Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1840

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В стране в середине 80-х годов фактически отсутствовал легальный рынок образовательных услуг, способный удовлетворить дополни­тельные индивидуальные образовательные потребности населения.

В 80-е годы в системе образования сложилась ситуация, веду­щая к дальнейшему обострению противоречий между реальными интересами и потребностями отдельной личности и официальны­ми направлениями подготовки подрастающего поколения в обра­зовательных учреждениях. Дело в том, что сложившаяся к 80-м годам система образования выше всего ставила интересы государ­ства, при этом на интересы отдельной личности мало обращалось внимания, они почти не учитывались. Такое несоответствие остро ощущалось в обществе и среди педагогической общественности, росло осознание необходимости демократизации и гуманизации системы образования.

Вначале казалось, что решением этой проблемы может стать уделение большего внимания отдельному школьнику. Именно поэтому широкую популярность приобрела идея индивидуализа­ции обучения.

Однако затем стало ясно, что индивидуализация обучения, «ведение» каждого ученика в своем собственном режиме при обу­чении в классе 25-30 человек - дело чрезвычайно сложное и поч­ти безнадежное. Призывы к индивидуальному обучению в госу­дарственных образовательных учреждениях так и остались слова­ми, натолкнувшись на школьную практику.

Несмотря на сложности практической реализации идеи инди­видуального обучения, постепенное осознание педагогами и уче­ными невозможности этого пути, падение популярности индиви­дуального обучения и стремление к изменению сложившейся си­туации оставались очень сильными.

Желание повернуть педагогический процесс лицом к ребенку придало популярность другой идее - гуманизации процесса обу­чения. На практике сформировалась личностно-ориентированная педагогика.

Однако решение этой проблемы лежало гораздо глубже. Полу­чить позитивный результат можно было только при изменении об­щих условий деятельности общества. Предпринятая в 1984 г. по­пытка реформирования образовательных учреждений в рамках тех же общественных условий не принесла ожидаемых результатов. Эта реформа показала, что необходимы изменения более серьезные -изменения в самой структуре государственной власти. Такие изме­нения начались с конца 80-х годов. В первую очередь на повестке дня стоял вопрос демократизации и децентрализации всей полити­ческой системы.

Демократизация и децентрализация системы предполагала по­строение новой системы управления. Совершенствование струк­туры управления пошло по пути перевода ее из государственной в государственно-общественную как на федеральном, так и на ре­гиональном уровне.


Такие глобальные изменения не происходят сразу, и даже 2-3 лет для них недостаточно. Для формирования в обществе нового пра­вового сознания необходимо время. Переходный период от административно-командной системы к демократическим формам управления может длиться десятилетиями. Поэтому процесс ре­формирования начал растягиваться на долгие годы и принимать постоянно идущий характер.

Демократизация системы образования явилась элементом об­щего процесса демократизации общества. В образовании демокра­тизация выступила тем механизмом, который позволил частично решить вопрос гуманизации системы образования.

Общие экономические и политические преобразования в стране привели к созданию новых экономических условий функционирова­ния системы образования. Таким образом, с начала 90-х годов по­является еще одна причина, требующая изменений, - это необхо­димость приспособления системы образования к новым экономиче­ским условиям существования общества.

По мере усиления общегосударственных экономических пре­образований значение этой причины возрастало, вопросы выжи­вания системы выходили на первый план. При этом, начиная с середины второго этапа, ввиду своей серьезности эта причина отодвинула чисто педагогические задачи и проблемы и начала тормозить развитие системы образования в целом.

Развитие демократических свобод в образовании, предостав­ление больших прав и возможностей самим образовательным учреждениям привело и к ряду негативных явлений. Свои про­граммы, курсы, пособия и учебники стали разрабатывать очень многие. Многие из них не имели для этого достаточного количе­ства психолого-педагогических знаний и практического опыта. В результате появилось большое количество разработок низкого качества. И хотя они назывались инновационными курсами, по­строенными на современных развивающих принципах обучения, но в действительности таковыми не являлись. Чаще всего такие разработки представляли собой усложненные и интенсифициро­ванные курсы, не учитывающие возрастных возможностей уча­щихся, ведущие к обыкновенному натаскиванию учащихся и не способствующие их скорейшему психическому развитию. Такие разработки внешне выглядели весьма привлекательно, но по со­держанию значительно уступали даже старым традиционным программам, пособиям, учебникам.



Увеличение количества «инновационных» разработок привело к снижению качества образования в стране. Перед системой образо­вания встали задачи, во-первых, остановить снижение качества об­разования и, во-вторых, создать условия для его дальнейшего по­вышения. Для того чтобы каждый ребенок, обучаясь в школе, был уверен, что получит необходимое и гарантируемое законодательст­вом образование, необходимо было четко определить границы дея­тельности образовательных учреждений. Рамки должны были опи­сать тот обязательный минимум, который ребенок мог бы гаранти­рованно получить. Таким образом, пришла идея создания государ­ственных образовательных стандартов. Поэтому следующей при­чиной реформирования выступила необходимость создания условии для качественного освоения учащимися знаний.

Этапы реформирования. Начиная с середины 80-х годов рефор­мирование системы образования протекало неравномерно. Мож­но выделить несколько этапов реформирования, каждый из кото­рых отличался от других своей основной задачей, условиями про­ведения и, конечно, результатами.

Первый этап - подготовительный, или этап развития альтер­нативного образования (конец 80-х годов - 1992 г.). На этом этапе стояли две основные задачи: 1) сменить господствующие концепту­альные подходы к образованию; 2) разработать концепции разви­тия личности человека и апробировать инновационные подходы.

