Файл: Редакционноиздательским советом Томского политехнического университета Издательство Томского политехнического университета 2009.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1006

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


    1. Основные термины и понятия

  1. Детерминанты спроса

  2. Взаимосвязанные товары

  3. Товары-субституты

  4. Взаимодополняемые товары

  5. Нормальные, высшие и низшие товары

  6. Коэффициенты ценовой эластичности спроса: точечный, дуговой, перекрестный

  7. Абсолютно эластичный и абсолютно неэластичный спрос

  8. Спрос единичной эластичности

  9. Функциональный спрос

  10. Нефункциональный спрос: эффект вагона, эффект сноба, эффект Веблена, спекулятивный спрос, импульсивный спрос

  11. Детерминанты предложения

  12. Эластичность предложения

    1. Графический анализ

  1. Доказать графически, что при ценовой эластичности = -1 выручка от продажи товара максимальна.

  2. Изобразить графически распределение налогового бремени между покупателями и продавцами при эластичном и неэластичном спросе.

  3. Изобразить графически распределение налогового бремени между покупателями и продавцами при эластичном и неэластичном пред­ложении.

  4. Изобразить на графике кривую спроса с единичной эластичностью спроса по цене.

  5. Изобразить графически ситуацию: товары Х и У взаимодополняе­мые, произошло резкое увеличение цены на товар Х.

    1. Задачи и ситуации

  1. Цена спроса на товар выражена так: Р = 200 - 10Q, а предложе­ния: P = 50 + 5Q. Найти равновесную цену аналитически и графически и определить эластичность спроса и предложения в точке равновесия.

  2. На рынке установилось равновесие при следующих параметрах: Р = 4, Q = 18; Ed = -0,05; Es = +0,1. Какая цена равновесия на этот товар установится, если спрос на него вырастет на 10%, а предложение - на 5%, при условии, что функции прямолинейны. Дать алгебраический и графический анализ.

  3. Функция спроса на товар: Р = 940 - 48Q + Q2. Какова эластич­ность спроса по цена при продаже 10 единиц товара?

  4. В первый год производитель продавал в среднем 23 000 единиц товара в месяц по цене 13 у.д.е. Но в начале следующего года конкури­рующая фирма снизила цены на свой аналогичный товар с 15 до 12 у.д.е. Заказы первой фирмы резко упали: с 23 000 ед. до 13 000 ед.


а) Рассчитайте перекрестную эластичность спроса между продук­цией конкурирующих фирм в начале первого года.

б) Допустим, что коэффициент эластичности спроса на продукцию у первой фирмы равен - 2. Полагая, что вторая фирма держит цену на уровне = 12 у.д.е., на сколько должна снизить цену первая фирма, чтобы вернуть объем продаж в 23 000 ед.

в) Рекомендуете ли вы первой фирме снизить цену до вычисленной вами величины. Почему да или почему нет?

  1. На рынке с прямолинейными функциями спроса и предложения устанавоивается равновесие при таких параметрах: Р* = 36, Q* = 120, Ed = -0,75; Es = +1,5. Определить величину дефицита, если правительст­во установит «потолок цен» = 30 у.д.е.

  2. Для увеличения доходов госбюджета предлагается ввести налог с продаж. Его можно взимать с покупателей или продавцов. Какой вари­ант предпочтительнее для потребителей? Ответ обоснуйте.

  3. Каким образом следующие изменения цены повлияют на общую выручку предприятия: увеличится ли она, сократится или останется не­изменной?

а) Цена падает при неэластичном спросе.

б) Цена растет при эластичном спросе.

в) Цена растет, предложение эластично.

г) Цена растет, предложение неэластично.

д) Цена растет при неэластичном спросе.

е) Цена падает при эластичном спросе.

ж) Цена падает, у спроса единичная эластичность.

  1. Какова на ваш взгляд эластичность спроса в зависимости от це­ны у следующих товаров:

а) соль; б) хлеб; в) мыло; г) ожерелья с бриллиантами; д) цветы в день 8 Марта; е) сигареты; ж) сигареты «Ява золотая»; з) операционная система Microsoft Windows.

    1. Контрольные вопросы

  1. Каковы основные детерминанты спроса?

  2. Что такое взаимосвязанные товары?

  3. Какова связь между ценой и объемом спроса у товаров субститутов?

  4. Какова связь между ценой и объемом спроса у товаров- дополнителей?

  5. Какой критерий классификации товаров на низшие, нормальные и высшие?

  6. Что такое эластичность спроса?

  7. Как рассчитываются и для каких целей используются показатели эластичности спроса?

  8. Какое значение в экономическом анализе имеет показатель перекре­стной эластичности?

  9. Каковы критерии отнесения товаров к абсолютно эластичным и про­сто эластичным, абсолютно неэластичным и просто неэластичным.?

  10. В чем разница между функциональным и нефункциональным спро­сом?

  11. Каковы тенденции эластичности при разных видах нефункциональ­ного спроса?

  12. Кто больше выигрывает от неэластичного спроса: продавец или по­купатель?

  13. Почему государство, как правило, контролирует цены для товаров первой необходимости?

  14. Каковы основные детерминанты изменения предложения?

  15. Каковы тенденции эластичности предложения в зависимости от пе­риода?


    1. Рекомендуемая литература

  1. Долан Э. Микроэкономика. - СПб., 1994. Гл. 3.

