Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1838

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С другой стороны, развитие психологии позволило разрабо­тать и научно обосновать личностно-ориентированный подход. Ученые доказали, что такой подход является оптимальным с точ­ки зрения психического и личностного развития учащихся. В ос­нову личностно-ориентированного образования закладываются переосмысленные функции образования. Его базовыми ценностя­ми становятся самореализация, творчество, раскрытие индивиду­альных особенностей и др., отражающие развитие сущностных сил ребенка и подтверждающие, что целью является становление лич­ности человека.

Таким образом, функция обучения меняет свое наполнение. От обычной передачи учащимся знаний она переходит к переда­че знаний, в ходе которой осуществляется развитие индивиду­альных особенностей и личности ребенка, т.е. к развивающему обучению.

Предметом особой заботы в массовой школе была функция воспитания. Ее специфика была столь велика, что обучение и вос­питание теоретически обосновывались и осуществлялись как два автономных процесса, имеющих собственные цели, принципы, содержание, методы, формы организации, результаты.

Было бы правильно такой тип воспитания характеризовать как социоориентированное воспитание, суть которого состоит в ис­пользовании образования для целенаправленного формирования людей, нужных государству, отвечающих его социальному заказу. Это не значит, что такой тип воспитания абсолютно игнорировал индивидуальные запросы и потребности обучающихся, но они поощрялись и удовлетворялись лишь в том случае, если соответ­ствовали интересам государства. Поэтому в социоориентирован-ной образовательной системе главным критерием оценки качест­ва образования являлась политическая ориентация человека, его лояльность и готовность поддерживать государство, а не индиви­дуальное и личностное развитие.

Однако и в период социоориентированной школы в стране продолжали существовать очаги гуманистической педагогической культуры. Можно, к примеру, сослаться на педагогическое твор­чество В.А.Сухомлинского и на опыт руководимой им Павлышской школы, где была ориентация на идеи гуманизма, доброго отношения к детям, учения без принуждения, воспитания без на­казания, сотрудничества детей и взрослых. Творческий труд и нравственная свобода, возможность выбора поступка, линии пове­дения, образа жизни и принятие ответственности за свой выбор -это далеко не полный перечень тех основ, на которых был осно­ван гуманистический подход В.А.Сухомлинского. Такой подход имеет ярко выраженную личностную направленность.


Хорошо видно, что воспитательная функция, так же как и функ­ция обучения, изменила свое содержание. В целом для современно­го воспитания характерен полный отказ от сильнейшей идеологи­ческой обработки школьников и ориентир на воспитание учащихся в духе общечеловеческих, гуманистических ценностей.

Вместе с этим в системе воспитания учащихся сегодня сущест­вуют сильнейшие недостатки. Во всех школах ощущается недос­таточность воспитательной работы. Многие школы до сих пор, отказавшись от пионерско-комсомольских методов, не могут най­ти ориентиры и достаточно эффективные методы в воспитатель­ной работе.

Другой важнейшей функцией образования является социали­зация, т.е. обеспечение условий для воспроизводства индивидом социального опыта. Ее предметом выступают личностные смыс­лы, определяющие отношения индивида к миру, социальная по­зиция, самосознание, ценностное ядро мировоззрения и другие компоненты индивидуального сознания, содержание которых указывает на то, что личность берет себе из социального опыта и как психика ее эти приобретения качественно перерабатывает, какое придает им значение.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие группы нововведении в образовании вы знаете?

2. Чем отличается реформа от педагогической инновации?

3. Может ли реформа включать в себя педагогические инновации?

4. Какие особенности и этапы развития имеет реформа 80-90-х годов?

5. Чем отличается альтернативное образование от вариативного и какое более перспективно в будущем?

6. Как вы думаете, какие основные задачи стоят перед реформой на на­стоящем этапе развития системы образования?

Литература

Асмолов А. Г. Стратегия развития вариативного образования в России / Дошкольное образование в России. Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. - М., 1996.

О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».- М.,1996.

Асмолов А. Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора к диагностике развития) / Дошко­льное образование в России. Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. - М., 1996.

Днепров Э.Д. Пересмотр Закона Российской Федерации «Об образова­нии»: опасности и необходимость. - М., 1995.

Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. - М., 1994.


Глава 23 ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

1. Содержание управления общеобразовательным учреждением (функции управления)

Центральное место в процессе решения многих задач школьно­го управления принадлежит руководителю школы и учителю, ко­торым приходится сталкиваться с новыми задачами возрастаю­щей сложности и нести ответственность за принятые решения и конечные результаты. Опыт и интуиция все чаще оказываются не в состоянии на практике обеспечить принятие удовлетворитель­ного и тем более оптимального решения. И здесь на помощь при­ходит теория управления.

Расширение прав и свобод общеобразовательных учреждений привело к ситуации, когда не Министерство и не районные органы управления образованием диктуют порядок деятельности школы. Самой администрации и педагогическому коллективу приходится определять и проводить в жизнь политику своего учреждения. Та­кое положение дел заставляет руководителей школ изучать теорию управления и строить жизнь школы, опираясь на ее законы.

Что же дает нам на практике знание системы внутришкольного управления?

