Файл: Редакционноиздательским советом Томского политехнического университета Издательство Томского политехнического университета 2009.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1001

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Задачи и ситуации

  1. История (археологические раскопки и т.д.) дает много подтвер­ждений тому, что обмен существовал и в довольно отдаленные времена. И, тем не менее, эти хозяйства называют натуральными. Поэтому поду­майте над вопросами: какими особенностями можно охарактеризовать такое хозяйство, почему обмен далеко не всегда означает рыночные от­ношения, можно ли сейчас найти примеры натурального хозяйства, что означает термин «робинзонада».

Внимательно рассмотрите следующие утверждения:

а) В замкнутой экономической единице ведется производство гото­вого продукта и его потребление.

б) Трудовой процесс базируется на традициях, обычаях, принуди­тельно устанавливаемых хозяйственных связях в рамках отдельной общности.

в) Производство основано как на индивидуальном труде собствен­ника, так и на применении им рабочей силы.

г) Процесс производства ведется с применением малопроизводи­тельных орудий труда, не дающих дополнительного продукта, сверх не­обходимого для потребления самих производителей.

д) Изготовленная продукция принадлежит собственнику и предна­значена для свободной реализации на рынке.

е) Экономическая эволюция происходит очень медленно, отдель­ные усовершенствования и преобразования могут совершаться столе­тиями.

ж) Быстрый экономический прогресс общества является следстви­ем высоких темпов роста производительности труда и динамичного расширения ассортимента продукции.

Какие утверждения, на Ваш взгляд, характеризуют признаки нату­рального хозяйства и товарного хозяйства и в чем их принципиальные различия?

  1. Общество в своем развитии прошло через многие этапы разделе­ния труда.

а) Вспомните из истории, что такое общественное разделение труда и его виды?

б) Разделение труда в современном обществе и выделение на этой основе различных сфер деятельности: каких?

в) Производственное разделение в современных условиях - приве­дите примеры.

г) Определите разделение труда и специализацию по такому на­правлению как экономика. Поясните сущность следующего вывода: «Необходимым следствием специализации является обмен».


д) Подумайте над вопросом, что положительного и отрицательного несет разделение труда на конвейерных и автоматических производст­вах.

  1. Что из перечисленного ниже может рассматриваться как рыноч­ная деятельность, а что - как нерыночная деятельность:

а) рекламные объявления в газете;

б) приготовление пищи в домашних условиях;

в) предоставление государством пособий по безработице;

г) закупки государством военной техники;

д) выращивание овощей на приусадебном участке для собственно­го потребления;

е) «блошиный» рынок;

ж) выращивание клубники на приусадебном участке для продажи.

  1. Мы различаем рынки по типу продаваемых товаров:

а) Рынки потребительских товаров

б) Рынки средств производства

в) Рынки труда

г) Рынки денег и капитала

д) Особые рынки (биржи и т.д.).

Подберите для каждого рынка не менее 5 наименований товаров и определите, в чем особенность каждого рынка.

  1. Представим, что экономика вернулась к схеме обращения Т-Т, и известна такая пропорция обмена: 18 карандашей = 50 тетрадям. Как изменится меновая стоимость, если:

а) стоимость карандашей возрастет в 2 раза;

б) стоимость тетрадей упадет в 2 раза;

в) стоимость карандашей упадет в 2 раза, а стоимость тетрадей воз­растет в 2 раза;

г) стоимость карандашей возрастет в 2 раза, а стоимость тетрадей упадет в 2 раза.

На этом примере рассмотрите, что такое меновая стоимость и что такое стоимость. Какие проблемы связаны с бартерным обменом? По­кажите экономическое значение денег в качестве средства обращения. Прокомментируйте следующее высказывание: «Деньги являются един­ственным товаром, который не годится ни на что другое, кроме как на то, чтобы от него избавиться».

  1. Что из перечисленного ниже входит в состав домашних хозяйств, бизнеса, правительства:

а) текущий счет физического лица в банке, расходуемый на личное потребление;



б) держатель акций;

в) индивидуальное фермерское хозяйство;

г) чиновник министерства;

д) биржа металлов;

е) профессорско-преподавательский состав государственного выс­шего учебного заведения;

ж) бюджет семьи Ивановых;

з) текущий счет предприятия в банке;

и) арендатор земли;

к) выпускник института, ищущий работу.

  1. В 80-е годы ХХ в. в западной экономической печати велась по­лемика о возможности возврата к золотому стандарту. Эти идеи перио­дически возникают и сегодня. Каковы доводы в защиту такой позиции? Чем можно объяснить постоянный возврат к этой идее? Возможен ли, на ваш взгляд, возврат к золотому стандарту?