  2. Емцов Р.Г. Микроэкономика. - М., 1997. Гл. 4.

  3. Зайдель Х, Теммен Р. Основы учения об экономике. - М., 1994. Гл. 4.4.

  4. Ивашковский С.Н. Микроэкономика. - М, 1998. Гл. 4,5.

  5. Нуреев Р.М. Основы экономической теории. Микроэкономика. Учебник для вузов. - М.: «Высшая школа», 1996.

  6. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М., 1994.

  7. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х тт. - М., 1992.

  8. Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Микроэкономика. Промежуточный курс. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005.

Раздел 2. Микроэкономика

Тема 6. Теория потребительского выбора

  1. Основные вопросы темы

  1. Свобода выбора, суверенитет и рациональность потребителя.

  2. Потребности, полезность и спрос, их взаимодействие. Теория пре­дельной полезности. 1-й закон Г. Госсена. Максимизация полезности как цель потребителя.

  3. 2-й закон Г. Госсена. Потребительский выбор и равновесие потреби­теля в кардиналистской теории.

  4. Моделирование поведения потребителей в ординалистской теории.

  5. Концепция кривых безразличия и предельная норма замещения. Ти­пы кривых безразличия.

  6. Бюджетное ограничение и оптимум потребителя.

  7. Изменение оптимума потребителя при изменении его дохода. Кривая «доход-потребление» Дж. Хикса и кривые Э. Энгеля.

  8. Излишек потребителя. Измерение излишка и воздействие на него го­сударства (налоги, дотации, фиксированные цены).

  1. Место и значение темы

С этой темы мы начинаем изучение проблем, которые собственно и составляют предмет микроэкономики. Как известно из предшествующе­го анализа, на рынке встречаются продавцы (производители) и покупа­тели (потребители). В рыночной экономике параметры рынка опреде­ляются, прежде всего, спросом (потребителями), поэтому и анализиру­ются проблемы потребительского выбора. В этой теме изучается много новых категорий и тенденций, связанных с потребительским выбором. Потребительское поведение рассматривается с позиций теории пре­дельной полезности, основоположником которой считается немецкий экономист Г. Госсен. Позже теория потребительского выбора была раз­вита ординалистской теорией. Но поскольку и исторически, и логически первой является кардиналисткая теория, то с нее и необходимо начать изучение потребительского выбора, что связано, прежде всего, с 1-м и 2-м законами Госсена.


Ординалистская теория использует для анализа свои инструменты (кривые безразличия, бюджетную линию и т.д.), которые и изучаются в данной теме.

Потребительские предпочтения также не статичны, а динамичны, что можно увидеть при анализе линий «цена-потребление», «доход- потребление», потребительского излишка, а также кривых Э. Энгеля.

  1. Основные термины и понятия

  1. Суверенитет потребителя

  2. Рациональность потребителя

  3. Полезность

  4. Предельная полезность

  5. Общая полезность

  6. Принцип убывающей предельной полезности

  7. Кардиналистская теория потребительского выбора

  8. 1-й закон Г. Госсена

  9. 2-й закон Г. Госсена

  10. Оптимум потребителя в кардиналистской теории

  11. Ординалистская теория потребительского выбора

  12. Ранжирование потребительских предпочтений: множественность, сравнимость, транзитивность

  13. Кривые безразличия и карта кривых безразличия

  14. Предельная норма замещения

  15. Бюджетное ограничение

  16. Равновесие потребителя в ординалистской теории

  17. Потребительский излишек

  18. Линия Дж. Хикса (доход-потребление)

  19. Кривые Э. Энгеля

  1. Графический анализ

  1. Доказать графически, что пересекающиеся кривые безразличия не­совместимы с логикой.

  2. Изобразить кривую безразличия, если огурец для потребителя явля­ется «благом», а перец - «антиблагом».

  3. Изобразить графически ситуацию, когда два блага для потребителя являются совершенными субститутами.

  4. Изобразить кривую безразличия для случая, когда два товара для по­требителя являются совершенными комплементами.

  5. Изобразить с помощью кривой безразличия ситуацию, когда потре­битель желает иметь в своем наборе и хлеб, и молоко, но в строго определенных количествах.

  6. Изобразить бюджетную линию потребителя, вытекающую из сле­дующей информации: Бюджет потребителя = 5000 руб., Рх = 1000 руб., Ру = 250 руб.

  7. Изобразить графически изменения в бюджетной линии при удвоении цены товара Х и утроении цены товара Y.

  8. Изобразить графически изменение в бюджетной линии, если цена товара Х сократится в два раза, а цена товара Y останется неизмен­ной.

  9. Докажите графически (с помощью кривых безразличия и бюджет­ных линий), что при повышении цен эффект замещения, если он действует, всегда выражается в сокращении потребления товара.

  10. Построить линию «доход-потребление» и на ее основе кривую Энге­ля, если из двух товаров (масло и маргарин) маргарин является низ­кокачественным.


  1. Задачи и ситуации

1. Общая и предельная полезности товаров А, В, С представлены в таблице:

Количество

товара

Товар А

Товар В

Товар С




TU

MU

TU

MU

TU

MU

1




15

18




12

-

2




12

25




-

10

3




10

33




29

-

4




7

38




34

-

5




5

40




-

3