Тоталитарный и политико-идеологический характер предстояло преодолеть и заменить демократическим, а унифицированность и обезличенность превратить в плюралистичность и многообразие. Усилиями образовательной общественности было совершено то, о чем до середины 80-х годов ни общество в целом, ни учительство не смело даже мечтать: школа обрела свободу, пусть даже еще доста­точно условную. Это было важно потому, что без самостоятельно­сти, без права на творчество, без многообразия никакое движение к демократическим формам невозможно.

80-е годы были периодом активной разработки новых подхо­дов и спонтанного внедрения их в педагогическую практику от­дельными новаторами. Осуществлялась интенсивная разработка самых разнообразных путей совершенствования методик обуче­ния и воспитания. Этот период явился временем настоящего вспле­ска педагогических разработок и идей.

Второй этап - становление вариативного образования (1992 -1996 гг.). В начале 90-х годов в сфере образования стали прояв­ляться положительные тенденции: гуманизация и гуманитаризация образования, увеличение видов образовательных учреждений, ре­форма в содержании педагогического образования. Основные при­оритеты реформы были закреплены Законом Российской Федера­ции «Об образовании». Прежде всего это демократизация образо­вания, т.е. ликвидация монополий государства на образование, де­централизация управления, автономизация образовательных учре­ждений, государственно-общественный характер управления.


В 1992 г. с принятием Федерального закона «Об образова­нии» новое вариативное образование получило свое законода­тельное оформление. В стране открылось значительное количество негосударственных образовательных учреждений, разраба­тывалось и использовалось на практике громаднейшее число инновационных авторских программ и методик. Педагоги на деле ощутили свободу в преподавании и творчестве. Этот пери­од по праву можно назвать периодом законодательного оформ­ления и становления вариативного образования.

Однако реформирование совпало с обострением политическо­го и общеэкономического кризиса в стране. Углубление кризиса потребовало внесения серьезных корректив в принятые направле­ния реформирования системы образования на втором этапе.

Проведение реформы в условиях обострения политического и экономического кризиса не могло не вызвать нарастания проти­воречий внутри образовательной системы. Снизилась социаль­ная защищенность учащихся и педагогов, появилась опасность серьезных количественных и качественных потерь в образова­нии. Возникла внутренняя угроза реформе и опасность ее затя­гивания и срыва.

Создалась своеобразная, присущая периодам кризисного раз­вития ситуация, когда наблюдается одновременно обострение прошлых и вновь возникших проблем. Реформа вместо преодо­ления назревших противоречий вызывала их нарастание. Утра­чиваются оправдавшие себя ранее рычаги социального управ­ления деятельностью образовательных учреждений, а вновь созданные еще не «включились», не начали действовать в пол­ную силу.

Изменение социально-экономических условий на первый план выдвинуло новую задачу реформирования - приспособле­ние отдельных учреждений и всей системы образования к новым экономическим условиям деятельности. Важнейшим направлением реформы стал поиск новых подходящих форм и механизмов функ­ционирования. Тем самым реформа стала пониматься уже не в смысле разрушения отживших порядков, а в качестве новаторского социально-педагогического и организационного проекта.

Быстрая демократизация сферы образования в условиях эко­номической и политической нестабильности привела к ряду яв­лений, которые тормозили дальнейшее развитие реформы. К та­ким кризисным явлениям можно отнести следующие: несформированность нормативной базы, систематическое невыполнение принятых указов, законов, постановлений и других норматив­ных документов. Поэтому в 1996 г. в Закон Российской Федера­ции «Об образовании» были внесены серьезные изменения и он вышел в новой редакции. Можно считать, что с принятием но­вого закона окончилось формирование основы новой норма­тивной базы системы образования.


Третий этап - формирование механизмов обеспечения качества образования (начинается с 1996 г.). Школа хоть и медленно, но твердо и неуклонно входит в новый, третий этап образовательной реформы - этап устойчивого гармоничного развития и системных инновационных изменений. Для того чтобы реформа на этом эта­пе стала необратимой, необходимо, чтобы такие важнейшие тен­денции развития, как инновационное движение, реформирование экономики образования и системы управления, регионализация и муниципализация, набрали силу и окрепли. Поэтому основу этого периода составляют разработка и утверждение Закона о государ­ственных образовательных стандартах и самих государственных образовательных стандартов.

Изменение функций образования в ходе реформы. Основной за­дачей обучения в традиционной школе считалась передача уча­щимся знаний. Все методики, используемые в традиционной шко­ле, рассчитаны на реализацию ЗУНов (знаний, умений и навы­ков). В основе организации такого обучения лежит идея о том, что учащимся достаточно было получить новые ЗНАНИЯ, осво­ить учебные УМЕНИЯ и до автоматизма отработать необходи­мые при освоении данного предмета НАВЫКИ. Это позволит им получить все необходимое для взрослой жизни. Знания считались основным элементом, развивающим человека, поэтому иногда такой подход называют знаниевым подходом к обучению.

Само по себе стремление передать подрастающему поколению побольше знаний не является таким уж плохим. Однако при знаниевой ориентации совершенно не учитывались индивидуальные особенности обучаемых и их интересы. Обучение при этом похоже на работу конвейерной поточной линии.

Одной из основных задач реформирования системы образования является задача разработки и широкого внедрения в практику школы новых педагогических технологий, учитывающих индивидуальные особенности и интересы учащихся. Массовое внедрение новых обра­зовательных технологий позволит постепенно заменить ими тради­ционные технологии и в перспективе полностью отказаться от техно­логий знаниевой ориентации.

Опыт отдельных педагогов-новаторов исподволь готовил пе­реход от традиционного образования к личностно-ориентированному. Их разработки определили общее направление ин­новационной деятельности в общеобразовательных учреждениях. В России выделились целые регионы, образовательная деятель­ность которых основывалась на идее личностно-ориентированного образования.