.

Совершенно очевидно, что развитие науки и образования обеспечивает быстрый технический прогресс страны. Технический прогресс, в свою очередь, ведет к повышению производительно­сти труда, которая обеспечивает более высокий общественный и индивидуальный уровень жизни. Поэтому изменения в других сферах общественного труда ставят требование совершенствова­ния и перед деятельностью в сфере образования. Таким образом, уровень образования является косвенным показателем уровня раз­вития общества, а совершенствование системы образования кос­венным путем способствует и повышению общего уровня жизни.


Иначе говоря, образование следует понимать как основу для развития всех других сфер общественной жизни.

Вот почему инвестиции в образование и науку все больше рас­сматриваются обществом не просто как экономические инвестиции, а начинают включаться в самые важные национальные инвестиции.

Влияние уровня образования членов общества на процесс раз­вития общества не ограничивается только экономическими по­следствиями. Образованность имеет многоаспектное воздействие и представляет собой основной фактор развития человека, а сле­довательно, и общества как суммы входящих в него людей. Она влияет на формирование сознания, навыков, обычаев и традиций людей, а в рамках общества - на общение между ними, формы го­сударственного управления. Степень и структура образования влияют и на жизненный уровень человека, условия его семейной жизни. Возможности экономического прогресса любого человека в значительной степени зависят от степени его образования - чем выше образование, тем больше возможностей для восхождения на верх общественной пирамиды.

Таким образом, степень и качество образования непосредст­венно влияют не только на совокупные производственные резуль­таты, но и на возможность реализации внутреннего потенциала отдельного человека, на его доход, использование культурных ценностей и т.д.

Какое образование необходимо? Быстрые изменения в техноло­гии производства и других областях деятельности человека тре­буют постоянного наблюдения за техническим прогрессом. Это значит, что образование в школе не может претендовать на окон­чательную подготовку к работе. Быстрое увеличение объема зна­ний означает быстрое устаревание полученных знаний. Поэтому от каждого человека и всего общества требуется понимание необ­ходимости постоянного процесса обучения как главной задачи современной жизни.

Кроме того, в современных условиях даже не все профессио­нальное образование обеспечивает подготовку человека на всю жизнь. Узкопрофессиональное образование больше не является достаточной подготовкой к работе. Для работы в любой сфере необходим определенный уровень общей культуры, фундамен­тальная подготовка в ряде наук, хорошая ориентация в сфере че­ловеческих отношений. Все это способна дать только фундамен­тальная подготовка.

Общество, которое всегда учится, имеет больший потенциал для развития. Это значит, что образование сегодня не может быть це­лью, задачей и привилегией только части общества - молодого по­коления, а является условием достижения успеха в жизни для каждого отдельного человека. Образование превращается в по­жизненный процесс, оно становится непрерывным. Таким обра­зом, образование приобретает новое качество, новую структуру, новые, несколько иные функцию и характер. Непрерывное обра­зование, в сущности, означает новый подход, новую идею, новую философию, новый взгляд на образование.