Файл: Протокол 6 от 28 августа 2008 года медицинская психология учебное пособие для самоподготовки студентов под редакцией профессора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1143

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание № 72. Больная Р., 37 лет. Страдает бронхиальной астмой.
Связывает учащение и утяжеление приступов с состояниями психоэмоционального напряжения.
Обратилась за помощью к
психотерапевту, чтобы он «научил расслабляться, а то я постоянно как натянутая струна». В терапии наряду с медикаментозным лечением бронхиальной астмы в данном случае целесообразно использовать:
A.
Психодинамическую психотерапию
B.
Когнитивную психотерапию
C.
Поведенческую психотерапию
D.
Гипносуггестию
E.
Ауторелаксацию
Задание №73. Больная Т., 38 лет. После конфликтной ситуации на работе и в семье, в результате которой больная оказалась в полной социальной изоляции, развилось депрессивное состояние. Получает лечение антидепрессантами по поводу умеренного депрессивного эпизода. В
комплексной терапии наряду с медикаментозной в данном случае целесообразно использовать:
A.
Психодинамическую психотерапию
B.
Когнитивную психотерапию
C.
Поведенческую психотерапию
D.
Гипносуггестию
E.
Клиент-центрированную психотерапию
Если Вы сомневаетесь в правильности решения или Вас что-то беспокоит, ёще раз прочитайте данный раздел информации и снова попробуйте решить задания. Только правильное их решение говорит о том,
что информация Вами усвоена, и Вы можете переходить к изучению следующего материала.
Приложение 1
Методики исследования внимания
Показания для проведения исследования: выявление нарушений концентрации и устойчивости внимания при экзогенных органических заболеваниях головного мозга, выраженных соматогенных астенических состояниях, невротических расстройствах.
1.
Корректурная проба. Используется для выявления устойчивости внимания, его концентрации, умственной работоспособности и
истощаемости. Исследование проводят при помощи специальных бланков с рядами букв, расположенных в случайном порядке. Инструкция предусматривает зачеркивание одной (двух) буквы и подчеркивание другой.
Регистрируется время, затраченное испытуемым на выполнение всего задания, учитывается количество ошибок и темп выполнения задания,
обращается внимание на распределение ошибок в течение опыта, характер ошибок (пропуски букв или строчек; зачеркивание других, расположенных рядом или внешне похожих букв).
2.
Таблицы Шультеприменяются с теми же целями, что и корректурная проба. Испытуемому предъявляется таблица с цифрами от 1 до 25,
помещенными в клетки и расположенными в случайном порядке. Он должен

показать и назвать в заданной последовательности (с начала или с конца) все цифры. Предлагают подряд четыре - пять таблиц с различным расположением цифр. Экспериментатор регистрирует время, затраченное на выполнение задания по каждой таблице, оценивает динамику показателей в процессе исследования.
3.
Счет по Крепелину. Методика заключается в непрерывном сложении испытуемым в уме ряда однозначных чисел, записанных в виде столбца.
Анализ результата подсчета регистрируется в виде кривой, на которой отмечены скорость работы и количество ошибок. Работоспособность оценивается по пятибалльной системе. Методика позволяет оценивать внимание, а также выявлять общую работоспособность и утомляемость.
Методики исследования памяти
Показания для проведения исследования:жалобы пациента на снижение памяти, клинически негрубо выраженные нарушения памяти.
Расстройства памяти характерны, так же как и расстройства внимания, для экзогенных органических заболеваний головного мозга, причем могут быть более грубыми, но преходящими, в остром и подостром периодах и стойкими
— на фоне резидуально-органических явлений. При выраженных астенических состояниях соматической и психогенной природы нарушается способность к запоминанию вследствие утомляемости и нарушения внимания. При олигофрении отмечается равномерная недостаточность всех процессов памяти, но особенно нарушена ассоциативная память.
1.
Тест зрительной памяти. Используется серия рисунков, на которых изображены отдельные предметы (обычно двенадцать) или таблица с изображением двенадцати предметов. Рисунки показывают с интервалом в 2
секунды несколько раз. После каждого показа проверяют, сколько предметов осталось в памяти.