Во-первых, позволяет психологизировать процесс управления, создать атмосферу уважения, доверия и успеха для каждого члена школьного коллектива.

Во-вторых, уйти от вертикального командно-администра­тивного стиля управления и перейти на горизонтальный, профес­сиональный стиль сотрудничества. Корпоративный стиль управле­ния учитывает индивидуальные качества каждого человека и осу­ществляет личностно-ориентированный подход к его деятельности.

В-третьих, открывает возможность для развития каждой лич­ности, которая опирается, прежде всего, на мотивационные ори­ентации педагогов.

В-четвертых, предоставляет возможность для формирования внутришкольной культуры, которая создает психолого-педагогический комфорт всем участникам учебно-воспита­тельного процесса.

Итак, знание системы управления общеобразовательным уч­реждением обещает много перспективного. Перейдем к рассмот­рению теории управления и начнем это со знакомства с самим по­нятием управления.

Понятие «управление» относится к числу наиболее общих, наи­более универсальных, оно используется во всех областях человече­ской деятельности. В Советском энциклопедическом словаре (М., 1981) находим следующее определение: «Управление - элемент, функция организованных систем различной природы (биологиче­ских, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей» (с. 1396).


Предмет теории управления составляют законы управления как целостного, комплексного общественного явления.

Структура - это система органов управления, каждый из кото­рых имеет свою внутреннюю структуру.

Процессом управления обычно называют функционирование органов и работников управления. В различных школах процесс управления протекает по-разному. Основную роль здесь играет содержание процесса управления, которое определяется сущно­стью управления, его целями, принципами, методами, функция­ми, спецификой отрасли, уровнем данного органа в общей сис­теме органов управления. К примеру, если школа в качестве це­ли рассматривает совершенствование процесса обучения для по­вышения качества знаний и умений своих выпускников, готовя­щихся к поступлению в вуз, то основной целью управления вы­ступает обеспечение условий для совершенствования процесса обучения. Основное внимание уделяется уровню преподавания, профессионально-методической подготовке учителей, работе методобъединений по предметам, установлению более жесткой дисциплины на уроках и ряду других направлений работы. В соответствии с целью подбираются принципы и методы управления. Для достижения такой цели может быть выбран и авторитарный стиль управления.

Совершенно иным может стать содержание управления, если в качестве цели для школы выступает создание авторской системы. В этом случае основой управления является создание наиболее благоприятных условий для деятельности учителей-новаторов и дальнейшее распространение их опыта на деятельность остальных учителей школы.

Однако содержание управления может быть различным не , только по целям, методам и принципам образовательных учреж­дений. Различие существует и в самой сфере управления. Так, вы­деляют разные подходы к управлению (или типы управления).

Существует три типа управления, каждому из которых соот­ветствуют три принципиально разных инструмента управления. Первый - это иерархия организации, где основное средство - воз­действие на человека «сверху» (с помощью основных функций мотивации, планирования, организации и контроля деятельности, а также распределения материальных благ и пр.). Второй - внут­ренняя культура деятельности, т.е. вырабатываемые и признавае­мые обществом, организацией, группой ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.
Третий - это рынок, т.е. рав­ноправные отношения «по горизонтали», основанные на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.

В реальных социальных и экономических системах все три компонента сосуществуют, и облик социально-экономической организации общества определяется тем, какому из названных компонентов принадлежит приоритет.

Общей тенденцией в управленческом стиле является демокра­тизация. Она проявляется в стремлении к неформальным, демо­кратичным, гибким способам и методам управления, в значитель­но большей мере основанным на сотрудничестве руководителя и подчиненного. Различные школы ученых-управленцев полагают, что в современных условиях руководитель должен меньше ис­пользовать систему власти в виде вертикальной иерархической пирамиды и больше ресурс развития горизонтальной организаци­онной системы.

В процессе демократизации управления происходит делегиро­вание части полномочий руководителя подчиненному. Делегиро­вание является важной проблемой, поскольку децентрализация полномочий требует оптимального распределения как по верти­кали, так и по горизонтали.

В теории управления выделяются следующие основные функ­ции: анализ, планирование, организация, контроль. Эти функции управления можно рассматривать как относительно самостоя­тельные виды деятельности. Между тем все они взаимосвязаны и последовательно, поэтапно сменяют друг друга, образуя единый управленческий цикл.

Анализ информации. Необходимым условием проведения ана­лиза деятельности школы и условий, сложившихся в микрорайоне является наличие полной и достоверной информации. В условиях демократизации системы образования у руководителей школ воз­растает потребность в информации, так как в современный пери­од перехода в режим самоуправления организаторы образования ищут пути повышения эффективности своей управленческой дея­тельности. Поэтому для них важно предъявлять к отбору инфор­мации повышенные требования, а именно: информация должна быть, во-первых, минимально полной по своему объему, во-вторых, предельно конкретной.

В целостных системах информационно-аналитической дея­тельности определено содержание, объем и источники информа­ции (кто сообщает), сформированы потоки информации, посту­пающие на различные уровни управления. Для каждой подсис­темы - управляющей и управляемой - выделяют три уровня ин­формации. Для школы: