Файл: Административная ответственность за.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 718

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
казания за административное правонарушение".141

Пристального внимания заслуживает вопрос о том, каким образом следу- ет исчислять срок давности привлечения к административной ответственности по правонарушениям, заключающимся в неисполнении обязанностей, преду- смотренных законодательством о налогах и сборах, к установленному сроку.

Пунктом 1 ст. 4.5 КоАП РФ закреплено, что в случае нарушения законода- тельства о налогах и сборах постановление по делу об административном пра- вонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совер- шения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начина- ют исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (п.2 ст.4.5 КоАП РФ).

Таким образом, КоАП РФ для определения начала течения сроков давно- сти привлечения к административной ответственности использует два понятия:

1) «день совершения административного правонарушения» и 2)«день обнару- жения административного правонарушения». Учитывая, что законодательного




140 См.: Постановление КС РФ от 27 апреля 2001 года N 7-П « По делу о проверке конститу- ционности ряда положений Таможенного Кодекса Российской Федерации в связи с запро- сом арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, жалобами от- крытых акционерных обществ «Автоваз» и «Комбинат «Североникель», обществ с ограни- ченной ответственностью «Верность», «Вита-Плюс» и «Невско-Балтийская транспортная компания», товарищества с ограниченной ответственностью «Совместное российско- южноафриканское предприятие «Эконт» и гражданина А.Д.Чулкова// Собрание Законода- тельства Российской Федерации, 04.06.2001, N 23, ст. 2409.

141 См.: постановление ФАС Поволжского округа от 08.02.2005г. по делу N А65-16407/04- СА1-36// СПС «Консультант Плюс».

определения ни одному из перечисленных понятий в КоАП РФ не дано, необ-
ходимо обратиться к разъяснениям и выводам судебных органов.

Позиция, занимаемая судами, по вопросу определения момента начала те- чения срока давности по административным правонарушениям, заключающим- ся в невыполнении обязанности к установленному сроку, изложена в п.14 Поста- новления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24 марта 2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федера- ции об административных правонарушениях». В соответствии с данной пози- цией, «невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязан- ности к установленному сроку не является длящимся административным пра- вонарушением. Срок давности привлечения к административной ответственно- сти за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает исчис- ляться с момента наступления указанного срока».142

Исходя из изложенной позиции, следует, что административное правона- рушение, выражающееся, например, в виде нарушения сроков представления налоговой декларации, не относится к категории длящихся правонарушений, поскольку имеет конкретную дату его совершения. С учетом этого, моментом окончания административного правонарушения, выразившегося в неисполне- нии обязанности, предусмотренной законодательством о налогах и сборах, счи- тается день, с которым Налоговый кодекс РФ связывает истечение контрольно- го срока исполнения возложенных на налогоплательщика обязанностей. Следо- вательно, срок давности привлечения к административной ответственности за указанные административные правонарушения, равный одному году, начинает исчисляться с истечения срока, установленного законом для исполнения обя- занности, т.е. с момента совершения, а не с момента обнаружения налоговым органом административного правонарушения.





142 См.: п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24

марта 2005г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Рос- сийской Федерации об административных правонарушениях» (с изм. на 10.06.2010г.)// Рос- сийская газета", N80, 19.04.2005.

Аналогичной вышеуказанной позиции Верховного Суда РФ является, в бо- льшинстве случаев, и арбитражная практика, сложившаяся по рассматриваемо- му вопросу.143 Суды приходят к выводу, что "датой совершения администра-тивного правонарушения должен считаться день, следующий за последней да- той предоставления отчетности, установленной нормативным актом".144

По вопросу, что считать «днем обнаружения административного право-нарушения» обратимся к пункту 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 ян- варя 2003 г. N2145, который разъясняет, что «днем обнаружения администрати- вного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномочен- ное составлять протокол о данном административном правонарушении, выяви- ло факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется ис- ходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его со- вершения и выявления».