2.
Тест слуховой памяти. Исследование на запоминание повторно предъявляемого набора из 10 простых слов, произносимых с интервалом в 2
секунды. Испытуемый должен всякий раз повторить эти слова. Через определенный промежуток времени (1—2 часа) испытуемого просят воспроизвести все предметы или слова, которые он запомнил. Методики позволяют оценивать непосредственную и долговременную память.
Показателями нормы являются запоминание 10—12 предметов и 7—10 слов непосредственно после 3—4 кратного повторения и воспроизведение не менее 7 слов через час.
3. Метод пиктограмм. Данная методика предложена для исследования опосредованного запоминания, однако она имеет ценность и для оценки процессов мышления (особенности ассоциаций: конкретные, отвлеченные,
символические и т.д.), установок личности (вариант проекции),
эмоционального состояния и модуса поведения. Испытуемому предлагается на слух 10—15 слов или словосочетаний, представляющих собой определенные понятия конкретного и абстрактного содержания, в соответствии с которыми он должен сделать рисунки, чтобы впоследствии по ним воспроизвести заданные словосочетания.
Методики исследования мышления
Показания для проведения исследования:выявление характерных для определенной психической патологии расстройств мышления.
1.
Методика «Четвертый лишний». Испытуемому поочередно предъявляют карточки, на которых изображены 4 предмета. Три из них имеют видовую, родовую или функциональную общность. Просят назвать предмет, который здесь «лишний», не подходит к остальным.
2.
Классификация понятий. Данный метод часто используется для исследования процессов обобщения, абстрагирования, последовательности мышления, критичности, образования понятий и др. Для проведения исследования необходимо иметь набор из нескольких десятков карточек с изображениями объектов живой и неживой природы. На первом этапе испытуемого просят разложить эти карточки по группам — что к чему подходит. Потом предлагают дать название каждой группе. Правильное

выделение этих групп свидетельствует о сохранности у испытуемого процессов обобщения и сравнения. На втором этапе необходимо образовать более крупные группы из растений, животных и предметов неживой природы. Этот этап отражает способность к более высокой степени обобщения.
3.
Методики исследования интеллекта. Показания для проведения исследования: необходимость определения степени интеллектуальной недостаточности, которая чаще всего возникает в педиатрической практике при решении вопросов обучения ребенка с умственным недоразвитием или педагогической запущенностью. У взрослых вопрос о состоянии интеллекта чаще ставится при проведении различных видов экспертиз (трудовой,
военной, судебной).
Оценка производится в баллах по отдельным субтестам, уровню вербального, невербального и общего интеллекта (IQ).
Значение коэффициента интеллектуальности (IQ):
90—109 — средние показатели;
больше 109 — выше среднего;
80—89 — ниже среднего;
70—79 — пограничная интеллектуальная недостаточность;
69 и ниже — зона слабоумия.
Для количественной оценки интеллекта чаще всего используются методики: тест Векслера, тест Амтхауэра, прогрессивные матрицы Равена.
4. Понимание переносного значения пословиц и метафор.Испытуемого просят объяснить, что означает та или иная пословица или метафора.
Например, пословицы: «Не в свои сани не садись»; «Шила в мешке не утаишь»; «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться»; «Цыплят по осени считают»; «Семь раз отмерь, один раз отрежь»; «Не все золото, что блестит» и др. Метафоры: «золотые руки», «ежовые рукавицы», «заячья душа», «каменное сердце», «железный характер» и др. У лиц с низким интеллектом, отсутствием или недостаточностью абстрактно-логического мышления часто выявляются буквальное понимание, перенос на себя или невозможность толкования пословиц и метафор. При выраженных изменениях мышления, характерных для шизофрении, отмечается отвлеченное рассуждательство (резонерство), парадоксальное толкование.
Методики исследования эмоционального состояния
Эмоциональные нарушения могут изучаться при помощи вербальных методик, большое количество которых предложено разными авторами
(определение уровня тревожности — шкалы Спилбергера, Тейлор, Шихана;
выявление и оценка выраженности депрессии — шкалы Гамильтона, Бека,
Зунга и др.). Все они, как правило, представляют собой опросники, при помощи которых испытуемый оценивает собственное эмоциональное состояние.
Необходимо сравнивать результаты, полученные при использовании шкал тревоги и депрессии, с клиническими показателями.
Наибольшее применение опросники находят в динамическом наблюдении за больным и оценке эффективности лечения.
Приложение 2.
Практическое исследование акцентуаций личности и типа отношения к болезни.
ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЙ


АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ОПРОСНИКОМ
ЛЕОНГАРДА-ШМИШЕКА
К.Леонгардом выделены 10 типов акцентуированных личностей, для диагностики типа акцентуации вам предлагается тест-опросник Леонгарда-
Шмишека. Ниже приводится текст опросника.
1. Инструкция.
"Вам предлагается ответить на 88 вопросов, касающихся различных сторон
Вашей личности. Рядом с номером вопроса поставьте знак "+" (да), если согласны, или "-" (нет), если не согласны. Отвечайте быстро, не задумываясь".
2. Текст опросника.
1. Является ли ваше настроение в общем веселым и беззаботным?
2. Восприимчивы ли вы к обидам?
3. Случалось ли вам иногда быстро заплакать?
4. Всегда ли вы считаете себя правым в том деле, которое делаете, и вы не успокоитесь, пока не убедитесь в этом?
5. Считаете ли вы себя более смелым, чем в детском возрасте?
6. Может ли ваше настроение меняться от глубокой радости до глубокой печали?
7. Находитесь ли вы в компании в центре внимания?
8. Бывают ли у вас дни, когда вы без достаточных оснований находитесь в
Проверка правильности усвоения инструкции
Ознакомление с правилами работы с опросником
Усвоена
Не усвоена
Заполнение опросника
Подсчет баллов
Интерпретация
10 типов акцентуации характера.
угрюмом и раздражительном настроении и ни с кем не хотите разговаривать?
9. Серьезный ли вы человек?
10. Можете ли вы сильно воодушевиться?
11. Предприимчивы ли вы?
12. Быстро ли вы забываете, если вас кто-нибудь обидит?
13. Мягкосердечный ли вы человек?
14.Пытаетесь ли вы проверить после того, как опустили письмо в почтовый ящик, не осталось ли оно висеть в прорези?
15. Всегда ли вы стараетесь быть добросовестным в работе?
16. Испытывали ли вы в детстве страх перед грозой или собаками?
17. Считаете ли вы других людей недостаточно требовательными друг к другу?
18. Сильно ли зависит ваше настроение от жизненных событий и переживаний?
19. Всегда ли вы прямодушны со своими знакомыми?
20. Часто ли ваше настроение бывает подавленным?
21. Был ли у вас раньше истерический припадок или истощение нервной системы?
22. Склонны ли вы к состояниям сильного внутреннего беспокойства или страстного стремления?
23. Трудно ли вам длительное время просидеть на стуле?
24. Боретесь ли вы за свои интересы, если кто-то поступает с вами несправедливо?
25. Смогли бы вы убить человека?
26. Сильно ли вам мешает косо висящая гардина или неровно настланная скатерть, настолько, что вам хочется немедленно устранить эти недостатки?
27. Испытывали ли вы в детстве страх, когда оставались одни в квартире?
28. Часто ли у вас без причины меняется настроение?
29. Всегда ли вы старательно относитесь к своей деятельности?
30. Быстро ли вы можете разгневаться?
31. Можете ли вы быть бесшабашно веселым?
32. Можете ли вы иногда целиком проникнуться чувством радости?
33. Подходите ли вы для проведения увеселительных мероприятий?
34. Высказываете ли вы обычно людям свое откровенное мнение по тому или иному вопросу?
35. Влияет ли на вас вид крови?
36. Охотно ли вы занимаетесь деятельностью, связанной с большой ответственностью?
37. Склонны ли вы вступиться за человека, с которым поступили несправедливо?
38. Трудно ли вам входить в темный подвал?
39. Выполняете ли вы кропотливую черную работу так же медленно и тщательно, как и любимое вами дело?
40. Являетесь ли вы общительным человеком?
41. Охотно ли вы декламировали в школе стихи?
42. Убегали ли вы ребенком из дома?
43. Тяжело ли вы воспринимаете жизнь?
44. Бывали ли у вас конфликты и неприятности, которые так изматывали вам нервы, что вы не выходили на работу?
45. Можно ли сказать, что вы при неудачах не теряете чувство юмора?
46. Сделаете ли вы первым шаг к примирению, если вас кто-то оскорбит?
47. Любите ли вы животных?
48. Уйдете ли вы с работы или из дома, если у вас там что-то не в порядке?
49. Мучают ли вас неопределенные мысли, что с вами или с вашими родственниками случится какое-нибудь несчастье?
50. Считаете ли вы, что настроение зависит от погоды?
51. Затруднит ли вас выступить на сцене перед большим количеством зрителей?
52. Можете ли вы выйти из себя и дать волю рукам, если вас кто-то умышленно грубо рассердит?
53. Много ли вы общаетесь?


54. Если вы будете чем-либо разочарованы, то придете в отчаяние?
55. Нравится ли вам работа организаторского характера?
56. Упорно ли вы стремитесь к своей цели, даже если на пути встречается много препятствий?
57. Может ли вас так захватить кинофильм, что слезы выступят на глазах?
58. Трудно ли вам будет заснуть, если вы целый день размышляли над своим будущим или какой-нибудь проблемой?
59. Приходилось ли вам в школьные годы пользоваться подсказками или списывать у товарищей домашнее задание?
60. Трудно ли вам пойти ночью на кладбище?
61. Следите ли вы с большим вниманием, чтобы каждая вещь в доме лежала на своем месте?
62. Приходилось ли вам лечь спать в хорошем настроении, а проснуться в удрученном и несколько часов оставаться в нем?
63. Можете ли вы с легкостью приспособиться к новой ситуации?
64. Есть ли у вас предрасположение к головной боли?
65. Часто ли вы смеетесь?
66. Можете ли вы быть приветливыми с людьми, не открывая своего истинного отношения к ним?
67. Можно ли вас назвать оживленным и бойким человеком?
68. Сильно ли вы страдаете от несправедливости?
69. Можно ли вас назвать страстным любителем природы?
70. Есть ли у вас привычка проверять перед сном или перед тем, как уйти,
выключен ли газ и свет, закрыта ли дверь?
71. Пугливы ли вы?
72. Бывает ли, что вы чувствуете себя на "седьмом небе", хотя объективных причин для этого нет?
73. Охотно ли вы участвовали в юности в кружках художественной самодеятельности, в театральном кружке?
74. Тянет ли вас иногда смотреть в даль?
75. Смотрите ли вы на будущее пессимистически?
76. Может ли ваше настроение измениться от высочайшей радости до глубокой тоски за короткий период времени?
77. Легко ли поднимается ваше настроение в дружеской компании?
78. Переносите ли вы злость длительное время?
79. Сильно ли вы переживаете, если горе случилось у другого человека?
80. Была ли у вас в школе привычка переписывать лист в тетради, если вы поставили на него кляксу?
81. Можно ли сказать, что вы больше недоверчивы и осторожны, нежели доверчивы?
82. Часто ли вы видите страшные сны?
83. Возникала ли у вас мысль против воли броситься из окна,
под приближающийся поезд?
84. Становитесь ли вы радостным в веселом окружении?
85. Легко ли вы можете отвлечься?
86. Трудно ли вам сдержать себя, если вы разозлитесь?
87. Предпочитаете ли вы молчать (да), или вы словоохотливы (нет)?
88. Могли бы вы, если пришлось участвовать в театральном представлении, с полным проникновением и перевоплощением войти в роль и забыть о себе?
К л ю ч:
При совпадении ответа на вопрос с ключом, ответу присваивается один балл.
1. Демонстративность/демонстративный тип:
"+" : 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88.
"-" : 51.
Сумму ответов умножить на два.
2. Застревание/застревающий тип:
"+" : 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81.
"-" : 12, 46, 59.
Сумму ответов умножить на два.
3. Педантичность/педантичный тип:
"+" : 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83.