  2. Какую функцию выполняют деньги в каждой из представленных ниже ситуаций:

а) Ваш депозитный счет в банке;

б) покупка автомобиля в кредит;

в) покупка овощей на базаре;

г) получение стипендии;

д) прайс-лист на продаваемую в магазине бытовую технику;

е) продажа земельного участка;

ж) меню с ценами в студенческой столовой?

  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Контрольные вопросы

  1. В чем самые существенные различия натурального и товарного хо­зяйства?

  2. В чем сущность предметной, подетальной, технологической и функ­циональной специализации?

  3. Какие экономические отношения возникают между людьми в связи с разделением труда?

  4. Почему одного разделения труда недостаточно для появления рын­ка?

  5. Что такое собственность?

  6. Чем отличаются пользование и владение? Какие еще права вы может вспомнить из пучка прав Р. Коуза?

  7. Почему рынок на данном этапе является самым эффективным меха­низмом координации хозяйственных связей?

  8. Какие классификации рынков вам известны?

  9. Каким образом традиционная система, рыночная и командная реша­ли проблемы ограниченности ресурсов?

  10. Что такое смешанная экономика?

  11. Что такое стоимость, потребительная стоимость, полезность и цена?

  12. Какой экономист смог преодолеть ограниченность и трудовой тео­рии стоимости, и теории маржиналистов?

  13. В чем преимущество перехода от товарных денег к бумажным?

  14. Можно ли сказать, что истинная ценность современных денег опре­деляется их обеспечением?

  15. Чем в современных экономиках обеспечиваются деньги и их ста­бильность?

  16. Если представить, что в будущем все перейдут на так называемые электронные деньги, то будут ли они выполнять функции денег?

  1. Рекомендуемая литература

  1. Емцов Р.Г. Микроэкономика. - М., 1997. Гл. 4.

  2. Ивашковский С.Н. Микроэкономика. - М., 1998. Гл. 4,5.

  3. Нуреев Р.М. Основы экономической теории. Микроэкономика. Учебник для вузов. - М.: «Высшая школа», 1996.

  4. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М., 1994.

  5. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х тт. - М., 1992.

  6. Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Микроэкономика. Промежуточный курс. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005.

Тема 4. Основы теории спроса и предложения


  1. Основные вопросы темы

  1. Решения потребителей: потребности и спрос. Цена спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Линейная функция спроса.

  2. Спрос и предельная полезность. Эффект дохода и эффект замеще­ния.

  3. Решения производителей: предложение. Цена предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Линейная функция предложе­ния. Издержки и предложение.

  4. Индивидуальный и рыночный спрос и предложение. Рыночное рав­новесие. Цена равновесия.

  5. Статические и динамические модели равновесия. Нарушения равно­весия и его восстановление.

  6. Вмешательство государства в рынок: «потолок цены» и «пол цены».

  1. Место и значение темы

Эта тема продолжает анализ рынка, но уже на основе рассмотрения его основных составляющих. Как известно рынок сводит покупателей (спрос) и продавцов (предложение). Каким образом между ними уста­навливается определенное согласие (равновесие), ведь цели этих сторон различные? Поэтому в этой теме мы изучаем категории, связанные и со спросом, и с предложением (см. раздел 4.4.). Рыночное равновесие ус­танавливается при таком уровне цены, при котором объем спроса = объ­ему предложения.

Рынок устойчив, если он находится в состоянии равновесия и нет тенденции к отклонению. Но такое состояние практически не бывает, а есть только тенденция к нему. Поэтому важно понять статическое и ди­намическое равновесие, их нарушение и механизмы восстановления по А. Маршаллу и А. Вальрасу.

Мы знаем принцип «невидимой руки» А.Смита. Но государство очень часто считает, что эта рука слепа и не может действовать спра­ведливо и с целью восстановления справедливости вмешивается в ры­ночные механизмы. Поэтому необходимо понять не только как оно это делает, но и каковы возможные последствия этого вмешательства.

  1. Основные термины и понятия

  1. Спрос

  2. Цена спроса

  3. Кривая спроса

  4. Предельная полезность

  5. Эффект дохода

  6. Эффект замещения

  7. Предложение

  8. Цена предложения

  9. Кривая предложения

  10. Цена равновесия

  11. Статическая модель равновесия

  12. Динамическая модель равновесия

  13. Особые случаи статического равновесия (при нулевом объеме и при нулевой цене)

  14. Модель равновесия Вальраса

  15. Модель равновесия Маршалла

  16. «Потолок цены»

  17. «Пол цены»