Обращаясь к нормам НК РФ, регламентирующим сроки привлечения к ответственности за налоговое правонарушение (ст.113 НК РФ), отметим, что начало срока давности привлечения к налоговой ответственности связано с установлением правоприменителем двух моментов: 1) дня совершения налого- вого правонарушения (в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 НК РФ); или 2) следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено налоговое правонарушение (в отношении правонарушений, предусмотренных ст. 120 и 122 НК РФ).





143 См.: постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 августа 2008 г. по делу N А11- 11/2008-К2-18/56; постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 4 мая 2006 года по де- лу N Ф08-1347/2006-750А; постановление ФАС Северо-Западного округа) от 14 сентября 2006 года по делу N А42-10156/2005// СПС «Консультант Плюс»..


144 Постановление ФАС Московского округа от 22.08.03 по делу N КА-А40/5938-03// СПС

«Консультант Плюс».

145 См.: п.19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Россий- ской Федерации об административных правонарушениях (в ред. 20.11.2008г.)// Вестник ВАС РФ", N 3, 2003.

Момент окончания срока давности привлечения к налоговой ответствен- ности определен законодателем в ст. 113 НК РФ достаточно четко, им является момент вынесения решения о привлечении к ответственности, причем вступле- ние последнего в законную силу для определения наступления указанного мо- мента не обязательно.

Поскольку НК РФ также не определяет, что является «днем совершенияналоговогоправонарушения», необходимо обратиться к выводам судебной практики. В качестве примера определим, что является днем совершения нало- гового правонарушения в виде непредставления налоговой декларации (ст. 119 НК РФ).

Судами высказывается позиция, что «моментом совершения налоговогоправонарушения, предусмотренного ст. 119 НК РФ, является день, следующий за последним днем срока, установленного законом, в течение которого налого- плательщик обязан был представить в налоговый орган по месту учета соответ- ствующую декларацию».

Подобной позиции придерживается и ряд авторов,146 исследующих вопрос о том, какой момент является началом исчисления срока давности привлечения к налоговой ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное ст. 119 НК РФ.

Так, А.А.Евсеев полагает, что «в случае со ст. 119 НК РФ день совершения правонарушения - это последний день срока, в течение которого налогопла- тельщик должен был представить декларацию, так как именно в этот день он не выполнил предписания закона, не отправил необходимые сведения. Следова- тельно, учитывая формальный состав данного правонарушения, момент обна- ружения налогового правонарушения должен совпадать с моментом начала ис- числения срока давности
привлечения налогоплательщика к ответственности.




146 См.: Евсеев А.А. Момент определения начала исчисления срока давности взыскания нало- говых санкций за правонарушения с формальным составом //"Налоговые споры: теория и практика", 2006, №3. - С.25; Панкова О.В. Административная ответственность за налоговые преступления: проблемы и судебная практика применения КоАП РФ // Журнал российского права, 2004. №1. - С.58.

Таким образом, моментом обнаружения такого правонарушения должен счи- таться последний день срока исполнения обязанности по представлению необ- ходимых документов».147

По мнению О.В.Панковой, «моментом окончания таких правонарушений, как непредставление налоговой декларации или иных сведений в налоговый ор- ган в установленный НК РФ срок, следует считать день, с которым законода- тель связывает истечение контрольного срока исполнения возложенных на налогоплательщика обязанностей, а не дату принятия соответствующих доку- ментов налоговым органом».148

С учетом изложенного, представляется особо актульным исследование проблемных вопросов отнесения указанных правонарушений к простым или длящимся.

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации не содержит определения понятия «длящееся правонарушение». Единственным документом, в котором разъяснено мнение высших судебных органов, является Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 04 марта 1929 года «Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым пре- ступлениям» ред. Постановления Пленума Верховного Суда СССР от

14.03.63 N1).

В соответствии с указанным Постановлением «длящееся преступление можно определить как действие или бездействие, сопряженное с последую- щим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой уголовного